Предварительные замечания издателей



Скачать 110.89 Kb.
Дата18.04.2016
Размер110.89 Kb.

Источник: Зигмунд Фрейд, Сексуальная жизнь (перевод на русский А. М. Боковикова)



Крушение эдипова комплекса

(1924)


ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ

Издания па немецком языке:

  1. 1пt. Z. Psychoanal., т. 10 (3), 245-252.

  2. С. S., т. 5, 423-430.

1926 Рsуchоапа1уsе der Neurosen, 169-177.

1931 Neurosenlehre und Technik, 191-199.

1940 G. W., т. 13, 395-402.

Эта статья, написанная в первые месяцы 1924 года, явилась, по существу, конкретизацией одного пассажа в третьей главе работы «Я и Оно» (1923b), где Фрейд впервые употребил оборот «крушение эдипова комплекса». Она заслуживает также особого внимания из-за впервые описанных в ней различий в развитии сексуальности у мальчика и у девочки. Эти новые идеи Фрейд развил спустя полтора года в своей статье «Некоторые психические последствия анатомического различия полов» (1925j). Изменение взглядов Фрейда на эту проблему вкратце рассматривается в «Предварительных замечаниях издателей» к последней работе (ниже, с. 254 и далее).
Текст работы

Эдипов комплекс все больше раскрывает свое значение в качестве центрального феномена сексуального периода, относящегося к раннему детству. Затем он сходит на нет, как мы говорим, он подвергается вытеснению, и за ним наступает латентный период. Но до сих пор еще не стало ясно, отчего он погибает; анализы, похоже, показывают: от случающихся болезненных разочарований. Малень­кой девочке, которая хочет считать себя предпочитаемой любимицей отца, однажды приходится пережить строгое отцовское наказа­ние, она и ощущает себя упавшей с неба на землю. Мальчик, который рассматривает мать как свою собственность, на опыте убеждается, что она лишает его любви и заботы, направляя их на вновь появившегося ребенка. Рассуждение углубляет значение этих воздействий, подчеркивая, что такие мучительные переживания, противоречащие содержанию комплекса, неизбежны. Даже если нет особых событий, подобных вышеприведенным примерам, отсутствие ожидаемого удовлетворения, постоянная фрустрация исполненного желаниями ребенка должны привести к тому, что маленький влюбленный отказывается от своей безнадежной склонности. Таким образом, эдипов комплекс погибает из-за своей неудачи, в результате своей внутренней невозможности.

Другая точка зрения гласит, что эдипов комплекс должен погибнуть, потому что настало время для его разрешения, подобно тому, как выпадают молочные зубы, когда прорезаются постоянные. Даже если эдипов комплекс индивидуально проживается большинством детей, то это все же предопределенный наследственнос­тью, заложенный ею феномен, который должен исчезнуть по плану, когда наступает следующая, предопределенная фаза развития. В таком случае в общем-то безразлично, по каким причинам это проис­ходит и можно ли вообще найти эти таковые1.

Правоту обеих точек зрения нельзя оспаривать. Однако они также друг с другом согласуются; наряду с более глубокой филогенетической остается место и для онтогенетической. Ведь всему индивиду уже при его рождении предопределено умереть, и, быть может, его органическое предрасположение уже содержит в себе указание отчего. И все же интересно проследить, как исполняется эта привнесенная программа, каким образом случайные вредности используют предрасположение.

Недавно2 наше чутье обострилось к восприятию того, что сексуальное развитие ребенка продвигается до фазы, в которой гениталии уже взяли на себя ведущую роль. Но эти гениталии исключительно мужские, точнее говоря, представляют собой пенис; женские гениталии остались неоткрытыми. Эта фаллическая фаза, являющаяся одновременно фазой эдипова комплекса, не развивается дальше в окончательную генитальную организацию, а угасает и сменяется латентным периодом. Однако ее окончание совершается типичным образом и опирается на регулярно повторяющиеся события.

Когда ребенок (мужского пола) обнаруживает свой интерес к гениталиям, то он выдает его также активной манипуляцией с ними, и тогда он вынужден убедиться, что взрослые с этим поведением не согласны. Более или менее ясно, более или менее грубо высказывается угроза, что его лишат этой столь высоко ценимой им части. Как правило, угроза кастрации исходит от женщин, зачастую они пытаются подкрепить свой авторитет тем, что ссылаются на отца или на доктора, который, по их уверению, осуществит это наказание. Во многих случаях сами женщины символически смягчают угрозу, заявляя, что будут устранены не собственно пассивные гениталии, а активно грешащая рука. Особенно часто происходит так, что мальчик сталкивается с угрозой кастрации не из-за того, что при помощи руки играет своим пенисом, а потому, что каждую ночь мочит свою постель и неопрятен. Воспитатели ведут себя так, словно это ночное недержание — следствие и доказательство слишком усердной манипуляции пенисом, и в этом они, вероятно, правы3. Во всяком случае длительное недержание мочи по ночам можно приравнять к поллюции взрослого, оно является выражением такого же генитального возбуждения, которое в это время вынуждает ребенка к мастурбации.

Наше утверждение состоит теперь в том, что фаллическая генитальная организация ребенка гибнет от этой угрозы кастрации.

Правда, не тотчас и не без дополнительных воздействий. Ибо ребенок вначале не верит этой угрозе и не проявляет послушания. Психоанализ придал новое значение переживаниям двоякого рода, которых не избегает ни один ребенок и из-за которых он должен стать подготовленным к утрате высоко ценимых частей тела: вначале временному, а впоследствии окончательному лишению материнской груди и ежедневно требуемому отделению содержимого кишечника. Однако совершенно нельзя заметить, чтобы эти переживания воздействовали в связи с угрозой кастрации4. Лишь после того как приобретен новый опыт, ребенок начинает считаться с возможностью кастрации, да и то колеблясь, неохотно й не без стремления преуменьшить значение собственного наблюдения.

Этим наблюдением, разрушающим, наконец, неверие ребенка, является обнаружение женских гениталий. Однажды ребенок, гордящийся обладанием пениса, видит генитальную область маленькой девочки и вынужден убедиться в отсутствии пениса у столь похожего на него существа. Тем самым он может представить себе также и потерю собственного пениса, угроза кастрации начинает оказывать свое последействие.

Мы не можем быть столь близоруки, как угрожающие кастрацией воспитатели и не должны упускать из виду того, что в это время сексуальная жизнь ребенка отнюдь не исчерпывается мастурбацией. Он, безусловно, занимает эдипову позицию по отношению к своим родителям; мастурбация является лишь генитальным отводом сексуального возбуждения, относящегося к этому комплексу, и этому отношению она будет обязана своим значением во все последующие времена. Эдипов комплекс предоставил ребенку две воз­можности удовлетворения, активную и пассивную. Ребенок мог по-мужски поставить себя на место отца и вести себя с матерью как последний, при этом отец вскоре стал восприниматься как помеха: или он захотел заменить мать и быть любимым отцом, при этом мать стала излишней. В чем состоит приносящая удовлетворение любовная связь — об этом ребенок мог иметь лишь весьма неопределенные представления; но, разумеется, при этом некую роль играл пенис, ибо это доказывали его органические ощущения. Для сомнения в наличии у женщины пениса пока еще не было повода. Предположение о возможности кастрации, понимание того, что женщина кастрирована, теперь положило конец обеим возможностям удовлетворения, вытекающим из эдипова комплекса. Ведь обе они влекли за собой потерю пениса, одна, мужская, как следствие наказания, другая, женская, в качестве условия. Если любовное удовлетворение на основе эдипова комплекса должно стоить пениса, то неизбежен конфликт между нарциссическим интересом к этой части тела и либидинозным катексисом родительских объектов. В этом конфликте обычно побеждает первая сила; Я ребенка отворачивает­ся от эдипова комплекса.

В другом месте5 я показал, каким образом это происходит. Объектные катексисы устраняются и заменяются идентификацией. Интроецированный в Я отцовский или родительский авторитет образует там ядро Сверх-Я, которое заимствует у отца строгость, подкрепляет его запрет на инцест и таким образом гарантирует Я от возвращения либидинозного объектного катексиса. Либидинозные стремления, принадлежащие эдипову комплексу, частично десексуализируются и сублимируются, что, вероятно, происходит при любом превращении в идентификацию, частично становятся целезаторможенными и преобразуются в нежные побуждения. Весь этот процесс, с одной стороны, спас гениталии, предотвратил опасность их потери, с другой стороны, он парализовал их, упразднил их функцию. С него начинается латентный период, прерывающий сексуальное развитие ребенка.

Я не вижу причины отказать отстранению Я от эдипова комплекса в названии «вытеснение», хотя более поздние вытеснения чаще всего осуществляются при участии Сверх-Я, которое образуется только теперь. Однако описанный процесс представляет собой нечто большее, чем вытеснение; он, если совершается идеально, равносилен разрушению и упразднению комплекса. Можно предположить, что мы натолкнулись здесь на пограничную черту между нормой и патологией, которая никогда не бывает абсолютно четкой. Если Я действительно добилось не намного большего, чем вытеснение комплекса, то тогда он продолжает бессознательно существовать в Оно и впоследствии будет оказывать свое патогенное воздействие.

Такие взаимосвязи между фаллической организацией, эдиповым комплексом, угрозой кастрации, образованием Сверх-Я и латентным периодом позволяет выявить или разгадать аналитическое наблюдение. Они оправдывают положение, что эдипов комплекс погибает от угрозы кастрации. Но этим проблема не исчер­пывается; остается место для теоретической спекуляции, которая может опровергнуть полученный результат или представить его в новом свете. Но прежде чем вступить на этот путь, мы должны обратиться к вопросу, который возник во время наших предыдущих рассуждений и так долго игнорировался. Описанный процесс, как недвусмысленно отмечалось, относится только к ребенку мужского пола. Как происходит соответствующее развитие у маленькой девочки?

Наш материал — непонятным образом6 — оказывается здесь гораздо менее ясным и полным. Также и у женского пола развиваются эдипов комплекс, Сверх-Я и латентный период. Можно ли приписать также ему фаллическую организацию и комплекс кастрации? Ответ звучит утвердительно, но дело не может обстоять так, как у мальчика. Феминистское требование равноправия полов не распространяется здесь далеко, морфологическое расхождение должно проявиться в различиях психического развития7. Анатомия — это судь­ба, если несколько изменить слова Наполеона. Клитор девочки вначале ведет себя совершенно так же, как пенис, однако ребенок при сравнении себя с товарищем по играм мужского пола замечает, что «он слишком мал», и воспринимает этот факт как свидетельство своей ущербности и причину неполноценности. Еще какое-то время девочка тешит себя надеждой, что позднее, когда она подрастет, у нее будет такой же большой придаток, как у мальчика. Здесь ответвляется комплекс мужественности у женщины8. Но свой фактический не­достаток девочка не понимает как половую особенность, а объясняет его предположением, что когда-то раньше она обладала таким же большим членом, но затем потеряла его в результате кастрации. По-видимому, она не распространяет этого вывода с себя на других, взрослых женщин, а предполагает—полностью в духе фаллической фазы — наличие у них больших и совершенных, то есть мужских, гениталий. Таким образом, получается существенное отличие: девочка принимает кастрацию как свершившийся факт, тогда как мальчик боится возможности ее осуществления.

С исключением страха кастрации отпадает также сильнейший мотив к образованию Сверх-Я и крушению инфантильной генитальной организации. Эти изменения — в гораздо большей степени, чем у мальчиков — предстают результатом воспитания, внешнего запугивания, угрозы потери любви. Эдипов комплекс девочки значительно определенней, чем у маленького обладателя пениса; по моему опыту, лишь в редких случаях он выходит за пределы желания заменить мать и женской установки по отношению к отцу. От­каз от пениса не происходит без попытки найти компенсацию. Девочка переходит - можно сказать, путем символического приравнивания — от пениса к ребенку, ее эдипов комплекс достигает кульминации в давно вынашиваемом желании получить ребенка в подарок от отца, родить ему ребенка9. Создается впечатление, что расставание с эдиповым комплексом происходит медленно, поскольку это желание никогда не исполняется. Оба желания - иметь пенис и ребенка — сохраняются в бессознательном сильно катектированными и содействуют подготовке существа женского пола к его последующей половой роли. Меньшая величина садистского вклада в сексуальное влечение, которую, пожалуй, можно связать с недоразвитием пениса, облегчает превращение непосредственных сексуальных стремлений в целезаторможенные нежные. В целом, однако, необходимо признать, что наши знания об этих процессах развития у девочки остаются неудовлетворительными, неполными и расплывчатыми10.

Я не сомневаюсь в том, что описанные здесь временные и каузальные отношения между эдиповым комплексом, сексуальным запугиванием (угрозой кастрации), образованием Сверх-Я и наступлением латентного периода носят типичный характер; но я не хочу утверждать, что этот тип является единственно возможным. Изменения в хронологическом порядке и сцеплении этих процессов должны иметь очень большое значение для развития индивида.



После публикации интересного очерка О. Ранком «Травма рождения» [1924] также и результат этого небольшого исследования, который состоит в том, что эдипов комплекс мальчика погибает от страха кастрации, нельзя принять без дальнейшей дискуссии. Однако мне кажется преждевременным сегодня вступать в эту дискуссию, пожалуй, также нецелесообразным начинать здесь критику или , оценку точки зрения Ранка11.

1 [Содержащиеся здесь и в предыдущем абзаце идеи почти в тех же словах были изложены в разделе IV работы «Ребенка бьют» (1919е), Studienausgabe, т. 7, с. 239-240,]

2 [См. «Инфантильная генитальная организация» (1923e), выше, с. 237 и далее.]

3 [Ср. «Три очерка по теории сексуальности» (1905d), выше, с. 96.]

4 [Ср. примечание, которое примерно по время написания настоящей работы было включено в описание случая «маленького Ганса» (1909b), Studienausgabe, т. 8, с. 15, прим. 2. Третье переживание - рождение - также упоминается в нем, но там, как и в вышеупомянутом месте, Фрейд выступает против его смешения с комплексом кастрации. Ср. далее примечание к статье «Инфантильная генитальная организация», выше, с. 239, прим. 3.]

5 [См. «Я и Оно» (1923e), глава III; Studienausgabe, т. 3, с. 296-297.|

6 [В разделе I работы «О женской сексуальности» (19314), ниже, с. 275-277,. Фрейд предлагает объяснение этого.]

7 [См. работу «Некоторые психические последствия анатомического различияполов» (1925j), ниже, с. 257 и далее. Значительная часть того, о чем далее говорится, рассматривается в этой статье. Парафраз слов Наполеона встречается еще во втором очерке, посвященном психологии любовной жизни (1912d), выше с. 209.]

8 [Ср. ниже; с. 261 и прим. 2.]

9 [Ср. работу «О превращении влечений, в частности анальной эротики» (1917с); см. также ниже, с. 264,]

10 [Значительно подробнее Фрейд обсуждает эту тему в следующей статье данного тома, а также в работе «О женской сексуальности» (ниже, с. 275 и далее); оба раза он дает описание эдипова комплекса девочки, весьма отличающееся от предложенного в настоящей статье.]

11 [Вскоре в работе «Торможение, симптом и тревога» (1926d) Фрейд еще раз обратился к этому вопросу. Ср. раздел (д) «Предварительных замечаний издателей» к этой работе, Studienausgabe, т. 6, с. 231-232.]


244



Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Сборник методических материалов
2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "
2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов
2013 -> Учебно-методический комплекс социальная психология направление 030300 Психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
2013 -> Анализ инновационной деятельности
2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
2013 -> О направлении рекомендаций


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница