Преподаватель – Аборина М. В. Аттестации по дисциплине «Методологические основы в психологии» по направлению бакалавр психологии



Скачать 73.13 Kb.
Дата25.04.2016
Размер73.13 Kb.
Преподаватель – Аборина М.В.

Аттестации по дисциплине «Методологические основы в психологии»
по направлению бакалавр психологии

Дисциплина изучается в течение одного семестра. Во время изучения дисциплины каждый студент обязан усвоить теоретическое содержание дисциплины, выполнить задания, предусмотренные планом практических и самостоятельных занятий. Чтобы получить допуск к зачету каждый студент обязан отчитаться по темам лекционных и самостоятельных занятий, а также обязательно выполнить задания самостоятельных занятий. В противном случае студент к итоговой аттестации не допускается.



Основной формой проведения аттестации является устный опрос студентов по вопросам курса - зачет.
Содержание учебного курса

Тема 1. Психологическая характеристика спортивной деятельности. Предмет, задачи и методы психологии спорта. Психологическая характеристика физического воспитания и спорта как специфических видов человеческой деятельности. Общие психологические особенности спортивной деятельности. .Классификация видов спорта с учетом их психологических особенностей. Социальные функции спортивной деятельности. Психическое напряжение и перенапряжение в учебно-тренировочном процессе. Его признаки.
Тема 2. Психологическое обеспечение спортивной деятельности. Содержание психологического обеспечения спортивной деятельности: психодиагностика, психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, психологическая подготовка, ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена. Система психологического отбора. Психологические основы формирования мотивации, воли и характера при занятиях спортом. Развитие и поддержание потребности в движении; формирование интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями: поддержание чувства удовлетворенности от двигательной активности, его значение для формирования положительной мотивации и интересов к занятиям физической культурой. Отношения, обеспечивающие успешность тренировочного процесса: отношение к спортивной жизни, к выполняемой и предполагаемой нагрузке, отношение к возможным нервно-психическим перенапряжениям и к своим возможностям, отношение к качеству исполнения тренировочных заданий, к спортивному режиму. Формирование важнейших волевых качеств спортсменов: целеустремленности, решительности, смелости, настойчивости, выдержки, самообладания, инициативности, дисциплинированности. Общее и специализированное развитие волевых качеств. Самовоспитание воли спортсмена.
Тема 3. Психологические особенности спортивного соревнования и спортивного коллектива. Соревнование как основной вид спортивной деятельности, как процесс борьбы за достижение высших спортивных результатов. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям. Основные методы воздействия на спортсмена. Специфика психологической структуры спортивного коллектива. Особенности распределения спортивных ролей. Распределение социальных ролей. Характер субординационных отношений внутри команды. Психологические особенности руководства спортивным коллективом, личности тренера. Влияние тренера на формирование личности спортсмена и успешность спортивной деятельности команды.

Тема 4. Психологические основы обучения двигательным действиям, физической и тактической подготовки. Понятие о психомоторике. Произвольность двигательных действий, ее развитие в детском возрасте. Способность к дифференцировке силовых, временных, пространственных характеристик движения как показатель развития психомоторики. Двигательная память и двигательное воображение как компоненты психомоторики. Современное представление о психологической структуре двигательного действия и системе управления движениями. Психологические особенности двигательных навыков в спорте. Теория поэтапного формирования умственных действий в применении к процессу овладения двигательными действиями. Понятие о психологических основах физической подготовки спортсмена. Особенности осознания физических качеств. Психологическая характеристика физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости. Понятие о психологических аспектах тактики в спорте и тактической подготовки спортсмена. Связь тактической подготовки спортсмена с развитием психических функций. Психологические особенности планирования тактических действий спортсмена и реализации плана.
Темы для самостоятельного изучения


  1. Структура спортивной деятельности.

  2. Мотивация, способы выполнения, результаты спортивной деятельности.

  3. Психологическая классификация видов спорта.

  4. Социальные функции спортивной деятельности.

  5. Психологические основы диагностики и отбора в спорте.

  6. Психологическое обеспечение завершения спортивной карьеры.

  7. Самовоспитание воли спортсмена.

  8. Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки спортсмена.

  9. Основные методы воздействия на спортсмена.

  10. Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсмена.

  11. Проблема лидерства в спорте.

  12. Лидер как неофициальный руководитель спортивной команды, его взаимоотношение с тренером.

  13. Основные функции лидерства, их интеграция.

  14. Классификация типов лидерства.

  15. Индивидуально-психологические особенности спортивных лидеров.

  16. Социально-психологический климат.

  17. Стиль деятельности тренера.

  18. Стиль руководства коллективом команды.

  19. Особенности авторитарного, демократического и либерального стиля управления командой.

  20. Характер отношений спортсменов и тренера при том или ином стиле руководства.

  21. Понятие индивидуального стиля руководства командой.

  22. Стиль управления и успешность спортивной деятельности команды.

  23. Понятие о психомоторике. Произвольность двигательных действий, ее развитие в детском возрасте.

  24. Способность к дифференцировке силовых, временных, пространственных характеристик движения как показатель развития психомоторики.

  25. Двигательная память и двигательное воображение как компоненты психомоторики.

  26. Роль ощущений, восприятий, представлений и мышления в управлении движениями.

  27. Развитие психических процессов и двигательных качеств как взаимосвязанный процесс.

  28. Основные закономерности в развитии психомоторных, перцептивных и интеллектуальных процессов.

  29. Специализированные восприятия и их развитие.

  30. Программирующая, регулирующая и тренирующая функции представления движений.

  31. Роль идеомоторных актов в регуляции двигательных действий.

  32. Развитие физических качеств спортсменов в связи с их спецификой в различных видах спорта.

  33. Методы совершенствования тактического мышления.

  34. Моделирование спортивной деятельности как метод организационной подготовки к соревнованиям.

  35. Антиципация, ее сущность и значение в выполнении спортивных действий.


Вопросы к зачету

  1. Влияние физических нагрузок различной интенсивности на умственную работоспособность.

  2. Влияние физической подготовленности на устойчивость к эмоциональным стрессам.

  3. Двигательная память и двигательное воображение как компоненты психомоторики.

  4. Игровые психотехнические упражнения для развития навыков медитации

  5. Игровые психотехнические упражнения для развития навыков мышечного расслабления

  6. Игровые психотехнические упражнения для развития навыков образного представления и воображения

  7. Изучение ценностных отношений к здоровью и здоровому образу жизни

  8. Индивидуально-психологические особенности личности спортсмена.

  9. Лидерство в спортивной группе.

  10. Личностно обусловленные индивидуальные стили деятельности и общения спортсменов и тренеров.

  11. Ментальная тренировка, ее применение на занятиях по оздоровительной физической культуре.

  12. Методика изучения психологического климата и ценностно-ориентационного единства коллектива

  13. Методики измерения и оценки педагогических способностей

  14. Методы оценки уровня развития психомоторики

  15. Неадекватные мотивационные установки, нереалистичное самоотношение, комуникативная депривация как источник психических перегрузок.

  16. Общие психологические особенности спорта, как специфического вида деятельности.

  17. Психическая регуляция двигательных действий и движений в спорте.

  18. Психологическая структура двигательного действия.

  19. Психологическая теория деятельности и ее значение для физической культуры и спорта.

  20. Психологическая характеристика деятельности тренера (учителя физкультуры, специалиста по реабилитации и т.д.).

  21. Психологическая характеристика физических качеств и их развития.

  22. Психологические основы диагностики и отбора в спорте.

  23. Психологические основы формирования двигательного навыка.

  24. Психологические особенности личности тренера как педагога, воспитателя и руководителя спортивных групп.

  25. Психологические особенности массовых видов спорта.

  26. Психологические особенности спортивного коллектива.

  27. Психологические особенности спортивной тренировки и соревнований.

  28. Психологические особенности формирования и функционирования двигательных навыков.

  29. Психологическое обеспечение завершения спортивной карьеры.

  30. Психологическое обеспечение соревновательной деятельности.

  31. Психологическое обеспечение тактической подготовки спортсменов.

  32. Психологическое обеспечение тренировочной деятельности.

  33. Психорегуляция и психогигиена в спорте.

  34. Регуляция психических состояний в спорте.

  35. Роль темперамента в спортивной деятельности.

  36. Самооценка волевых качеств

  37. Самооценка и процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки.

  38. Самооценка эмоциональных состояний (методика А.Э. Уэсманна и Д.Ф. Рикса)

  39. Свойства нервной системы как биологические предпосылки черт личности.

  40. Социально-психологические особенности спортивной группы. Формальная и неформальная структура группы.

  41. Социально-психологический климат спортивной команды.

  42. Специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию.

  43. Способность к дифференцировке силовых, временных, пространственных характеристик движения как показатель развития психомоторики.

  44. Стили руководства спортивной группой.

  45. Тактическое мышление спортсмена.

  46. Тренинг способности к визуализации, концентрации внимания, самоконтроля.

  47. Тренинг уверенности.

  48. Условия положительного влияния занятий по физической культуре на умственную работоспособность и интеллектуальное развитие.

  49. Формирование личности спортсмена как субъекта спортивной деятельности.

Каталог: UchebMat -> Psihologiya
Psihologiya -> Аттестация по дисциплине «История психологии» для специальности – психология гр. С-п141, с-п241
Psihologiya -> Литература для подготовки приведены в учебно-методическом комплексе по данной дисциплине
Psihologiya -> Литература для подготовки приведены в учебно-методическом комплексе по данной дисциплине
Psihologiya -> Аттестация по дисциплине «Психология развития и возрастная психология» для специальности – психология
Psihologiya -> Литература для подготовки приведены в учебно-методическом комплексе по данной дисциплине


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница