Принципы формирования коммуникативной культуры будущих специалистов сервиса в профессиональной подготовке



Скачать 75.83 Kb.
Дата12.02.2016
Размер75.83 Kb.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕРВИСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Кайзер Инна Ивановна,

аспирант, преподаватель Колледжа технологий сервиса

Института экономики и управления ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»

г. Абакан, Республика Хакасия
Выпускник школы, как и всякий человек, обладает определенным жизненным опытом, который по А.К. Осницкому складывается из следующих пяти компонентов.

1. Ценностный опыт: интересы, идеалы, убеждения, нравственно-этические нормы и предпочтения. Этот опыт ориентирует усилия человека на формирование коммуникативной культуры (в нашем случае он дает коммуникативный идеал и образец работника сервиса с высокой коммуникативной культурой).

2. Опыт рефлексии: соотнесение знаний о своих возможностях, самом себе с требованиями деятельности (в нашем случае - с требованиями коммуникативной деятельности) и решаемыми при этом задачи (он указывает ориентировку с остальными компонентами субъектного опыта).

3. Опыт привычной активизации: оперативная подготовленность, адаптация к ситуации, изменяющимся условиям работы, расчет на определенные условия в достижении успеха (помогает приспособить свои усилия для решения значимых задач).

4. Операциональный опыт: общетрудовые, профессиональные знания, умения (коммуникативные умения), а также умения саморегуляции (объединяет конкретные средства преобразования ситуации и своих возможностей).

5. Опыт сотрудничества: складывается при взаимодействии с другими участниками совместной деятельности, способствует объединению усилий, совместному решению задач и предполагает предварительный расчет на сотрудничество.

Все пять компонентов субъектного опыта составляют целостную систему жизненного опыта субъекта деятельности, в данном случае субъекта общения - будущего специалиста сервиса. Таким образом, первый (начальный) уровень его коммуникативной культуры можно представить в виде следующей цепочки умственных действий:

Наблюдения – Впечатления – Переживания – Коммуникативный опыт.

Выявление этого индивидуального коммуникативного опыта есть первое необходимое условие развития коммуникативной культуры профессионала.

Полагаем, что развить коммуникативную культуру вообще, фронтально, сообщив всем какие-то правила поведения или отношения, невозможно. Считается, что этот процесс сложный, сугубо индивидуальный и длительный.

Изучая профессиональное развитие личности, А. К. Маркова сконструировала модель изменения поведения, состоящую из трех стадий [4, С.166]:

1. Стадия подготовки – выяснение степени готовности к изменению поведения.

2. Стадия осознания необходимости изменения поведения, что связано с некоторой остановкой, фиксацией того уровня развития, на котором в данный момент находится субъект.

3. Стадия переоценки. Остановка и фиксация и составляют те условия, которые лежат в основе осознания. Уровень осознания существенно повышается благодаря наблюдению, противопоставлению, интерпретации всевозможных точек зрения, позиций, способов и приёмов восприятия и поведения, обсуждаемых в малых группах. Благодаря увеличению информации, работники сервиса начинают осознавать и оценивать альтернативы.

Следовательно, получение информации о структуре и функциях коммуникативной культуры будущего специалиста, изучение, оценка, описание собственных коммуникативных способностей, осознание необходимости их развития на основе сравнения с идеальными – является вторым необходимым условием развития его коммуникативной культуры.

Многие авторы определений в основу коммуникативных способностей кладут отношения. Отношение к партнеру общения – краеугольный камень коммуникативных способностей, а ценностное отношение к обучаемому – основа, на которой следует развивать коммуникативные качества работника сервиса.

Предполагаем, что получение информации о собственных коммуникативных способностях, а также усвоение учебной информации о коммуникативных качествах, необходимых для развития коммуникативной культуры, на основе сравнения и анализа ведет к осознанию будущим специалистом сервиса необходимости развития собственной коммуникативной культуры.

Образовательная среда предоставляет нам в качестве первого, начального средства – учебный предмет. Учебный предмет, как часть образовательной среды, обладает триадой её свойств: информационными, социальными и технологическими.

Информационный аспект – это содержание учебного предмета, социальный – это субъекты учебной деятельности, технологический – это формы, методы, средства, способы, приёмы развёртывания учебной деятельности её субъектов на базе информационного аспекта.

Сопоставив перечень учебных предметов, изучаемых на первом и втором курсах сервисных специальностей Колледжа технологий сервиса Института экономики и управления «Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова», проанализировав учебные планы и программы с точки зрения возможностей развития коммуникативной культуры студентов - будущих специалистов средствами учебного предмета, мы пришли к выводу, что наиболее действенным в этом отношении может оказаться созданная система психолого-педагогической диагностики уровня сформированности коммуникативной культуры студента в процессе профессиональной подготовки в учебном заведении [1, С.96].

Это предположение закономерно повлекло за собой следующие вопросы:

• Какова степень ориентированности студентов - будущих специалистов на будущую профессию?

• Какова степень направленности вузовских преподавателей на воспитание и развитие будущего специалиста вообще и его коммуникативной культуры в частности?

• Чем определяются возможности развития коммуникативной культуры будущего специалиста сервиса на занятиях?

С целью выявления ориентированности будущих специалистов на предмет формирования коммуникативной культуры был проведён опрос студентов первого, второго и третьего курсов вышеназванной структуры. Ответы студентов первого курса (44 чел.) отличаются большим энтузиазмом, увлечённостью, некоторой переоценкой своих возможностей. Ответы студентов второго и третьего курса (78 чел.) отличаются сознательной ориентацией на будущую профессию.

Гуманистические тенденции в обществе, изменившие картину окружающего мира, предъявляют новые требования к личности работника сервиса. Поскольку вся профессиональная деятельность осуществляется через общение, то коммуникативная культура будущего специалиста в последнее время является предметом пристального внимания исследователей.

Понятие "коммуникативная культура" восходит к родовым понятиям "культура" и "коммуникация". Современные исследователи рассматривают культуру в трёх аспектах: аксиологическом, деятельностном и личностном. Учитывая все эти три подхода к определению культуры, мы выделили те её составляющие, которые необходимы для определения понятия "коммуникативная культура будущего специалиста сервиса":

1) духовные и нравственные ценности, идеалы и нормы;

2) знания, умения и навыки осуществления профессиональной деятельности;

3) личностные качества, способности и отношения человека к природе, себе, другому [2, С.135].

Изучив определения и характеристики понятия "коммуникация", мы пришли к выводу, что точного единого определения нет. Но существуют два подхода: коммуникация в узком смысле как передача информации и в широком смысле - как общение между людьми.

Рассмотрев все виды коммуникации в широком смысле слова, мы осознали, что поскольку главный инструмент профессиональной деятельности - это профессиональное общение, постольку успех работы специалиста будет зависеть от уровня культуры его профессионального общения. Поэтому, употребляя термин "коммуникативная культура", мы имеем в виду культуру профессионального общения.

Изучив определения коммуникативной культуры в работах современных исследователей, применив метод сравнительно-сопоставительного анализа понятий "культура" и "коммуникация", мы сформулировали её определение: Коммуникативная культура - это совокупность личностных коммуникативных качеств и коммуникативных умений, которая характеризуется наличием коммуникативного идеала, знанием норм и правил профессионального общения, ценностным отношением к обучаемому, знанием собственных коммуникативных качеств и умением владеть ситуацией. Коммуникативная культура будущего специалиста сервиса выполняет следующие функции: информационную, аффективную, регулятивную, мотивационную и рефлексивную.

Поуровневый анализ коммуникативной культуры специалиста сервиса базируется на критериях гуманистической направленности, структурности и целостности её компонентов. С опорой на эти критерии были выделены уровни развития коммуникативной культуры будущего специалиста сервисных специальностей:

уровень коммуникативной грамотности,

уровень коммуникативной компетенции,

уровень профессиональной коммуникативной компетентности,

уровень коммуникативного мастерства.

Развитие коммуникативной культуры - перевод будущего специалиста с начального уровня (коммуникативной грамотности) на уровень коммуникативной компетенции - может произойти при определённых необходимых и достаточных условиях [3, С.118].

Таким образом, проделанный обзор все расширяющейся практики обучения профессиональному общению и формирования коммуникативной культуры у будущих специалистов с помощью активных методов (групповая дискуссия, игровые ситуации, управленческие и организационные игры, видеотренинг и т.п.), рассматриваемых здесь, прежде всего, в качестве одних из современных методов совершенствования подготовки к профессиональному общению, позволил раскрыть психологическую суть и возможности данного явления, отчетливо увидеть перспективы и тенденции развития этого важного направления научно-практической деятельности в системе образования.

Можно сделать следующие выводы:

– вся совокупность компонентов, составляющих коммуникативную культуру личности (культура речи и культура мышления, эмоциональная и эстетическая культура, нравственная и физическая и т.д.) определяет жизнь человека-человека и специалиста-профессионала;

– успех в организации познавательной деятельности напрямую связан с умениями специалистов сервиса видеть многогранно, мыслить нестандартно, ставить вопросы самостоятельно и неожиданно, отвечать точно недвусмысленно, излагать доступно и выразительно, слушать доброжелательно и понимающе, то есть с умениями, опирающимися на языковое сознание, культуру речи;

– коммуникативная культура базируется на основных принципах коммуникативного общения, которое:

• представляет собой взаимосвязанную систему психологических функций деятельности, практических методов и средств для самореализации личности;

• может рассматриваться как вид деятельности и как процесс;

• представляет собой обмен информацией по содержанию, сопровождаемый оказанием воспитательного воздействия с помощью коммуникативных средств.



Список литературы

1. Афанасьева, Т.П., Караваева, Е.В., Канукоева, А.Ш., Лазарев, B.C., Немова, Т.В. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО и СПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. – М.: Изд. МГУ, 2007, – 96 с.

2. Бодалев А.А. Психология общения. - М., 1998. - 135 с.

3. Кузин Ф.А. Культура делового общения. - М., 1997. - 118 с.



4. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М, 1996. – 166 с.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница