Применение дидактических игр как средство развития словаря у детей старшего дошкольного возраста



Скачать 47,42 Kb.
Дата23.05.2016
Размер47,42 Kb.
#49146
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 24 «Сказка»

Педагогический проект



применение дидактических игр как средство развития словаря у детей

старшего дошкольного возраста

Выполнила:

Воспитатель

Кочурина Н.И.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………..3

1.1. Анализ уровня развития словаря детей в игровой деятельности……………………………………………………………7

1.2. Анализ развития словаря в процессе внедрения комплекса дидактических игр…………………………………………………....11

1.3. Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей…………………………………………………………………...14

Заключение……………………………………………………………20

Список литературы……………………………………………………..


Введение
Развитие речи в дошкольном возрасте представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека - это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в развитии речи, а вопрос о состоянии словаря и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.

На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорится, что дети дошкольного возраста должны уметь составлять рассказ о себе, семье, знать нормы построения в предложения, понимать речь сверстника и воспитателя.

Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, В. И.  Логинова, А. П. Иваненко, В.И. Яшина. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.

Лингвистический анализ показывает, что построение цельного и связного текста требует от детей овладения ряда языковых умений: сооружать высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разных всевозможных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства.

Принципиально важными являются выводы, полученные в ходе анализа психологической лингвистической литературы о том, что раньше всего к связному изложению дети переходят в очерках спокойного характера.

В возрасте 5 – 6 лет, когда дети уже достаточно хорошо владеют речью, становится возможным внеситуативно - познавательное общение. Ребенок приобретает достаточный запас слов и начинает грамматически правильно сооружать фразы, нормально произносить звуки. Активный словарный запас, которым располагает ребенок в дошкольном возрасте, дает ему шанс свободно говорить с окружающими. Но нередко он испытывает сложности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать событие, участником которого был он сам.

В процессе освоения новых слов ребенок не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремиться по - своему осознать названия некоторых предметов, действий, т.е. у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике.

Параллельно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка.

Важным условием формирование словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приемов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счет поиска эффективных приемов руководства, мотивации детей.

Однако тут возникают противоречия: между необходимостью системного подхода к данной проблеме и выбором эффективности, целесообразности форм методов и приемов.

Исходя из выше изложенного положения противоречий, определена тема: «Дидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста»



Объект: процесс развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактические игры как средство развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы: Выявить при каких педагогических условиях дидактическая игра будет способствовать развитию словаря, и апробировать комплекс дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:


  1. Рассмотреть особенности развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.

  2. Определить роль дидактических игр для развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.

  3. Выявить и проанализировать уровень развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.

  4. Внедрить комплекс дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: можно предположить, что использование дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста существенно изменит уровень развития словаря, если:

-дидактические игры будут отобраны адекватно возрасту и их индивидуальным особенностям;

-дидактические игры будут проводиться последовательно и систематически в разных видах деятельности.

Методы исследования:

теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, наблюдение, систематизация, проектирование, изучение и обобщение, диагностика.

База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24, пос. Горноуральский.

Методологической основой работы является исследования Л.С.Выготского (процесс усвоения детьми значения слов и их семантики); Е.И.Тихеевой, О.И.Соловьевой, М.Н.Кониной (определены задачи словарной работы в детском саду).
1.1. Анализ уровня развития словаря детей в игровой деятельности

Далее, нами было проведено наблюдение за игровой деятельностью детей с целью выявить уровень умения детей вступать в совместную деятельность с педагогом и со сверстниками, использовать разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом, использовать сложные предложения разных видов и пользоваться речью для выражения своих чувств и эмоций, что было отображено в протоколе наблюдения (Приложение 1).

Наблюдение проводилось по следующим параметрам:

1. Умение детей вступать в совместную деятельность с педагогом и со сверстниками.

2. Умение использовать разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом.

3. Умение использовать сложные предложения разных видов.

4. Умение пользоваться речью для выражения своих чувств и эмоций.

Высокий уровень предполагает наличие всех параметров: умение детей вступать в совместную деятельность с педагогом и со сверстниками, умение использовать разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом, умение использовать сложные предложения разных видов, умение пользоваться речью для выражения своих чувств и эмоций.

Средний уровень предполагает умение детей вступать в совместную деятельность с педагогом, умение пользоваться разнообразной лексикой в точном соответствии со смыслом, умение использовать сложные предложения разных видов, отсутствие умения пользоваться речью для выражения своих чувств и эмоций.

Низкий уровень предполагает умение вступать в совместную деятельность с педагогом и со сверстниками, но в речи ребёнка отсутствуют сложные предложения разных видов и разнообразная лексика в точном соответствии со смыслом, а также отсутствует умение выражать в речи свои чувства и эмоции.

Условимся принимать высокий уровень за 5 баллов, средний за 4 балла, низкий за 3 балла.

Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что были получены следующие данные:

В – 13% (3 детей),

С – 48% (11 детей),

Н – 39% (9 детей).

Умеют вступать в совместную деятельность с педагогом и со сверстниками самостоятельно 13 детей – 60%, другие 10 детей – 40% без особой инициативы вступают в совместную деятельность; умеют использовать разнообразную лексику по смыслу 7 детей – 28%, 15 детей – 60% используют разнообразную лексику по смыслу не во всех ситуациях, 3 ребёнка – 12% практически не используют разнообразную лексику в своей речи; использовать сложные предложения разных видов умеют 6 детей – 24%, 13 детей – 60 % не всегда по ситуации пользуются сложными предложениями и у 4 детей – 16% в речи практически отсутствуют сложные предложения; выражать речью свои чувства и эмоции умеют 5 детей – 24%, имеют затруднения в выражении своих чувств и эмоций речью 13 детей -52% и 5 детей – 24% не выражают речью свои чувства и эмоции.

Общие данные наблюдения за игровой деятельностью представлены в таблице (Приложение 2).

Вывод: Наблюдая за детьми в процессе игровой деятельности, видим, что дети умеют действовать по правилам, выделять основные этапы игры, несложное условие удерживать в памяти. Все эти знания, умения и навыки дети не применяют в бытовой и в учебной деятельности.

У детей отсутствует мотивация к результату, который они не могут адекватно оценить, речь не выполняет планирующей функции; слабо развита способность к волевому усилию, слабый словарный запас детей, ограничивают их взаимодействие со сверстниками. Все перечисленные компоненты указывают на недостаточный уровень развития словаря у большинства детей. Поэтому возможны затруднения в дальнейшем обучении.

Деятельность по корректировке уровня развития по данной проблеме будет направлена на развитие словаря, на развитие умения оценивать свою деятельность, умение пользоваться разнообразной лексикой в точном соответствии со смыслом, умение использовать сложные предложения разных видов, умения пользоваться речью для выражения своих чувств и эмоций, на повышение мотивации находить и исправлять ошибочное действие. Поэтому возникает необходимость внедрения комплекса дидактических игр, как средство развития словаря детей группы. Условием для развития словаря может являться игровая деятельность, так как она содержит в себе правила и все структурные компоненты деятельности.

Так как широкое использование игрового метода, в частности различных видов дидактических игр. Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста и является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

Для реализации содержания развития словаря составлен комплекс дидактических игр, направленных на обогащение и активизацию словарного запаса у дошкольников:

- игры с предметами (игрушки, природный материал);

- настольно – печатные игры;

- словесные игр


1.2. Анализ развития словаря в процессе внедрения комплекса дидактических игр

Цель: оценить эффективность проведения дидактических игр как средство повышения уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:


  1. Выяснить умение контролировать результат в процессе дидактических игр, направленных на развитие словарного состава.

  2. Оценить умение контролировать процесс достижения цели в дидактических играх, построенных на пошаговом сравнении выполняемого действия с образцом, используя речь для выражения своих чувств и эмоций,

  3. Определить умение оценивать свою деятельность, используя разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом, умение использовать сложные предложения разных видов, на повышение

  4. Определить освоения способа находить и исправлять ошибочное действие в процессе игровой деятельности.

Эффективность проведения дидактических игр определяется:

- освоение умения оценивать свою деятельность, используя разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;

- использования сложных предложений разных видов, на повышение мотивации к игровой деятельности.

Отслеживание результатов внедрения комплекса дидактических игр, динамики развития словаря осуществлялась в рамках разработанного мониторинга. (Критерии/ показатели развития) (Приложение 3)



Планируемый результат:

1.Количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

2.Освоение социально закрепленного содержания слов:

а) овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.

В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы основная цель методической работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью дидактической игры.

Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:

- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

- совершенствовать разговорную речь;

- обогащать словарь.

После проведения намеченного обследования, мы постарались объективно изучить и проанализировать полученные данные.

Низкий уровень - 3 балла (6 детей).

Дети, показавшие низкий уровень развития словаря (Вова Г., Маша А., Арсений О., Вероника Л., Кирилл С., Алина К.) смогли выполнить задания лишь с активной помощью педагога. В их высказываниях отсутствовала полнота и развёрнутость, сокращались признаки описания, дети не могли сформулировать предложение, на вопросы отвечали с большими заминками. При анализе ответов детей мы выявили, что Вова Г. не смог ответить на вопрос «Скажи, для чего можно использовать стакан?», не знает времен года. Вероника Л. не смогла подобрать слово похожее по смыслу, не знает, что такое ананас, фрукт или овощ. Алина К. не знает, что можно шить. Кирилл С. Не смог сказать слово, противоположное по смыслу, так же не ответил о временах года, не смог отгадать загадку. Арсений О. не знает названия детенышей собаки, коровы. Не знает, чем питается корова. Маша А. не смогла назвать, что изображено на картинках, одним словом. Не знает, чем питается медведь.

В ходе проведения игр наблюдались частые паузы, размышления, просьбы о помощи, подсказке. Отмечалась бедность в выражениях качественных признаков, неточность высказываний

Средний уровень - 4 балла (12 человек).

Следует отметить, что в процессе проведения дидактических игр мы столкнулись с некоторыми особенностями словаря у детей старшего дошкольного возраста. Дети пытались замещать слова, в частности, прилагательные. Наблюдались паузы, размышления, просьбы о помощи. Отмечалась бедность в выражениях качественных признаков, бедность и неточность высказываний. Иногда при активном побуждении педагога наблюдалось полное отсутствие смыслового высказывания. Дети были заинтересованы в заданиях, в некоторых случаях аргументировали свои суждения, исправляли ошибки с помощью педагога. У некоторых детей (Настя М., Полина Т.) наблюдались незначительные ошибки.

Высокий уровень - 5 баллов (5 детей).

Анализ игр, позволяет отметить, что в обследуемой группе детей с высоким уровнем развития словаря 2 человека (Соня П., Настя С.), дети четко выражали свои мысли, отвечали на вопросы без пауз и заминок, принимали активное участие в играх, формулируют предложения и обосновывают свой ответ.

Таким образом, после апробирования комплекса игр, у детей старшего дошкольного возраста видна положительная динамика. Дети в процессе игр стали более активны, не боялись отвечать на вопросы, с интересом стали играть в игры, так же старались давать полный ответ.
1.3. Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей


1 этап – подготовительный

Цель работы данного этапа заключалась в формировании и развитии фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи.

Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных игр: на прогулке, перед завтраком, второй половине дня, а также на занятиях, построенных в игровой форме.
Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

4 марта

понедельник



«Фрукты – овощи»

Цель игры: дифференциация сходных понятий.



В начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие - овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным.

Не все выполняли правильно задание(Вова Г, Маша А, Арсений О, Вероника Л, Кирилл С), многие затруднялись ответить на вопрос: «Что это? Овощ или фрукт?», только с помощью воспитателя выполняли действие. (Алина К, Ярослав А, Настя М,)не смогли сформулировать полный ответ, только отвечали на вопросы воспитателя




«Летает, а не птица»

дифференциация понятий «птицы» и «насекомые»



Воспитатель загадывает загадки про птиц и насекомых, Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное.

Дети внимательно слушали, отвечали на вопросы, некоторые загадки не с первого раза отгадывали (Вова г, Маша А), кто то обосновывал свой ответ: «птицы имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие» (Настя С), «Насекомые маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев.» (Кирилл М)


2 этап – развивающий

Цель 2-го этапа: повысить речевую активность и произвольность внимания, т.е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико-грамматических ошибок.




5 марта

вторник


«Наоборот»

Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления



Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю.



Большинство детей справлялись с данным заданием(Ксюша Ц, Кирилл М, Кирилл Д, Настя М, Ярослав А, Соня П, Полина Т, Настя С), отвечали правильно и правильно выполняли действия. К сожалению с этим заданием не справились 4 ребенка(Вова Г, Маша А, Вероника Л, Ксюша Х), кто-то очень долго думал над ответом(Алина К), а кто-то не мог сформулировать свой ответ, а так же не знали что делать с мячом(Вова Г, Вероника Л). Детям было интересно играть с мячом, бросая его и ловить.



6 марта среда

«Кто больше знает»

Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.



Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.

Игровое действие. Соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет.

Детям было предложено необычное задание. На столе стояли разные предметы необходимо было вспомнить и назвать где и как используют один и тот же предмет (стакан, тарелка, чемодан, платок, салфетка), дети с интересом отвечали(Настя С, Ксюша Ц, Кирилл М, Ярослав А), задумывались, с азартом отвечали, не все дети были активными(Вова Г, Вероника Л, Маша А), кто-то отвечал всего один раз(Маша А), а кто-то ни одного, даже когда воспитатель

7 марта

четверг


«Назови три предмета»

Упражнять детей в классификации предметов.



Игровые правила. Назвать три предмета одним общим словом. Воспитатель называет одно слово, например мебель, тот кому бросит мяч, назовёт три слова, которые можно назвать одним словом мебель

Для детей было непривычно играть в такую игру, было видно, что дети обдумывают свой ответ, не все называли три слова, кто-то говорил одно(Вова Г, Вероника Л), но в целом большинство детей справились с этим заданием




«Скажи по-другому»

Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.



Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

«Большой» - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.



Эта игра новая для детей, не все поняли правила игры(Маша А, Вероника л, Вова Г, Кирилл С), эти дети не могли подобрать слова, не отвечали на вопросы воспитателя, плохо шли на контакт, только под конец игры Маша А смогла ответить, остальные дети отвечали по 2 слова, им было не легко подобрать синоним




«Подбери слово»

Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.



Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить, завязывать, надеть?»

Практически все дети отвечали и подбирали нужные слова, для них эта игра была не сложной, не было пауз и затруднений. Очень активной была Настя С, на все вопросы поднимала руку и отвечала, а так же помогала другим ответить, если ребенок затруднялся


3 этап – закрепляющий

Третий этап работы состоял непосредственно из проведения дидактических игр, которые помогли закрепить полученные знания и навыки детей.



11 марта

понедельник



«Верно ли это?»

развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.



Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

Дети играли в эту игру с удовольствием, улыбаясь все дружно отвечали. После каждого предложения дети отвечали на вопрос «Верно ли?», старались отвечать полным ответом, почему они так считают, например: «Собирают сыр с кустов». «Нет, это не верно, потому что сыр на кустах не растет»(Ответ Кирилл М), «От дождя нас зонтик спас?». «Да, дождик спасает нас от дождя и от ветра». (Ксюша Ц). Дети логично выстраивали предложение, были активны


Вывод: дети, которые затруднялись отвечать стали активнее, не боясь отвечать на вопросы, с интересом стали играть в игры, так же старались давать полный ответ.

В процессе овладения игровыми правилами и действиями дидактической игры у Маши А., Вовы Г., Арсения О., Вероники Л. сформировалось умение правильно формулировать предложения, а так же правильно употреблять окончания, правильно использовать предлоги, что указывает на улучшение лексической стороны речи.



Заключение

Каждое дошкольное образовательное учреждение в обязательном порядке переходит на Федеральные государственные требования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования и более остро встает вопрос об использовании игровой деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Особое значение в период дошкольного детства имеет работа по речевому развитию детей. Анализ психолого-педагогической и методической литературы показали, что на сегодняшний день проблема развития всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи) в различных формах и видах детской деятельности является одной из первостепенных.

В ходе рассматривания теоретических основ проблемы развития словаря у детей дошкольного возраста, нами были раскрыты: сущность, понятия, закономерности развития словаря дошкольников.

Слово рассматривается в лингвистике как минимальная лексическая единица, в которой выделяется звуковая оболочка и знание. В речи слова взаимодействуют, и главным условием понимания речи является понимание ее смысла и значения.

Овладение словарным составом родного языка – необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.

Понимание дошкольником значения слова имеет определенные особенности. Здесь выделяются две ступени: первая обусловлена практическим опытом ребенка (этап ознакомления с окружающим предметным миром), а вторая связана с тем, насколько активно он включен в процесс общения.

Словесные обозначения (наименования) предметов и явлений дети усваивают при знакомстве с окружающей их действительностью, т. е. увеличивается объем словаря. Однако, как показывает практика, нужно разграничивать познавательное (обогащение знаний и представлений детей об окружающем мире – знакомство с новыми словами, и, как следствие, количественный рост словарного запаса) и языковое развитие. Последнее подразумевает анализ особенностей смысловой стороны слова (знакомство с синонимами и анонимами; с многозначными словами и активизации их речи, т.е качественное расширение словаря дошкольника).

Понимание всего многообразия знаний слов развивается у человека на протяжении многих лет. В словарной работе необходимо добиваться таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность.

В процессе изучения психолого-педагогической литературы мы выявили, что дидактическая игра выступает как важнейшее средство побуждения ребенка к деятельности.

Значение дидактической игры в развитии дошкольника уникальна, так как основная особенность дидактической игры определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиваться результата.

Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которыми определены обучающие задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия.

Была проведена диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Анализ показал, что не все дети умеют использовать разнообразную лексику по смыслу, не умеют использовать сложные предложения разных видов, в речи практически отсутствуют сложные предложения, не выражают речью свои чувства и эмоции.

Был сделан вывод, что необходимо разработать комплекс дидактических игр, который будет эффективно стимулировать развитие словаря. Были подобраны методы и способы реализации комплекса дидактических игр. Подобран оптимальный диагностический инструментарий и определен прогнозируемый результат.

Таким образом, определены этапы проведения дидактических игр для речевого развития:

-первый этап направлен на формирование фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи;

-второй этап заключается в повышении речевой активности и произвольного внимания, развитии навыков звукового анализа, сокращении количества лексико-грамматических ошибок;

-третий этап работы состоит непосредственно из проведения дидактических игр, которые помогли закрепить полученные знания и навыки детей.

Примененный комплекс дидактических игр способствует: постепенному и последовательному ознакомлению детей с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования, умению употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией.

Отбор методических средств и методов развития словаря осуществлялся на основе учета их специфического назначения и конкретного содержания в соответствии с этапами развития.

Анализируя итоговые результаты развития словаря у детей, мы видим, что произошла положительная динамика: что речь детей становится более четкой, правильной, выразительной. В своей речи большинство из них используют антонимы, синонимы, многозначные слова, свободно выбирая языковые средства при построении связного высказывания.

Результаты доказывают выдвинутую гипотезу, что использование дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста существенно изменит уровень развития словаря.

Научная новизна данной работы состоит в том, что дидактическая игра, обоснована как педагогическое средство развития словаря у старших

дошкольников.

Практическая значимость работы:

- определены критерии уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста;

- составлен и апробирован комплекс дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Внедрение дидактических игр становится возможным при системном, последовательном подходе к организации процесса, направленного на развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Материалы данной работы могут быть использованы в практической деятельности педагогами дошкольных образовательных учреждений.




Каталог: images -> docs
docs -> 1 Квалификация выпускника – Специалист по связям с общественностью. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по специальности Связи с общественностью при очной форме обучения – 5 лет
docs -> Moscow Islamic Fashion Forum Миссия проекта
docs -> Г. пятигорск аннотация к рабочей программе дисциплины «русский язык и культура речи»
docs -> Образования в Италии очень непроста. Сейчас в стране активно проводится реформа, призванная упростить ее и привести в соответствие с европейскими стандартами
docs -> Основная образовательная программа Основная школа Москва, 2011 Общие положения
docs -> «Повышение мотивации дошкольника в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр»
docs -> Особенности психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода учеников 5-ых классов в условиях перехода на новые федеральные
docs -> Проблема профессионализма учителя в теории и практике педагогики Ключевые слова
docs -> Инструктивно – методическое письмо

Скачать 47,42 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница