Принципы и требования построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации



Скачать 51,88 Kb.
Дата05.09.2019
Размер51,88 Kb.


Принципы и требования построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации


п/п




Принципы

(А.В.Петровский)


Характеристика принципов

Соответствие требованиям

к развивающей предметно-пространственной среде ФГОС ДО

1.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Развивающая среда создает условия для физической позиции – общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза».

Для этого подойдет, например, разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель».

Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.


Частично соответствует требованию вариативности среды, в части наличия в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.)

2.

Принцип активности, самостоятельности, творчества.

В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия – творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия – легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.


Частично соответствует требованию доступности. Свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям. Отсутствие использования электроосвещение, гигиенические комнаты не подстроены для участия детей в настоящей «взрослой жизни».

3.

Принцип стабильности - динамичности развивающей среды.

В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.




Соответствует требованию трансформируемости. вариативности. Перестановка столов в зависимости от образовательной организации.

4.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными лёгкими перегородками. Определённые возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проёмов, перегородок.

Полностью соответствует требованию, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной. Выделены зоны оснащенные оборудованием по каждому направлению развития: рабочая зона, спокойная зона, активная зона.

5.

Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.

Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Это обеспечивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.


Соответствует требованию содержательно-насыщенной, трансформируемости. В частности ширма для показа кукольного театра может стать местом уединения.

6.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие «классические» произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и других авторов, ставших традиционными для украшения детских домов, лагерей, пансионатов и т. д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах — восточной, европейской, африканской

Соответствует требованию содержательно-насыщенной

7.

Принцип открытости – закрытости:

– открытость Природе;

– открытость Культуре;

– открытость Обществу;

– открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка.


Открытость Природе – такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат» маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями – деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных кошек, собак, за которыми дети ухаживают.

– Открытость Культуре присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.

– Открытость Обществу обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.

– Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка (см. также принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия).




Не соответствует требованиям ФГОС ДО

8.

Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Не соответствует требованиям ФГОС ДО


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница