«Приёмы и способы формирования коммуникативных ууд на уроках истории посредством применения игровых технологий»



Скачать 165.69 Kb.
Дата20.04.2016
Размер165.69 Kb.
«Приёмы и способы формирования коммуникативных УУД

на уроках истории посредством применения игровых технологий»

Полунина Лада Валентиновна, учитель истории и обществознания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Лысьва, Пермский край

Формирование универсальных учебных действий (УУД) реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.

Наиболее важными УУД являются коммуникативные и регулятивные наиболее эффективна при их формировании игровая технология, независимо от уровня и возраста учащихся, так как является ведущей деятельностью человека от рождения до зрелых лет.

Актуальность: В соответствии с ФГОС основной целью и результатом образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира.

Цель доклада: представить опыт использования универсальных игровых технологий для развития коммуникативных УУД на уроке истории.

Задачи:


  1. Сформулировать коммуникативные компетенции, которые формируются в процессе игровой деятельности.

  2. Презентовать приёмы и способы универсальных игровых технологий для развития коммуникативных УУД;

  3. Продемонстрировать универсальность упражнений для развития коммуникативных УУД.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся позволяет учащимся самостоятельно добывать и интерпретировать знания, применять их в нестандартных ситуациях.

В содержание понятия коммуникативной компетенции входят:



  • языковая компетенция: владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;

  • социолингвистическая компетенция: способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения;

  • дискуссионная компетенция: способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых речевых образований;

  • речевая компетенция: способность понимать текст, предъявляемый зрительно и со слуха (чтение, аудирование), и порождать речевое высказывание (говорение, письмо);

  • информационная компетенция: способность ориентироваться в различных источниках информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности;

  • социокультурная компетенция: степень знакомства с социокультурным контекстом функционирования языка;

  • социальная компетенция: способность и готовность к общению (интерактивный аспект обучения).

Коммуникативный подход обеспечивает формирование и развитие готовности к общению; он приводит к соблюдению этикетных норм, умению социально взаимодействовать, проявлять интеллектуальные, познавательные, творческие способности.

Психологический анализ коммуникативной деятельности позволяет выделить в ней несколько базовых компонентов: познавательный, эмоциональный, поведенческий и личностный.

Поведенческий компонент объединяет элементы "коммуникативного поведения", доступные наблюдению действия, осуществляемые в ходе межличностного общения (мимику, жесты, пантомимику, локомоции), речь, а также тактику поведения в различных ситуациях и т.п. (Ковалев, 1980). Это совокупность вербальных и невербальных средств общения, "паттернов" поведения в определенных ситуациях и т.д.

Эмоциональный компонент главным образом связан со способностью к сопереживанию, эмпатии, но это также особенности эмоциональной сферы в целом и влияющий на нее характер самооценки.

В отношении содержания когнитивного компонента исследователи сходятся на том, что это совокупность процессов восприятия и понимания, а также "свобода от стереотипов в оценке других людей", "осознание нравственных аспектов общения", рефлексивные способности и другие характеристики. Это особенности перцептивной сферы, характер познавательных тактик и стратегий, индивидуальных "ограничений" в межличностном познании и понимании, совокупность представлений об общении, знаний его закономерностей и т.д.

Наиболее сложный компонент коммуникативной деятельности – личностный, где речь идет о совокупности нравственных, ценностно-смысловых установок и потребностно-мотивационных образований личности в  отношении общения людей.

В современной психологии и педагогике среди «шести ключевых умений» два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:

1) общение и взаимодействие (коммуникация), т.е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

2) работа в группе (команде), т.е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

К этим двум базовым аспектам коммуникативной деятельности необходимо также добавить третий: совместная деятельность способствует возникновению рефлексии, иначе говоря, способности учащихся рассматривать и оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности.

Представим далее развернутую номенклатуру коммуникативных действий, осваиваемых детьми и подростками на протяжении периода школьного обучения:



1. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией опирается на

  • умение слушать и слышать друг друга;

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

  • умение представлять и сообщать в письменной и устной форме;

  • готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое,

  • умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает:

  • понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

  • готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

  • умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:

  • определение цели и функций участников, способов взаимодействия;

  • планирование общих способов работы;

  • обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  • способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение убеждать.

4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы):

  • умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

  • способность переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее, как задачу — через анализ ее условий.

5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества:

  • уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;

  • адекватное межличностное восприятие;

  • готовность адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

  • стремление устанавливать с доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.

Ведущей формой работы на уроке при формировании коммуникативных УУД является групповая совместная деятельность во время игры.

Игра – это искусственно создаваемое жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность. По мнению психологов - игра, на сегодняшний день, является одним из главнейших средств развития коммуникативных способностей.

Рассмотрим более удачные виды игр для развития коммуникативных умений:



1. Ролевая игра – совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача и т.п. Можно использовать игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.

2. Сюжетная игра – направлена на раскрепощение ученика, учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Например, при изучении темы «Лысьва в годы войны», учащиеся выступают в роли горожан, которые живут в период Великой Отечественной войны и несут все тяготы военного времени.

3. Игры с правилами (дидактические игры). К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют коммуникативному, познавательному, двигательному развитию. Основной компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. В совместной деятельности мы также используем различные игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться. С помощью педагога–психолога мы их условно разделили на несколько различных направлений: замкнутый ребенок, застенчивый ребенок, с нарушением самооценки.

4. Уроки-игры предусматривают формирование у детей коммуникативных компетенций, познавательного интереса, углубления знаний по теме урока.

5. Игра-театр создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются жестким правилам и условиям. Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли. Тем самым вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Эти игры особенно полезны для развития всех «шести ключевых умений».
Нестандартные формы уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, лингвистический бой, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, рассуждение, откровение, урок-блок, урок- «дублер» начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «Клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, телеурок без телевидения.



Формы работы на уроке:

  • Парная, групповая, сменный состав

  • диалоговое слушание

  • Ривин-методика

  • Ролевые, деловые и сюжетные игры

  • Проектная деятельность

  • Дискуссия

  • Дебаты

  • Приёмы критического мышления:

  1. Ключевые слова

  2. Зигзаг

  3. Корзина идей

  4. Мозговой штурм

В результате планирования формирования коммуникативных УУД на уроке посредством игровых технологий, учащиеся получают возможность освоения всех аспектов коммуникации:



ТРИ АСПЕКТА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Коммуникация как

общение (интеракция)

Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).

Децентрация в

межличностных отношениях



2. Коммуникация как

условие интериоризации

Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания



3. Коммуникация как

кооперация

Коммуникативные действия, направленные кооперацию,

т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности


Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,

уважение иной точки зрения; понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета,

учет разных мнений и умение обосновать собственное,

умение описывать, объяснять, доказывать убеждать.


Диалог в общении,

рефлексия своих действий как достаточно полное

отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.


Умение договариваться, находить общее решение,

ставить цели и планировать ее достижение, распределять функции в группе,

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,

умение разрешать конфликты,

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Приведём примеры игровых заданий, формирующих коммуникативные УУД на уроке истории:

Задание № 1. Представьте, что вы – восточный славянин – земледелец. Составьте план своих действий на период сельскохозяйственных работ.

Этап работы

Ваши действия

1.




2.




3.




Задание № 2

Задание: просмотрите изображение и запомните детали. Подготовьте вопросы по иллюстрации. 1 минута.

Посмотрели? Запомнили? молодцы, а теперь обменяйтесь изображениями…, просмотрите работу и задайте вопросы оппонентам, с целью проверки насколько развиты их память и внимание. Первыми задаст вопрос вот 1 команда.



d:\324 г софия константинопольская.jpg

Православный храм. София Константинопольская. 324 год



d:\1052 г софия новгородская.jpg

Православный храм. София Новгородская. 1052 год



Задание № 3 «Незаконченные образы».

Задание: завершить увиденные образы и презентовать их аудитории. На это задание отводится 3 минуты.d:\герб - копия.jpeg

Задание № 4 «Метод неоконченных предложений».

В тексте о древних славянах вставьте пропущенные прилагательные. У вас есть 3 минуты.

В _______________ источниках ____________ упоминание славян встречается в _________________ документах 6 века. Эти же источники ретроспективно упоминают о _______________ племенах в VI веке.

_______________ славяне - это оседлый __________________________ народ, который знал и умел разводить _______________ растения, разводил ________________ животных, промышлял охотой и рыбной ловлей, знал некоторые мастерства и ремесла.

Лингвистический анализ показывает, что осёдлый образ жизни славяне начали осваивать ещё тогда, когда не отделились от других _____________________народов, а частью уже в обособлении от них, но до своего разделения на __________________, ____________ и _______________ и в известном общении с соседними народами.

Задание № 5

Задание: Изобразите в любой форме сражение о котором писал летописец

"И была тут страшная и большая сеча, был слышен треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так, что и замерзшее озеро точно тронулось, и не видно было льда, потому, что он был полит кровью".

Задание № 6

Представьте, что вы – журналист. Вам представилась возможность переместиться с помощью машины времени в прошлое и взять интервью у древнерусского князя Ярослава Мудрого. Составьте 10 вопросов, которые вы задали бы этой исторической личности. Не забудьте, что вопросы следует составлять и задавать с учетом образа жизни и событий того времени, когда правил данный князь.

Задание № 7 «Найди ошибку»

Задание: найдите в тексте допущенные исторические ошибки. Работа в паре- один ученик ищет ошибки, второй «Учитель» его проверяет по образцу.

Откуда есть пошла Русская земля? Этот вопрос впервые в начале ХI века задал Ярослав Мудрый, один из самых просвещенных правителей Киевской Руси. Объединение Киева и Новгорода с помощью военной силы произошло в 982 году, когда на киевский престол взошла княгиня Ольга. Древляне не потерпели на престоле князя Олега, отличавшегося большой жадностью при сборе дани, убив его в 965 году. А через много лет Ярослав Мудрый окрестил Русь, приняв православную ветвь христианства в 980 году. Гибели князя Игоря и его дружины посвящено «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона.

Период своего расцвета Киевская Русь переживала в годы правления великого князя Владимира Мономаха, который положил начало созданию на Руси письменного свода законов, получившего название Правда Владимира Мономаха.

Задание 8. «Интеллект – карта»



Задание: Составить в группе интеллект – карту по разделу учебника.

изображение 023
Задание № 9

Задание: Работая в группе, напишите сценарий мультфильма по теме и создайте его.

Задание № 10 Игра «Реставрация»



Задание: «Представьте себе, что вы — работники архива и нашли древние листы, местами почерневшие от сырости; чернила во многих местах размылись или выцвели. Вам надо восстановить текст».На работу вам даётся 15 минут.

При проверке учителю целесообразно познакомить с интересными вариантами разных «расшифровок». Проведение этой игры готовит учащихся к игре с противоположным значением «Зашифруй текст».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: игра является одним из современных средств обучения и воспитания, обладающим образовательной, воспитательной и развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Для формирования у детей социальных качеств и нравственного самосознания, развития коммуникативных компетенций нужно создавать соответствующие условия, организовывать и постоянно сохранять сферу их "личностных" отношений, стимулировать самодеятельность и самостоятельность детей, свободу в установлении отношений друг с другом.

Игра - это средство создания "детского общества". Игра или игровая деятельность несёт в себе, как минимум, две стороны, две самостоятельных "жизни" участников. Первая - это сама игра с её правилами, сюжетом, результатами. Вторая - взаимоотношения людей (участников) в ходе игры. Вот эта вторая жизнь и есть то содержание, которое формирует коммуникативные универсальные учебные действия.

Игра - это деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребёнка. В играх для школьников не должно быть серости и однообразия.



Познание мира посредством использования игровых технологий приобретает иные формы, не похожие на обычный процесс обучения, так как в играх присутствуют фантазия детей, развитие творческих способностей; самостоятельный поиск ответа, активность учащихся; новый взгляд учеников на известные уже факты и явления; пополнение и расширение знаний; установление связей, сходства или различия между отдельными событиями; свобода выбора у учащихся; целеполагание и навык достижения цели; многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах, и что очень важно, не под давлением, а по желанию самих учащихся; выработка моральных и коммуникативных норм у детей в ходе игры; воспитание уверенности в себе и самодостаточности у детей - будущих взрослых.


Библиографический список:

  1. Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя / М.: Вита-Пресс, 2009г. .

  2. Л.П.Борзова «Игры на уроке истории». Методическое пособие для учителя, М., «ВЛАДОС», 2004г.

  3. В.В. Гукова, А.А. Кравченко «История 5 – 11 классы. Технология современного урока». Волгоград, «Учитель», 2009 г.

  4. С.А.Кулагина «Сто игр по истории» Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1983г.

  5. Лунников К.В. Игры на уроках истории 10–11 классы. М., “ Русское слово”, 2002 г.

  6. Федорчук И.А. Интеллектуальные игры для школьников. История. Ярославль, 1998 г.

  7. http://ithistory.ucoz.ru/index/igrovye_tekhnologii_na_urokakh_istorii/0-62 Игровые технологии как средство активизации познавательного интереса учащихся.

  8. http://festival.1september.ru/articles/603914/ Игровые технологии на уроках истории

  9. http://rudocs.exdat.com/docs/index-166351.html «Возможности использования игровых технологий на уроках истории»

  10. http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/119719.html Шмаков Сталь Анатольевич. Игра учащихся как педагогический феномен культуры: Диссертация доктора пед. наук.

  11. http://www.spbschool21.narod.ru/komm_umenijy.htm Формирование коммуникативных умений школьников: зачем, что, как? (статья для учителей)

  12. http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/file.php?file=12338 Как формиро-вать универсальные учебные действия на уроках истории? Выдержки из ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Е.В. Бунеева «Школа 2100»


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница