Презентация из опыта работы педагога



Дата21.05.2016
Размер29.5 Kb.
ТипИнтегрированный урок
«Типы и формы интегрированных уроков.

Особенности подготовки и проведения

интегрированных уроков»

(Сообщение – презентация из опыта работы педагога)

Подготовила: Музаева Агунда Анатольевна,

учитель начальных классов 1 кв. категории

МБОУ «Гимназия №6»

В последнее время в теории и практике начального обучения идут поиски оптимальных вариантов преподавания отдельных учебных дисциплин. В связи с этим разрабатываются различные формы изучения системы знаний. Особо актуальной становится задача формирований целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём, начиная с младшего школьного возраста.

Одним из путей решения данной проблемы и является  интегрированное обучение.

С учетом возрастных особенностей младшего школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.

Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Корни процесса интеграции лежат в далёком прошлом классической педагогике и связаны с идеей межпредметных связей. Великий дидактик Ян Амос Каменский подчёркивал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».

Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Однако, в первые два года обучения в школе не следует особо акцентировать на интеграции, т.к. у ребенка ещё не большой багаж знаний, не сформировались грамматические, вычислительные, технические навыки.

Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:



  1. Цель урока.

  2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.

  3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождения основания для объединения разнопредметной информации.

  4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.

  5. Переработка содержания.  (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).

Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, что бы добиться эффективного результата при обучении младших школьников.

Вот какого мнения поддерживается Е.Смирнова, описывая это в своей статье «Властвуй, не разделяя»:

«В первом классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение, письмо, изобразительное искусство, труд. Только чтение и только письмо очень утомляют ребенка и развивают у него отрицательные эмоции».

А задача учителя первоклассников заключается именно в том, чтобы с первых дней учёбы в школе у ребёнка ни в коем случае не угас интерес к учению, не потухли огоньки в его глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок.

Я полностью согласна с Е.Смирновой. Когда мои первоклассники приходят ко мне в класс, я пытаюсь создать все условия, чтобы дети полюбили меня, школу, учение. И только после этого они будут постигать разные науки с широко раскрытыми глазами.

Во втором классе можно интегрировать чтение, русский язык, окружающий мир и изобразительное искусство.

В третьем и четвёртом классах можно использовать все возможные варианты интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в начальных классах по новым программам.

Не стоит забывать и тот факт, что в системе обучения уже есть изначально интегрированные курсы. Так уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму) – уже интегрированные. Со времён К.Д.Ушинского они проводятся в единстве.

Блестящим примером проведения интегрированных уроков был опыт В.А.Сухомлинского, его «уроки мышления в природе», которые он проводил в Павлышской школе для шестилетних детей. Это интеграция основных видов познавательной деятельности (наблюдения, мышления) с целью обучения, воспитания и развития детей.

Во второй половине 80-х годов интегрированные подходы в отечественном образовании вновь начинают играть,  доминирующее значение. Остро встает вопрос о создании интегрированных курсов.

Такие курсы в начальной школе дело не новое. Природоведение – подобный курс, объединивший, по меньшей мере семь областей знаний. Чтение включает помимо художественных литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика тоже сама по себе интегрированный предмет. Содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал. Некоторые школьные предметы имеют интегрированный характер.

Безусловно интегрированным курсом можно считать учебный курс А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», по которому мы все давно и продуктивно работаем.

На основе интеграции естественно – научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.

Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» также относится к интегрированным курсам. На уроках по этой программе вводится игровая драматургия, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Физиологами и психологами доказано, что дети начальных классов не могут в течении целого урока заниматься только одной деятельностью, например, читать и писать. Поэтому целесообразно проводить интегрированные уроки, где одной теме (идее) подчиняются разные виды деятельности. Интеграции знаний из разных областей, помогает снять причины детской усталости. Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

Вот некоторые из таких задач:

- повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);

- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;

- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и.т.д;

- показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связывать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки детей впечатлениями. Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала – нелёгкая задача для учителя.

Я бы не советовала злоупотреблять проведением интегрированных уроков, так как слишком частое использование данной формы урока может привести к обратному результату – снижению познавательной активности обучающихся к изучаемым предметам.

Проблемы, стоящие перед учителем, проводящим интегрированный урок. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интеграции зависят от многих условий, которые необходимо учитывать при планировании интегрированного урока или курса. Прежде всего анализируется уровень подготовки учеников определенного класса. Трудности, существующие в их учебной деятельности, могут быть одной из причин использования метода интеграции. Порой успешное изучение школьниками одного предмета зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому.



Интегрирование по форме – это технология, позволяющая решить проблему разобщённости предметов, что даёт возможность:

  • - устанавливать связи между понятиями и определять их практическую направленность;

  • -исключить повторы в учебных дисциплинах;

  • -углубить изучение материала без дополнительных временных затрат;

  • - повысить мотивацию учебной деятельности, за счет нестандартной формы урока;

  • - положительная динамика метапредметных компетентностей;

  • -повысить творческий потенциал обучающихся;

  • -расширить информационную ёмкость урока, интенсивность.

Формы интегрирования:

  • Интегрированный курс, объединяющий многочисленные предметы, предусмотренные учебными планами общеобразовательного учреждения.

  • Интегрированный урок - наиболее эффективная форма обучения, так как изучаемый предметный материал тут же находит практическое применение при изучении других предметов.

  • Интегрированный фрагмент урока - использование интеграции не на всем уроке, а только на каком-либо этапе.

Типы интегрированных уроков

1. Урок формирования новых знаний

2. Урок обучения умениям и навыкам

3.  Применение знаний на практике

4. Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления

умений

5. Урок контроля и проверки знаний и умений

Формы уроков


  • урок-лекция;

  • урок-путешествие;

  • урок-экспедиция;

  • урок-исследование;

  • урок-инсценировка;

  • учебная конференция;

  • урок-экскурсия;

  • мультимедиа- урок;

  • проблемный урок;

  • повторительно-обобщающий урок;

  • диспут;

  • игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);

  • театрализованный урок (урок-суд);

  • урок-совершенствование;

  • заключительная конференция;

Этапы подготовки урока: подготовительный, основной, заключительный.

I Подготовительный этап

  • Определяются цели и задачи урока, обосновывается необходимость интеграции с другими школьными предметами.

  • Составляется план -конспект урока.

  • Обучающиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио - и видеоматериалы, готовят презентации по конкретному вопросу данной темы, получают индивидуальные задания.

II Основной этап

  • Организация и проведение урока в рамках предложенных типов (урок - игра,

урок с элементами анализа и сопоставления различных источников информации,

урок -решение проблемных ситуаций, урок -размышление,

урок -дискуссия, урок -конференция, урок -презентация, урок -портрет, урок –экскурсия).

III Заключительный этап


  • Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока.

  • Намечает вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме.

  • Организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем.

Хотелось ещё раз перечислить преимущества интегрированного урока:

1. Формируют целостную картину мира.

2. Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах.

3. Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.

4. Побуждают к осмыслению и нахождению причинно – следственных связей.

5. Побуждают к активному познанию окружающей действительности.

6. Способствуют воспитанию широко эрудированного школьника.

7. Способствуют интенсификации учебно – воспитательного процесса.

8. Развивают потенциал учащихся, образное мышление.

9. Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности.

10. Формирует познавательный интерес учащихся.

11. Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.

12. Использование различных видов работ, поддерживает внимание учащихся на высоком уровне.

13. Предполагает обязательное развитие творческой активности учащихся.

14. Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся.

15. Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся.

16. Способствуют повышению мотивации учения.

17. Урок решает не множество задач, а их совокупность.

Исходя из выше сказанного, можно сформулировать следующее определение интеграции: интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем учебных предметов на основе ведущей идее и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. Следовательно, необходимо не соединять разные уроки, а восполнять материал одного предмета материалом другого, объединяя отобранные части в единое целое. Причём, при любых комбинациях материала, идея предмета, которой посвящён урок, должна оставаться ведущей, основной.

Некоторые мои интегрированные уроки

1) Чтение С.А.Есенин «Берёза» и русский язык "Упражнение в проверке безударных гласных"

2) Окружающий мир «Осень в природе» и трудовое обучение «Аппликация из бумаги»

3) На интегрированном уроке по литературному чтению и изобразительному искусству с темой урока сказка "Гуси-лебеди", добрые и злые герои сказки. Учащиеся знакомились с устным народным творчеством. Работали над характеристикой героев. Давали оценку героям, их действиям и поступкам. Через содержание сказки дети учились таким качествам: как отзывчивость, любовь и уважение к старшим.

4) Урок – устный журнал по теме: "Обобщение по разделу "И в шутку и всерьез" .

К уроку учитель заранее готовит "обложку" журнала, подбирает музыкальную заставку, которая претворяет "чтение" каждой новой страницы журнала. К подготовке урока были подключены дети. Под руководством учителя одна группа учащихся готовят инсценирование "Сказки про Ъ и Ь знаки" Э.Э. Мошковской.

Заранее было дано задание принести за день до урока рисунок к понравившемуся произведению из прочитанного раздела "И в шутку и всерьез".

Первая страница – театральная, учитель старается создать эмоциональную обстановку театра и дети, затаив дыхание, смотрят спектакль "Сказка про Ъ и Ь знаки". И то, что актерами в этом спектакле являются их же друзья – одноклассники, усиливает эмоциональные впечатления от урока. Дети глубже понимают смысл сказки и лучше запоминают это произведение.

Как подведение итога по этой страничке журнала дети отвечают на вопрос: "Почему произведение этой писательницы находится в данном разделе?" (это вопрос будет задаваться на протяжении всего урока", чтобы подвести учащихся к обобщающему выводу. Вторая страница журнала – это "Выставка – картинка", на которой рассматриваются рисунки учащихся и дети определяют, к какому из произведений относятся данные рисунки, называют автора.

Следующее задание похоже, но уже дети узнают произведение по музыке, песням героев сказок, рассказов (используется грамзапись). И как бы в продолжение темы мультипликации ребята отвечают на вопросы последней странички журнала. В обобщении учащиеся делают вывод, что все эти художественные произведения являются юмористическими, но учат нас серьезному. Это является их общей чертой, поэтому объединены в один раздел книги.

5) Урок литературного чтения и музыки. Тема урока "Корзина с еловыми шишками" К.Паустовского и сюжет пьесы "Пьер Гюнт" Э. Грига "Утро".

На уроке учащиеся анализируют произведения К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и пьесу "Пьер Гюнт" сюжет Э. Грига "Утро".

Одновременное "переплетая" их, определяется характер музыки, как передает композитор картины природы в музыке, как музыка помогает читателям понять эмоции, чувства, переживания героев рассказа. На уроке учитель дает сведения из жизни писателя, оформляется выставка его книг, учащиеся делают обобщение, о чем же пишет К.Паустовский, определяют основные темы его произведений. Учащиеся знакомятся с пьесой композитора, учитель при этом должен рассказать о сюжете пьесы "Пьер Гюнт", частью которой является прослушивание пьесы "Утро".

В обобщающей беседе учитель делает вывод о пользе таких литературных и музыкальных произведений, какими являются произведения К.Паустовского и Э. Грига.

6) Урок-спектакль на тему "Земля – наш дом родной". Где переплелись такие предметы, как чтение, мир вокруг нас, музыка и труд. Этот урок принес детям то новое, незнакомое, что интересно было узнать.

На этом уроке присутствовали элементы театра, изобразительного искусства, музыки, выразительного чтения наизусть детьми, учителя некоторых монологов – рассуждений.

К подготовке урока были подключены дети.

Учащиеся обобщили свои знания о природоохранительных мероприятиях. Через поэзию стремились донести до учащихся правильное отношение к экологическим проблемам. А музыка способствовала этому.

7) Урок литературного чтения и изобразительного искусства по теме: И.А. Крылов "Зеркало и обезьяна". Иллюстрирование басни.

Задачами этого урока является развитие интеллекта, логического мышления, умение делать выводы, развивать творческое воображение, способствовать формированию художественного вкуса, развивать графические умения для выражения главного в композиции, для передачи настроения и своего отношения к героям, пробуждать добрые чувства, вырабатывать навыки выразительного чтения.



( Фото с некоторых уроков в презентации)
Каталог: content -> documents -> 2016
documents -> Программа направлена на оказание своевременной систематической психолого-педагогической помощи детям с нарушениями слуха, консультативно-методической поддержки их родителям
documents -> Хобиева Е. Е., учитель физики мкоу «сош№42» «Развитие познавательного интереса при обучении физике»
documents -> Г.–Г. Гадамер. Игра искусства
documents -> Рабочая программа по математике составлена на основе: -закона РФ «Об образовании в рф»
documents -> Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика»
2016 -> Понятие интеграции. Вариации интегрированных уроков
documents -> Сборник материалов о работе центра психолого-педагогической поддержки семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница