Приложение №1 Конспекты уроков Система уроков по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс)



Дата24.04.2016
Размер319 Kb.
ТипКонспект

Зотова Татьяна Николаевна

. Приложение №1 – Конспекты уроков




Система уроков по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

(7 класс).



  1. Урок – презентация «Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество».

  2. Урок – ключ «Это был один из тех характеров…». Сравнительная характеристика Тараса Бульбы и былинных героев.

  3. Составление киносценария «Так вот она, Сечь!» Воплощение в Сечи мечты Гоголя о справедливом, вольном обществе.

  4. Урок – исследование «Тарас и его сыновья».

  5. Проблемно – обобщающий урок «Три смерти. Является ли поступок Андрия изменой?»



Урок 1.

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество.

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя; попытаться выяснить, в чем загадка личности Гоголя, его «феномен»; обучать письменному высказыванию, составлению плана.
Задачи: 1. Восстановить знания, полученные о жизни и творчестве писателя в прошлые годы.

2. Показать мастерство Н.В.Гоголя в создании художественной прозы.

3. Помочь учащимся понять особенности языка произведений Гоголя.

4. Совершенствовать навыки составления плана и письменного высказывания.


Тип урока: урок целевого применения усвоенного.

Вид урока: урок-презентация
Формы обучения: общеклассная, индивидуальная, групповая.
Оборудование урока: портрет Н.В.Гоголя, выставка произведений Н.В.Гоголя, фотоальбом «Николай Васильевич Гоголь», компьютерная презентация о Гоголе.

Ход урока


  1. Вступительное слово учителя. Ознакомление с целями урока. Гоголь – одинокая «звезда» в русской словесности. Как все начиналось?

Просмотр презентации о Гоголе.

- Что нового узнали о Гоголе? Что понравилось?


2. а) Доклады учащихся об отдельных эпизодах биографии Гоголя.

б) Чтение статьи учебника о Гоголе и составление плана.
1. Родина и родители Н.В.Гоголя.

2.Нежинская гимназия высших наук.

3. Встреча с Пушкиным.

4. Повесть «Тарас Бульба».

5. «Ревизор» - великая комедия Гоголя об общественных нравах и о

чиновничьей России.

6. Отъезд Гоголя за границу. «Мертвые души».

7. Возвращение на Родину. Творческий кризис. Смерть Гоголя.



3. Словарная работа.
Художественная деталь – деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения.

(В качестве иллюстрации приводится отрывок из сцены борьбы и пленения Тараса, когда он поднимает люльку).


Задания:

- Найдите примеры художественных деталей, которые помогают глубже понять характер других персонажей повести: сыновей Тараса. Какие детали их облика, их поведения характеризуют их ярко и лаконично?

- Найдите план характеристики героя произведения в справочном разделе учебника. Какое из значений слова «герой» мы можем применить к Тарасу, Остапу, Андрию и другим персонажам?


4. Групповая работа. Характеристика героя.

Учащиеся по группам по данному плану составляют характеристику одного из героев повести, а затем представляют на всеобщее обсуждение.




  1. Обобщение и систематизация знаний.

Корректировка сформулированных выводов.


  1. Домашнее задание. А)Послесловие урока в виде творческой работы.

Художественный пересказ одной из глав повести Гоголя «Тарас Бульба» от лица кого-либо из персонажей

Б) По плану характеристики героя литературного произведения написать краткий рассказ об одном из персонажей повести. Отрывок о степи.
Результат: совершенствуются навыки анализа художественного произведения, формируется творческое мышление, адекватная самооценка.
Урок 2.

«Это был один из тех характеров…». Сравнительная характеристика Тараса Бульбы и былинных героев.
Цель: познакомить учащихся с атмосферой повести, с исторической эпохой, дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя.
Задачи: 1. Подвести учащихся к осмыслению трагического конфликта между миром казаков, для которых главными ценностями являются любовь к Родине, вера, товарищество, и миром Андрия, где главной ценностью является сам человек.
2. Помочь учащимся в преодолении «нравственного эгоцентризма» в восприятии литературных произведений.


Тип урока: комбинированный урок
Вид урока: урок – ключ
Формы обучения: общеклассная, индивидуальная, групповая.
Оборудование урока: иллюстрации к повести, репродукция картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо султану».
Ход урока


  1. Выявление первоначального читательского восприятия.




  • Чья смерть, Андрия или Остапа вызвала более глубокое сочувствие?

  • Кому из героев повести сочувствует автор, а кто вызывает у него осуждение?

  • Опишите, каким вы видите Тараса, когда он смотрит на Андрия, летящего на коне с поляками, и на мертвого сына.

  • Почему Тарас спасается в бою под Дубно и гибнет из-за трубки?

  • Почему описание природы сопутствует казакам, а не полякам?

  • Почему автор сравнивает казаков с птицами, а Сечь с гнездом?




  1. Краткий исторический экскурс.

Дается подготовленным учеником.


  1. Комментированное чтение первых глав повести с пояснением непонятных слов и бытовых реалий описываемой эпохи.




  • Есть ли сходство между Тарасом Бульбой и героями былин? В чем? В чем различие?

  • Найдите в тексте фрагменты, где Тарас и другие запорожцы рисуются как былинные богатыри, где подчеркивается их историческая принадлежность своему времени и месту.

  • В каких эпизодах вы можете обнаружить приемы гиперболизации (повт. по словарю).

  • Почему автор столь подробно в описании натуры Тараса Бульбы рассказывает о причинах, породивших такую натуру?


Как вы думаете, Гоголь считает казачество национальным слоем или выражением «русского духа»?

4. Реализация домашнего задания. Составление портрета Тараса по группам.

На доске нарисован круг, разделенный на три сектора. Круг – знак законченности, завершенности.



Первая группа составляет самохарактеристику героя, вторая – собирает материал об авторских отступлениях, третья – о сопоставлениях, косвенных характеристиках героя.
Результат: проверка знания текста практически у всего класса, выявление представлений о сюжетно-динамических способах создания образа и внесюжетных (авторских и косвенных характеристиках) и невозможности их осуществления вне взаимосвязи друг с другом.
5.Творческие задания.

а) Сравните запорожцев в повести Гоголя и на картине И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

б) Инсценируйте сцену избрания нового кошевого.
Домашнее задание. 1. Составить рассказ о Тарасе Бульбе по первым главам.

2.Найти и выделить в повести моменты, где выявляются вера,

патриотизм, товарищество, вольность.

Урок 3.

Составление киносценария «Так вот она, Сечь!» Воплощение в Сечи мечты Гоголя о справедливом, вольном обществе.

Цель: 1. Рассмотрение столкновения эпического величия и современности, идеи

красоты, подвига во имя Отчизны.



  1. Обучение составлению киносценария.

  2. Выработка навыков определения характеров персонажей, их развития в ходе повести.


Тип урока: : урок целевого применения усвоенного.
Вид урока: урок творчества
Формы обучения: общеклассная, индивидуальная, групповая.
Оборудование урока: тексты повести, раздаточный материал для составления киносценария.
Ход урока


  1. Анализ художественных средств и приемов, используемых в повести.

Чтение описаний пейзажа в тексте повести. (Описание степи в первой главе, картина Днепра и другие).

    • Вспомним, что такое пейзаж? Какова его роль в произведении?

    • На что обращает внимание автор при описании степи?

    • Какова функция описания Днепра?

  1. Анализ эпизодов повести.

Описание степи, пляска запорожцев, пир запорожцев, гибель казаков в бою, финал повести.



Вопросы:

  • Каковы обычаи и законы Сечи, характер запорожцев?

  • Какие черты в запорожцах привлекают и отталкивают?

  • В чем, по-вашему, заключается безудержность натуры запорожцев?

  1. Составление киносценария «Въезд Тараса с сыновьями в Сечь».

Вначале разрабатывается план:

а) Перед въездом в Сечь.

б) Запорожец на дороге.

в) «Так вот она, Сечь!»

г) Танец.

д) Знакомые лица.

После этого учащиеся работают над разделением выбранного текста на кадры.

Рефлексия.


  • Смогли ли вы выполнить задание?

  • С какими трудностями столкнулись?




  1. Аналитическая беседа.

  • Проанализируйте речь Тараса о товариществе.

  • Почему Бульба обращается к казакам с этой речью перед сражением?

  • Почему «породниться родством по душе, не по крови, может только один человек»?

  • Каково впечатление от речи Тараса?

  • Каковы последние слова погибающих казаков? На что они похожи?




  1. Обобщение и систематизация знаний.

Корректировка сформулированных выводов.
Домашнее задание.

  1. Составьте сравнительную характеристику Остапа и Андрия.

  2. Прочитайте раннюю редакцию повести и сопоставьте ее с окончательной редакцией.


Урок 4.

Тарас и его сыновья.
Цель: 1. Выработка навыков исследования характеров персонажей, их развития в ходе повести.

  1. Сопоставить Остапа и Андрия, выявляя сходство и различие их натур.

  2. Выявить традиции героической эпики прошлых веков в повести «Тарас Бульба».


Тип урока: : урок применения знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-исследование
Формы обучения: общеклассная, индивидуальная, групповая.
Оборудование урока: тексты повести, раздаточный материал: фрагменты из «Илиады» Гомера, отрывок из былины об Илье Муромце и Калине-царе, эпизод боя из 7 главы из повести «Тарас Бульба».
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.

  • Какой отпечаток наложила эпоха на характеры и уклад жизни главных героев повести?

  1. Исследовательская работа (по группам).

Проанализируйте характеры двух братьев на примере сцен (I группа - встреча сыновей, II группа - описание быта и их жизни в семинарии, III группа - поведение Остапа и Андрия в бою, IV группа - встреча Андрия с «прекрасной полячкой».


Сделайте выводы о сходстве и различии натур двух братьев.

Придумайте, в какие игры мог играть в детстве Остап, а в какие - Андрий.

Представьте, как выглядели Остап и Андрий в бурсе, в Сечи, в бою.


  1. Аналитическая беседа.

    • Почему Андрий скучает во время бездействия под Дубно?

    • Прокомментируйте сцену отхода Андрия ко сну.



    • Почему в бою Тарас отдает предпочтение Остапу, несмотря на равную храбрость братьев?

    • Что объединяет Андрия с Сечью?

    • Почему Андрий идет в осажденный город?

Выводы.

Андрия отличала тонкая душевная организация, жажда подвига, безумная смелость, способность переживать прекрасное (красоту женщины и природы), то, что он не такой, как все. Остапа же отличает прямота характера и сила натуры, суровость, верность товариществу; прежде всего он – воин. Остап – человек своего времени. Этими качествами он ближе своему отцу – Тарасу, который выделяет его перед Андрием. Андрия объединяет с Сечью дерзость его поступков, сила страсти, безудержность натуры. В нем с новой силой ожили прежние чувства к полячке и заслонили всю казацкую жизнь, сказалось его стремление к неизведанному.




  1. Межтекстовый сопоставительный анализ. Традиции героической эпики прошлых веков в повести Гоголя.

Учащимся предлагаются фрагменты: фрагмент из «Илиады» Гомера, отрывок из былины об Илье Муромце и Калине-царе, эпизод боя из 7 главы из повести «Тарас Бульба».

Задание: найти общее в этих отрывках: в сюжете, в развитии действия, конфликте, в поступках и идеалах героев, в языковых формулах, художественных приемах, авторских идеалах. Почему возникает это общее?

Выводы: любое литературное произведение создается на фундаменте глубоких литературных, культурных, философских, эстетических традиций и что каждый писатель стремится в своем творчестве воссоздать идеал эпохи, воплощающий различные духовные, нравственные ценности.
Корректировка сформулированных выводов.
Домашнее задание.

  1. Сопоставить сцены гибели Андрия в двух редакциях повести.

  2. Подготовиться к обсуждению тем домашних сочинений.



Урок 5.

Три смерти. Является ли поступок Андрия изменой?
Цель: 1. Сопоставить смерти трех главных героев, выявить отношение

автора к героям.

2. Выяснить, как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры.

3. Попытаться найти ответ на проблемный вопрос, является ли поступок



Андрия изменой?

Тип урока: : урок обобщения знаний
Вид урока: урок-проект
Формы обучения: общеклассная, индивидуальная, групповая.
Оборудование урока: тексты повести, раздаточный материал для составления киносценария.
Ход урока


  1. Групповые творческие задания.

1-я группа- сопоставить сцены гибели Андрия в двух редакциях повести.

2-я группа- Сравнение сцены убийства Тарасом Андрия и казни Остапа во второй, окончательной редакции.


  1. Аналитическая беседа.




    • Когда вы восхищаетесь Тарасом, а когда он кажется жестоким, страшным?

    • Каковы черты в образе Тараса, связанные со временем действия повести?

    • Что является содержанием жизни Тараса?

    • Почему он убивает своего сына?

    • Трагичен ли образ Тараса?




  1. Рассмотрение эпизода смерти Тараса.




  • Чем заключается величие Тараса?



  • Опишите, как выглядит Тарас в момент, когда казаки не слышат его слов, в момент, когда он видит уплывающих запорожцев.

  • Что вы можете сказать о заключительных словах повести: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»?

  • Что говорили про своего атамана плывшие по Днестру казаки? Почему?


4. Обучение работе над проектом. Определение вместе с учащимися темы, целей проекта, основополагающего вопроса, проблемных вопросов.

Учебная тема: «Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Тема проекта: «Является ли поступок Андрия изменой ?»
Цели проекта:


  • Научить учащихся самостоятельному критическому мышлению

  • Размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы

  • Принимать самостоятельные аргументированные решения

  • Научить работать в команде, выполняя разные роли


Основополагающий вопрос: Поступок Андрия – измена или его личный выбор, ставший трагедией?

Проблемные вопросы:


  • Является ли поступок Андрия изменой?

  • Каковы причины перехода Андрия на сторону поляков?

  • Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры?

  • От каких ценностей отказывается Андрий, перейдя на сторону поляков?

  • Каких героев из какого произведения напоминает такая ситуация?

  • Почему в тексте подчеркивается, что погиб «козак», а не сказано, что погиб Андрий?


Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.


  • Учащиеся делятся на мини-группы по 4–6 человек, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов - в виде презентации, буклета, выпуска газеты и др.)


Обсуждение плана работы учащихся в группе.
Обсуждение с учащимися возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.


  • Обсуждение с учениками, как найти источники информации по теме исследования - в школьной библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии (например, книги (какие?), интервью (с кем?), мультимедиаиздания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации.


Домашнее задание.
Подготовить презентации по отчету о проделанной работе

(Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3–4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, компьютерная презентация).





Каталог: uploads -> doc
doc -> Конспект урока по русскому языку, 5 ( коррекционный класс) «Синонимы и антонимы»
doc -> Принятие ребенка на воспитание в семью – великое, доброе дело. Приемные родители дают ребенку возможность жить и воспитываться в семье, узнать, что такое родительская любовь и забота, возможность самому научиться любить других
doc -> Наука об отрезвлении общества
doc -> 1 канал 00 Новости 05
doc -> 1 канал 00 Новости 05
doc -> 1 канал 00 Новости 05
doc -> Мой крестный отец Александр Предисловие
doc -> Как помочь ребёнку полюбить чтение Цель
doc -> Программа составлена на основании фгос впо направления 44. 03. 01. Педагогическое образование. Рабочая программа одобрена на Ученом совете мисао


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница