Примерное положение об учебном кабинете начального общего образования Общие положения 1



страница1/3
Дата10.02.2016
Размер0.74 Mb.
  1   2   3

Приложение

к письму министерства образования

и науки Калужской области



от «______» 2011 г. №____

Примерное положение об учебном кабинете начального общего образования
1. Общие положения

1.1. Учебный кабинет начального общего образования (далее учебный кабинет) – специально оборудованное учебное помещение, предназначенное для организации деятельности педагогических работников и обучающихся I ступени обучения согласно основной образовательной программе начального общего образования.

1.2. Учебный кабинет создаётся в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (статья 32, пункт 2), Типовым положением об общеобразовательном учреждении (пункт 16), настоящим Положением и Уставом образовательного учреждения на основании приказа по общеобразовательному учреждению.

1.3.Учащиеся I ступени обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.

1.3. Учебный кабинет функционирует с учетом специфики общеобразовательного учреждения в целях создания оптимальных условий для выполнения современных требований к организации образовательного процесса.

1.5. Оборудование учебного кабинета должно отвечать

  • требованиям СанПиН 2.4.2.2821-101,

  • требованиям к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников2,

  • требованиям к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений3

  • требованиям правил пожарной безопасности (ППБ 01-03)4.

  • примерному перечню учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов начальных классов общеобразовательных школ Калужской области5

1.6 Площадь учебного кабинета принимается из расчета 2,5 м2 на одного обучающегося при фронтальных формах учебных занятий, 3,5 м2 – при групповых и индивидуальных.
2. Оборудование учебного кабинета
2.1. Учебный кабинет начального общего образования оснащается техническими средствами обучения, учебно-наглядными пособиями, учебно-опытными приборами, измерительной аппаратурой, учебно-методическими комплексами и т.д., т.е. необходимыми средствами обучения для организации образовательного процесса по учебным предметам в начальной школе согласно требованиям к условиям реализации основной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с действующими типовыми перечнями для общеобразовательных учреждений.

2.2. В учебном кабинете оборудуются удобные рабочие места индивидуального пользования для обучающихся в зависимости от их роста и наполняемости класса (группы) согласно санитарным требованиям, а также рабочее место для педагогического работника согласно перечню учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов начальных классов общеобразовательных учреждений Калужской области.6

2.3. Рабочее место педагогического работника оборудуется столом, приставкой для демонстрационного оборудования и технических средств обучения, персональным компьютером, устройством для сканирования и копирования материалов, шкафами для хранения наглядных пособий, экспозиционными устройствами, классной доской, инструментами и приспособлениями в соответствии со спецификой преподаваемых дисциплин и спецификой обучения младших школьников.

2.4. Каждый обучающийся I ступени обеспечивается рабочим местом за партой в соответствии с его ростом, состоянием зрения и слуха. Допускается совмещенный вариант использования разных видов мебели (парты, конторки). (см. раздел V СанПиН 2.4.2.2821-10).

2.5. Организация рабочих мест обучающихся должна обеспечивать возможность выполнения практических работ и опытов в полном соответствии с практической частью образовательной программы, при этом необходимо учитывать требования техники безопасности, гарантировать безопасные условия для организации образовательного процесса.

2.6. В кабинете начальных классов обязательно устанавливаются умывальные раковины (пункт 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10)

2.7. Каждый учебный кабинет должен иметь следующую необходимую документацию:

– паспорт учебного кабинета;

– инвентарная ведомость на имеющееся оборудование;

– инструкции по технике безопасности;

– правила пользования учебным кабинетом учащимися;

– акт приёмки учебного кабинета администрацией школы.


3. Организация работы учебного кабинета

3.1. Занятия обучающихся в учебном кабинете проводятся по расписанию, утвержденному руководителем общеобразовательного учреждения.

3.2. На базе учебного кабинета может быть организована внеурочная деятельность обучающихся в соответствии с утвержденной программой и расписанием кружков, факультативов и т.д.

3.3. Основное содержание работы учебного кабинета:

– проведение занятий по основной образовательной программе начального общего образования;

– подготовка методических и дидактических средств обучения;

– составление заведующим кабинетом заявок на планово-предупредительный ремонт, обеспечение контроля выполнения ремонта;

– соблюдение мер для обеспечения безопасности и охраны здоровья обучающихся и педагогических работников, охраны труда, противопожарной защиты, санитарии и гигиены;

– участие в проведении смотров-конкурсов учебных кабинетов;



– обеспечение сохранности имущества кабинета.
4. Руководство учебным кабинетом

4.1. Руководство учебным кабинетом осуществляет заведующий кабинетом, назначенный из числа педагогов приказом по общеобразовательному учреждению.

4.2. Оплата заведующему за руководство учебным кабинетом осуществляется в установленном порядке.

4.3. Заведующий учебным кабинетом:

  • максимально использует возможности учебного кабинета для осуществления образовательного процесса;

  • выполняет работу по обеспечению сохранности и обновлению компьютерной техники, технических средств обучения, пособий, демонстративных приборов, измерительной аппаратуры, лабораторного оборудования, других средств обучения, т.е. по ремонту и восполнению учебно-материального фонда кабинета;

  • осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета;

  • принимает на ответственное хранение материальные ценности учебного кабинета, ведет их учет в установленном порядке;

  • при нахождении обучающихся в учебном кабинете несет ответственность за соблюдение правил техники безопасности, санитарии, за охрану жизни и здоровья детей;

  • разрабатывает и реализует планы (проекты) развития учебного кабинета в целях создания оптимальных условий для реализации основной образовательной программы;

  • ведет документацию учебного кабинета.

Примерный порядок

составления и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) образовательных учреждений Калужской области
I. Общие положения
1.1. Рабочая программа – это учебная программа, составленная педагогом для конкретного образовательного учреждения и определенного класса на основе авторской программы, включающая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.
1.2. Рабочая программа является составной частью основной образовательной программы соответствующей ступени обучения.
1.3. Рабочая программа является индивидуальным инструментом педагога, с помощью которого он определяет оптимальные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Федеральными государственными образовательными стандартами целью и результатами обучения.
1.4. Рабочая программа составляется учителем (педагогом дополнительного образования) на один учебный год по каждому предмету (курсу), который он преподает, и хранится у учителя и администрации.
1.5. Допускается составление рабочей программы коллективом педагогов одного методического объединения.
1.6. При составлении рабочей программы учитываются:

  • цели и задачи, обозначенные в основной образовательной программе образовательного учреждения;

  • требования к результатам освоения основной образовательной программы образовательного учреждения;

  • объем часов учебной нагрузки, определенный учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;

  • состояние здоровья обучающихся;

  • уровень подготовки обучающихся и степень их учебной мотивации;

  • познавательные интересы обучающихся;

  • учебно-методический комплекс, выбранный педагогом.


II Цели и задачи составления рабочей программы
2.1. Цель составления рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебному предмету, курсу.
2.2. Задачи составления рабочей программы:

  • дать представление о практической реализации Федеральных государственных образовательных стандартов при изучении предмета (курса);

  • определить порядок изучения предмета, курса с учетом целей и задач, поставленных в основной образовательной программе образовательного учреждения.

III Структура рабочей программы
Рабочая программа имеет следующую структуру:

  • титульный лист;

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

  • содержание учебного предмета, курса;

  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


IV. Требования к разделам рабочей программы
4.1. На титульном листе (приложение 1) рабочей программы указываются:

  • наименование образовательного учреждения;

  • гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);

  • название учебного предмета, курса, дисциплины, модуля;

  • класс (параллель), в котором изучается учебный предмет, курс;

  • краткая информация о составителе программы (Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный предмет (курс), его квалификационная категория);

  • год составления программы.

4.2. В пояснительной записке указывается:



  • название, автор и год издания конкретной программы (авторской), на основе которой составлена рабочая программа;

  • цели и задачи данной программы на конкретный период обучения в области формирования системы знаний, умений (общие цели начального (основного, среднего (полного)) общего образования конкретизируются с учетом специфики учебного предмета, курса; задачи формулируются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и с учетом особенностей данного образовательного учреждения и класса);

  • особенности и проблемы, существующие при изучении предмета (курса) в данном классе;

  • изменения, внесенные в авторскую программу (изменение сроков или времени изучения разделов, тем и т.п.) и их обоснование (эта информация будет постоянно корректироваться, т.к. учитель получает новую информацию о развитии учащихся, анализирует проверочные работы и т.п);

  • информация об изменении содержания авторской программы (при необходимости) с обоснованием этих изменений и описание резервов, за счет которых они будут реализованы. Если количество изменений достигает более 20 %, то требуется согласование и внешняя рецензия (в качестве рецензентов могут выступать специалисты органов управления образованием, методисты муниципальных методических служб, институтов повышения квалификации работников образования, преподаватели профильных вузов, специалисты в данной предметной области);

  • учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно Федеральному перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения (пособия, входящие в учебно-методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания);

  • количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;

  • особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле обучающихся в образовательном учреждении7) и промежуточной аттестации обучающихся (в соответствии с Положением о промежуточной аттестации обучающихся в образовательном учреждении8).

4.3. В разделе «Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» (приложение 2) описываются результаты обучения, на конец указанного в рабочей программе периода, выраженные в действиях обучающихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструментария (диагностичных). Данный перечень результатов обучения включает специальные предметные и метапредметные учебные умения и способы деятельности. Основанием для их выделения выступает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования9 и авторская программа, на базе которой разрабатывается рабочая программа.

Результаты освоения учебного предмета должны соответствовать следующим требованиям:


  • описываются через действия учащихся;

  • обозначают определенный уровень достижений учащихся;

  • должны быть достижимыми и подлежащими оценке;

  • должны описываться понятным языком.

4.4. Раздел «Содержание учебного предмета, курса» включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане и описывается только в том случае, если учитель вносит изменения в содержание авторской программы. Если содержание учебного предмета, курса полностью соответствует авторской программе то достаточно сделать ссылку на авторскую программу.


4.5. Раздел «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся» (приложение 3) отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет периодичность проведения зачетов, контрольных, практических и др. видов работ.
4.6. Раздел «Материально-техническое обеспечение учебного процесса» включает описание основной и дополнительной учебной литературы (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.

Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы:



  • литература (основная и дополнительная),

  • дидактический материал,

  • оборудование и приборы.

Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Источники могут приводиться в алфавитном порядке, в порядке значимости и др. Примеры библиографического описания книг, статей и др представлены в приложении 4.
V. Порядок утверждения рабочей программы
5.1. Рабочая программа представляется учителем на заседании органа самоуправления образовательного учреждения, которому в соответствии с уставом образовательного учреждения делегированы данные полномочия (методическими объединениями, проблемными группами, кафедрами, методическим советом, научно-методическим советом и др.), по итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления рассматривает программу на предмет соответствия требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов и принимает решение о рекомендации к утверждению. В протоколе заседания указывается факт соответствия рабочей программы установленным требованиям. Руководитель уполномоченного органа самоуправления ставит свою подпись на титульном листе рабочей программы под грифом «Рассмотрено» и указывает номер и дату протокола.
5.2. Далее рабочая программа представляется на согласование заместителю директора по учебно-воспитательной работе. Заместитель директора на титульном листе ставит свою подпись под грифом «Согласовано».
5.3. Руководитель образовательного учреждения приказом утверждает рабочую программу, ставит свою подпись под грифом «Утверждаю» на титульном листе рабочей программы и указывает номер и дату приказа об утверждении рабочей программы (до 31 августа текущего учебного года).

Приложение 1



Примерный формат титульного листа

_____________________________________________________________

(полное название образовательного учреждения)



«Рассмотрено»

Руководитель методического

объединения учителей _______________________

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № ____» г. Калуги

__________/______________/

ФИО


Протокол №___

от «___» ____________2011 г



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа № ____» г. Калуги

__________/_____________/

ФИО
«___» ___________2011 г



«Утверждаю»

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № ____» г. Калуги


__________/_______________/

ФИО


Приказ №______

от «___» ____________2011 г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_______________________________________________________________

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)


ДЛЯ _______КЛАССА
НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель программы

______________________________

(Ф.И.О. учителя-составителя программы, квалификационная категория)

2011 г.

Приложение 2



Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса


Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты


Умения, связанные с освоением содержательной линии (раздела)…


Регулятивные…

Познавательные…

Коммуникативные…





Приложение 3


Примерные формы тематического планирования

Вариант 1




раздела /

темы

Наименование

разделов и

тем

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Вариант 2




Тема (раздел)

Количество часов

Сроки изучения темы (раздела)

Планируемые результаты

Виды деятельности учащихся

Возможные направления исследовательской, проектной деятельности учащихся

Формы контроля

Предметные

Метапредметные

Личностные




























Приложение 4



Образцы библиографических описаний

КНИГИ

Книга с одним автором

Латышина, Д. И. История педагогики [Текст] : Воспитание и образование в России (X -начало XX века) : учеб. пособие / Д. И. Латышина. – М. : Форум, 1998. – 584 с. – (Высш. образование).

Книга с двумя авторами

Дмитриева, О. И. Культура речи [Текст] : учеб. пособие / О. И. Дмитриева, Н. М. Орлова. - 2-е изд., дораб. – Саратов : Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1999. – 80 с.

Сборники, словари, хрестоматии и др.

Акмеология в образовательных процессах [Текст] : сб. науч. тр. / Сарат.пед. ин-т Саратов : Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. – 113 с.

Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд.. перераб. и доп. - М. : Большая Рос. энцикл., 1999. – 1456 с. : ил.

Коницкий, Э. Б. Всемирная история экономических учений в трудах русских экономистов первой трети XX в. [Текст] : хрестоматия / Э. Б. Коницкий, Г. В. Нинциев, А. И. Васюков. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та экономики и финансов, 1997. – 4.2. – 138 с.

Мюссе, Л. Варварские нашествия на Западную Европу: вторая волна [Текст] / Л. Мюссе : пер. с фр. А. Тополева ; примеч. А. Ю. Карчинского ; худож. Т. Сергеев. - СПб. : Евразия. 2001 - 344 с. : ил.

История России [Текст]: учеб. пособие для студ. всех специальностей / В. Н. Быков ; отв. ред. В. Н. Сухов ; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. лесотехн. акад. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : СПбЛТА, 2001. – 231 с.

Воспитательный процесс в высшей школе [Текст]: материалы науч.-практ. конф. (26-27 апр. 2001 ; Саратов) : [посвящ. 90-летию Сарат. гос. ун-та] / отв.ред. А. Б. Кравцов. – Саратов: Лицей, 2002. – 135 с.

Гиппиус, 3. Н. Сочинения [Текст]: в 2 т. / 3. И. Гиппиус; [вступ.ст., подгот. текста и коммент. Т. Г. Юрченко ; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам]. – М. : Лаком книга : Габестро, 2001. – (Золотая проза серебряного века).
Т. 1: Романы. – 367 с. – Содерж.: Без талисмана; Победители ; Сумерки духа.

Т. 2: Романы. – 415 с. – Содерж.: Чертова кукла; Жизнеописание в 33 гл.: Роман-царевич: история одного начинания; Чужая любовь.



Казьмин, В. Д. Справочник домашнего врача [Текст]: в 3 ч. / В. Д. Казьмин. – М.: ACT Астрель, 2001. Ч. 2 : Детские болезни. – 503 с.

Автореферат диссертации

Фокеев В. А. Библиографическое знание: теоретико-методологическое исследование [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук/ В. А. Фокеев. - М.: [Б.и.], 1996. – 36 с.

СТАТЬИ

Гаръкин, В. П. Динамика учебно-познавательной активности студентов [Текст]: [по данным социол. опроса] / В. П. Гарькин, И. Е. Столяров // Социол. исслед. – 2000. – № 12. – С. 70 – 74.

Ионова, О. Б. Социальные технологии партнерства [Текст] / О. Б. Ионова // Вести. Моск. ун-та. Сер. 18: Социология и политология. – 2000. – № 4. – С. 108 – 114.

Спиркин, Н. В. Основы философских знаний [Текст] / Н. В. Спиркин // Соц.-полт журн. - 1994. – № 1 – 2. – Гл. VII: Культура и цивилизация. – С. 92 – 107.

Панин, Т. В. К истории текста книги «Щит веры» [XVII в.] [Текст] / Т. В. Панич Гуманитар. науки Сибири. Сер.: Отечеств, история. – 2000. – № 2. – С. 3 – 6.

Решетов, А. Г. О концептуальных основах стратегий развития российского образования (анализ концептуальных подходов) [Текст] / А. Г. Решетов, В. Н. Ткаченко // Вести. Ставроп. ун-та. – 2000. – Вып. 1/2. – С. 69 – 72. -– Библиогр.: 7 назв.

Силих, А. Н. Общественные инновации и подготовка менеджеров: взаимосвязи на рубежч. тысячелетий [Текст] / А. Н. Силих // Вестн. ун-та / Гос. ун-т управления. Сер. Развитие образования в обл. менеджмента. – 2000. – № 1. – С. 21 – 26.

Суворов, А. И. Антитеррористическая деятельность в дореволюционной России [Текст] А. И. Суворов // Социол. исслед. – 2000. – № 12. – С. 100 – 108. – Библиогр.: с.108.

Элъкин, Е. К Иконостас Петропавловского собора [Текст] / Е. Н. Элькин // Краевед. зап. / Музей истории. – СПб., 1994. – Вып. 2. – С. 149 – 159.

Текстовые задания: 11 класс [Текст]: базовый курс / В. Н. Белобородов. Р. В. Комо; А. О. Татур [и др.] // Физика : прил. к газ. «Первое сент.» – 2000. – № 13 (апр.). – С. 13.



Фрумин, И. Оценка качества образования: между контролем и поддержкой [Текст] / И. Фрумин // Первое сент. – 2000. – 23 дек. – С.2.

ИЗОИЗДАНИЯ

Кустодиев, Б. М. Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой, 1907 [Изоматериал] холст, масло / Б. М. Кустодиев (1878 – 1927); Межрегион. обществ. орг. «Центр духов. культуры» – Самара: Агни, 2001. – Цв. Офсет.; 42 x 30 см.

Шедевры французского искусства 18 века [Изоматериал]: календарь: 2002 / Торговый дом «Медный всадник»; дизайн П. Канайкина; вступ. ст. С. Кудрявцевой. – СПб.: П-2, 2001 [24] с: цв. ил.; 29 x 29 см. – (Эрмитажная коллекция).

НОТНЫЕ ИЗДАНИЯ

Эшпай, А. Я. Квартет [Ноты]: для 3 скрипок, альта и виолончели / А. Эшпай. Партитура и голоса. - М.: Композитор, 2001. – 34 с, 4 парт.



АУДИОИЗДАНИЯ

Роман (иеромон.) Песни [Звукозапись] / иеромонах Роман; исп. Жанна Бичевская. СПб.: Центр духов, просвещения, 2002. – 1 электрон. опт. диск. – (Песнопения иеромонаха Романа; вып. З).



ВИДЕОИЗДАНИЯ

От заката до рассвета [Видеозапись] / реж. Роберт Родригес; в ролях: К. Тарантино, X. Кейтель, Дж. Клуни; Paramount Films. – М.: Премьер-видеофильм, 2002. – 1 вк. – Фильм вышел на экраны в 1999 г.



ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Мультимедиа]: электрон, текст., граф., зв. данные и прикладная прогр. (546 Мб). – М.: Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. – Электрон. опт. диск (CD-ROM).

Русский язык [Электронный ресурс] : словарь. - Режим доступа: http: //www.grarmota.ru.

Мейман Э. Философско-антропологические аспекты педагогики [Электронный ресурс / Э. Мейман. - Режим доступа: http://www.yspu.yar.ru:8101/vestnik/pedagokaipsichologiy/63 .


ПРИМЕЧАНИЕ. Общее назначение материала, приводимое в квадратных скобках, например: [Текст], [Изоматериал], [Ноты], [Электронный ресурс] и др. – является факультативным элементом. Общее обозначение материала опускается в тех случаях, когда все источники в библиографическом списке являются однородными, например, текстовыми.

Методические рекомендации

по организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях Калужской области
При организации внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении необходимо руководствоваться следующей нормативно-правовой базой:

1. Закон РФ «Об образовании» (ст.9, ст. 14, ст.32).

2. Письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении».

3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241об изменениях, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.10.2010 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

8. Приложение к письму Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».

9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. №27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин2.4.41251-03».

10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

Внеурочная деятельность школьников — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Образовательное учреждение разрабатывает программу организации внеурочной деятельности, которая входит в состав основной образовательной программы, реализуемой образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования и с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции,  школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики, военно-патриотические объединения и т. д. 10

Кроме того, во внеурочной деятельности могут быть реализованы направления дополнительного образования детей:

- художественно-эстетическое (изобразительное творчество, прикладное творчество и др.);

- научно-техническое (начальное техническое творчество, конструирование, технические виды спорта, информатика и вычислительная техника);

- туристско-краеведческое;

- эколого-биологическое.



Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.11

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.12

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность может проводиться как учителями начальных классов, так и классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования детей, работниками учреждений культуры и спорта. Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности как чтение, музыкальные за­нятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1-2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-3 классов и 1,5— для обучающихся 4-8 классов.13

Набор и площади помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей. 14

Оборудование учебных помещений, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.15

В целях наиболее эффективной организации внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении можно предложить для использования в регионе две возможные модели взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей:



  1. Сотрудничество на регулярной основе согласно совместно разработанной программы взаимодействия.

  2. Учебно – воспитательный комплекс.

Первая модель строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений (проект договора о сотрудничестве общеобразовательного учреждения с учреждением дополнительного образования детей прилагается, см. Приложение 1).

Вторая модель взаимодействия учреждения общего и дополнительного образования детей является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. Учебно – воспитательный комплекс существует в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования — художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов (положение о центре дополнительного образования в школе прилагается, см. Приложение 2).

В каждом образовательном учреждении, реализующем Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, можно формировать банк образовательных программ внеурочной деятельности. Для этого рекомендуется использовать примерные программы внеурочной деятельности, программы, рекомендованные серией «Стандарты второго поколения», литература для организации внеурочной деятельности в рамках используемых учебно – методических комплексов, авторские образовательные программы для системы дополнительного образования детей. (см. Приложение 3)



Приложение 1.

ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР

о сотрудничестве общеобразовательного учреждения с учреждением дополнительного образования детей

«_____»__________________20___ г.
Учреждение дополнительного образования детей (далее – УДОД) ___________________________________________________________________________

(название, полный юридический адрес)

в лице директора

_______________________________________________________________________

(Ф. И. О.)

и общеобразовательная школа (далее ОУ)

_______________________________________________________________________

(название, юридический адрес по уставу)

в лице директора ___________________________________________________________________________

(Ф. И. О.)

заключили настоящий договор о сотрудничестве и взаимодействии в сфере дополнительного образования и культурно-досуговой деятельности.

Стороны взяли на себя следующие обязательства:



1. УДОД обязуется:

1.1. Организовать работу педагогов УДОД

_______________________________________________________________________,

(Ф. И. О)

по следующим направлениям

(направление деятельности, название программы)_________________________________


_______________________________________________________________________

на базе ОУ и обеспечить программно-­методическое сопровождение их деятельности.

1.2. Контролировать реализацию программ внеурочной деятельности и результативность образовательно-воспитательной процесса в детских объединениях в соответствии с разработанными планами.

1.3. Принимать участие в совместных культурно-досуговых программах, акциях и мероприятиях.

1.4. Производить оплату из собственных средств, в случае реализации программ дополнительного образования.
2. ОУ обязуется:

2.1. Создать необходимые условия для работы педагогов дополнительного образования: предоставить помещения (учебные классы, актовый зал, комнаты и т. п.) для проведения занятий и массовых мероприятий, в соответствии с нормами СанПиН и требованиями безопасности, а также, по возможности, обеспечить необходимым оборудованием для качественного осуществления образовательно-воспитательной деятельности.

2.2. Включить проведение занятий педагогов дополнительного образования в школьное расписание внеурочной деятельности и осуществлять контроль за его выполнением.

2.3. Принимать участие в совместных культурно-досуговых программах, акциях и мероприятиях.

2.4. Производить оплату из собственных средств, в случае реализации программ внеурочной деятельности.
3. Права сторон:

3.1. Обе стороны имеют равные права на использование результатов заявленной в договоре деятельности.


4. Условия договора:

4.1. Договор составлен в 2 экземплярах, имеющих равную юридическую силу.

4.2. Договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение времени, необходимого для реализации образовательных и воспитательных программ.

4.3. Договор может быть расторгнут по инициативе одной из сторон, о чем она должна уведомить другую сторону не менее чем за 3 месяца до расторжения договора.

4.4. Все дополнения, соглашения, принятые для развития данного договора, оформляются в письменном виде и скрепляются подписями и печатями обеих сторон.

Юридические адреса сторон:


УДОД__________________________________

Адрес_______________________________

Телефон_______________________________

Директор______________________________

М.П.


ОУ______________________

Адрес_____________________

Телефон____________________

Директор__________________

М.П.


Приложение 2.

Примерное положение

о центре дополнительного образования в общеобразовательном учреждении
1.Общие положения.

1.1. Центр дополнительного образования (далее ЦДО) является структурным подразделением общеобразовательного учреждения № ____ (далее – ОУ).

1.2. Центр дополнительного образования создается в целях формирования единого образовательного пространства, для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах в рамках реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

1.3. Центр дополнительного образования в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 233 от 07.03.1995 года, Типовым положением об образовательном учреждении, Уставом школы, настоящим Положением.

1.4. Состав центра (могут входить):

- заместитель директора по воспитательной работе

- заместитель директора по учебно-воспитательной работе

- педагоги дополнительного образования;

- воспитатели группы продленного дня;

- психолог;

- социальный педагог;

- классные руководители.

1.5. ЦДО создается, реорганизуется и ликвидируется приказом руководителя общеобразовательного учреждения по согласованию с органом государственно-общественного управления ОУ.
2.Цели и задачи ЦДО.

2.1. Цели Центра дополнительного образования:

- создание условий для интеграции основного и дополнительного образования, обеспечивающих реализацию основных требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта;

- формирование ключевых компетентностей, способствующих успешной адаптации обучающихся в современных условиях.

2.2. Задачи Центра дополнительного образования:

- создание условий для более полного всестороннего развития личности каждого ребенка согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта


- объединение в единый функциональный комплекс образовательных, воспитательных и оздоровительных процессов

- создание системы воспитательной внеурочной работы, включающей не только структурные подразделения общеобразовательного учреждения, но и различные элементы структуры социума (учреждения дополнительного образования, физической культуры и спорта, здравоохранения, туризма и т.п.)

- разработка образовательных программ, направленных на развитие учащихся в различных областях культуры, спорта, науки, искусства и др.

- организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах реализации образовательных программ дополнительного образования,

- информационное обеспечение всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся и их родителей) по вопросам внеурочной деятельности и дополнительного образования

- непосредственное участие в создании, апробации и реализации модели воспитания и дополнительного образования образовательного учреждения

- содействие включению семьи в решение вопросов воспитания, образования и развития детей, адаптации учащихся к жизни в обществе, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защите детства

- организация научно-методической работы, направленной на профессиональный рост педагогов через проведение практических занятий, тематических встреч, самообразование и т. п. по решению задач воспитания и развития учащихся, формирования всесторонне развитой личности каждого школьника.


3. Основы деятельности ЦДО.

3.1. Основой деятельности Центра дополнительного образования является создание образовательной среды, ориентированной на реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, объединение в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

3.2. Структура ЦДО определяется целями и задачами общеобразовательного учреждения, количеством и направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ и включает профильные лаборатории, студии, секции, клубы, учебные группы и т.д.

Деятельность учащихся в Центре дополнительного образования осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, театр и др.)

3.3. Прием обучающихся в объединения ЦДО осуществляется на основе свободного выбора детьми и их законными представителями - родителями образовательной области и образовательных программ.

Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях разного профиля.

3.4. Основные направления деятельности Центра дополнительного образования:

- духовно-нравственное;

- спортивно- оздоровительное;

- социальное;

- общеинтеллектуальное (научно-познавательное);

- общекультурное (художественно-эстетическое) и др.

(Образовательное учреждение самостоятельно выбирает направления деятельности, в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта, потребностями всех участников образовательно-воспитательного процесса и моделью воспитания и дополнительного образования в школе).

Кроме того, Центр реализует разнообразные программы культурно-досуговой деятельности

3.5. Содержание деятельности объединений по интересам определяется педагогическими работниками Центра дополнительного образования с учетом примерных программ, рекомендованных органами управления образованием. Педагогические работники имеют право разрабатывать авторские программы дополнительного образования, которые утверждаются педагогическим советом образовательного учреждения.
4.Содержание образовательного процесса в ЦДО

4.1. В ЦДО реализуются программы внеурочной деятельности и дополнительного образования детей различного уровня (дошкольного образования, начального общего образования, основного общего и т.д.) и направленности (художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, научно-технической, военно-патриотической, эколого-биологической, социально-педагогической, туристско-краеведческой, развивающее проектирование, и др.) в соответствии с действующей лицензией на образовательную деятельность.

4.2. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным (интегрированным) программам. Для реализации комплексных программ могут быть привлечены два и более педагога; распределение учебной нагрузки между ними фиксируется в образовательной программе и тарификации.

4.3. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в Пояснительной записке программы.

4.4. Педагогические работники ЦДО могут пользоваться примерными (рекомендованными Министерством образования РФ) программами, модифицированными (адаптированными), авторскими (самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним), либо использовать программы других учреждений дополнительного образования детей. При необходимости возможна постановка эксперимента и разработка соответствующих экспериментальных программ, открытие на базе учреждения экспериментальной площадки.

4.5. Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются образовательной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в ЦДО ОУ. При проведении занятий с использованием компьютерной техники должны соблюдаться санитарно-­эпидемиологические правила и нормативы (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.10.2010 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».).

4.6. В соответствии с программой педагог может использовать различные формы образовательной деятельности: аудиторные занятия (лекции, семинары, практикумы), экскурсии, концерты, выставки, экспедиции, круглые столы, диспуты, конференции и др. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий. Занятия могут проводиться как со всем составом группы, так и по звеньям (3–5 чел.) или индивидуально.

4.7. Педагог самостоятелен в выборе системы оценок, периодичности и форм аттестации обучающихся. В ЦДО используются следующие формы аттестации (указать используемые формы: это могут быть тесты, опросы, зачеты, собеседования, доклады, рефераты, олимпиады, смотры, конкурсы, выставки, конференции, концерты, публикации и др.).


5. Организация образовательного процесса в ЦДО

5.1. Образовательный процесс в ЦДО осуществляется в течение учебного года (с 1 сентября по 25 мая).

5.2. В период осенних, зимних и весенних каникул объединения по интересам работают по специальному расписанию с переменным составом.

5.3. В период летних каникул в Центре дополнительного образования могут открываться в установленном порядке лагеря с дневным пребыванием, создаваться различные объединения с постоянным или переменным составом учащихся в лагерях с дневным пребыванием; проводиться походы, поездки, экскурсии.

5.4. Организация образовательного процесса по реализации программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, количество объединений по интересам и учебных групп регламентируется образовательным планом школы и разрабатывается школой самостоятельно.

5.5. Расписание занятий объединения по интересам и учебных групп составляется с учетом создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся, пожеланий учащихся и (или) их родителей (законных представителей), возрастных особенностей обучающихся и требований санитарно-гигиенических норм и согласовывается с педагогическим работником Центра дополнительного образования.

5.6. Проведение занятий фиксируется в журналах учета работы объединений системы дополнительного образования детей.

5.7. Численный состав объединений по интересам и учебных групп Центра дополнительного образования и продолжительность занятий устанавливаются в соответствии с нормативами, определенными в Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей и Типовом положением об образовательном учреждении.

5.8. Объединения ЦДО могут располагаться как в основном здании школы, так и в других учреждениях (дополнительного образования детей, учреждениях культуры и спорта и др. организациях округа).

5.9. Показателями результативности деятельности объединений ЦДО являются метапредметные результаты и личностные достижения учащихся:

- успешное освоение воспитанниками образовательной программы;

- увлеченное отношение к делу, которым они занимаются;

- участие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках и соревнованиях;

- ранняя профессиональная ориентация детей;

- разностороннее личностное проявление (положительная динамика проявлений ценностно-значимых качеств личности);

- обогащение личного опыта воспитанников и социально- личностным содержанием

продуктивность деятельности, выражаемой в соответствующих предметно-практических достижениях (личных, групповых, коллективных).

5.10. В работе объединений совместно с учащимися могут участвовать и их родители (законные представители) без включения в основной состав объединения при наличии условий и согласия руководителя объединения.

5.11. Педагогические работники Центра дополнительного образования принимают участие в организации и проведении мероприятий воспитательной направленности (выезды учащихся, праздники, фестивали и т.д.).

5.12. Повышение квалификации педагогических работников Центра дополнительного образования реализуется через систему повышения квалификации педагогических кадров.


6. Управление и финансирование ЦДО.

6.1. Управление деятельностью Центра дополнительного образования осуществляется руководителем ОУ в соответствии с разграничением полномочий, регламентированным Уставом ОУ.

6.2. Непосредственное руководство деятельностью Центра дополнительного образования осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, курирующий вопросы дополнительного образования в школе или заместитель директора по дополнительному образованию (при наличии возможности введения такой должности).

Штатное расписание ОУ в части, касающейся Центра дополнительного образования, разрабатывается школой в соответствии с действующими государственными и местными нормативами, согласуется с учредителем (муниципальным органом управления образования) и утверждается его руководителем.

6.3. В соответствии с Уставом ОУ Центр дополнительного образования имеет право оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемой из бюджета деятельности.
7. Права педагогов ЦДО.

7.1. Педагоги Центра являются полноправными участниками органов государственно-общественного управления образовательным учреждением. Они имеют право разрабатывать и вносить предложения, готовить проекты решений, определяющих их направление работы, отражать работу Центра дополнительного образования в годовом планировании работы школы.

7.2. Педагоги Центра дополнительного образования, опираясь на анализ результативности педагогического процесса, имеют право вносить коррективы, вырабатывать рекомендации по эффективной организации образовательного процесса, по внедрению современных образовательных технологий в системе дополнительного образования.
8. Обязанности педагогов ЦДО.

Педагог ЦДО обязан:

8.1. Добросовестно и своевременно выполнять свои функциональные обязанности.

8.2. Вести в установленном порядке документацию,

8.3. Принимать участие на заседаниях педагогического совета, проявлять инициативу и ответственность в решении педагогических задач.

8.4. Уделять внимание саморазвитию и повышению профессиональной компетентности, владеть основами самоанализа.

8.5. Осуществлять практическую и творческую работу как в области образования, так и в других областях внеурочной деятельности, основываясь на их оценке как факторов и условий всестороннего развития личности обучающегося.

8.6. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения культурно-досуговой деятельности детей.



Приложение 3

Рекомендуемая литература для организации внеурочной деятельности

  1. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М. : Просвещение, 2011

  2. Д.В. Григорьев П.В. Степанов Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Д.В. Григорьев, П. В. Степанов – М. : Просвещение, 2011

  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/В.А. Горский, А,А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 – е изд. – М. :Просвещение, 2011

  4. Григорьев Д.В Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П. В. Степанов – М. : Просвещение, 2010

  5. Сборник «Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся». М., «Просвещение» 1995 г.

Каталог: sub -> education
education -> -
sub -> Программа кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования Факультет: подготовки научно-педагогических кадров Категория обучающихся: адъюнкты, соискатели, аспиранты
sub -> Ведение деловых переговоров
sub -> Структурно-функциональная организация психологической защиты личности 19. 00. 03 психология труда, инженерная психология, эргономика по психологическим наукам
education -> -
education -> Инструктивно-методическое письмо «О необходимости организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации фгос»
education -> 2013 год – Год дополнительного образования История дополнительного образования в России


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница