«Преподавание истории в общеобразовательных учреждениях Республики Алтай в контексте «Историко-культурного стандарта»



Скачать 139.8 Kb.
Дата21.05.2016
Размер139.8 Kb.
Методические рекомендации по проведению секции учителей истории в рамках муниципальных августовских совещаний по теме

«Преподавание истории в общеобразовательных учреждениях Республики Алтай в контексте «Историко-культурного стандарта»
Т.В. Соловьёва, методист по истории,

обществознанию БОУ «ИПКиППРОРА»
В течение последних пяти лет был принят ряд документов, серьезно повлиявших на роль и место истории в системе школьного образования: новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории, а также Историко-культурный стандарт отечественной истории (далее – Стандарт).

Основой разработки Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории являются положения действующей Конституции Российской Федерации, закрепляющие статус России, как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. Наряду с Конституцией, в основу разработки новой Концепции положены также Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и Поручения Президента РФ Правительству и другим органам государственной власти и управления, в которых детализируются задачи дальнейшего развития российского демократического правового государства, совершенствования российской системы образования и воспитания молодежи.

Эти задачи закреплены также в Законе «О языках народов Российской Федерации», Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

Методологической основой Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории выступают базовые принципы ее разработки, к которым отнесены:



ценности гражданского общества - социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

исторический подход – как основа формирования межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни российского государства и общества;

толерантность как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;

воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма.

В рамках Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории главной задачей школьного исторического образования является воспитание личностного роста школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Основные цели исторического образования представлены в Фундаментальном ядре, а результаты в - ФГОС ООО на трёх уровнях: личностных, метапредметных, предметных.

Курс истории становится опорным в системе гуманитарного образования, усиливается не только его образовательный, но и воспитательный потенциал. Меняется содержательное наполнение предмета «история», добавляется большое количество историографического материала. Современные методы преподавания истории подразумевают большую активность учащихся на уроках, выделяя практическую направленность курса.

Структура курсов отечественной и всеобщей истории предусматривает переход от концентрической структуры курсов (5-9+10-11 классы) к линейной (5-11 классы) в соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории.

Расширяется состав учебно-методического комплекса по истории, с учетом содержательных и технологических изменений в сфере образования, при возросших требованиях к учебнику как организующему ядру процесса обучения, с введением Историко-культурного стандарта Отечественной истории.

Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Реализация Стандарта предполагает подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, родителей, комплекта карт, электронных приложений и электронного учебника.



Представленный историко-культурный стандарт, включает в себя:

- оценку ключевых событий прошлого;

- основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий;

- перечень «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.

Перечень «трудных вопросов истории» составлен с целью включения в методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события.

Историко-культурный стандарт состоит из девяти разделов


  1. От Древней Руси к Российскому государству;

  2. II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству;

  3. III. Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи;

  4. IV. Российская империя в XIX – начале XX вв.;

  5. V. Россия в годы «великих потрясений». 1914-1921 гг.;

  6. VI. Советский союз в 1920- 1930-е гг.;

  7. VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.;

  8. VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.;

IX. Российская Федерация в 1991-2012 гг.

Задачи историко-культурного стандарта:

- создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;


- сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства;

- показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;


- раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян.

Авторы Стандарта исходят из того, что российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи. Учителям истории в преподавании курса необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира.

Предполагается использование Стандарта при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников.

В этих текстах обращается внимание на события и процессы всеобщей истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым; применяется новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений,


исключается возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России;
обеспечивается доступность изложения, образность языка.

В настоящее время завершается общественно-профессиональная экспертиза новых линий учебников, созданных в соответствии с названными документами. Три линейки новых учебников истории России прошли научную историко-культурную экспертизу и с 1 сентября появятся в российских школах. Это учебники издательства «Просвещение», «ДРОФА» с 6 по 9 и с 10 по 11 классы, и учебники истории России издательства «Русское слово» с 6 по 9 классы.  



«Это действительно хорошие учебники: новые, современные, с электронными версиями и большими количеством отсылочных материалов. Я надеюсь, что качество школьного исторического образования будет расти», – подвела итог обсуждений  заместитель Министра образования и науки России Наталья Третьяк.

15 мая 2015 года научно-методический совет по учебникам Минобрнауки России единогласным голосованием принял решение исключить 37 учебников истории России из федерального перечня из-за их несоответствия Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

В новых изданиях учебников внесены следующие дополнения:

- элементы содержания образования в соответствии с программой учебного предмета «История» и требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования;

- примерные перечни тем проектов;

- ссылки на интернет-ресурсы.

Решение о выборе и использовании учебников принимается в общеобразовательной организации. При этом необходимо учитывать, что предметная линяя рассчитана в основной школе на 4-5 лет обучения (5, 6, 7, 8 и 9 классы), в средней школе – на 2 года обучения (10 и 11 классы) и переход с одной линии учебников на другую в этот период недопустим. При выборе учебников необходимо учитывать разработанность соответствующего ему учебно-методического комплекта на весь уровень обучения. Подробная информация об учебниках представлена на официальных сайтах издательств.

Современный учебник истории выступает навигатором.  Он не только даёт информацию и предлагает интерпретации, но и побуждает школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д.

Современный учебник истории стимулирует учащихся к  получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций. Учебник приглашает учащихся к многостороннему диалогу – с прошлым, с авторами учебника, с учёными, придерживающимися иных научных позиций, с педагогом, преподающим историю в школе.

Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, поэтому в новом учебнике делается акцент на идее гражданственности, прежде всего, при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти.

Исходя из этих требований и задач, учебники в соавторстве с учёным –историком Александром Анатольевичем Даниловым «История. Россия с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс» и другие его учебники, обеспечивают соответствие всем компонентам ФГОС ООО, реализации единой Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, сохраняя условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей и учащихся. В этих учебниках проявляются новые подходы к содержанию и методическому аппарату современного учебника. Содержательная, методическая и наглядно-иллюстративная составляющие учебника являются единым целым. Учебники имеют уникальное дизайнерское решение. Все элементы жёстко привязаны к тем фрагментам основного текста, к которым он относится содержательно. Иллюстративный материал подобран таким образом, что не требует дополнительного или повторного словесного описания в основном тексте.

Один из важнейших принципов построения данных учебников – навигационность. Учебник – навигатор обеспечивает выход на другие образовательные ресурсы в определённой логике курса истории, с помощью которых учащийся «добирает» информацию, представленную в разных формах в других компонентах учебно-методического комплекса.

В комплекты входит и электронное приложение к учебнику. Благодаря ему осуществляется значительное расширение информационного поля путём вовлечения в образовательный процесс широкого набора медиаресурсов. Он включает в себя разные типы медиаобъектов: рисунки, фотографии, видеоматериалы, анимации, интерактивные карты, динамические модели, таблицы, терминологический словарь, биографический справочник и др.

В электронном приложении содержится огромный объём информации, обеспечивающий возможность достижения высокой степени индивидуализации обучения на основе повышения уровня самостоятельности учащихся. Учащийся сам выбирает траекторию учебной деятельности как в рамках освоения материала в соответствии с программой, так и в исследовательской и проектной работе. Электронное приложение позволяет задействовать разные типы восприятия информации, вследствие чего повышается эффективность учебного процесса в целом.

С 1 сентября 2015 года в учебном процессе образовательных учреждений РФ наравне с бумажными учебниками по истории начнут действовать и электронные учебники по истории.

Всероссийская апробация электронных учебников издательства «Просвещение» на уровне РФ завершена. С 15 апреля по 31 мая 2015 г. каждый педагог страны получил возможность провести уроки с электронными учебниками или принять участие в вебинарах. Участникам апробации было предложено заполнить анкету в электронном виде и оставить свои комментарии.

25 мая 2015 г. вице-президент по новым технологиям издательства «Просвещение» Артём Симонович Соловейчик подвёл итоги апробации, представил и прокомментировал её предварительные результаты. Он рассказал о дальнейшей работе над расширением функциональных возможностей и контентного наполнения электронных учебников, ответил на популярные вопросы, которые возникали в течение апробации.

Электронный учебник - это продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера). Он соответствует программе, разработанной автором для предложенного курса, и имеющий принципиально новые черты от традиционных бумажных учебников.

Компоненты электронного учебника: презентационная составляющая (содержит основную информационную часть курса); упражнения, способствующие закреплению полученных знаний; тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний учащегося.
Электронный учебник содержит: обложку, титульный экран, оглавление, аннотацию, полное изложение учебного материала, краткое изложение учебного материала, дополнительную литературу, систему проверки знаний, систему рубежного контроля, функцию поиска текстовых фрагментов, список авторов, словарь терминов, справочную систему по работе с управляющими элементами электронного учебника, а также систему

управления самим учебником.

Информация в учебнике хорошо структурирована и представляет собой законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.
Структурными элементами учебного курса являются ключевые темы с интерактивным режимом (гипертексты, иллюстрации, видеозаписи, интерактивные карты, схемы и т.д.).

Иллюстрации, представляющие сложные модели или устройства, снабжены системой мгновенной подсказки (помощи), и имеют возможность увеличения отдельных элементов до размеров полноэкранной иллюстрации.
Дополнительная видеоинформация и анимированные клипы сопровождают те разделы курса, которые трудно понять в текстовом изложении.
Работа с электронным учебником предполагает доступ в интернет, самостоятельный поиск и отбор информации. Ведь главная идея электронного обучения - это дать возможность детям самим добывать информацию, самим получать знания. Так учиться учащимся намного интереснее, чем слушать учителя и повторять за ним. Но при такой самостоятельности очень важно, чтобы они критически относились к информации, умели ее проверять, осмысливать. Учителям истории за период с мая по сентябрь 2015 года нужно освоить работу с электронными учебниками.

Таким образом, требования к результатам обучения и освоения предмета «История России» на основании Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории позволяют в рамках единого образовательного пространства учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося в плане динамики освоения образовательной программы исторического образования.


Рекомендуемая литература:

  1. Асмолов, А.Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

  2. Алексашкина, Л.Н. История. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.Н.Алексашкина, Н.И. Ворожейкина; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2014. – 128 с. – (Работаем по новым стандартам).

  3. Вяземский, Е.Е. Историко-культурный стандарт, единый учебник истории и школьное историческое образование / Е.Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. – 2013. – № 9. – С. 3–10 с.

  4. Иоффе, А.Н. Целеполагание в преподавании истории и обществознания. / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе: научно-теоретический и методический журнал. – 2013. – № 8. – С. 49–52.

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.

  6. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории// Вестник образования. – 2014. – №13.

  7. Личман, Б.В. Толерантность идеологического многообразия в государственном учебнике по истории России / Б.В. Личман // Преподавание истории в школе. – 2014. – № 4. – С. 33–37.

  8. Лукутин, А.А. О концепции и единых учебниках по истории России / А.А. Лукутин // Преподавание истории в школе. – 2013. – № 9. – С. 11–13.

  9. Максаковский, В.П. К вопросу о количестве школьных учебников / В.П.Максаковский // География в школе. – 2013. – № 7. – С. 31–35.

  10. Стрелова, О.Ю. Удалось ли создать историко-культурный стандарт / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. – № 8. – С. 50–54.

  11. Шапарина, О.Н. Проблема единого учебника истории. Краткий обзор совещания ученых, деятелей образования, учителей истории в РАО / О.Н. Шапарина // Преподавание истории в школе. – 2013. – № 9. – С. 14–15.

  12. Шевченко, Н.И. О действующих и «едином» учебниках отечественной истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. – № 8. – С. 53–57.

  13. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

  14. Протокол заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 мая 2015 г. № НТ-16/08пр


Электронные ресурсы:

    1. http://rushistory.org/wp-content/uploads/- Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории

    2. http://ipk.kuzedu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=558&Itemid=261- Материалы Первого (31.03-1.04.2011г.) и Второго (11-12.12.2012г.) Всероссийских съездов учителей истории и обществознания.

    3. http://history.standart.edu.ru/ - история – обществознание

    4. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    5. http://histrf.ru/ru - Федеральный портал - История России

    6. http://www.apkpro.ru/ Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

    7. http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов

    8. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека

    9. http://www.fgurgia.ru/news.jsp - Росссийский государственный исторический архив

    10. http://lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической литературы

    11. http://www.vmoisto.narod.ru/index.html - Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин

    12. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com - Интернет-сообщество учителей истории и обществознания на сайте «Сеть творческих учителей»

    13. http://schoolart.narod.ru/index.html - http://www.academic.ru – словари и энциклопедии

    14. http://www.history.ru - ресурсы www по истории

    15. http://www.museum. ru – портал «Музеи России»

    16. http://www.vivl.ru - Всемирная история в лицах

    17. http://ege.edu.ru/ - Портал поддержки ЕГЭ

    18. http://modern-history.narod.ru - Новая история: Учебно-методический сайт

    19. http://www.runivers.ru/ - Руниверс: портал об истории и культуре России

    20. http://www.worldhist.ru/index.php - Всемирная история: единое научно-образовательное пространство

    21. http://www.history.jes.su/ - История: электронный научно-образовательный журнал

    22. http://pish.ru/ - Преподавание истории в школе: научно-теоретический и методический журнал

    23. http://history.standart.edu.ru/info.aspx?ob_no=11614 - Преподавание обществознания и новейшей истории в школе

    24. http://socialnauki.ru/ - Просвещение. Общественные науки. Интернет-издание для учителя.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница