Приложение 2 Методика «Цветовой тест отношений»



Скачать 42.94 Kb.
Дата27.04.2016
Размер42.94 Kb.
Приложение 2
Методика «Цветовой тест отношений»
Методика предназначена для оценки эмоционального состояния ребенка и для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам; изучения индивидуального содержания каждой нормы, ее качественных характеристик.
Подготовка исследования

Приготовить лист белой бумаги с домиком для размещения 8 карточек разного цвета: синего, зеленого, красного, желтого, фиолетового, коричневого, черного, серого. Исследование проводится индивидуально.



Проведение исследования

1) Ребенку предлагают 8 цветных карточек разложить в порядке предпочтения. Процедура повторяется два раза.

2) Перед ребенком раскладывают на белой бумаге 8 цветных карточек в произвольном порядке и говорят: «Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. За окошками живут разные люди. я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо. За каким окошком живут добрые люди? А ленивые?»

Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные 9но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый и т.д. при этом цвета могут повторяться, то есть ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.

В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребенка.

Обработка данных

1) Цвета:



Синий: потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности.

Зеленый: потребность в самоутверждении.

Красный: потребность активно действовать и добиваться успеха.

Желтый: потребность в перспективе, надежда на лучшее.

Фиолетовый: потребность в уходе от реальной действительности, нереальные требования к жизни, эмоциональная незрелость.

Коричневый: потребность в снижении тревоги, стремление к психологическому и физиологическому комфорту.

Черный: потребность в независимости через протест, негативизм по отношению к любым авторитетам, давлению извне.

Серый: потребность в успокоении, отдыхе, пассивность.

Фиолетовый, коричневый и черный цвета символизируют негативные тенденции: стресс, страх, переживания, огорчения.

При отсутствии конфликта основные цвета должны занимать первые 5 мест. Если основные цвета занимают позиции с 6 по 8 – имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неприятных обстоятельств.

Последний цвет – отвергаемый. Его можно расценить как источник стресса. При наличии источника стресса, тревоги цвет, поставленный в первую позицию, рассматривается как показатель компенсации. Это компенсирующий мотив настроения, поведения. Более благоприятно, когда на первой позиции стоит основной цвет. Если на первой позиции стоит дополнительный цвет, то состояние крайне сложное.

Если основной цвет – на 6 месте, то фактор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (ставится один восклицательный знак). Если основной цвет на 7 месте, то ставится два восклицательных знака (!!). Если основной цвет на 8 месте, то ставится три восклицательных знака (!!!).

Если компенсацией служит фиолетовый – не ставит никаких знаков. Если серый, коричневый, черный занимаю 3 место, ставят «!».Если серый, коричневый, черный занимаю 2 место, ставят «!!».Если серый, коричневый, черный занимаю 1 место, ставят «!!!».

Чем больше восклицательных знаков, тем неблагоприятнее прогноз.

2) При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета. Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение.



Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.

Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.

Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.

Желтый: очень активный, общительный, открытый, веселый.

Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, потребность в душевном контакте.

Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.

Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.

Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

При анализе результатов теста цветовых отношений необходимо учитывать неравномерное формирование у детей эмоционального отношения к различным нравственным понятиям. Опыт показывает, что дети обычно выбирают:



Добрый – желтый и красный цвета. Это означает, что, по мнению детей, добрый человек общителен, дружелюбен, открыт, отзывчив, обаятелен. Адекватное отношение к понятию «добрый» формируется уже в 4-5 лет.

Злой – синий (3-4 года), коричневый (4-5 лет) и черный (с 5 лет) цвета. Эти цвета отражают холодность, отчужденность, эгоистичность, враждебность, отвержение.

Честный – желтый и красный цвета. Для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как общительность, открытость, дружелюбие.

Следует, однако, отметить, что к такому выводу дети приходят не сразу. Дети 3-5 лет нередко относят честность к отрицательным качествам, присваивая ей черный цвет. И только старшие дошкольники и младшие школьники уверенно относят это качество к положительным.



Лживый – черный, фиолетовый (3-4 года) цвета. Этот цвет ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность.

Щедрый – красный и фиолетовый цвета. Выделение указанных цветов появляется в младшем школьном возрасте. Для дошкольников можно отметить уменьшение использования черного цвета до полного его исчезновения в старшем дошкольном возрасте.

Жадный – красный и черный цвета. Дети считают жадного решительным, сильным, может быть даже агрессивным, враждебным. Причем такое отношение к жадности формируется у детей не сразу. Ассоциации 3-4-них детей жадного человека с серым цветом свидетельствует о неуверенности, нерешительности младших дошкольников при отнесении жадности к отрицательным качествам характера.

Трудолюбивый – фиолетовый и желтый цвета. Трудолюбивый человек очень активен, энергичен, мобилен, может быть суетлив. Таки цвета выбирают дети старше 4 лет, а самые маленькие предпочитают коричневый и черный. Это связано, скорее всего, с тем, что труд им незнаком, непонятен, и эмоциональное отношение к нему неадекватное.

Ленивый – коричневый, серый, синий цвета. Дети считают ленивого человека слабым, не вовлеченным в дело, вялым, пассивным, а также холодным. Адекватное эмоциональное отношение к этому качеству формируется у дошкольников после 4-х лет, а малыши ассоциируют ленивого человека с красным и желтым цветами.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница