Приложение 1 Профессиональные деструкции педагога



Скачать 57.13 Kb.
Дата27.04.2016
Размер57.13 Kb.

233-176-089 Лабецкая С. В.

Приложение 1

Профессиональные деструкции педагога


Демонстративность

Чрезмерная эмоциональность, самопрезентация. Педагогическая деятельность – средство самоутверждения на фоне группы воспитанников. Демонстрация своего превосходства. Сосредоточенность на интересах «Я».

Авторитарность

Завышенная самооценка своих профессиональных способностей. Властность. Агрессивность. Централизация образовательного процесса. Преимущественное использование распоряжений, указаний, наказаний.

Педагогическая агрессия

Постоянная отрицательное отношение к неуспевающим, гигиенически запущенным, внешне непривлекательным воспитанникам и, наоборот, привлекательным, модно и «дорого» одетым. Выраженная склонность к оскорбительным замечаниям, насмешкам, иронии.

В некоторых случаях такое отношение проецируется на родителей воспитанника.



Поведенческий трансфер

Проявление эмоциональных реакций поведения, манеры одеваться, свойственных своим воспитанникам. Злоупотребление молодежным сленгом. Либерально – попустительский стиль общения.

Догматизм педагогический

Стереотипы мышления. Речевые шаблоны. Интеллектуальная инертность. Стремление к упрощению педагогических задач и ситуаций. Игнорирование психологических и педагогических теорий.

Дидактичность

Стереотипы мышления. Речевые шаблоны. Стремление все назидательно объяснять, используя шаблонные способы передачи знаний, опыта, монологичность, склонность к нравоучениям.

Консерватизм педагогический

Предубеждение против инноваций. Приверженность к установившимся содержанию и технологии образования. Предпочтение репродуктивных технологий. Настороженное либо негативное отношение к воспитанникам.

Ролевой экспансионизм

Тотальная погруженность в педагогическую профессию. Стереотипы поведения речи. Фиксация на собственных педагогических проблемах, трудностях. Преобладание обвинительных и назидательных суждений. Ярко выраженная предметная психологическая сконцентрированность. Ролевое поведение за пределами дошкольного образовательного учреждения.

Социальное лицемерие

Возрастная идеализация жизненного опыта. Склонность к морализированию. Вера в свою нравственную непогрешимость. Вербальная нестерпимость к ненормативным формам поведения. Неискренность чувств и отношений.

Индифферентность педагогическая

Отчуждение от коллег, воспитанников. Синдром «эмоционального сгорания». Генерализация личностного, отрицательного педагогического опыта. Проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жесткости, игнорирование индивидуальных особенностей воспитанников, коллег, негативное восприятие педагогической профессии.

Вероятность приобретения профессиональных деструкций

Стадии профессионального становления

Особенности этапа

Динамика форми-рования деструкций

Профессиональная адаптация

Наличие новой социальной роли, экономического положения, новых коммуникаций. Ведущий вид деятельности – профессиональная, уровень выполнения – нормативно – репродуктивный.

демонстративность, авторитарность, реже педагогическая агрессия, поведенческий трансфер

Первичная профессионализация

Личностно сообразные технологи выполнения. Ведущий вид деятельности – профессиональная, уровень выполнения – репродуктивный

педагогический догматизм, дидактичность, педагогический консерватизм

Второй уровень профессионализации

Повышение квалификации, собственная профессиональная позиция, стабилизация активности, формирование устойчивого оптимального уровня профессиональной активности.

ролевой экспансионизм, социальное лицемерие, педагогическая индифферентность

Профессиональное мастерство

Высокая творческая и социальная активность, продуктивный уровень выполнения проф. деятельности, мотивация к самовыражению.

ярко выраженная способность к коррекции профессиональных деструкций

Причины возникновения профессиональных деструкций

Стадии профессионального становления

Причины возникновения профессиональных деструкций

Стадия профессиональной адаптации (до 2лет)

- Психологическая (несовпадение реальной жизни с представлениями и ожиданиями)

- Нахождение начинающего работника в ситуации борьбы, самоутверждения

- Адаптация к требованиям профессии

- Для молодого специалиста любая профессиональная ситуация - проблема, вызов (сможешь – не сможешь?; умеешь – не умеешь?)

- Если ДОУ воспринимается как временное место работы, то педагог не стремиться качественно выполнять профессиональные обязанности

- Неумение проанализировать причины профессиональных успехов и неудач



Стадии первичной профессионализации (около 5 – 6 лет)


- Цикличность деятельности педагога (одни дети уходят, другие уходят, и все повторяется…

- Профессиональная деятельность педагога требует психологического и интеллектуального напряжения

Стадия вторичной профессионализации (10 – 15 лет)


- Качественное и высокопродуктивное выполнение обязанностей педагогом приводит к тому, что человек перерастает свою должность

- Неудовлетворенность педагога собой, своим профессиональным положением, потребность в профессиональном росте

- При отсутствии перспектив профессионального роста педагог чувствует дискомфорт, психическую напряженность, возникает профессиональная стагнация, снижается активность

- Многолетняя профессиональная деятельность педагога не может постоянно сопровождаться совершенствованием, непрерывным профессиональным развитием и интересом к профессии

- Возникновение синдрома эмоционального сгорания (раздражительность, тревожность, усталость, неустойчивое состояние психики)

- Утрата интереса к профессии, значительная часть энергии педагога уходит на заботу о семье



Стадия профессионального мастерства

- Введение каких-либо нововведений требует от педагога признания недостаточности своей компетентности, а затем напряжения всех сил и понимания, что в процессе освоения нового возможны ошибки.

- Неприятие педагогом –профессионалом позиции «чего-то не знающего ученика»

- Возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, ослабление психических процессов, профессиональная усталость, интеллектуальная пассивность


Стадия ухода из профессиональной жизни

- Кризис предпенсионного периода

- Необходимость принятия новой социальной роли (пенсионер)



- Сужение социально-профессионального поля и общения с людьми, снижение финансовых возможностей





Каталог: articles
articles -> Мотивы выбора специальности и вуза как фактор профессионального становления специалиста
articles -> Инновационное образование: вызовы и решения
articles -> Информационно-аналитическое сопровождение в системе факторов эффективности инновационной образовательной деятельности вуза
articles -> Использование инноваций, как составляющих компонентов инфраструктуры рынка образовательных услуг
articles -> Печатается по решению кафедры
articles -> Повышение квалификации педагогов
articles -> Этап Время Деятельность учителя
articles -> Приложение №4 Ответы на вопросы
articles -> Кобаидзе Нина Иванована


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница