Причины возникновения компьютерной зависимости



Скачать 333.54 Kb.
Дата21.04.2016
Размер333.54 Kb.
Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, и даже в машине. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.

 Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 90-х годах прошлого века. Она характеризуется навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие.

Компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых.  

В основе увлеченности компьютерными играми лежит потребность в получении удовольствия. В настоящее время выделяются два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, т.е. они не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет хронических психологических проблем и считает свою жизнь счастливой и продуктивной.



  

Причины возникновения компьютерной зависимости

  • Отсутствие навыков самоконтроля. Не может самостоятельно контролировать свои эмоции, ребёнок не может наметить перспективу, просчитать ситуацию.

  • Отсутствие контроля со стороны родителей, неумение самостоятельно организовывать свой досуг.

  • Дефицит общения в семье.

  • Незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.

  • Стремление заменить компьютером общение с близкими людьми.

  • Стремление подростка уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир.

  • Родители не осознают взросление ребёнка и не изменяют стиль общения с ним.

  • Ребёнку дома не комфортно, так как у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином.

  • Низкая самооценка и неуверенность ребёнка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих.

  • Замкнутость ребёнка, его неприятие сверстниками.

  • Подражание, уход из реальности вслед за друзьями.

 


Признаки компьютерной зависимости

  • Отрыв от работы или игры за компьютером  воспринимается агрессивно,  ребенок не откликается на просьбы.

  • Чувствует себя подавленным, если находится за компьютером меньше, чем обычно.

  •  Начались проблемы с учёбой.

  • Появились проблемы в общении, частые конфликты  

  • Подросток скрывает от окружающих сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает.

  • Занимаясь другими делами, думает и говорит о компьютерах, играх,  Интернете.

  • У ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна,  прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере.

  • Нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.

  

Стадии психологической зависимости от компьютерных игр

1. Стадия   увлечения на фоне освоения. После того, как подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов.   Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. 

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе подростка на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности — игра в компьютерные игры.
Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если подросток не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности тормозится какими-либо обстоятельствами, возможны достаточно активные действия по устранению этих обстоятельств. 

3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется изменением самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир.   Подростки не отрываются от внешнего окружения, не уходят «в себя»; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.

4.Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий — она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

 

Последствия неограниченного пребывания за компьютером



  • Общение с компьютером подменяет живое общение, вследствие чего  личность ребёнка  не развивается.  

  • Человек в Интернете просматривает информацию, именно просматривает, а не изучает – таким образом формируется поверхностное отношение к познавательной информации.  

  • Сидение за компьютером ухудшает зрение, кровообращение в области таза, вызывает проблемы с позвоночником, 

  • Частая смена картинок на мониторе ухудшает концентрацию внимания ребенка, у него накапливается усталость, появляется нервное напряжение.  

 

Правила техники безопасности при работе за компьютером

  • Проработав за компьютером 1,5 часа нужно сделать гимнастику для глаз. Каждые 40 минут делать перерывы в работе.

  • Регулярная влажная уборка –  острая необходимость, обусловленная спецификой компьютерного монитора: его способностью собирать на себе пыль, что вызывает высыхание кожи и слизистой носоглотки, слезливость глаз и другие аллергические реакции.

  • Компьютер лучше всего ставить в углу, чтобы обезопасить себя от излучения.

  • Монитор должен находиться в 60 -70 сантиметрах от пользователя и чуть выше уровня глаз.

  • Ребёнку до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером. Если же родителям очень хочется приобщить своего малыша к информационным технологиям, то по крайней мере не разрешайте ему сидеть за компьютером более 20 минут в день и чаще чем раз в два дня.

  • Для детей 7 – 12 лет компьютерная норма – 30 минут в день.

  • 12 – 14 – летние могут проводить за компьютером 1 час в день.

  • От 14 до 17 лет максимальное время для работы за компьютером 1,5 часа.

  • Каждый работающий за компьютером должен делать обязательный выходной раз в неделю, когда за компьютер не садиться ни на какое количество времени.

 

Цензура компьютерных игр

 Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку,  а также влияют на формирование личности ребенка. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.

 Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной его чрезмерной агрессивности.

По этой причине выбирая компьютерную игру для ребенка родитель должен задать себе несколько вопросов:

1. Что даст эта игра моему ребёнку?

2. Какие качества   будет развивать в нём?

3. Не даст ли игра опасную информацию?

4. Не будет ли формировать негативный стиль поведения?

 

 

Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости?



  • Ознакомить его с временными нормами работы на компьютере. 

  • Контролировать внеучебную занятость ребёнка (кружки, секции).

  • Приобщать к выполнению домашних обязанностей.

  • Ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе его дел.

  • Осуществлять контроль и цензуру компьютерных игр и программ.

  • Осуществлять контроль, чтобы за компьютер ребёнок садился только в минуты отдыха и после выполнения основных обязанностей.

  • Научить ребёнка способам совладания с отрицательными эмоциями, выхода из стрессовых ситуаций.

  • Не забывать, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для   ребёнка( с учётом своих норм).

 

Что делать если Вы подозреваете у ребёнка компьютерную зависимость?

  • Не пытайтесь давить на ребёнка, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего резко и быстро, так как если Ваш ребёнок «завис», то резкое отлучение его от компьютера может привести к необратимым поступкам.

  • Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.

  • Попробуйте выйти на диалог с ребёнком. Расскажите о пользе и вреде, который можно получить от компьютера.

  • Поговорите о свободе и праве выбора, их границах и ответственности за  право принимать решения.

  • Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном мире. Проследите реакцию ребёнка на  новые условия и, самое главное точность их выполнения. Проверьте, сложно ли ребёнку соблюдать новые временные рамки.

  •  В случае если сокращать время постепенно удаётся, то идите этим путём до установления нормы.

  • Если ребёнок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой. При необходимости обращайтесь к психиатру.

 

Подводя итог, хочется еще раз акцентировать внимание на следующем: родителям необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими,  но при этом нельзя ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.




Игровая компьютерная зависимость




Компьютерная зависимость - уже не просто американский миф.
Последнее время все чаще звучат сетования родителей на "зависание" детей перед компьютером. Особенно остро встает этот вопрос, когда ребенок увлекается on-line игрой. Такой человек с головой уходит в виртуальный мир.

Начинаются ссоры. Ребенок пропадает за монитором вместо еды, учебы и прогулок. Если есть своя комната, родителей, зачастую, в нее просто не пускают.

Выход - работа с игровой компьютерной зависимостью.

Для того, чтобы лучше понять проблему, выработать план совместных действий, первая консультация проходит с одним или обоими родителями, без ребенка.






Интернет-зависимость в подростковой среде

 Интернет-зависимость в подростковой среде Не секрет, что информатизация общества имеет множество социальных последствий. Некоторые социально-психологические ее аспекты порождают ряд явлений и проблем, которые препятствуют достижению основных целей лично-стно-социального воспитания школьников, что вызывает особую тревогу у педагогов и психологов. Прежде всего, требует решения задача поиска и совершенствования средств борьбы с развивающимися по эпидемической модели компьютерной и (или) интернет-зависимостями, представляющими собой один из способов "ухода" школьника из реальной жизни путем изменения состояния сознания. Термин "аддикция" ("зависимость"), который не так давно использовался как обозначение заболевания, связанного с химической зависимостью, сегодня все чаще используется в связи с поведенческими зависимостями. Помимо компьютерной (интернет) зависимости в работах исследователей поведения детей и подростков нашли отражение телемания (постоянный просмотр телепрограмм), игромания (увлечение играми на компьютере, мобильном телефоне, телеприставке), увлеченное коллекционирование, исключительное внимание к собственной внешности (следование диетам, изнурение себя физическими упражнениями), беспрестанные разговоры и переписка посредством SMS по мобильному телефону, формирующаяся в более раннем возрасте аддикция к азартным играм (гемблинг). К сожалению, в нашей стране исследованиям данных явлений уделяется еще недостаточно внимания, из научных публикаций можно выделить работы А. Е. Войскунского, С. Н. Щегловой, И. В. Чудовой. Рассмотрим, что может выступать в качестве критериев, определяющих интернет-зависимость.



Марк Гриффите, сотрудник факультета психологии Ноттингемского университета (Англия), предлагает операциональные критерии, в сумме определяющие зависимость от какой-либо деятельности:

  • приоритетность, особенность какого-либо типа деятельности (salience): излюбленная деятельность приобрела первостепенное значение и преобладает в мыслях, чувствах и поступках (поведении);

  • изменение настроения (mood modification): относится к субъективному опыту человека и сопутствует состоянию поглощенности деятельностью примерами могут служить состояние эмоционального подъема либо, наоборот, приобретения спокойствия при переходе к любимому занятию);

  • толерантность (tolerance): для достижения привычного эффекта требуется количественное увеличение параметров деятельности;

  • симптомы разрыва (withdrawal symptoms): возникновение неприятных ощущений или физиологических реакций при потере либо внезапном сокращении возможностей заниматься любимой деятельностью;

  • конфликт (conflict): относится ко всем разновидностям конфликтов - интрапсихическим, межличностным (с окружающими людьми), с другими видами деятельности (работа, социальная жизнь, хобби и интересы);

  • рецидив (relapse): возврат к излюбленной ранее деятельности, иногда после многолетнего абстинентного периода.

Доктор Маресса Гехт Орзак, директор службы компьютерного привыкания клиники McLean Гарвардского университета (США), выделила ряд психологических и физических симптомов, характерных для интернет-зависимости.

Психологические симптомы:

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

  • невозможность остановиться;

  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

  • пренебрежение семьей и друзьями;

  • ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером;

  • ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

  • проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

  • синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

  • сухость в глазах;

  • головные боли по типу мигрени;

  • боли в спине;

  • нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

  • пренебрежение личной гигиеной;

  • расстройства сна, изменение режима сна.

Согласно исследованиям доктора Кимберли С. Янг, профессора психологии Питтсбургского университета в Брэдфорде (США), опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

  • предвкушение следующего онлайнового сеанса;

  • увеличение времени, проводимого в онлайновом сеансе;

  • увеличение количества денег, расходуемых на Интернет.

Ею же был разработан краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета. Приведем его, адаптированный вариант:

  1. Чувствуете ли вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли вы о предыдущих онлайновых сеансах и предвкушаете ли последующие)?

  2. Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?

  3. Предпринимались ли вами или вашими родственниками безуспешные по пытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?

  4. Чувствуете ли вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?

  5. Находитесь ли вы в онлайновом режиме больше, чем предполагали?

  6. Были ли у вас случаи, когда вы рисковали получить проблемы в учебе или в личной жизни из-за Интернета?

  7. Случалось ли вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в Сети?

  8. Используете ли вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?

Пациент считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.

Если рассматривать поведенческие характеристики, которые можно отнести к данному синдрому у школьников и которые, в сущности, можно рассматривать как признаки уже наступившей интернет-аддикции, то это:



  • неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете и тем более прекратить работу;

  • досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые размышления об Интернете в такие периоды;

  • стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы;

  • побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег, не останавливаясь ни перед чем, вплоть до лжи родителям и воровства;

  • готовность лгать родителям и другим членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете и преувеличивая ее непосредственную необходимость для учебной деятельности;

  • способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе, пренебрегать посещением занятий и общением с друзьями;

  • готовность мириться с потерей друзей и круга общения вследствие этого;

  • стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и воеобразной эйфории;

  • нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких и учителей;

  • пренебрежение собственным здоровьем, в частности резкое сокращение длительности сна в связи с работой в ночное время, а также избегание или сокращение физической активности;

  • пренебрежение личной гигиеной из-за стремления проводить все без остатка личное время, работая в Интернете;

  • постоянное "забывание" о еде, готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и без отрыва от компьютера;

  • приобретение сопутствующих зависимостей, таких, как курение, пивной алкоголизм;

  • подбор, просматривание и изучение специальной литературы о ноинках Интернета, обсуждение их с окружающими.

Кроме того, подросток старшего школьного возраста может воспринимать компьютер как своего рода рационального и высокоинтеллектуального "конкурента", "противника", и решить задачу подчинения такого "конкурента" или добиться победы над ним становится для него навязчивой идеей. Установить контроль над компьютером также может означать для подростка желание компенсировать отсутствие такого контроля в других жизненных сферах, особенно в социальных отношениях. Если попытки доминировать в личных отношениях, в жизни школьного коллектива постоянно приводят к неудачам, это может побудить подростка с интеллектуальным складом ума, определенными способностями к техническим и точным наукам и недостаточно развитым социальным интеллектом сделать выбор в сторону приоритетного "общения" с компьютером. Выработка новых навыков, вызванных появлением новых аппаратных информационных технологий, освоение нового программного обеспечения могут быть легко "алгоритмизированы", что в свою очередь рано или поздно обеспечивает достижение позитивного гарантированного результата - в отличие от проблематичных и негарантированных "успехов" во взаимоотношениях с другими людьми. В результате этого школьник теряет интерес к социальной стороне жизни. Особо опасно для детей и подростков то, что отличительной особенностью ин-тернет-аддикции является малый срок формирования зависимости (для формирования традиционных видов зависимости нередко требуются годы): 25 % ин-тернет-аддиктов приобрели зависимость в течение первых шести месяцев с начала работы в Интернете, 58 % - в течение второго полугодия, 17 % - вскоре по прошествии года.

Отметим еще один важнейший аспект, связанный с интернет-зависимостью школьников и влияющий на зарождение и формирование других форм девиантно-го поведения. Это те опасности, с которыми дети и подростки могут встретиться, непосредственно находясь в онлайновом режиме:



  • эксплуатация доверия к детям: их могут соблазнить на совершение непристойных действий;

  • доступ к порнографии: дети могут наткнуться на порнографию в виду ее широкого распространения в Сети. Соответствующее фильтрующее программное обеспечение, обязательное к установке в школах, к сожалению, зачастую не установлено на домашних компьютерах, а установленное не всегда адекватно работает или безграмотно настроено;

  • веб-сайты с деструктивным содержанием, например с инструкциями по изготовлению взрывчатых веществ или наркотических средств;

  • o сетевые игры с элементами насилия, способствующие повышению агрессивности у подростков.

Как показывают данные мониторинга аудитории пользователей Интернета (www.rmh.ru) в России с 1992 по 2004 г. удельный вес подростков среди указанной аудитории увеличился с 2 до 25 %, т. е. подростки становятся все более активными пользователями сети, в связи с чем увеличиваются случаи интернет-аддикции среди молодежи.Совместно с психологом года было проведено исследование комплекса проблем, связанных с компьютерной зависимости среди учащихся 11 "Б" класса. Результаты этого исследования: 65 % респондентов относятся к таким явлениям, как компьютеромания и интернет-зависимость отрицательно, 18 % - равнодушно, а 17 % - положительно. Но более всего настораживает тот факт, что при этом более 55 % учащихся признали, что в среде их знакомых и друзей есть компьютере- и интернет-зависимые. Таким образом, мы видим, что информатизация вызвала ряд социальных последствий, негативные проявления которых существенно снижают эффективность процесса обучения и воспитания в современной российской семье и школе. Мы можем отметить их возможное отрицательное воздействие на подростка и даже вызванную ими деформацию личности. В связи с этим необходимо целенаправленно готовить ученика к жизнедеятельности в информационном обществе путем активизации воспитательной работы в семье и школе. Мы видим, что сегодня жизненно необходимы новые методы, призванные служить профилактике и предотвращению негативных социально-психологических последствий информатизации, содействовать формированию нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, привычек, правил и норм поведения в условиях информатизации общества.


Диагноз – интернет-зависимость


Сравнение Интернета с наркотиком кажется многим отчасти правомерным, но все равно забавным, особенно у нас в России. Однако последнее время все чаще можно слышать от людей, что они “подсели” на Unreal Tournament, какой-нибудь чат, или ушли с головой в некий “клан”. Про порно-серфинг и эротическую переписку мало кто распространяется, но посещаемость соответствующих ресурсов говорит сама за себя. А попробуйте заговорить о компьютерах с женой интернетчика… Хотя лучше не стоит – опасно для жизни! Интернет становится реальным фактором угрозы психическому здоровью населения. На Западе проблема интернет-зависимости осознана и изучается. Об этом – статья из 41-го номера журнала “Мир Internet” (http://www.iworld.ru), которую мы размещаем с любезного разрешения редакции

От практикующих психиатров все чаще поступают данные об увеличении количества пациентов, основные жалобы которых связаны с влиянием Интернета. В августе 1999 примерно 83 миллиона американцев были подключены к Интернету, и это число неуклонно растет. В 2000 году оно должно вырасти еще примерно на 12 миллионов. Вместе с все большей популяризацией Интернета должно увеличиться количество больных, что может оказаться серьезной проблемой для людей, тогда как о методах лечения и о природе болезни известно очень мало. Вопросы поддержки и развития интернет-технологий, ранее рассматриваемые только в контексте утилитарного использования Сети, должны быть рассмотрены в отношении психического здоровья населения. Необходимо разработать предохранительные программы, центры восстановления и группы поддержки. Новые области исследований должны включать в себя развитие стандартных диагностичесих инструментов для определения к кибер-зависимых людей и оценку их состояния, чтобы в будущем понять роль связи и влияния Интернета на другие установившиеся привычки (например, алкоголизм, азартные игры, сексуальные комплексы) и психиатрических состояний (например, депрессия, маниакально-депрессивные расстройства, снижение устойчивости внимания).

Нами выделено пять главных подтипов основного диагноза “интернет-зависимость”, которые характеризуют, к чему именно пристрастился человек: киберсекс, виртуальные знакомства, пристрастие к онлайновым биржевым торгам и азартным играм, навязчивый серфинг, наконец, один из самых популярных случаев, пристрастие к компьютерным играм. Для успешного лечения необходимо, чтобы человек осознал, что он болен, после чего предпринимаются попытки избавить пациента от его сексуальных комплексов, которые часто являются следствием комплекса неполноценности. Также весьма эффективным оказывается переключение внимания человека на его семью или обучение различным социальным навыкам. Нами была утверждена лечебная программа, направленная на основные проблемы, с которыми сталкивается интернет-зависимый человек.

Термин "зависимость" (addiction) был заимствован из лексикона психиатров для облегчения идентификации проблемы Интернета путем ассоциации ее с характерными социальными и психологическими проблемами. Всего может наблюдаться от 1 до 10 симптомов, в которые входят чрезмерное время, проводимое в сети, увеличивающееся беспокойство при нахождении в реальном мире, ложь или скрывание количества времени, проведенного в киберпространстве или же вялое функционирование в реальном мире. Частично это исследование доказывает, что злоупотребление Интернетом ведет к социальной изоляции, увеличивающейся депрессии, распаду семьи, неудачам в учебе, финансовому неблагополучию и к потере работы.

Такие заболевания часто являются либо следствием наркотической или алкогольной зависимости, либо наоборот, такая зависимость следует за пристрастием к Интернету.

"Интернет-зависимость" - это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Основные пять типов, которые были выделены в процессе исследования, характеризуются следующим образом:



  1. Киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

  2. Пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети.

  3. Навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.

  4. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

  5. Компьютерная зависимость - навязчивая игра в компьютерные игры (стрелялки – Doom, Quake, Unreal и др., стратегии типа Star Craft, квесты)

Качественный анализ показал, что главенствующим фактором, благодаря которому все эти явления получили широкое распространение, является анонимность личности в Сети. Особенно анонимность увязана с четырьмя главными расстройствами:

  1. Усиление различных отклонений от нормы, ложь и даже совершение криминальных действий типа просмотра и скачивания непристойных или же вовсе запрещенных картинок (детская порнография), которые широко распространены на многих сайтах. Важно чтобы люди, которые развлекаются просмотром подобных изображений, тем самым удовлетворяя свои сексуальные фантазии, не пытались контактировать с детьми в реальной жизни. Такое поведение очень часто начинается как любопытство и заканчивается как влечение. В таких случаях показана психотерапия, направленная на нормализицию сексуальных влечений с целью уменьшения потенциального риска.

  2. Виртуальный мир, в котором человек чувствует себя намного комфортней, чем в реальной жизни создает угрозу для успешности реальной жизни. В подобных случаях используется персональная психотерапия, целью которой является уменьшение желания сбежать из реального мира.

  3. Интерактивные компоненты сети облегчают создание кибер-зависимости, которая негативно влияет на внутрисемейные отношения и стабильность семьи как таковой, что в первую очередь ведет к отдалению людей в реальной жизни и к разводу. В этом случае применяется индивидуальная и семейная терапия, в процессе которой супруги работаю вместе над примирением и воссозданием семьи после измен в сети.

  4. Возможность создания альтернативных он-лайн персонажей, в зависимости от настроения и желания самого пользователя, что создает возможность уйти от реального мира с его эмоциональными проблемами (например, стресс, депрессия, беспокойство), или же от простых жизненных сложностей (обилие работы, проблемы в учебе, внезапная безработица, расстройства в семье). Мгновенное бегство в фантастический мир Интернет служит поддержкой для привыкания, за которым следует ухудшение настроения и психологические разногласия, которые лечатся психотерапией и, в случае необходимости, фармакологическим вмешательством.

Модель ACE (Accessibility, Control, and Excitement), разработанная доктором Кимберли Янг в 1999 году, объясняет как доступность, контроль и возбуждение играют главные роли в развитии интернет-зависимости. Согласно модели, влечение к Интернету развивается благодаря трем главным факторам:

  • Доступность информации, интерактивных зон и порнографических изображений.

  • Персональный контроль и анонимность передаваемой информации.

  • Внутренние чувства, которые на подсознательном уровне устанавливают больший уровень доверия к общению в он-лайн. Модели подобные этой упрощают понимание основных проблем и позволяют более эффетивно планировать курс лечения.

Наиболее важно, насколько часто посещают Интернет маленькие дети. Дело в том, что наблюдается рост он-лайн-педофилии, что связано с определенным риском по отношению к детям. К тому же надо отметить, что для постановки диагноза “педофилия” не требуется никаких примеров приставания к детям, а вполне достаточно того факта, что кто-то развлекается различными сексуальными фантазиями, касающимися детей. К тому же неуклонно растет количество скачанных запрещенных картинок. С точки зрения психологии очень важно отслеживать связь между просмотром детской порнографии и реального риска приставания к детям. И, наконец, необходимо ограничение подобной информации до простых примеров, исключение возможности попадания на подобные страницы случайно, улучшения метода поиска в сети и обязательное предупреждение при попадании на подобные сайты.

Постановка правильного диагноза зачастую осложняется тем, что пока не существует официально утвержденных критериев для определения степени привязанности к Интернету, тем не менее, уже создана система критериев, представленная в четвертом издании книги Американской Психиатрической Ассоциации под названием “Диагностический и статистический справочник по психическим расстройствам”. Из всех диагнозов, описанных в этой книге, как наиболее близкую модель можно использовать “патологическое влечение к азартным играм”. Если следовать этой модели, то привыкание к Интернету можно определить как расстройство волевого контроля, не вызванное химическими веществами.

Для наглядности доктор Янг в 1996 году разработала краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета.


  1. Чувствуете ли Вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли Вы о предыдущих он-лайн сеансах и предвкушаете ли последующие)?

  2. Ощущаете и Вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?

  3. Были ли у Вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?

  4. Чувствуете ли Вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?

  5. Находитесь ли Вы он-лайн больше, чем предполагали?

  6. Были ли у Вас случаи, когда Вы рисковали получить проблемы в работе, учебе или в личной жизни из-за Интернета?

  7. Случалось ли Вам лгать членам семьи, врачам или другим людям чтобы скрыть время пребывания в Сети?

  8. Используете ли Вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?

Пациент считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.

Несмотря на то, что Интернет является идеальным исследовательским инструментом, у студентов появляются проблемы с учебой потому, что они посещают не относящиеся делу сайты, часами болтают в чатах, беседуют с знакомыми и играют в интерактивные игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовке к экзаменам. Очень часто они не могут сами контролировать время, проведенное в Сети и поэтому не высыпаются после ночей, проведенных в Интерете.

Браки, отношения между родителями и детьми и близкая дружба также становятся жертвами Интернета. Время, проведенное с реальными людьми зачастую становится меньше времени, проведенного в обществе компьютера. В начале зависимость проявляется в том, что вместо занятий такими обычными делами, как стирка, подстригание газона или посещение магазинов, люди сидят перед компьютером. Эти повседневные заботы игнорируются точно так же, как и забота о детях. Например, одна мать забыла забрать ребенка из школы после окончания занятий, приготовить ему обед и уложить его спать из-за того, что все ее время было занято Интернетом.

Близкие люди первыми осознают, что Интернет завладел разумом человека и поначалу надеятся, что это вскоре пройдет само. Тем не менее, когда ничего не меняется, начинается использование аргументов против чрезмерного времени, проводимого в Интернете. К сожалению, чаще всего это приводит к обратному эффекту. Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить использование Интернета. Например, следуют такие стандартные фразы, как "У меня нет проблем," или "Я просто отдыхаю, не мешай мне," - это все является признаком установившейся зависимости. Ну и наконец, подобно алкоголикам которые скрывают свою потребность в алкоголе, люди начинают лгать о количестве времени, проведенном в Интернет. Все это рано или поздно подрывает близкие отношения в семье или между друзьями.

У зависимых людей возникают финансовые проблемы. Например, в 1996 году одна женщина потратила около $800 за один месяц за оплату он-лайн счетов. Вместо того, чтобы уменьшить количество времени, проведенного в Сети, чтобы избежать таких расходов, люди не останавливаются до тех пор, пока на счету не закончатся все деньги. Однако, на сегодня эта проблема отходит на второй план. Тогда как провайдеры в США предоставляет неограниченый доступ в среднем всего за $15 в месяц или вообще бесплатно. С другой стороны, снижение цен ведет к возрастанию времени, проведенного в Интернете, потому, что люди больше не должны платить за каждую минуту.

У зависимых людей появляются проблемы связанные с работой, например, когда они используют рабочий доступ в Интернет в своих личных целях. Современные системы фильтрации и контроля позволяют начальникам следить за использованием Интернета служащими. В одной большой компании были очень удивлены, узнав, что всего лишь 23% трафика приходится на работу. Однако такие преимущества Интернета, как предоставление множества данных начиная от, функции коммуникаций и тем не менее, перевешивают все возникающие негативные эффекты. Но непродуктивное использование он-лайн времени создает проблемы не только у работодателей и руководящих менеджеров, но и у самих интернет-зависимых служащих. Например, Эдна, 48-летняя исполнительная секретарша заметила за собой, что она слишком часто болтает в чатах в рабочее время. В надежде на помощь в борьбе с этим влечением, она обратилась в Программу помощи работникам (Employee Assistance Program). Врач не смог определить у нее зависимость от Интернета в качестве устойчивого расстройства психики и пропустил этот случай. Несколько недель спустя Эдна была уволена с работы после того, как было выяснено, что примерно половину своего рабочего времени она проводила за делами, непосредственно не связанными с работой. Часто начальство не знает как ограничить привычку своих подчиненных к Интернету и угрожают увольнениями и санкциями, что в свою очередь приводит к стремительному снижению доверия между сотрудниками.

Физический вред здоровью от интернет-зависимости не столь очевиден, как, например, цирроз печени при алкоголизме или высокая вероятность удара при использовании кокаина. Риск для здоровья при использовании Интернета минимален, но заметен. Обычно зависимые люди стараются пользоваться Интернетом откуда угодно при малейшей возможности, причем отдельные сеансы могут достигать пятнадцати часов. Попытки реализовать свое влечение в условиях ограничений по времени приводят к возникновению тенденции засиживаться в Интернете по ночам. Зависимый человек обычно встает позже остальных и использует Интернет до двух, трех или четырех часов ночи, после чего, например, до шести утра делает необходимую работу. В самых крайних случаях присутствует употребление кофе и других тонизирующих средств для того, чтобы прогнать сон. Такие бессонные ночи способствуют появлению постоянной усталости и ослаблению иммунной системы человека, после чего резко повышается вероятность заболевания. Вдобавок, сидячий образ жизни может привести к возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение в ночные часы - к различным заболеваниям глаз.

Опросы свидетельствуют, что вопреки вредным последствиям интернет-зависимости, примерно 54% больных не хотят уменьшить время, проводимое в он-лайн. Часть из них считают себя окончательно “подсевшими” на Интернете и неспособными бросить эту привычку. Оставшиеся 46% совершили несколько безуспешных попыток избавиться от зависимости. Обычно в этих случаях применялось ограничение самого себя некоторым временным лимитом, но эти люди были не в состоянии соблюдать установленные для себя ограничения. После чего наступали попытки вообще отключиться от Интернета, выбросить модем или же вообще демонтировать компьютер с целью оградить себя от использования Сети. К сожалению, почти все через некоторое время осознавали, что не могут жить без Интернета долгое время, подобно курильщикам, у которых возникает потребность в сигарете через некоторый промежуток времени. Они возобновляли подключение к Сети, покупали новый модем и собирали обратно компьютер чтобы опять часоми просиживать в Интернете.

Наиболее разрушительным это оказалось для семейных отношений. У зависимого человека начинают появляться новые он-лайн знакомые. В большинстве случаев общение с он-лайн друзьями выглядит весьма волнительно и часто приводит к романтическим беседам или к занятиям киберсексом. Киберсекс и романтические беседы представляются в виде безобидных развлечений, ведь люди могут жить за тысячи миль друг от друга. При всей своей кажущейся безобидности подобные развлечения оставляют мало времени для общения с реальными людьми. Наконец, зависимые продолжают уже эмоционально разрывать свои отношения с реальными людьми и сознательно, все больше и больше, погружаться в виртуальный мир.

Киберсексуальное влечение стало специфическим подтипом интернет-завсимости. Изначально это просмотр порнографии и/или занятие киберсексом. Опросы показали, что мужчины обычно предпочитают смотреть порнографию, а женщины - заниматься киберсексом.

Трудно представить, чтобы муж, который никогда не посещал даже отделы для взрослых в книжных магазинах, станет скачивать непристойные картинки, или жена, у которой никогда и в мыслях не было позвонить в службу секса по телефону, будет посещать эротические чаты или заниматься сексом по телефону с мужчиной, с которым она познакомилась в Интернете. Также трудно поверить, что счастливые браки, длившиеся 15, 20 или даже 25 лет, заканчивались разводом после всего лишь трех-четырех месяцев киберзависимости. А ведь подобные случаи уже далеко не редкость и их количество продолжает увеличиваться (дело даже доходит до убийств на почве ревности: см. “Мир Internet” #9(36) 1999, с.13).

Особенности Интернета, как коммуникационной среды, создают весьма привлекательные условия для занятий виртуальным сексом и предпосылки возникновения зависимости от этого влечения.

Во-первых, анонимность электронных связей позволяет многим тайно посещать эротические чаты, не боясь быть узнанным или пойманным супругом(ой). Анонимность сохраняет в тайне место жительства, работы и местонахождения, которые нельзя отследить даже при желании. Обычно кибер-зависимость начинается в чатах, где люди могут общаться в реальном времени, подписываясь выдуманными именами. Именно анонимность и приватность посылаемых сообщений могут стать первыми шагами к возникновению кибер-зависимости. Очень скоро безобидные беседы могут превратиться в эмоциональные разговоры, которые перерастают в виртуальную измену.

Во-вторых, удобство интерактивных приложений (ICQ, чаты или ролевые игры) оказываются очень простым способом для общения с другими людьми и для достаточно близкого знакомства. Это может начаться как простой обмен письмами или общение в чатах, но может быстро разрастись в киберзависимость, тайные телефонные звонки и реальные сексуальные отношения. Бывает, что любопытная жена или муж тайно заходят на чат под псевдонимами вроде MarriedM4Affair, Cheating Wife (“неверная жена”) или Lonely Husband (“одинокий муж”) лишь для того чтобы поразиться безнаказанности других, участвующих в виртуальной измене, которая и не кажется изменой из-за отсутствия физического контакта. Следует насторожиться, если муж вдруг начинает требовать секретности при нахождении в Интернете, или когда внимательная, нежно любящая мама часами проводит время у компьютера вместо того, чтобы заниматься детьми.

Многие люди ошибочно считают, что для совершения кибер-измены необходимо получение удовлетворения от занятия кибер-сексом. Исследования показывают, что это не так. Жена, которая чувствует себя одинокой может спастись от этого одиночества в разнообразных чатах, где она окружена множеством своих кибер-любовников. Сексуально неудовлетворенный муж может трансформироваться в горячего любовника, за которого будут драться все женщины. В то время как сексуальные ощущения будут подкреплять начальное влечение, более мощный стимул – возможность бегства от реальной жизни с ее стрессами, будет завлекать человека в виртуальный мир фантазий. Судебная система уже согласилась со значимостью Интернета в сфере психических заболеваний. Например, в одном из дел было доказано, что распространение порнографии в Сети являлось не столько желанием удовлетворить свои потребности, сколько бегством от реального мира.

Как распознать появление у человека киберсексуальной зависимости? В отличии от открытой (физической) измены, поймать супруга при занятии киберсексом намного труднее. Здесь поможет выявление первых признаков для того, чтобы потом ориентироваться в ситуации и совершать обдуманные поступки.



  1. Изменения в режиме сна - чаты и други места встреч в виртуальном мире оживают ближе к ночи, поэтому неверному супругу придется задерживаться допоздна, чтобы участвовать в этом. Часто такие люди отправляются в постель уже утром, или наоборот, встают на несколько часов раньше чтобы обменяться романтическими письмами со своими партнерами.

  2. Потребность в скрытности - если кто-то начинает лгать в реальной жизни, то это может быть симптомом того, что он пытается скрыть свои виртуальные отношения от семьи. В первую очередь это может выражаться в попытках организовать секретность вокруг компьютера и информации. Компьютер может быть перенесен в дальний угол комнаты запираться на ключ. Также должна насторожить смена паролей и любое другое окружение его секретностью. Если такого человека потревожит в то время, когда он будет находиться он-лайн, то это может вызвать у него злобную или защитную реакцию.

  3. Игнорирование домашних забот - с возрастанием времени, проведенного он-лайн, время отведенное на выполнение домашних обязанностей уменьшается и они часто остаются невыполненными. Это не является автоматическим знаком кибер-зависимости, но если посуда остается невымытой, белье невыстиранным, то это должно послужить знаком, что внимание человека обращено на что-то другое. Обычно в семьях обязанности разделены между ее членами, и их невыполнение означает, что, возможно, у человека возникли какие-то посторонние отношения, которые он ставит выше семейных.

  4. Очевидная ложь - сюда можно отнести такие моменты, как скрывание счетов от провайдера, телефонных счетов за звонки кибер-любовникам и ложь о необходимости использовать Интернет в таком большом объеме. Многие лгут, чтобы скрыть свои виртуальные связи.

  5. Изменения в характере - у кибер-зависимых людей наблюдаются заметные отличия в настроении, поведении по сравнению с поведением до начала использования Интернета. Например, нежная и ласковая жена может стать холодной и безучастной, а веселый и жизнерадостный муж - спокойным и серьезным. Если их спросить о таких изменениях, то ответом скорее всего окажется какое-нибудь рациональное объяснение или же ответа не будет вовсе. Для людей, которые пристрастились к Интернету подобные разговоры будут казаться лишь досадной помехой, которая мешает им проводить время так, как они хотят.

  6. Потеря интереса к сексу - некоторые киберзависимости превращаются в занятие сексом по телефону и другие сексуальные развлечения. Когда кто-то из супругов неожиданно теряет интерес к сексу, это может быть индикатором того, что появился какой-то другой выход сексуальных эмоций. Это может выражаться в вялости, безразличию к ухаживаниям и потере энтузиазма.

  7. Общее безразличие к семейным отношениям - эти люди просто не хотят участвовать в семейной жизни, предпочитая ей Интернет. Они выполняют свои обязаности как какие-то ритуалы безо всякого интереса. Они избегают говорить о каких-либо долгосрочных планах, не получают удовольствия от совместных поездок на природу. Часто они проводят свое время с кем-то другим и все их мысли сосредоточены на своих кибер-партнерах, а не на реальных людях.

Интернет-зависимость и киберсексуальное влечение в частности обычно являются симптомами скрытой проблемы, которая присутствует в семье еще до того, как Интернет вошел в жизнь супругов. Эта проблема может включать в себя:

  • недостаточное общение,

  • сексуальная неудовлетворенность,

  • разногласия в подходах к воспитанию детей,

  • отказ он поддержки семьи и друзей,

  • финансовые проблемы.

Это обычные проблемы для любой семьи. Присутствие подобных факторов увеличивает возможность возникновения кибер-звависимости. Когда два человека беседуют через Интернет, то это комфортно и приятно – зачастую приятней, чем при реальном общении. Кибер-любовники могут печатать романтические нежные сообщения, живя за тысячи километров друг от друга, но в реальной жизни быть грубыми, агрессивными или просто неприятными людьми. Пока что электронные средства собственная фантазия могут реализовать все те романтические чувства, которых людям не хватает при общении с реальными собеседниками.

После того, как кого-либо из супругов удается избавить от кибер-зависимости, главной целью семейной терапии становится восстановление доверия и теплой обстановки в семье. Знание тревожных симптомов, приведенных выше, поможет вовремя заметить возникновение кибер-зависимости. Семьи с проблемами наиболее подвержены риску. Виртуальные отношения легко возносятся в ранг идола, что впоследствии разрушает отношения семейные и усиливает старые проблемы. Чтобы спасти такие семьи, психологи должны помочь супругам воссоздать атмосферу интимности и доверия. При этом надо аккуратно обратить особое внимание на роль компьютера в семейных неудачах.

Интернет сам по себе нейтральное средство, изначально предназначавшееся для научно-исследовательских и военных целей. Сейчас дискуссия о вреде Интернета достаточно серьезна. Рассмотрение глобальной Сети с этой точки зрения является новым феноменом, который почти не изучен. Некоторые психиатры недостаточно осведомлены в этой области и не могут понять сложность этой опасной зависимости. С другой стогоны, влияние Сети на личную жизнь может быть минимальным.

В заключение о редакции

У доктора Кимберли Янг имеется достаточное количество критиков. Одни язвят по поводу того, что помощь он-лайн-зависимым больным оказывается в онлайновой виртуальной клинике (http://www.netaddiction.com/clinic.htm). Другие утверждают, что доктор Янг сгущает краски и что в пристрастии к Сети не больше патологии, чем, скажем, в авиамоделизме. Однако и авиамоделист может дойти в своем увлечении до такого состояния, что его поведение вряд ли можно будет назвать нормальным (хотя понятие “нормы” – довольно тонкий вопрос). И такие люди есть, их чаще называют “одержимыми”, но их не много. В конце концов, можно и обычной капусты облопаться и умереть, но ее никто наркотиком или ядом не объявляет.



Интернет же, как показывает доктор Янг, имеет огромный притягательный потенциал, то есть, в отличие от того же авиамоделизма, обладает свойствами наркотика, да и потреблять его можно, в отличие от капусты, в опасных количествах, не чувствуя дискомфорта. Для России пока не актуальны такие формы интернет-зависимости как навязчивая игра на бирже, участие в онлайновых аукционах и бесконтрольные покупки в интернет-магазинах. Остальные же у нас получают распространение достаточно быстро. Даже, пожалуй, быстрее, чем на Западе, так как в российских условиях сильнее проявляет себя фактор бегства от реальной жизни. Прочитав эту статью и обнаружив у себя некоторые из описанных в ней симптомов, многие, вероятно, воспримут ее негативно. Не всегда приятно, когда говорят, что у тебя не все в порядке с головой. Тем не менее, согласно классическому психоанализу, первый и главный шаг на пути излечения и профилактики, это осознание наличия или опасности заболевания.

Cyber-Disorders: The Mental Health Concern for the New Millennium - Kimberly Young, Molly Pistner, James O’Mara, and Jennifer Buchanan. 107th APA convention, August 20, 1999. University of Pittsburgh.

Internet Addiction: Symptoms, Evaluation, And Treatment - Kimberly S. Young. University of Pittsburgh at Bradford.

Cybersex and Infidelity Online: Implications for Evaluation and Treatment - Kimberly S. Young, James O'Mara, and Jennifer Buchanan. 107th annual meeting of the American Psychological Association, August 21, 1999. 107th annual meeting of the American Psychological Association,

Об авторе:

Доктор Кимберли С. Янг (Kimberley S. Young), профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде, автор, книги “Caught in the Net” (“Пойманные в Сеть”), переведенной на многие языки и имеющие читательский рейтинг 5 звездочек на Amazon Books. Она является основателем Центра помощи людям, страдающим интернет-зависимостью (Center for On-Line Addiction – www.Netaddiction.com). Центр, созданный в 1995 г, консультирует психиатрические клиники, образовательные заведения и корпорации, которые сталкиваются со злоупотреблением Интернетом. Благодаря своим научным трудам и активной практической работе, доктор Янг стала известна во всем мире. Ее исследования широко освещаются в средствах массовой информации, включая New York Times, Wall Street Journal, Newsweek и U.S. News & World Report, национальные телекомпании различных стран. Мы предлагам, с любезного разрешения автора, подборку из статьи и докладов доктора Янг о своих исследованиях на конференциях Американской психологической ассоциации (APA).
Каталог: upload -> images -> files
files -> Рассмотрено и принято на педагогическом совете мбоу «Мелекесская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
files -> Описание модели ученического самоуправленияв Муниципальном бюджетном общеобразовательномучреждении
files -> Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»
files -> Хазеевой Наили Ринатовны 2012-2013 учебный год пояснительная записка. Настоящая программа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница