Приложение 11 Комплект диагностических организационно деловых игр (оди) Диагностическая организационно-деловая игра «Развитие ассертивности у старшеклассников»



Скачать 174.87 Kb.
страница1/5
Дата14.02.2016
Размер174.87 Kb.
  1   2   3   4   5
Приложение 11
Комплект диагностических организационно - деловых игр (ОДИ)

Диагностическая организационно-деловая игра «Развитие ассертивности у старшеклассников»

Аннотация. Психологи используют термин «ассертивность» как синоним уверенности. В переводе с английского языка слово «assert» означает «утверждать упорно, показательно, уверенно». Согласно психологическому словарю, «ассертивность – способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других людей».

Уверенные в себе люди характеризуются независимостью и самодостаточностью, что проявляется в различных жизненных сферах, но наиболее очевидно – в сфере межличностных отношений. Внешние признаки уверенного поведения тоже ярче всего заметны в ситуациях общения. Ассертивная личность обладает характеристиками: 1) человек свободно выражает свои мысли, чувства; 2) он может общаться с людьми на всех уровнях: с незнакомыми людьми, с друзьями, семьей. Это общение всегда открытое, честное, прямое и адекватное. 3) активная ориентация к жизни: добиваться желаемого, пытаться влиять на события. 4) действия характеризуются самоуважением.

Уверенное поведение характеризуется такими признаками, как:


  • целенаправленность;

  • ориентированность на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания;

  • гибкость, адекватность реакций на быстро меняющуюся обстановку;

  • социальная ориентированность, направленность на конструктивные отношения с окружающими;

  • сочетание спонтанности с возможностью произвольной регуляции;

  • настойчивость, не переходящая в агрессию;

  • направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач;

  • созидание.

В ходе работы проводятся ролевые и групповые игры, психогимнастика, групповая дискуссия, работа в малых группах, упражнения в парах, индивидуальный анализ, обратная связь.

Цикл включает в себя 6 занятий по 3 часа 2 раза в неделю. В перерывах между занятиями участники выполняют домашнее задание, ведут дневник участника группы. На подготовительном этапе проводится диагностика индивидуально-психологических особенностей, влияющих на ассертивное поведение личности, используя



Цели:

  • приобретение навыков эффективного общения;

  • развитие коммуникативной мотивации.

Задачи ОДИ:

  • осознание и коррекция уровня уверенности в себе;

  • выявление ситуаций, ведущих к неуверенному поведению;

  • формирование навыков уверенного поведения.

  • понимание ценности другого человека и себя самого как мотивов межличностных отношений;

  • осознание своих опасений и страхов;

  • развитие чувства сопереживания и благодарности;

  • формирование навыков эффективного поведения.

Требования к уровню подготовки обучаемых:

Знать:

  • различные виды мотивов межличностных отношений;

  • способы эффективной коммуникации;

  • получить представление об уверенном и неуверенном поведении;

  • иметь представление о ценности другого человека и самого себя.

Уметь:

  • разрешать межличностные конфликты;

  • отработать эффективные формы коммуникативного поведения;

  • убеждать собеседника;

  • устанавливать оптимальный психологический контакт.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ



  • Добровольность участия: Все участники приходят в группу по собственному желанию.

  • Принцип безоценочности, уважение другого: Будьте терпимы к мыслям и чувствам окружающих.

  • Время высказываний: Каждый участник имеет одинаковое время для самовыражения.

  • Конфиденциальность: Вы можете с посторонними обсуждать свои мысли, чувства и поведение в группе (после окончания цикла занятий), но не мысли и чувства других членов группы.

  • Активность: Для получения максимального эффекта необходимо Ваше активное участие в групповом процессе.

  • Ответственность: Любые Ваши действия являются Вашим личным выбором, за который отвечаете только Вы!


1 занятие

Тема: Знакомство. Введение в проблему уверенного поведения. Невербальные признаки неуверенности. Ресурсы


  1. Принятие правил.

  2. Принятие имен - бейджи.

  3. Принятие условных знаков - отказов от участия.

Запись: Мой условный знак, обозначающий отказ от участия в дискуссии, обсуждении, упражнении - это …

  1. Ожидания от групповых занятий.

  1. Вступительное слово тренера:

"Существуют неоспоримые свидетельства того, что люди иногда преподносят себя не такими, каковы они на самом деле. Самый наглядный пример, однако, не ложная гордость, а ложная скромность. Возможно, вы можете вспомнить случаи, когда кое-кто не превозносил себя до небес, а занимался самоуничижением. Такое пренебрежение к себе может быть очень тонким предрасположением в пользу своего Я, так как часто с его помощью добиваются успокаивающих "поглаживаний". Выражение "я - дурак" может вызвать у друга заверение "ты - молодец!".

Существует ещё одна причина, почему люди умаляют себя и превозносят других. Представим себе тренера, который перед ответственной игрой расхваливает мастерство противника. В этом случае победа станет достижением, достойным похвалы, а поражение - вполне предсказуемым и неизбежным.

Иногда люди не верят в свои шансы на успех, представляя себя робкими, больными или травмированными прошлыми событиями. Отнюдь не являясь преднамеренно саморазрушительным, такое поведение обыкновенно имеет целью самозащиту: "Я не неудачник, у меня всё в порядке, мне только мешает эта проблема". Мы охотно защищаем свой образ-Я, приписывая неудачи влиянию внешних факторов. Вы можете понять, почему, боясь неудачи, люди могут сами строить себе препятствия, развлекаясь перед собеседованием по устройству на работу полночи на вечеринке или играя на компьютере перед сложным экзаменом? Когда образ-Я связан с выполнением чего-либо, приложить усилие и потерпеть неудачу может оказаться для нас более разрушительным, чем иметь готовое оправдание. Если препятствие помешало нам, мы останемся "при своей" самооценке; если же нам сопутствовал успех, мы укрепим свой образ-Я. Препятствия приписывают наши неудачи чему-то временному или внешнему, а не недостатку таланта или способностей".

  1. "Хочу-Могу-Надо". По желанию один участник выходит и садится в центр, остальные участники - полукругом. Он проговаривает 3 предложения: "Я должен чувствовать себя уверенно", "Я могу чувствовать себя уверенно", "Я хочу чувствовать себя уверенно". Обсуждение. "Какое предложение было высказано наиболее убедительно?". Разбираются интонации голоса говорящего, его выражение лица, жесты и т.д. Важно - не отказаться от своей индивидуальности, не играть роль.

Запись: Наиболее естественно для меня ощущение уверенности как ________.

  1. "Уверенное и неуверенное поведение". "Вспомните 2 ситуации. В одной вы вели себя уверенно, в другой чувствовали сильный дискомфорт. Запишите. По желанию расскажите о любой из них, не называя - какая из них связана с уверенным поведением. Мы будем догадываться, ориентируясь на невербальные признаки".

Запись: Ситуация уверенности ________________.

Ситуация дискомфорта ______________.

"В ситуации уверенного поведения какие ваши ресурсы помогали вам? Это могли быть ваши черты характера, материальные средства, друзья, чувство юмора и т.д. Запишите их".

Запись: Мои ресурсы _______________.

Домашнее задание: 1) Используйте фразу "Я хочу чувствовать себя уверенно" в ситуациях, когда вам не хватает уверенности в себе. Запишите результат.

2) Опишите 3 ситуации, в которых вы чувствовали себя уверенно и спокойно. Какие ваши ресурсы вам помогали? Запишите.


2 занятие

Тема: Самопознание. Саморегуляция. Формирование навыков уверенного поведения


  1. Ожидания от групповых занятий. Обсуждение домашнего задания.

  2. «Рассказ о качестве». «Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество он больше всего ценит в себе. После того как вы сделаете свой выбор, придумайте короткий рассказ, историю, притчу, которые несли бы информацию о выбранном вами качестве. Услышав ваш рассказ, остальные участники группы должны понять, о каком качестве идет речь». После каждого рассказа тренер обращается к группе с вопросом: «Как вам кажется, о каком качестве нам сейчас рассказал (имярек)». После высказывания предположений, тренер обращается к самому рассказчику и просит его сказать, что это было за качество. Обсуждение: "Как это качество помогает вам в жизни?", "Много ли людей обладают этим качеством?" Цель: Упражнение позволяет участникам лучше узнать друг друга, оно побуждает членов группы к проявлению творческой активности, развивает воображение. Побуждает вникать в смысл того, что рассказывает другой человек - умение слышать.

Запись: Качество ____________ помогает мне ___________ .

  1. Упражнение «Рассказы о реальности». «Мы все говорим о реальности, окружающей нас: о коллегах по работе, о своей семье, о своём поведении. Скажите, что в наших словах - реальность, а что - "рассказы о ней"? Например: Елена сегодня опоздала на занятие на 15 минут. Когда она пришла, объяснила, что попала в пробку (лучше выбрать реальную ситуацию). Что в её рассказе можно отнести к реальности, а что - к рассказам о ней? Реальность ("сильный язык"): её не было здесь 15 минут. Рассказы о реальности ("слабый язык": она попала в пробку). Т.е. реальность - это то, что может зафиксировать видеокамера».

Теперь перейдем к тренировке навыка. Опишите "сильным" языком ситуацию "здесь и сейчас", отвечая на вопрос: "Что сейчас происходит с Вами?".

Правильно - я сижу на стуле в комнате.

Провокация: "Я хлопну в ладоши и буду что-то делать. Когда я закончу - снова хлопну. Опишите "сильным языком" то, что произойдет между двумя хлопками". Далее необходимо, например, встать и выйти из комнаты, вернуться, сказать, что за дверью сидит котенок, и мне гораздо интереснее поиграть с ним, чем работать в выходные дни. Т.е. необходимо вызвать недоумение, обиду, возмущение. Хлопок. Трудности: некоторые участники считают, что слова не являются реальностью. Возражение: часто именно слова являются причиной переживаний и проблем. "Слабый язык" - нас пытались обмануть, разыграть и т.д., любая интерпретация.

Сравнить эмоциональные переживания тех, кто знал (догадался) о правильном ответе (о цели провокации) и тех, кто не догадался. У первых: радость, азарт, удивление, у вторых: недоумение, неловкость. Сравнить! Цель: Научиться объективным описаниям.



Запись: Реальность - это __________________.

  1. Упражнение «Сотрясение воздуха»: «Опишите "сильным языком" то, что произойдет». Тренер обращается к участникам по очереди, и говорит: "Ты - глупый человек (некрасивая женщина)". Спросить, что было на самом деле, что чувствовал участник. Проследить связь эмоций и реальности. При наличии спокойных чувств - поздравить с обретением внутренней свободы и уверенности. Обсуждение. «Что помогало справляться с поставленной задачей?», «Что затрудняло выполнение?», «Как Вам это понравилось?», «Когда и где Вы сможете это применить в жизни?». Цель: Словесное оскорбление - это всего лишь сотрясение воздуха!!!

Запись: Внутренняя свобода - это ______________.

  1. "Сбить ритм". Выбрать одного участника. Он будет лектором перед аудиторией. Лекция - о чём угодно, на выбор "лектора". Аудитория (участники) должна шуметь, громко разговаривать, крутиться и не слушать "лектора". Задача "лектора" - завладеть вниманием аудитории. Обсуждение. "Какие способы воздействия применялись?", "Какие способы были осознаны, какие - нет?", "Какие способы показались наиболее эффективными "аудитории"? "Лектору"?", "В какой момент у лектора возникло чувство уверенности и комфорта?".

Запись: Чувство уверенности возникает, когда ______________.

Домашнее задание: 1) Опишите 2 жизненных ситуации "сильным" и "слабым" языком. 2) Примените навык саморегуляции реально хотя бы один раз. (упр."Стена"). Запишите результат.

3 занятие

Тема: Самоуважение. Толерантность к трудностям. Отработка навыков уверенного поведения

  1. Ожидания от групповых занятий. Обсуждение домашнего задания.

  2. Мини-лекция «Управление впечатлениями».

В разной степени мы постоянно управляем впечатлениями, которые создаём. Хотим ли мы произвести впечатление, запугать или показаться беспомощными, мы являемся общественными созданиями, играющими перед аудиторией. Самопрезентация относится к нашему стремлению представить желаемый образ как для аудитории вовне (другие люди), так и для аудитории внутри (мы сами). Намеренно или нет, мы извиняемся, оправдываемся или защищаемся, чтобы поддержать свою самооценку и подтвердить свой образ-Я. В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий. В незнакомых ситуациях, с людьми, на которых мы хотели бы произвести впечатление, или в разговоре с лицом другого пола, мы в той или иной степени осознаём, какие впечатление производим. Готовясь к фотографированию, мы можем даже попытаться придавать лицу, смотрясь в зеркало, разные выражения.

  1. "Мой портрет в лучах солнца". "Мысленно ответьте на вопрос "Почему я заслуживаю уважения?". А теперь нарисуйте солнце, в центре солнечного круге напишите своё имя, а затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, всё хорошее, что вы о себе знаете. Лучей должно быть не менее 15-ти". Показ рисунков. По желанию - рассказ.

Записи нет. Рисунок.

  1. "Могло быть хуже". Релаксация … "Подумайте о существующих у вас в жизни трудностях, связанных с неуверенным поведением. Что это за трудности? Как вы к ним относитесь? Что вы чувствуете и переживаете? …

А теперь представьте собственную жизнь, если бы случилось самое страшное… Что это было бы? Подумайте о том, как бы вы пережили всё это, какие последствия для вашей жизни имело бы это событие. Вообразите себе его во всех подробностях, как если бы оно произошло на самом деле. … И теперь вспомните о своих реальных трудностях". Обсуждение. "Стало ли ваше отношение к трудностям другим?", "Возросла ли уверенность в том, что вы сможете их решить?", "Чему вас могут научить эти трудности?".

Запись: Мои трудности _________________.

Трудности учат меня _________________.



5. "Перехвати инициативу". Выбираются 2 "актёра". Остальные - наблюдатели. "Актеры" играют роли собеседников, которые обсуждают какую-то проблему. Темы: "самый лучший художник", "самая лучшая музыка", "самый лучший отдых" и т.д. Задаются этапы разговора: на первом этапе один собеседник держит инициативу, а другой играет пассивную роль - слушает и поддакивает (2 минуты), на втором этапе пассивный собеседник должен суметь перехватить инициативу у первого и навязать ему свою точку зрения. Разумеется, первый при этом будет стараться удержать за собой коммуникативное лидерство. Обсуждение направлено на анализ возможных в такой ситуации средств "захвата коммуникативного пространства", борьбы за управление ситуацией, "Кто выглядел более уверенным?", "Как чувствовали себя собеседники?", "Можно ли чувствовать себя уверенно, не являясь коммуникативным лидером?".

Запись: Я чувствую себя уверенно, когда я ______________, чем когда я _____________ (активен / пассивен?).

6. Домашнее задание: 1) Отрефлексируйте свои чувства, когда вас критикуют (вам грубят, обижают, проявляют неуважение). Запишите. 2) Понаблюдайте, кто из ваших знакомых выглядит уверенным в беседе. По каким признакам вы это определяете? Запишите.

4 занятие

Тема: Чувство собственного достоинства. Отработка навыков уверенного поведения. Мои права. Умение отвечать отказом


  1. Ожидания от групповых занятий. Обсуждение домашнего задания.

  2. Упражнение «Скульптура». Группа выбирает одного человека - глину. Из него участники должны вылепить скульптуру человека с чувством собственного достоинства. Обсуждение. Затем выбирается другая "глина" и лепится скульптура человека без чувства собственного достоинства. Обсуждение. "Как чувствовала себя "глина" в одной и в другой "скульптуре"?", "Какие признаки отличают обе "скульптуры"?", "Добились ли "скульпторы" желаемого результата?".

Запись: Невербально чувство собственного достоинства выражается в _____.

  1. "Мои права". "У людей с момента рождения есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмом защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обращаться к закону, а можем рассчитывать только на себя. Но для этого надо знать, на что ты имеешь право.

Прочитайте "Декларацию о правах человека" в ваших "Дневниках". Разбейтесь на 2 группы. Определите общие критерии, которые лежат в основе данной "Декларации".

Запись: Критерии ______________________.
Декларация о правах человека

  1. Вы имеете право:

  • иногда ставить себя на первое место;

  • просить о помощи и эмоциональной поддержке;

  • протестовать против несправедливого обращения или критики;

  • на своё собственное мнение и убеждения;

  • совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;

  • предоставлять людям решать свои собственные проблемы;

  • говорить "нет, спасибо", "извините, нет";

  • не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;

  • побыть одному (одной), даже если другим хочется вашего общества;

  • на свои собственные чувства - независимо от того, понимают ли их окружающие;

  • менять свои решения или избирать другой образ действий;

  • добиваться перемены договорённости, которая вас не устраивает.

  1. Вы никогда не обязаны:

  • быть безупречным (безупречной) на 100%;

  • следовать за толпой;

  • любить людей, приносящих вам вред;

  • делать приятное неприятным вам людям;

  • извиняться за то, что были самим собой;

  • выбиваться из сил ради других;

  • чувствовать себя виноватым за свои желания;

  • мириться с неприятной ситуацией;

  • жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;

  • сохранять отношения, ставшие оскорбительными;

  • делать больше, чем вам позволяет время;

  • делать что-то, что на самом деле не можете сделать;

  • выполнять неразумные требования;

  • отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;

  • отказываться от своего "я" ради кого бы то ни было.

Критерии:



  1. твои права не должны ущемлять прав других людей (заявляя о своих правах, помни, что они есть и у всех остальных людей);

  2. осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от тебя самого.

Пусть каждая группа выберет из "Декларации" по 2 пункта из раздела "вы имеете право" и "вы не обязаны" и защитит их перед другой группой".

Запись: Я соглашаюсь с "Декларацией…", так как ___________________.

Я не принимаю "Декларацию…", так как ______________________.



"Подумайте, какими пунктами вы могли бы дополнить "Декларацию…". Запишите.

Запись: Недостающие пункты "Декларации…" ________________.


  1. "НЕТ". "Разбейтесь на пары. Сначала один, а затем другой участник по 3 минуты должен уговаривать партнёра сделать что-то, что ему не хочется делать. Это могут быть мольбы, угрозы, шантаж и т.д. Задача второго участника - ответить "нет", не чувствуя при этом вины. Желательно чувствовать себя уверенно. Затем участники меняются ролями. Обсуждение - в общем круге". Обсуждение. "Ваши ощущения в обеих ролях?", "Трудно ли отказывать?", "Какую тактику избрали вы (уговоры, угрозы)? С чем это связано?", "Кому было легко отказать?".

Запись: Отвечать отказом __________________.

Домашнее задание: 1) Выберите 2-3 пункта "Декларации" и в беседе со своими знакомыми определите их согласие или несогласие. Запишите результат.

2) Отвечая "нет", отрефлексируйте свои чувства. Запишите ситуацию и свои ощущения.


5 занятие

Тема: Обратная связь. Самоописание. Конфронтация. Эффективные формы коммуникативного поведения. Умение убеждать собеседника
1.Ожидания от групповых занятий. Обсуждение домашнего задания.

  1. Разогрев. Участники становятся друг против друга, предварительно разбившись на пары, упираются руками и начинают борьбу, цель которой - сдвинуть с места партнера. Разговаривать запрещается. Обсуждение. Это упражнение можно сделать, когда чувствуешь сопротивление партнёра. "Если бы ваш партнер вам не сопротивлялся, что бы с вами произошло?". Когда нет сопротивления - ты падаешь. Сопротивление нашим действиям - это хорошая опора для нас, а открытая конфронтация - отличный повод для построения отношений.

Запись: Сопротивление моим действиям __________________.

  1. "В автобусе". "Представьте себе ситуацию: вы стоите в автобусе или метро. Свободных мест нет. Рядом с вами стоит пожилой человек. На сиденье сидит юноша. Предложите свой вариант того, как попросить юношу встать, позволяя ему при этом "сохранить лицо". Кто будет играть роль юноши? Сядьте в центр круга на стул. Каждый участник по очереди подходит и просит. "Юноша" волен встать тогда, когда ему захочется именно так ответить на просьбу". Обсуждение. "Какая просьба была искренней?", "Как вы чувствовали себя в роли просящего?", "Юноша" реагировал на уверенное или униженное поведение?", "Что делать, если вы получаете отказ? (уважать его решение)".

  2. «Кто я?». "Закончите предложения так, как вам хочется".

Запись:

Я словно птичка, потому что _____________________.

Я превращаюсь в тигра, когда ____________________.

Я могу быть ветерком, потому что ________________.

Я словно муравей, когда ________________________.

Я - стакан воды ________________________________.

Я чувствую, что я кусочек тающего льда ___________.

Я - прекрасный цветок _______________________.

Я чувствую, что я - скала _____________________.

Я - тропинка _______________________________.

Я словно рыба ______________________________.

Я - песня ___________________________________.

Я - мышь __________________________________.

Я словно буква "О" __________________________.

Я - макаронина _____________________________.

Я - светлячок _______________________________.



  1. "Ассоциация". Один участник по желанию садится в центр круга. Остальные участники кратко описывают его через свои ассоциации: "Когда я смотрю на тебя (слышу твой голос), мне представляется (ассоциация с картиной, погодой, деревом, цветком и т.д.).

Запись: У других я вызываю ассоциации с ___________________.

Мне это _________________ (нравится/не нравится, приятно, удивительно …).



Домашнее задание: 1) Опишите ситуации, когда сопротивление других вашим действиям помогло вам. Что вы чувствовали в этих случаях? Запишите.

2) Придумайте свои предложения к заданию "Кто я?". Запишите.


6 занятие


Каталог: netcat files -> userfiles
userfiles -> Приложения (по Мероприятию 19) Приложение 1 Методика диагностических организационно деловых игр
userfiles -> Приложение 2 Поэтапная методика оценки управленческих компетенций в ходе проведения диагностических организационно-деловых игр Этап Составление перечня управленческих качеств
userfiles -> Приложение 3 Аналитический отчет по результатам анализа степени включенности родителей школьников в образовательный процесс на основе экспертного оценивания и с помощью объективных показателей
userfiles -> По Мероприятию 22 Приложение 1
userfiles -> Методические рекомендации для образовательных учреждений по проведению программы «Уроки толерантности»
userfiles -> Кодекс Азербайджанской Республики Утвержден Законом Азербайджанской Республики
userfiles -> Закон Республики Казахстан «О браке и семье»
userfiles -> Н. К. Гарбовский 2015 г. Рабочая программа


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница