Приложение к письму департамента образования



Скачать 42.52 Kb.
Дата26.02.2016
Размер42.52 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Приложение к письму

департамента образования,

науки и молодежной политики

Воронежской области

от 06.10.2011 г.№ 01-03/7492


Методические рекомендации

по проведению психологического тестирования обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования, на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ
В образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального образования (далее – образовательные учреждения) прохождение психологического тестирования обучающихся на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ (далее - тестирование) осуществляется в добровольном порядке.

При проведении тестирования рекомендуется:



  1. Обеспечить условия для соблюдения конфиденциальности.

  2. Тестирование проводить в учебное время в течение учебного года.

  3. Информировать обучающегося образовательного учреждения, а также его родителей (законных представителей) о порядке и условиях прохождения тестирования на добровольных началах, в том числе о праве отказаться от тестирования.

  4. Перед проведением тестирования получить письменное согласие обучающегося или его родителей (законных представителей), если обучающийся несовершеннолетний.

  5. Использовать комплекс методик (приложение 1 к методическим рекомендациям), включающий:

- методики, направленные на выявление личностных особенностей обучающегося;

- методики, направленные на выявление отклонений в поведении;

- проективные методики.


  1. По результатам психологического тестирования принимать меры профилактического и реабилитационного характера, направленные на снижение факторов риска наркотизации и отказ от употребления наркотиков.

  2. Информация о результатах тестирования является закрытой, не подлежит разглашению, кроме случаев определенных Федеральным законодательством.

  3. Психологическое тестирование целесообразно проводить в начале и конце учебного года для выявления эффективности проводимой профилактической и коррекционной работы с учащимися.

  4. Сведения о результатах проведенного психологического тестирования отражаются в рабочей документации педагога-психолога: фиксируются в заключении по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма 2, рекомендованная Министерством образования РФ (Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования (приказ № 636 от 22.10.99)).


Форма № 2




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам проведенного психодиагностического исследования


  1. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы).

  2. Сроки проведения исследования.

  3. Применение методики описать по следующей схеме:

Таблица 1



Название шкалы

Автор теста,
название теста

Исследуемая функция

Фактор, влияющий
на результат

1

2

3

4

5

4. Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном исследовании (Например: вербальный интеллект, осведомленность, понятливость, речевое развитие, общая оценка).

5. Результаты исследования:

а) количественные данные представлены в таблицах на каждый класс (группу) (см. схему учета результатов тестирования);


б) обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;
в) рекомендации по результатам исследования.

Таблица 2

Схема учетов результатов тестирования.





Ф.И.О.
тестируемого

(шифр)


Результаты выполнения диагностического задания

Заключение

 

 

1

2

***

N

 

Дата____________________Ф.И.О., должность составителя заключения,

Подпись


Приложение 1

к методическим рекомендациям



Психологическая диагностика в определении риска наркомании у детей и подростков
Привлечение психологической диагностики к решению задач профилактики наркомании определяется уникальностью методического инструментария. Психодиагностические процедуры позволяют фиксировать наличие того или иного психического свойства, его выраженность, уровень развития и степень отклонения от нормы. Кроме того, они превращаются и надежный способ проверки истинности теоретических построений.

Главная особенность психодиагностической деятельности заключается в том, что конечным результатом должно быть объективное надежное психологическое заключение, отражающее целостную картину психического развития личности на конкретном этапе ее жизненного пути.

Поэтому диагностическая работа психолога требует ориентации на специфические принципы. К ним можно отнести: принцип конкретности – подчеркивает относительность психологического заключения, его зависимость от психологического и социального смысла конкретной ситуации, в которой диагностируется человек, от выбранного диагностического аппарата, актуального состояния обследуемого, от места и времени диагностики; принцип выявления индивидуальности - ориентирует на признание уникальности внутреннего мира обследуемого, неповторимости его жизненного пути и истории развития; принцип безоценочности – отражает неправомерность использования оценочных критериев при выявлении психологических особенностей человека.

В практической работе психолог-диагност может использовать в основном три пути выявления психических особенностей человека, необходимых для постановки надежного психологического диагноза. Во-первых, поведенческие реакции, психические проявления, диагностируемые с помощью наблюдения в реальных жизненных или специально смоделированных ситуациях. В некоторых случаях результаты наблюдения могут быть единственным источником психологической информации. Во-вторых, широкий популярностью в современной психологической диагностике пользуется информация, полученная от самого обследуемого, то есть субъективные представления человека о самом себе, его самооценка, самоотношение. Большими возможностями в этом плане обладают методы самоописания, самоотчета. К ним относятся, прежде всего, опросники, различные шкалы самооценки и способы самонаблюдения. В-третьих, существенное место в психологической информации занимают объективные сведения, полученные на основании экспериментальных исследований и тестов. Тестовая техника позволяет выявить не только осознаваемые личностью переживания, взаимоотношения с окружающими людьми и представления о мире, но и неосознаваемое содержание сознания и ведущих установок.

Максимально надежное и объективное заключение обеспечивается сопоставлением всех видов психологической информации. Каждый из них отражает определенную сторону психологической реальности: субъективные представления человека о себе, поведение в реальных или максимально приближенных к реальности жизненных ситуациях, осознаваемые и неосознаваемые процессы.

Рассмотрим особенности каждого способа получения психологической информации при выявлении риска наркомании. Наблюдение как целенаправленное, особым образом организованное и фиксируемое восприятие наблюдаемого объекта дает уникальную возможность определения психических особенностей человека в естественных и специально созданных условиях. Кроме того, с помощью наблюдения выявляются непроизвольные реакции, одновременно регистрируются вербальные и невербальные формы поведения.

Наблюдение может предварять экспериментальное исследование и психодиагностическую беседу, поскольку позволяет выявлять те признаки, сведения и состояния, те признаки свойств личности, которые должны быть и измерены. Наблюдением нередко завершается исследование, подтверждая или внося уточнения в полученную информацию. Результаты наблюдения используются в качестве внешних критериев, относительно которых определяется валидность и надежность других методов.

Одно из ведущих мест в психологической диагностике занимают опросные методы. Это обусловлено не только легкостью и простотой (часто только внешних) получения нужных сведений, возможностью проведения как индивидуальных, так и групповых исследований, значительно сокращающих временные затраты на обследование. Широта применения опросных методов связана, прежде всего, с высокой диагностической и прогностической надежностью. Надежность обеспечивается, во-первых, тем, что при разработке опросника в подавляющем большинстве случаев автор опирается на определенную теоретическую позицию; во-вторых, автор вопросника обычно исходит из реальной жизненной ситуации, содержание которой отражают суждения или вопросы; в-третьих, для диагностики того или иного свойства предлагается, обычно, довольно значительное количество суждений. Кроме того, предлагается несколько сходных или разнохарактерных ситуаций, включаются повторяющиеся вопросы и суждения. Это обеспечивает высокую однородность ответов обследуемых, и, следовательно, надежность диагностики.

Тем не менее, результаты опросной диагностики не лишены искажений, связанных с интеллектуальными, культурными и мотивационными особенностями обследуемых. Надежность психологических данных, полученных с помощью опросников, снижается из-за низкого интеллектуального и общего культурного уровня, отсутствия навыков самоанализа, использования неверных эталонов для сравнения собственных личностных свойств, переживаний и поведения, в качестве которых чаще всего используются представители близкого окружения, а не человек вообще.

Результаты, получаемые с помощью опросных методов, основаны на представлении человека о самом себе, своих переживаниях, своем реальном или прогнозируемом поведении в жизненных ситуациях. Мотивационные искажения обусловлены осознаваемым или неосознаваемым стремлением человека соответствовать (а в случае необходимости не соответствовать) социально желательным, общепринятым групповым и профессиональным эталонам. Мотивация социального одобрения, социального принятия может привести к искаженному завышению в самооценке таких черт личности, как ответственность, самодисциплина, самостоятельность, эмоциональная устойчивость. Довольно часто занижаются интеллектуальные личностные черты.

Снижению мотивационной погрешности способствует правильная организация психодиагностического обследования. Для создания доверительной обстановки психолог должен так организовать психодиагностическое пространство, чтобы обследуемый (если обследование индивидуальное) или каждый обследуемый (если обследование групповое) сидел за отдельным удобным столом. Знакомя с заданием, психолог делает акцент на сохранении анонимности всех ответов.

Третий путь получения диагностических данных - использование тестов и контролируемых экспериментальных ситуаций. Тест рассматривается как стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуальных психологических различий. Тест обычно состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения.

Общепризнанно, что надежность тестов более высокая, чем наблюдения и самонаблюдения, поскольку они лишены свойственной указанным методам объективности. Объективность психологических тестов означает относительную независимость первичных регистрируемых показателей, их оценки и интерпретации от поведения, личностных и научных установок, субъективных суждений психолога-диагноста. Диагностические и прогностические возможности тестов обеспечиваются валидностью и надежностью.

В то же время применение тестов имеет ряд ограничений. Результаты выполнения тестовых заданий зависят от многих неучтенных причин, среди них: отношение к диагносту, негативный предшествующий опыт общения с психологом, самочувствие, организация исследования и т.п. В большинстве случаев не учитывается реальная мотивация обследуемого, которая зачастую никаким образом не стимулируется в процессе самой работы с методиками. И более того, высокая мотивация достижения успеха в выполнении задания может негативно сказаться на фактических результатах.

В последнее время все большее распространение получает проективная психологическая диагностика. Суть проективной техники состоит в том, что обследуемый помещается в ситуации, на которую он реагирует, прежде всего, в зависимости от личностного смысла этой ситуации, от собственного видения сложившейся обстановки, от своего психического состояния, прошлого жизненного видения сложившейся обстановки, от своего психического состояния, прошлого жизненного опыта, своей мотивационной структуры и доминирующего актуального мотива. Уникальность проективных методик заключается главным образом в возможности изучать целостную личность, включая неосознаваемые механизмы поведения, а также вытесняемые им сферы сознания социально не приемлемые личностные свойства.

Ряд особенностей построения проективных методик и организации самого обследования значительно расширяет диапазон их применения. Один из основных отличительных признаков проективного исследования заключен в предъявлении обследуемому неструктурированного или мало структурированного, неопределенного стимула, например, чернильного пятна, цветной карточки, эпизода взаимодействия между людьми, вырванного из общего контекста события, нескольких звуков и т.п.

Неопределенность стимула порождает ряд других особенностей проективной диагностики. Так, обследуемый получает неограниченную ни временем, ни содержанием, ни объемом возможность ответа. Отсюда высокая вариативность индивидуальных ответов на один и тот же стимул. Тем самым, проективные техники как никакой другой психодиагностический прием приближается к раскрытию индивидуальности. Этому способствует также отсутствие «правильных» и «неправильных» ответов, раскрепощающих человека в проявлении своего «Я», в самовыражении. Неопределенность,

многозначность проективного метода усиливает специальным образом формулируемая инструкция, цель которой максимально замаскировать истинную цель исследования и предоставить человеку возможность, не осознавая того, включать механизмы идентификации себя с «героем» теста.

Проективная диагностика, как никакая другая форма обследования, заставляет психолога-диагноста быть предельно внимательным к человеку, обратившемуся за помощью, и в то же время быть максимально требовательным к себе. Проективная техника - тончайший инструмент проникновения в самые интимные и часто скрываемые от других людей стороны жизни. Она способна вскрыть механизмы психологической защиты, изданные человеком для сохранения собственной целостности, затронуть Вето, очень болезненные проблемы взаимоотношения с самим собой и миром, обострить страхи, тревоги, подавляемые и неудовлетворенные потребности. Поэтому использование проективной техники требует от психолога наивысшего мастерства, а интерпретация результатов - самых глубоких знаний психологии человека.

Кроме того, следует помнить, что интерпретация результатов проективной психодиагностики не может быть однозначной. Большой удельный вес в ней принадлежит научной позиции психолога, его психологическим установкам, той концепции механизмов проекции, которую он разделяет.

Повышение надежности и объективности психодиагностического исследования связано с целостным подходом к решению жизненных проблем личности. Одновременное использование методик, выявляющих различные аспекты психических феноменов, позволяет видеть человека в целом, в контексте его индивидуальной истории, его личного, свойственного только ему жизненного опыта, в контексте его самореализации.

Для выявления целевых групп, с которыми необходимо проводить дифференцированную профилактическую работу в образовательном учреждении целесообразно проведение психолого-педагогического мониторинга, с использованием методики СОП (Определение склонности к отклоняющемуся поведению, автор А.Н.Орел,(см. - Рекомендуемая литература)).


Психолого-педагогический мониторинг выявления групп риска подростков, склонных к употреблению ПАВ
Для организации эффективной профилактической работы, определения ее содержания и направленности, совершенствования форм и методов работы, необходимо изучать отношение всех слоев населения (дети, подростки, родители и педагоги) к проблеме наркомании.

Взгляды несовершеннолетних на злоупотребление психоактивными веществами и его профилактику заслуживают особого внимания. Дети и подростки - это объект профилактических усилий взрослых, и необходимо знать, в каких направлениях проводить антинаркотические мероприятия.

Важным моментом в профилактической работе является выявление группы риска, склонных к наркотизации подростков, т.к. в работе с подростками, имеющими различный опыт «встреч» с наркотиками требуются дифференцированный подход в организации профилактики. Поэтому начальным этапом при организации антинаркогенной работы должно стать выявление факторов риска возможной наркотизации детей и подростков.

Изучение отношения несовершеннолетних к психоактивным веществам и выявление групп риска является чрезвычайно сложной задачей, связано это с латентным характером явления, т.к. значительная часть несовершеннолетних скрывает свой опыт использование наркотических веществ. При использовании традиционных методов социологического исследования, таких как анкетирование или тестирование, многие дети и подростки демонстрируют социально одобряемую позицию.

Поэтому наиболее эффективным механизмом диагностики наркоситуации в группе подростков является проведение мониторинга, позволяющего определить актуальность профилактики для данного коллектива, преимущественные направления профилактики, а также выявить подростков, нуждающихся в коррекционной работе.

Для реализации этих задач может быть использована методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н.Орел).

Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Методика содержит следующие содержательные шкалы:

- шкала склонности к преодолению норм и правил,

- шкала склонности к аддиктивному поведению,

- шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему 

поведению,

- шкала склонности к агрессии и насилию,

- шкала волевого контроля эмоциональных реакций,

- шкала склонности к деликвентному поведению,

- шкала принятия женской социальной роли  (только для женского 

 варианта).

Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.

Необходимо также учитывать, что содержание и структура деликвентного поведения у юношей и девушек существенно отличаются, и соответственно различаются пункты, входящие в шкалу деликвентности для женского и мужского видов методики.

Проведение мониторинга является первым этапом психологического тестирования. На следующем этапе тестирования представляется целесообразным проведение более подробного и глубокого психологического исследования в отношении подростков, представляющих группу риска.

В таблице 3 приводятся психодиагностические методики, применение которых возможно при планировании дальнейшей профилактической и коррекционной работы с подростками группы риска, выявленными в результате психолого-педагогического мониторинга.


Таблица 3
Психологическая диагностика подростков, склонных к употреблению ПАВ

Факторы риска

Методика, автор

Регистрируемые показатели

Публикация

1

2

3

4

Акцентуации характера

Патахарактерологический диагностический опросник для подростков А. Е. Личко,Н. Я. Иванова

Тип акцентуации характера:

Гипертимный

Циклоидный

Лабильный

Астено-невротический

Сензитивный

Психастенический

Шизоидный;

Эпилептоидный

Истероидный

Неустойчивый

Конформный

Смешанный


Иванов Н. Я., Личко А. Е. Патохарактерологический опросник для подростков.-СПб., 1992

Эмоциональные свойства личности

Опросник Р. Кэттелла

Факторы:

С - эмоциональная стабильность

Н - смелость

I - чувствительность

L - подозрительность

О - тревожность

Q4 - внутренняя напряженность


Капустина А. Н.

Многофакторная

личностная методика

Р. Кэттелла. - СПб., 2001



Шкала самооценки Спилбергера-

Ханина


Реактивная тревога

Личностная тревожность



Психологическая помощь

и консультирование в

практической психологии

// Под ред.

М. К. Тутушкиной. -

СПб., 1999


Карта наблюдения Стотта

Тревога за принятие взрослыми

Тревога за принятие детьми

Эмоциональное напряжение

Невротические симптомы



Регуш Л. А. Наблюдение

в практической

психологии. - СПб, 1996


Коммуникативные свойства личности

Опросник Р.Кэттелла

Факторы

А - общительность

Н - смелость

Е - доминантность

F - беспечность

N- дипломатичность



Q2 - самостоятельность

Капустина А. Н. Многофакториая личностная методика Р. Кэттелла

Карта наблюдения Стотта

Недостаток доверия к новым людям, ситуациям.

вешам


Уход в себя

Неприятие взрослых

Конфликтность с детьми


Регуш Л. А. Наблюдение в практической психологии. - СПб., 1996

Интеллектуальные свойства личности

Опросник Р. Кэттела

Факторы:

В - интеллектуальность

М - мечтательность

Q1 - ориентация на новое



Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттелла. - СПб., 2001

Свойства самоконтроля и саморегуляции

Опросник Р. Кэттелла

Факторы:

G - добросовестность

Q3 - дисциплинированность


Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттелла.-СПб., 2001

Опросник уровня субъективного контроля (УСК)

Общая интернальность

Интернальность в области достижений

Интернальность в области неудач

Интернальность в семейных отношениях

Интернальность в области производственных

отношений

Интернальность в отношении здоровья и болезни


Бажин Е. Ф., Голынкина 1 Е. А., Эткинд А. М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК)-М., 1993

Потребности

Методика диагностики потребности в поисках ощущений М. Цукермана

Уровень потребности в ощущениях

Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. -Самара, 2000




Автопортрет

Самоотношение

Романова Р. С. Графические методы в практической психологии. - СПб., 2001

Проективная проба «Мой мир» («Картина мира»)

Эмоциональный фон мироощущения Личностный смысл окружающего

Романова Р. С. Графические методы в практической психологии. - СПб., 2001

Личностные ориентации

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

Терминальные ценности-цели Инструментальные ценности-средства

Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. - М., 1992

Проективная проба «Мой мир» («Картина мира»)

Ориентация на наркотики

Ориентация на выздоровление

Эмоциональный фон отношения к жизни Самоидентификация


Романова Р. С. Графические методы в практической психологии. - СПб., 2001

Психологические

зашиты


Р. Плутчик, Г. Келлерман.

Х.Конт


Типы психологических зашит:

Отрицание

Подавление

Регрессия

Компенсация

Проекция


Замещение

Интеллектуализация

Реактивные образования


Романова Р. С.

Графические методы в

практической

психологии. - СПб., 2001





Рекомендуемая литература

  • Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.362-370

  • Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М., 2004. С.141-154.








Каталог: attachments -> article
article -> Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по сопровождению детей, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях
article -> Тема: Организация работы с одаренными детьми в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей инновационных технологий»: проблемы, опыт, технологии
article -> Методические рекомендации по информированию родителей
article -> Адреса распространения
article -> Перечень научных проектов по направлениям фундаментальных исследований рао и головных научных организаций
article -> Обоснование необходимости разработки дифференцированного фгос для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
article -> Справка по итогам межрегиональной научно-практической конференции


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница