Приемы передачи эмоционального состояния пользователя при виртуальном общении



Скачать 217.35 Kb.
Дата25.04.2016
Размер217.35 Kb.


XVI научно-практическая конференция учащихся

Сургутского района в рамках программы

«Шаг в будущее»
Секция: психология/социология

Приемы передачи эмоционального состояния пользователя при виртуальном общении

Авторы работы:

Игнатова Роза Александровна,
ученица 10а класса
Ильичева Татьяна Николаевна,
ученица 9 класса

МБОУ «Федоровская СОШ №3»

Руководитель:

Муфлиева Р.М., педагог-психолог

МБОУ «Федоровская СОШ №3»


Сургутский район

2012
Приемы передачи эмоционального состояния пользователя при виртуальном общении.



Ильичева Татьяна Николаевна, Игнатова Роза Александровна

Сургутский район, МБОУ «Федоровская СОШ№3», научный руководитель педагог-психолог высшей квалификационной категории Муфлиева Ралиса Мутигулловна



Аннотация

Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения. Опосредованное общение через Интернет: электронная почта, чаты, форумы и системы мгновенного обмена сообщениями сформировали новую потребность: найти способы передачи эмоций. В данной работе исследуются возможности и приемы передачи человеческих эмоций при виртуальном общении. Основная цель работы: изучить приемы и возможности передачи человеческих эмоций при виртуальном общении. Косвенная цель: обратить внимание на проблемы, возникающие в процессе общения в Интернете, а также на специфику этого общения. Результаты данного исследования могут использовать в своей работе педагоги-психологи, учителя и классные руководители при решении социально-эмоциональных проблем подростков. Что родители могут узнать о своих детях в Интернете, на что им следует обратить внимание, поможет буклет «Эмоции 21 века», выпущенный в ходе выполнения работы.



Приемы передачи эмоционального состояния пользователя при виртуальном общении.

Ильичева Татьяна Николаевна, Игнатова Роза Александровна

Сургутский район, МБОУ «Федоровская СОШ№3», научный руководитель педагог-психолог высшей квалификационной категории Муфлиева Ралиса Мутигулловна



Введение.

В современном обществе все большее развитие получает Интернет, который становится таким же обычным местом работы, как и распространенные рабочие среды: образование, бизнес, государственные учреждения. Появилось большое количество профессий связанных с Сетью: системные администраторы, веб-дизайнеры, веб-программисты, менеджеры сетевых проектов, люди занятые в сфере интернет-банкинга (онлайн-расчеты). Количество отраслей, в которых задействованы ИТ-технологии просто огромно. Кроме рабочей среды Интернет является также средством развлечения для большинства, источником информации (количество ресурсов посвященных различным сферам не поддается исчислению и перечислению) и средством общения.

В результате широкого распространения виртуального общения человечество изобрело способ передачи эмоций в кратких телекоммуникационных сообщениях с помощью графических изображений. Используются различные приемы передачи эмоционального состояния пользователя. Отражают ли они на самом деле то, что чувствует человек по ту сторону экрана? А может быть, они уже ничего не значат и истинно лишь то, что пишет человек? Недостаточная изученность проблем виртуального общения, способов передачи эмоций при виртуальном общении обусловила актуальность настоящей работы.

Объект исследования: виртуальное общение

Предмет исследования: приемы передачи эмоционального состояния Интернет- пользователя.

Проблемы: Ограниченное сенсорное переживание, трудности выражения эмоций. В Интернет-пространстве теряют свое значение невербальные средства общения, которые играют значительную роль в реальном общении.

Гипотеза: Существуют графические приемы, которые используются при виртуальном общении в целях создания успешной коммуникации и являются средством выражения эмоций.

Цель работы:

Изучить приемы и возможности передачи человеческих эмоций при виртуальном общении.



Задачи:

  1. Проанализировать теоретические основы проблемы виртуального общения.

  2. Изучить способы передачи человеческих эмоций.

  3. Проанализировать употребление графических приемов в виртуальном общении и выявить их роль для передачи эмоций.

Материал и методы исследования:

Для решения поставленных задач была определена следующая система методов и методик: анализ психологической, социологической литературы, специальные исследовательские и диагностические методы: беседа, опрос, классификация, анализ собранных данных. Материалом для исследования послужили: (почта, форум, чат), данные опроса учащихся старших классов, педагогов МБОУ «Федоровская СОШ №3».



Программа исследования:

  1. Изучение теоретических основ общения, специфики виртуального общения.

  2. Сбор графических приемов, употребляемых в телекоммуникационных сообщениях, их анализ.

  3. Составление классификации смайлов.

  4. Изучение аватаров на страницах классов социальной сети «Дневник.ру».

  5. Составление рекомендаций «Эмоции 21 века»

Практическая значимость: результаты данного исследования могут служить основой для определения характера воздействия Интернета на сферу общения. Также возможен ответ на вопросы: какие рекомендации возможны относительно безопасного, успешного общения в Интернете, можно ли использовать Интернет для развития навыков общения.

1. Теоретическая часть.

1.1 Основные понятия.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. В общении можно выделить ряд аспектов1: содержание, цель и средства. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Выделяют три стороны процесса общения:



  1. Обмен информацией между участ­никами совместной деятельности, который может быть охаракте­ризован в качестве коммуникативной стороны общения.

  2. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихсяобмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.

  3. Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Перцептивный аспект общения — это восприя­тие, понимание и оценка человека человеком. Познавая других людей, индивид получает возможность лучше, более надежно определить перспективы совместной деятельности с ними.

Механизмы межличностного восприятия: идентификация, рефлексия и стереотипизация.

Средства коммуникации. Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические: различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.

2) Оптико-кинетические: это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика;

3) Проксемика: организация пространства и времени коммуникативного процесса.



1.2. Коммуникативная роль эмоций

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Они включены во все психические процессы и состояния человека2: Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений.  Существует теория дифференциальных эмоций К. Изарда, в которой эмоции считают явлением врожденным и связанным со строением человеческого организма и выделяют
10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес. (Приложение I. Классификация эмоций по К.Е.Изард) .

Роль эмоционального реагирования в процессе общения многообразна.


1.3. Виртуальное общение

Виртуальное общение во многом повторяет реальное, здесь действует принцип переноса, т.к. все равно взаимодействие протекает в системе «человек-человек». Создается особое пространство (виртуальная реальность), со специфическими образованиями со свойственным ему видом общения. Но из-за того, что виртуальное общение опосредовано, возникают новые правила, законы, образования и связи в среде межличностных отношений, выделяющие эти отношения в отдельную категорию. Виртуальным общением называют такой способ коммуникации, при котором контакт между людьми опосредован компьютером, включенным в сеть (все равно, локальная она или глобальная), а все взаимодействия осуществляются в пространстве виртуальной реальности. В данном способе общения люди общаются с помощью письменной речи, что выделяет его как специфический вид межличностных отношений.

Можно выделить следующие формы общения в Интернете: телеконференция, чат, ICQ, форум, гостевая книга и электронная почта. Почти все российские исследователи Интернет выделяют ряд общих характеристик, присущих всем названным формам общения3:

1. Анонимность участников коммуникации. Виртуальное Я человека – то есть Я, «предъявляемое другим в виртуальном пространстве», может коренным образом не совпадать ни с Я реальным, ни с Я «предъявляемым в реальном общении».

Физическая непредставленность участников коммуникативного акта. В процессе общения в Интернет полностью отсутствуют индикаторы социальной позиции человека и невербальное поведение.

2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия. В условиях отсутствия невербальной информации сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.

3. Относительная психологическая безопасность. Человек в сети может проявлять большую свободу высказываний и поступков, так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален

4. Отсутствие единства пространства и времени, которое характерно для реальной жизни. Виртуальная реальность позволяет «быть в одно и то же время в разных местах»: одновременно общаться с людьми из других стран, часовых поясов. Ощущение пространства (а в данном случае киберпространства) является субъективным переживанием, на которое оказывает влияние прежде всего организация и дизайн виртуального ресурса.


5. Характер коммуникации – почти исключительно письменный. Большинство сред коммуникации в Интернет – текстовые.
6. Ограниченное сенсорное переживание, трудности выражения эмоций. В Интернет-пространстве теряют свое значение невербальные средства общения, которые играют значительную роль в реальном общении. Тем не менее, виртуальное общение протекает достаточно эмоционально. В процессе письменного общения, практически каждый участник дополняет свое высказывание определенными символами. То есть происходит частичная компенсация с помощью специально разработанной знаковой системы передачи эмоциональных состояний (смайлы и др.).

  1. Практическая часть

Исследование приемов передачи эмоционального состояния пользователя виртуальному собеседнику.

В непосредственном общении эмоции выражаются при помощи: акустических характеристик речи; жестов; мимики и пантомимики. А как это выражается при виртуальном общении? На этот вопрос мы искали ответы на втором этапе. Для этого проводилось исследование используемых приемов передачи эмоционального состояния пользователями – старшеклассниками Федоровской СОШ №3 в социальных сетях «В контакте», Одноклассники», «Мой мир», «Дневник.ру» . Средний список «контактов», т.е. людей с которыми общается пользователь, насчитывает 20-40 человек, из которых «постоянными» собеседниками является около 7-10.
В ходе анализа форумов мы установили, что к основным приемам передачи эмоционального состояния пользователя виртуальному собеседнику относятся: смайлы и пунктуационный рисунок; использование капслока; эмоционирование при помощи междометий; письменное интонирование при помощи повтора гласных или частей слова; выставление информационной статус-картинки, статус-сообщения. Как представляются эти средства? Рассмотрим подробнее.

2.1. Пунктуационный рисунок.

Пунктуационный рисунок предложения в письменном Интернет сообщении опирается чаще всего на четыре знака: вопросительный, восклицательный, запятую и точку. Знаки, усиливая высказывания, дублируются в различных вариациях, перемежаются смайлами.

Правда??? :-) меня это успокаивает…

2.2. Использование капслока.

Капслок создает у собеседника ощущение повышенных интонаций или крика, а также некоторой детскости собеседника. Особенно ярко это заметно при использовании повторяющихся знаков препинания.

 СТРАННЫЕ ВЫ!!!!!!!!!!!

2.3. Письменное интонирование при помощи повтора гласных или частей слова.

Письменное интонирование при помощи повтора гласных или частей слова позволяет создать автору рельефность своего образа, придать ему живость и передать нюансы самоощущения собеседнику.

1.А у меня ммммМММаааленькая проблема 2тттыыыыыыыыыыыыыыыыы где?

2.5 Слова автора.

Слова автора используются, как средство передать собственное эмоциональное состояние как бы от третьего лица.



1. да? (с сомнением в голосе)

2.6. Информационные маркеры: статус-картинки, статус-сообщения, события и уведомления - доступные для видения всех пользователей в чьем контактном листе есть автор, отражают текущие события его жизни, которыми он хочет поделиться. Под статусом понимается уведомление о местонахождении и ситуативном настроении или деле, которым занят пользователь: «дом», «работа», «злой», «кушаю», «занят» и пр. Статус-картинка и сообщение - предоставляют расширенную информацию: «работаю», «пью чай», «сплю», «занят делами» и пр. Соответственно данный информационный ряд не только снимает ряд вопросов, но и позволяет предположить – захочет контакт общаться в данный момент или нет.

2.7. Из истории смайлов.

В 1969 году Владимир Набоков в одном из своих интервью предложил создать специальный знак пунктуации для графического отображения эмоций: «… надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку, - какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос». Однако только 19 сентября 1982 был предложен смайлик в том виде, в котором он популярен сейчас. Автором признается Скотт Фалман: «Предлагаю использовать вот такую последовательность символов для обозначения шутливых сообщений: :-) Читать следует сбоку».

Так выглядит текст с использованием смайлов.


  1. Привет:-)

Используемые смайлы имеют различные виды и можно их разделить на разные группы:

  1. Смайлы отличающиеся по способу изображения а) знаковый; б) анимированный. (Приложение II)

С целью получения информации об использовании смайлов нами был проведен опрос среди школьников 10-17 лет и учителей. Всего участников исследования 92 учащихся и 19 учителей. Был составлен опросник, состоящий из 9 вопросов.

В результате опроса было выявлено следующее: пользователи интернета (по частоте использования): 80% часто, не используют 6%, иногда используют 14%. Пользуются в своих сообщениях смайлами: 85% опрошенных, из них 56% - ученики возраста 10-14 лет. Они же отмечают, что используют смайлы часто. Почему используют смайлы? 49% считают, что передают свою эмоцию,21% используют смайлы по привычке. Устанавливают ли смайлики контакт между людьми:85% считают, что да.

В результате анализа опросника выявлены следующие причины использования в виртуальном общении смайлов, как особой знаковой системы:

1. Установление неформального контакта с собеседником.

2. Передача и уточнение эмоционального настроя собеседника.
3.6. Вся процедура общения происходит на фоне постоянного ника автора и аватара. Ник - первоначально «кличка», сегодня сетевое имя - псевдоним, используемый пользователем в Интернете. Восприятие ника на слух, внутреннее проговаривание, осмысление звучания и значения - порождает определенное отношение к собеседнику. Аватар — небольшое статичное или анимированное изображение (часто ограниченное размером), обычно не являющееся истинной фотографией пользователя. 

Мы выбрали для нашего исследования 50 аватарок и никнеймов – 50 мальчиков и девочек с разными характерам и судьбами, жизненными установками. Мы рассматривали редактируемые в личных настройках страницы социальной сети «Дневник.ру». Сразу отметим, что в большинстве случаев аватарка просто служит украшением профиля пользователя. Однако немалая часть жителей «виртуальных сетей» с помощью аватара желает либо донести остальным точную картину своего внутреннего содержания или статуса, либо подчеркнуть индивидуальные черты своего характера. Как бы то ни было, аватар - это больше, чем просто картинка. Значение аватара - это глубокое сравнение с собой, однако несколько деформированное, поскольку этот мир виртуальный. На аватару не вешают что попало или что придется, а подают то, чем хочется поделиться с окружающими. Их выбирают сознательно или бессознательно, но всегда - исходя из неких душевных помыслов. Аватары делятся на притягивающие и отталкивающие, однако их общая конечная цель - завладеть вашим вниманием.

Из 50-ти человек у 38-ми на аватарках – собственное фото, у 9 – различные картинки, у 3 – персонажи из мультиков. Подростки 10-14 лет выбирают на аватарку свою фотографию, а ученики старших классов заменяют собственное фото картинкой. Аватары в определенной степени способствуют выражению эмоций в ходе беседы, а акт выбора конкретного аватара либо отказа от ранее выбранного и конструирования нового аватара помогает демонстрировать характерные (либо только желаемые) черты собственной личности.

Вывод:

1. Общение через новые средства телекоммуникаций привели к возникновению нового способа выражения эмоций – с помощью знаков препинания и математических знаков – смайлов.

2. Описанные приемы передачи собственного эмоционального состояния быстро устанавливают обратную связь. Именно реакция получателя на сообщение, необходима для оценки результативности коммуникации. Эта реакция создает своеобразный эффект присутствия собеседника.

3. Аватар совместно с ником помогают автору создать целостный виртуальный образ – маску, скрывающую истинное «Я» человека. Созданный персонаж ведет определенную виртуальную жизнь, имеет свои привычки и шаблоны поведения, зачастую совершенно отличающиеся от поведения человека в реальной жизни. Однако персонаж более полно выражает себя, своё настроение, свой внутренний мир в общении, чем реальный человек. (Приложение)



Заключение

В настоящей работе мы попытались определить понятийное пространство проблемы виртуального общения, проанализировать различные теоретические подходы к представлению специфики виртуального общения и провести исследование используемых приемов передачи эмоционального состояния пользователями-учащимися Федоровской средней общеобразовательной школы №3 в социальных сетях: «В контакте», «Одноклассники», «Мой мир», «Дневник.ру», что и входило в задачи нашего исследования.

В результате исследования было выявлено, что с внедрением в виртуальное общение знаковой системы для передачи эмоций, мы наблюдаем тенденцию к обогащению этих средств. Однако, однозначно нельзя утверждать, что используемые графические приемы отражают реальное эмоциональное состояние пользователя. Есть мнение, что происходит обеднение языковых средств выражения экспрессии высказывания. Поэтому смайлы (эмотиконы) и другие графические приемы следует считать противоречивым и в настоящее время динамично развивающимся явлением.

Подводя итоги, отметим, что все сказанное выше - это информация к размышлению, вопросы, которые пока не имеют однозначных ответов. Косвенная цель нашей работы - привлечь внимание исследователей (и вообще взрослых) к научным и нравственно-этическим, психологическим проблемам, связанным с развитием виртуального мира и виртуального общения.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.



В данном исследовании мы просто наметили основные направления будущей работы в этой новой области прикладных исследований психологии Интернета.

Список литературы


  1. Войскунский А. Е. «Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде» (http://psynet.by.ru/texts/voysk2.htm)

  2. Войскунский А. Е. «Психологические исследования феномена интернет-аддикции» // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). Секция «Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде» (http://psynet.by.ru/texts/voysk4.htm)

  3. Жичкина А. «Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользоватлей юношеского возраста» (http:// flogiston.ru/projects/articles/avtoref_zhichina.shtml)

  4. Жичкина А. «Социально-психологические аспекты общения в Интернете»

  5. В.И. Шаховский, В начале была эмоция, ВГПУ, Волгоград, 2003

  6. Е. И. Рогов. «Эмоция и воля», «Владос», 1999.

  7. История смайлов http://picturedesign.info/2007/12/13/istorija-smajjlikov.html

  8. Леонтьев В.О. Классификация эмоций,http://emoatlas.narod.ru/em.html

  9. Новый энциклопедический словарь, Москва, «Большая Российская энциклопедия», «Рипол Классик» , 2001, стр. 1400.

  10. Правдивая история о смайлике и его создателе www.articles\simply

  11. Психология зависимости:Хрестоматия /Сост. К.В. Сельченок.-Минск: Харвест, 2007.-592с.

  12. Энциклопедия для детей. Универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь. Москва, Аванта, 2003

Приложение I

Классификация эмоций по К.Е.Изард.

эмоция

Характеристика эмоции

Радость

Положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была небольшой или, во всяком случае, неопределенной.

Удивление

Не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникающие обстоятельства.

Страдание

Отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев

Эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия.

Отвращение

Отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение

Отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях

Страх

Отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

Стыд

Отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям.

Приложение II

Классификация смайлов по способу изображения

эмоция

Смайл знаковый

символ

анимированный

Радость

:-) :-))) :-D :-d XD 





Удивление

:-0 :-[ ] 8-O или =-O 

нет



Страдание

:`-( :-t :-e :C :- (

нет



Гнев

>:-( :-{ :-{{  :-E :F

L

 

Отвращение

:-! :-\

K



Презрение

(:-&

нет



Страх

- =8- [ ]

нет



Стыд

нет

нет
















Приложение III











Приложение IV





1 Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.

2 Е. И. Рогов. «Эмоция и воля»,– М., «Владос», 1999

3 Жичкина А. «Социально-психологические аспекты общения в Интернете»



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница