Приёмы организации текстовой деятельности на уроках в начальных классах. Методическое пособие



Дата14.02.2016
Размер279 Kb.
ТипРеферат
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №15»

ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ.

г. АЧИНСК, 2014.
Составитель пособия: Зиборова И.А.
Цель пособия - помочь учителям начальных классов организовать осмысленное чтение на уроках литературы и окружающего мира. В пособии приводятся приёмы организации работы с текстом(текстовой деятельности) во время ознакомительного или изучающего чтения. Представлены практические способы, использование которых поможет совершенствовать технику чтения, а также сформировать метапредметные умения при работе с текстом.

СОДЕРЖАНИЕ.




  1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… с.3




  1. ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ.




  1. Формирование техники чтения как необходимое условие понимания учебных текстов……………………………………………… …………с.5

  2. Виды чтения как способы взаимодействия учащихся с учебным текстом……………………………………………………….. с.15

  3. Приёмы организации смыслового чтения…………………. с.18




  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.




  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.




  1. ПРИЛОЖЕНИЕ.



  1. ВВЕДЕНИЕ.

Актуальной междисциплинарной учебной проблемой является формирование и развитие у учащихся основ читательской компетенции, необходимой учащимся для обучения по различным учебным предметам, осуществления своих дальнейших планов, в том числе продолжения образования и самообразования, подготовки к дальнейшей деятельности. Сегодня умение читать сводится в первую очередь к способности ученика понимать и использовать письменные тексты, размышлять об их содержании, а также к расширению своих знаний и возможностей с помощью информации, представленной в тексте.

Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Владение навыками смыслового чтения позволят продуктивно учиться по книгам. При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию. Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов. Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования. Школьники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

Одним из решений осуществления этой задачи является организация систематической работы с текстом на уроках в начальных классах. Именно в этот период, когда ребёнок ещё только учится читать и работать с текстом, учитель имеет возможность заложить основы читательской самостоятельности, которые впоследствии помогут ребёнку овладеть способами работы с различными по содержанию, структуре и объёму учебными текстами. В данном случае овладение приёмами смыслового и грамотного чтения рассматривается как универсальное учебное умение - «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами»(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, от 6.10.2009г.).

В современной технологии работы с текстом, в зависимости от временнóй отнесенности к тексту, выделяют три стратегии смыслового чтения: 1. предтекстовую, 2.текстовую и 3.послетекстовую стратегии соответственно ориентирующую, готовящую чтеца к встрече с текстом, управляющую чтением и включающую полученную информацию в систему понятий, знаний, умений. В данном пособии будет рассматриваться стратегия текстовой деятельности, как одна из самых важных составляющих технологии работы с текстом. Кроме того, именно формирование навыков работы с текстом непосредственно во время чтения как раз и составляет основу читательской грамотности. Приёмы работы с текстом во время чтения, предлагаемые в данном методическом пособии, не только доступны для младшего школьника, более того, эти навыки формируются в этом школьном возрасте. Отработка данных учебных умений позволит ребёнку использовать эти приёмы в дальнейшем обучении.

Целью стратегии на исполнительной фазе чтения(текстовая деятельность) является развитие механизмов чтения, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегии является размышление вслух и про себя, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета и т.д.

В основе реализации стратегии смыслового чтения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.


  1. ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ.

Процесс освоения учащимися чтения в начальной школе включает два последовательных этапа (Д. Б. Эльконин): 1.освоение техники чтения (первый год обучения в школе) и 2.освоение смыслового чтения (второй и последующие годы обучения). Но в практике освоение техники чтения происходит и во второй и в последующие годы обучения: сначала ребёнок начинает читать 30-40 слов в минуту, но этого зачастую бывает недостаточно, чтобы понять смысл прочитанной фразы или предложения. Оптимальным темпом чтения можно считать темп примерно 90слов в минуту, когда ребёнок может безошибочно и сознательно читать текст, понимать при этом смысл прочитанного. Указанного оптимального параметра ребёнок достигает к концу 4 класса. Но учитель, используя специальные упражнения и методики, может помочь ребёнку совершенствовать технику чтения, и это, несомненно, скажется и на повышении уровня осмысленности прочитанного.

На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка визуальной (зрительной) и аудиальной (слуховой) памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.

Ступень синтетического чтения – это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без сформированности у ребенка расширенного поля зрения, речедвигательной системы, координации движения глаз, произвольности внимания.

Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.

Существует методика профессора И.П. Федоренко, которая  гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длительные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

Упражнения из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко, которые я использую в своей работе.

1. Многократное чтение. При многократном чтении следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Проводится это так. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. После этого каждый из учеников отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать, а лучше поупражнять на этом кусочке текста артикуляционный аппарат. А это уже второе упражнение.

2. Чтение в темпе скороговорки. Здесь следует сказать, что каждый урок начинается с чтения скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение скороговорки.

При чтении предложений в темпе скороговорки не следует уделять внимания выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но повышены к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем начинается третье упражнение.

3. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Детям объясняем так: “Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ребята прочитывают текст до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

В начале каждого урока чтения провожу зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко. Используя функцию Мicrosoft Word PowerPоint «анимация, вход», вывожу предложение из набора на экран, по истечении указанного времени и функции «анимация, выход» это предложение удаляю с экрана. Постепенно уменьшаю время для чтения, увеличиваю количество знаков для чтения на экране, согласно методике. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях.

Пример зрительных диктантов:

Зрительные диктанты /по И.Т. Федоренко/(Приложение №1).





Предложения

число букв

Время экспозиции

 

 

 

 

набор №1

 

 

 

 

1

Тает снег

8

4

2

Идет дождь

9

4

3

Небо хмурое

10

5

4

Коля заболел

11

5

5

Запели птицы

11

5

6

Поле опустело

12

6

 

 

 

 

набор №2

1

Трещат морозы

12

6

2

Я ищу землянику

13

6

3

В лесу росла ель

13

6

4

Наступила осень

14

7

5

Дни стали короче

14

7

6

В лесу много берез

15

8

 

 

 

 

набор №3

 

 

 

 

1

Прилетели птички

15

8

2

Ярко светит солнце

16

8

3

Лида вытерла доску

16

8

4

Весело бегут ручьи

16

8

Данная методика способствует увеличению скорости чтения. Полезны также следующие упражнения перед чтением:

Артикуляционная гимнастика.


а) разминка

вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям.



б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.



в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

ру-ру-ру – бью рукою по шару.



г) чтение тихо и умерено:

арка арца

арта арда

арла арча

арса аржа

д) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок

 


Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.


 

ж) чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ



Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.

Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

Складывание слов из половинок.

Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.

“Буксир”


Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Учитель читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении учителя и ребенка вслух. Учитель читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем учитель замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.


Чтение в темпе скороговорки  


Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

“Бросок – засечка”.


 Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение:

“Молния”


Его смысл -  в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение:


«Спринт».


Детям предлагается отыскать в тексте одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.

При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования навыка чтения и понимания текстов. Авторами этих разработок стала группа педагогов и психологов: Заика Е.В., Нечаева Н.В., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Ладыженская Т.А., Симановский А.Э.

Вот некоторые из них для опытных читателей начальной школы:


«Чтение перевернутого текста».


Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

Это упражнение способствует:

Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;

Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;

Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.

Корректировка деформированных предложений.

 


Набор деформированных предложений.

1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи

2. дали каши Маше манной нашей

3. летом одним и зимой цветом

4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке

5. ко мне друзья пришли мои на праздник

6. у деда, Мороза красивые легкие сани были

7. любимое дерево мое белая береза

8. в саду в нашем расцвела клубника

9. мы электричке на доехали до станции

10. ледяная , крутая и длинная горка была

 

Восполнение пропусков букв в словах:


Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.

Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.

«Поиск в тексте заданных слов».


Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “игра в прятки” и “мнимое слово”.

«Игра в прятки».


Учитель начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, ученик должен найти и подстроиться под чтение учителя. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает учитель.

«Мнимое слово».


Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, ученик прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен ещё и тем, что дети имеют возможность поправить учителя, что поднимает собственный авторитет ребёнка и придает ему уверенность в своих силах.

Одним из недостатков чтения может явиться малое поле зрения.


Раз угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно.

И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:


Использование таблицы Шульте.


Учитель засекает время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 30, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1..

 


10

4

28

9

14

20

24

18

1

5

13

8

30

25

11

2

22

15

27

17

26

6

12

3

21

16

23

19

29

7

 

Пирамида


Предлагается воспользоваться простой пирамидой, при которой можно определить поле зрения и расширять его тренировкой.

3-------4--------7

10--------5---------41

24------------6-------------55

45---------------8----------------94

36-------------------9-------------------14

87---------------------------19---------------------------79

 

Найдите на верхней строчке цифру 4. Не раздвигая зрачка, постарайтесь увидеть числа слева и справа по горизонтали. Если вы хорошо видите цифры 3 и 7, опуститесь на строчку ниже. Если видите числа 10 и 41 неясно, ваше поле зрения равно 4 см. Если же ясно видите крайние цифры справа и слева, опуститесь еще строчкой ниже. И так до тех пор, пока не расплывутся крайние числа справа и слева. Ваше поле зрения определяется показателем по последней строчке ясного видения.



Обычно у человека поле зрения по горизонтали бывает 4-5 см. Задача состоит в том, чтобы увеличить его тренировкой до 10 см.

Надо стремиться достигнуть скорости 80 – 90 слов в минуту как можно раньше. Поэтому  делайте  замеры скорости чтения. Ребенок читает одну минуту и подсчитывает количество прочитанных слов, записывает в  “Таблицу достигнутых результатов”. 

Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка. Необходимо всячески поддерживать, одобрять и хвалить, особенно неуверенного в себе ребенка. Постоянно применяя описанные в этой статье приёмы совершенствования техники чтения, можно существенно увеличить темп чтения и его понимание.

Смысловое чтение должно рассматриваться не как вид чтения, а, скорее, характеризовать уровень чтения. Смысловое чтение нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения.

В начальной школе используются несколько видов чтения. В зависимости от вида текста, объёма текста, а также цели чтения учитель определяет необходимый способ взаимодействия учащегося с текстом. С развитием читательской компетенции, младший школьник получает возможность самостоятельного выбора вида чтения, необходимого для выполнения поставленной перед ним задачи.

Основными видами чтения являются:

ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста. При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нём основную информацию. то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится по данным вопросам и т.д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. Так мы обычно читаем художественные произведения. газетные статьи, научно – популярную литературу, когда они не представляют предмета специального изучения. Переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, её результатом является построение комплексных образов прочитанного. При этом намеренное внимание к языковым составляющим текста, элементы анализа исключаются.

поисковое/просмотровое чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта. Его цель — быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характери­стик, цифровых показателей, указаний). Оно направ­лено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текс­тов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает изучающему чтению без детального анализа. Такое чтение, как и просмотровое, пред­полагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необхо­димую информацию по определенной проблеме, вы­брать и объединить информацию нескольких тек­стов по отдельным вопросам.

В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по ука­занию учителя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.

вдумчивое (медленное, рефлек­сивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений: предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.
- изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; такое чтение требует от читателя умений сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией; переносить информацию текста в виде кратких записей; различать темы и подтемы научного текста; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию. Изучающее чтение предусматривает макси­мально полное и точное понимание всей содержащей­ся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Объектом «изуче­ния» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой мате­риал. Изучающее чтение отличается большим коли­чеством регрессий, чем другие виды чтения,— повтор­ным перечитыванием частей текста, иногда с отчет­ливым произнесением текста про себя или вслух, установлением смысла текста путем анализа языко­вых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для после­дующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Хотя изучающее чтение и разворачивается в неспешном темпе, следует указать на его примерный нижний предел, который составляет 50—60 слов в минуту.

Изучающее чтение или его ещё называют чтением с пониманием, включает следующие действия:

Оценочно сопоставлять и осмысливать поступки героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами;



  • Эмоционально воспринимать текст;

  • Определять основные события и устанавливать их последовательность;

  • Устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста;

  • Соотносить ситуацию и поступки героев;

  • Понимать текст, опираясь на жанр, структуру, язык произведения;

  • Высказывать своё мнение о прочитанном;

  • Формулировать простые выводы;

  • Задавать вопросы;

  • Отвечать на поставленные вопросы;

  • Находить в тексте фрагмент, соответствующий определённой теме, заданному вопросу;

  • Выделять непонятные слова;

  • Выделять ключевые слова;

  • Определять тему текста;

  • Определять основную мысль текста;

  • Делить текст на смысловые части;

  • Составлять план.

Цель уроков изучающего чтения - полноценное восприятие произведения. На этих уроках ведётся основная работа с текстом, первичный анализ содержания и структуры, происходит формирование литературоведческих представлений. Поэтому именно этот вид чтения характерен для уроков в начальной школе и занимает лидирующее место среди способов взаимодействия обучающихся с учебными текстами.

Существуют разные техники изучения текста:



  1. Изучение по так называемому герменевтическому кругу: вначале формируется представление о целом за счёт прочтения всего текста, а потом разбирается каждая часть. В процессе прочтения всего текста либо по его окончании выдвигается гипотеза: о чём хотел сказать автор, какой у него замысел, как структурно представлен текст, как связаны части друг с другом. Затем прорабатывается каждая часть, устанавливается место части в целом тексте, по ходу уточняется структура и содержание всего текста.

  2. Изучение по частям(по абзацам, небольшим смысловым фрагментам). 1)Чтение абзаца(фрагмента текста). Текст можно читать по-разному: одновременно вслух, про себя, вслух по очереди. Это зависит от возраста детей, их особенностей, задач педагога, умения учащихся работать в паре. Например, в первый год обучения, когда дети ещё не совсем освоили технику чтения, рекомендуется жужжащее чтение вслух.

2)Выделение и объяснение непонятных слов в процессе чтения, эти слова выписываются, либо отмечаются специальными пометками, дети пробуют понять их смысл из контекста произведения.

3)Восстановление содержания абзаца и выражение своего понимания.(О ком или о чём говорится в абзаце? Какова основная мысль этой части? )

4)Приведение своих примеров из текста к вышеизложенному.

5)Выражение сути абзаца и оформление её в заголовке(составление плана).


Данные компоненты работы с текстом требуют конкретизации под разные тексты, под разные цели чтения, под разных обучающихся и т.д. Например, для изучения текстов разных стилей нужны разные техники: научные тексты требуют логической работы, художественные- наряду с пониманием содержания требуют ещё и понимания чувств, образов, ассоциаций автора, изучение сюжетного стихотворения(н.-р., С.Маршак «Багаж») будет и должно отличаться от изучения лирического стихотворения(н.-р, А.С. Пушкин «Няне»).
Приведём некоторые общие приёмы работы с текстом во время чтения:
«Чтение в кружок».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст». 2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
«Чтение про себя с вопросами».

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».




«Чтение с остановками».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".
«Ассоциативный куст».

Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.

Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы.


«Чтение в парах – обобщение в парах».

Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
«Читаем и спрашиваем».

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.


«Дневник двойных записей».

Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.


«Чтение с пометками».

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:


v

Знакомая информация

+

Новая информация

--

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше


«Чтение с составлением таблицы, диаграммы».

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.

2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу или диаграмму.


«Сенкан (синквейн)».

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать сенкан по ключевому слову поработанного текста.

Сенкан – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

Структура сенкана.

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).

Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение содержания прочитанного очень много, необходимо их использовать как можно чаще наряду с упражнениями совершенствования техники чтения с целью формирования навыков осмысленного чтения. Указанные приёмы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности. Можно по-разному сочетать эти приёмы. Это зависит от целей урока, уровня подготовки учащихся, содержания материала и т.д.

Формированию указанных умений работы с текстом в большей мере способствует организация деятельности на уроке, а именно использование парной и групповой работы. Выбирая эти формы коммуникативного взаимодействия учащихся, учитель создаёт условия для более осмысленного понимания программного материала, в том числе и различного вида текстов.

Поскольку в начальной школе дети ещё только осваивают навыки чтения(технику чтения), без этого важного начала невозможно строить дальнейшую работу с текстом, в том числе и по осмыслению прочитанного. Парная и групповая работа здесь используется в качестве дополнительного взаимотренажа читательских умений. В качестве алгоритмов действий учащихся на данном этапе использую «Памятки» из учебника «Литературное чтение. 2 класс» в 2 –ух частях под ред. Ефросиньиной Л. А. и др. –М.: Вентана – Граф, 2012.(Приложение 2). На форзаце учебников этого автора есть, например, «Памятка №1. Прочитай выразительно», «Памятка №2. Выучи наизусть», «Памятка №6. Расскажи о герое» и т.д. Данные памятки – готовые алгоритмы действий учащихся. Работая в паре или группе, строго по алгоритму, дети упражняются в чтении произведений, при чем данная работа последовательно учит детей работе с текстом разных жанров. Читая друг другу вслух, дети оценивают чтение друг друга, отмечают ошибки, делают исправления. При работе в группе, часто назначаю старшими более сильных учащихся, они проверяют чтение у детей группы, делают необходимые замечания.

Но обучение навыкам чтения необходимо прежде всего для «чтения для обучения». Понимание текста – важное условие успешного обучения. Для формирования навыков осмысленного чтения также использую парную работу. Ведь вдвоём гораздо легче определить главную мысль абзаца(выделить существенное и несущественное), составить план текста, найти ответ на вопрос и т.д. Для этого на начальном этапе совместно с детьми обговариваем алгоритм работы учащихся в паре:

1. Прочитай абзац.

2. Выдели ключевые слова этого абзаца.(О чём говорится в абзаце?)

3. Запиши ключевые слова в карточку.

4. Прочитай второй абзац.

5. Выполни такую же работу как и с первым абзацем.

Данная работа возможна, когда стоит задача составить план текста, выделить главную мысль всего текста, подготовить план подробного или краткого пересказа. Даже второклассникам она вполне по силам. Читая последовательно абзацы текста в паре и выделяя ключевые слова, договариваются и принимают решение о записи главного предложения из абзаца в карточку. После выполнения данной работы выполняется коллективная проверка составленных планов, их корректировка и уточнение.

Вот как может выглядеть план работы с текстом при работе в паре или малой группе, когда чтение текста организуется по очереди, т.е. « в кружок»:


  1. Прочитаю первый абзац вслух.

  2. Подчеркну непонятные слова.

  3. Объясню непонятные слова или спрошу у одноклассников(или учителя).

  4. Расскажу, что понял из прочитанного однокласснику.

  5. Отвечу на его вопросы.

  6. Продолжу работу с одноклассниками.

Составление картинного плана текста, как один из способов формирования навыков осмысленного чтения, возможен при работе с произведениями, где чётко прослеживается структура текста и возможно выделение этапов развития сюжета. Например, при работе над литературным произведением Н. Носова «Заплатка»( «Литературное чтение. 2 класс» в 2 –ух частях под ред. Ефросиньиной Л. А. и др. –М.: Вентана – Граф, 2012.), детям после первичного ознакомления предлагается составить картинный план(«мультфильм») к произведению.

Указывается количество рисунков-картин к произведению(5),









в паре или группе, дети схематично изображают последовательность событий, а затем представляют свою работу классу. Чаще всего дети верно определяют ключевые моменты рассказа: 1. Мальчик порвал штаны. 2. Пробует зашивать сам, торопится. 3. Ребята смеются, мальчик не доволен результатом, заплатка не получилась и т.д. Картинный план позволяет наглядно представить последовательность событий и выделить ключевые моменты текста. Кроме этого, дети учатся схематизировать содержание текста. Схематизация в данном случае выступает как ещё один способ взаимодействия учащихся с текстом, а картинный план помогает ребёнку наглядно представить содержание текста, что в младшем школьном возрасте вполне доступно и понятно.

Осмыслению прочитанного помогает и составление таблиц. В «Рабочих тетрадях» к учебникам «Литературное чтение» и в 2 –ух частях под ред. Ефросиньиной Л. А. и др. –М.: Вентана – Граф, 2012. приводится достаточно таблиц, которые помогают понять содержание текста. Например, к сказке «Бременские музыканты» Бр. Гримм приводится таблица:


Заполнение таблицы возможно в парной работе, детям несомненно придётся обращаться к тексту сказки, чтобы точно заполнить строчки таблицы. При данной работе формируется навык выделения существенных деталей произведения.

Заполнение таблиц помогает сравнить разные произведения, для этого также необходимо обращаться к тексту. Данную работу можно проводить в группе, а заполнять таблицу можно на компьютере, а потом представить работу группы на большом экране для проверки. Например, при обобщении раздела «О братьях наших меньших» возможна работа с таблицей:

(Таблица взята из «Рабочей тетради» к учебнику «Литературное чтение. 2 класс» в 2 –ух частях под ред. Ефросиньиной Л. А. и др. –М.: Вентана – Граф, 2012)

При работе над произведениями Л.Н. Толстого «Два брата» и басней «Белка и волк»( «Литературное чтение. 3 класс» в 2 –ух частях под ред. Ефросиньиной Л. А. и др. –М.: Вентана – Граф, 2012) предлагаю учащимся следующую таблицу, которая заполняется по ходу работы над этими произведениями на уроке:




автор

Название

произведения



жанр

Главные

герои


тема

Основная мысль





































В конце урока провожу проверку заполнения таблицы: для этого сканирую несколько заполненных таблиц на экран и предлагаю для сравнения и обсуждения детьми. Если первые 4 колонки практически не вызывают у третьеклассников затруднений, то при проверке последней колонки и определении основной мысли произведения разворачивается небольшая дискуссия, которая помогает ещё раз вернуться и к содержанию текста, и к его особенностям.

Таблица как способ структуризации текста выступает на разных этапах работы с текстом, а различные виды таблиц можно использовать даже при первичном ознакомлении с текстом, например самые простые таблицы:



Это было интересно

Это было новым

Это было непонятно



















Эту таблицу использую при работе с научно- популярными текстами на уроках окружающего мира. Так, например, при работе с текстом «Этот удивительный мир»(Окружающий мир: 3 класс в 2 –ух частях под ред. Виноградовой Н.Ф. и др. –М.: Вентана – Граф, 2012, ч.1, с.85),дети выделили такие «интересные факты о картофеле» и отразили их в таблице:

- называют «вторым хлебом»;

- родина в Южной Америке;

-крестьяне устраивали «картофельные бунты» и т.д.

Непонятной была информация:

- слово «бунт» и «картофельный бунт»;

-почему картофель не нравился крестьянам? И т.д.

Вся информация и понятная, и интересная, и непонятная обсуждалась в классе и, считаю, что понимание текста через выделение информации о картофеле было достигнуто, а сама информация, данная в тексте, усвоена детьми.


Развитию умений читать текст с пониманием помогает работа по вопросам к тексту. Учитель может заранее приготовить детям вопросы, записать их на карточке и предложить детям в качестве взаимотренажа поработать друг с другом.

Вот как можно построить работу в малой группе при работе над былиной «Добрыня и Змей» ( «Литературное чтение. 3 класс» в 2 –ух частях под ред. Ефросиньиной Л. А. и др. –М.: Вентана – Граф, 2012):

Карточка для работы в малой группе выглядит так:


  1. Прочитай былину «Добрыня и Змей» самостоятельно. Обрати внимание на незнакомые слова:

Ухватки- манера поведения

Паробок- слуга, помощник

Изнурился - сильно устал

Супротивник – враг

Вываживать – выводить


  1. Ответьте на вопросы в группе:

1)Каким вырос Добрыня?

2)Что рассказывала Добрыне мать о Почай-реке и о Сорочинской горе?

3)Послушался ли Добрыня свою матушку?

4)Что делал Добрыня на Почай –реке?

5)Как Добрыня сражался со Змеем?

6)Что случилось в Киеве у князя Владимира?

7)Как Добрыня помог князю?

Но также интересна и вполне доступна даже для второклассников работа, когда вопросы к тексту они составляют сами. Вначале дети самостоятельно читают текст, составляют вопросы по прочитанному содержанию, вписывают их в карточку. Затем задают вопросы друг другу в паре, выслушивают ответы и оценивают их с позиции «правильно – неправильно». Например, к рассказу Н. Сладкова «Скворец - молодец» («Литературное чтение. 2 класс» в 2 –ух частях под ред. Ефросиньиной Л. А. и др. –М.: Вентана – Граф, 2012., 2 ч., стр. 112) детьми, в процессе парной работы были составлены вопросы:

1. Как скворец помогал поле пахать?

2. Как скворец помогал на огороде?

3. Как скворец помогал овец пасти?

4. Как скворец помогал сад беречь?

Такая работа возможна и в парах сменного состава для упражнения в точном выражении своих мыслей, владении монологической и диалогической формами речи. Вопросы, составленные по содержанию текста, как и вопросы о непонятном в содержании текста, выступают в данном случае показателями того, насколько ребёнок внимательно работал с текстом и понял ту информацию, которая содержится в нём.

Аналогично можно провести и словарную работу. При первичном самостоятельном чтении текста дети выписывают на карточку незнакомые слова и выражения. Обмениваются своими карточками в паре, ищут значение слова в словарике или просят помощи у учителя. Данная работа учит детей быть более внимательными к слову, используемому автором текста. Например, при работе с текстом А. И. Куприна «Скворцы»

( «Литературное чтение. 2 класс» в 2 –ух частях под ред. Ефросиньиной Л. А. и др. –М.: Вентана – Граф, 2012) дети выписали слова: верста, мох, прожорливый, ветошь, беспечно, легкомыслие, робость, вздор, личинки и др. Понять значение некоторых слов, таких как «мох, прожорливый», помогли другие дети, более любознательные. А вот значение слова «верста» помог объяснить учитель.

На осмысленное чтение текста нацеливают детей задания к тексту, данные учителем перед чтением. В традиционной практике достаточно много упражнений к тексту учитель использует уже после прочтения с целью проверки и понимания прочитанного. Но в практике возможно и обратная тактика: сначала даётся задание перед чтением текста, а затем уже при ознакомлении и чтении ребёнок будет знать, на что ему обратить внимание перед чтением, что выделить, о чём его могут спросить после чтения. В данном случае учитель может использовать кроссворды, составленные по содержанию, задания по типу: «прочитай и закончи предложение», «прочитай и вставь пропущенные слова» и т.д. Например, кроссворд к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» («Литературное чтение. 3 класс» в 2 –ух частях под ред. Ефросиньиной Л. А. и др. –М.: Вентана – Граф, 2012) (рис.1) может быть предложен перед чтением былины, и во время чтения ребёнок отметит главных героев былины, впишет их имена в кроссворд.


Рис.1


Считаю, что данное задание нацелит ребёнка на осмысленное и внимательное прочтение былины.

Для осмысления прочитанного учителя часто предлагают детям карточки с незаконченными предложениями или с пропущенными словами. Эти же карточки можно предложить использовать и как приём текстовой деятельности, задание на карточке сразу поможет ребёнку выделить главное и заострить на этом внимание при чтении. Так, например, при работе над темой «Части растения. Корень»( Окружающий мир: 3 класс в 2 –ух частях под ред. Виноградовой Н.Ф. и др. –М.: Вентана – Граф, 2012, ч.1, с.69), предлагаю детям карточку с незаконченными предложениями:




  1. Корень - ___________ орган многих растений.

  2. Корень поглощает из ____________ воду и _____________ .

  3. Корень ветвится и образует в почве _____________________.

  4. С помощью корня растение _________________ в почве, поэтому корень сравнивают с ______________ .

  5. В корнях таких растений как морковь, свёкла, картофель откладываются ___________________, поэтому их называют ________________________________________.

По ходу чтения текста, вписывая слова, дети выделяют и узнают про основные функции корня.

Используя различные способы текстовой деятельности, сочетая приёмы предтекстовой и послетекстовой деятельности, учитель сможет добиться повышения уровня осмысленности чтения, что в целом положительно скажется на уровне усвоения знаний и успешности обучения школьников.

Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Тем более оно важно для школьника, который только осваивает «мир информации» и пытается в нём разобраться. Задача учителя начальной школы – помочь ребёнку освоить как технику получения этой информации(технику чтения) так и технику осмысления этой информации(осмысленное чтение).

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл текста с помощью его анализа, выделения ключевых слов и фраз и т.д.. В данном случае чтение становится одним из основных средств обучения, и действительно переходит в разряд «метапредметных умений».






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница