Предупреждение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения



Скачать 64.16 Kb.
Дата21.04.2016
Размер64.16 Kb.
Предупреждение агрессивных проявлений у детей

 дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.



Рост детской агрессивности является одной из острых проблем современности. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения данного явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится на стадии своего становления и когда ещё можно предпринять своевременные предупредительные меры. Те или иные формы проявления агрессивности характерны для большинства детей. Однако известно, что у определённой категории детей агрессивность как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие[1].

В настоящее время проблема агрессивности привлекает пристальное внимание исследователей. Существует множество теорий, объясняющих происхождение агрессивности. Среди них наиболее ярко выделяются: эволюционный подход, включающий теорию 3. Фрейда; этологический подход К. Лоренца; фрустрационная теория Дж. Долларда, Н. Миллера; теория социального научения А. Бандуры. Проблеме детской агрессивности посвящен ряд зарубежных и отечественных исследований в психологии К. Бютнер, Р. Берон, Д. Ричардсон, М. Мид, Т.Г. Румянцева, Л.M. Семенюк, Н.Д. Левитов, И.А. Фурманов, А.Д. Кошелева и др.   

  Однако, основное внимание исследователей сосредоточено на изучении  влияния различных факторов на динамику агрессивности; особенностей её возрастных проявлений; проблеме диагностики и коррекции агрессивности. Вопросы профилактики детской агрессивности не получили всестороннего исследования в научной литературе. В связи со сказанным для нас представляет интерес проблема анализа педагогических условий предупреждения детской агрессивности в условиях дошкольного учреждения.



Опыт работы дошкольных учреждений свидетельствует о том,  что детей проявляющих агрессивность, становится с каждым годом всё больше и больше. С  ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Самой распространенной формой реагирования на агрессию является наказание или выговор. Однако данный подход, как свидетельствует практика, малоэффективен и  после такого воздействия на ребенка со стороны педагога, проявление агрессивности, возникают снова и снова. Поэтому педагогу прежде, чем запрещать или подавлять проявления агрессивности, важно выяснить причины, их вызывающие. За агрессивными проявлениями ребенка, всегда стоят какие – либо причины, и агрессивность – это естественное следствие каких – либо внутренних или внешних событий, которые происходят с ребенком.

Основными причинами проявлений детской агрессивности, по мнению исследователей, являются: стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; защита и месть; желание ущемить достоинство другого  с целью подчеркнуть свое превосходство.

Определяющее значение для формирования агрессивности у детей имеют отношения в семье, особенности личности самого ребенка и его родителей, их установки, стиль воспитания, жизненные смыслы и ценности, телевидение с агрессивным содержанием. Каждый из этих факторов действует не в отдельности, только их особое сочетание и взаимодействие создают условия, способствующие развитию агрессивности в детском возрасте, так как ребенок не может быть злым от природы.

Среди психологических особенностей, провоцирующих, агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками[5]. Однако неясно, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на проявление агрессивности.

Агрессивные проявления уже в дошкольном возрасте принимают разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают: все эти формы можно увидеть уже в группе детского сада. Агрессивные проявления могут выражаться в словесной форме: ребенок кричит, обзывается, угрожает, оскорбляет сверстников. И физической: ребенок нападает на детей или взрослых, дерется, кусается, пинается, толкается, швыряет предметы, ломает игрушки, разрушает результаты работы другого ребенка. Проявления агрессивности может носить и непрямой характер: ребенок игнорирует ваши просьбы, «не слышит» вас, ябедничает, провоцирует сверстника, чтобы обидчику «досталось» от взрослых, манипулирует другими.  

В работе с детьми, проявляющими агрессивность, педагогу важно знать какие формы проявления агрессивности можно поддерживать, а какие стоит останавливать. Приемлемые формы, которые можно поддерживать. Можно: разрешать ребенку создавать рисунки с изображением агрессии в разных формах: взрывы, драки, войны, бури и т.д.; играть с предметами: разрушать собственноручно построенные объекты, швырять игрушки в определенную не живую цель, корзину, ящик; выражать протест: «нет!», желательно с объяснениями «почему»; ломать игрушки, если это не очень дорогие во всех смыслах предметы; бить подушки, спортивные груши; бороться с кем – нибудь по обоюдному согласию; заниматься спортивными играми, трудиться. Неприемлемые формы, которые стоит останавливать: Не следует разрешать ребенку оскорблять и унижать других людей, применять физическое насилие, выраженное по отношению к любым живым объектам, в том числе к животным, манипулировать чувствами других людей, провоцировать других.

Профилактика - это комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения.

   Таким образом, возникает необходимость в организации систематической работы по профилактике агрессивности.



  Анализ теоретических концепций  агрессивности свидетельствует о том, что в науке нет единого понимания природы данного явления. Согласно концепции З. Фрейда, агрессия рассматривается как инстинктивное влечение, постоянно присутствующий в организме подвижный стимул, обусловленный самой природой человека и требующий постоянной разрядки. В теории социального научения А. Бандуры доказывается, что дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели, т.е. социальному научению.

Мы считаем, что педагогическими условиями профилактики детской агрессивности являются:

1. Профилактическая работа с детьми, направленная на развитие у них социальных чувств, сопереживания, толерантности, умения встать на позицию другого человека и включение в педагогический процесс специальных игр и упражнений на отреагирование агрессии. Данная работа может быть организована  по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов известных сказок, при этом ребенку проявляющему агрессивность, следует предлагать роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т.е. развивать эмпатию, толерантность, доброту. Если же ребенку достается роль агрессивного персонажа, необходимо акцентировать внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых. Достаточно распространена ситуация, когда дети проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача педагогов научить детей понимать собственное эмоциональное состояние и чувства других людей, научить ребенка выражать гнев, злость приемлемыми способами, ясно и конкретно, а не манипулятивно проявлять свое неудовольствие. Решить поставленные задачи, педагог может в совместной ролевой игре. Например, можно разыграть такую проблемную ситуацию: в детский сад пришли два игрушечных лягушонка. На глазах у детей они поссорились, так как один из них хотел поиграть с новой большой машинкой, с которой уже играл его товарищ. Пока лягушата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так никто из драчунов и не успел поиграть с большой машинкой. Из-за этого они поссорились еще больше. Педагог просит помирить лягушат.  Каждый желающий ребенок предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных детьми вариантов, разыгрываются парами, которые выступают в роли поссорившихся лягушат. По окончании игры, дети, вместе с педагогом обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения, что чувствовали лягушата во время ссоры, и что хотелось им сделать? Довольно часто дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации, например: закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть. В этом случае педагог не должен критиковать и давать оценку предложениям ребенка. Напротив, он должен предложить детям этот вариант для ролевой игры. В процессе обсуждения они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода. Работа с ребёнком, проявляющим агрессивность, будет эффективной только тогда, когда к ней привлечены не только педагоги, но и, самое главное, - родители [3].

2. Работа со взрослыми, составляющими ближайшее окружение ребенка, строиться как в плане ознакомления их с причинами детской агрессивности, психологическими особенностями агрессивных детей, так и в организации нового опыта взаимодействия с такими детьми (обращать внимание на ребенка тогда, когда он ведет себя хорошо; предоставлять выбор в способах поведения; оценивать не личность, а отдельные поступки), перестройки системы наказания и поощрения. Родители должны помочь своим детям адаптироваться к окружающему миру. Необходимо научить родителей, уважающих своего ребенка, поддерживать здоровую настойчивость, усилия в достижении цели, концентрировать энергию ребёнка для получения желаемого результата; или напротив, избавиться от ненужной враждебности к другим, к себе, к обществу. Эта помощь необходима, для того, чтобы дети не осложняли свою жизнь внутренними конфликтами, чувствами вины и стыда, чтобы они себя уважали, уважали других, могли нести свою меру социальной ответственности, строили доброжелательные отношения с окружающими и получали истинное удовольствие от жизни [4]. Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в детстве, ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности. Ребенок ждет от родителей нежности, ласки, любви, тепла, поддержки,  понимания,  одобрения,  заботы,  похвалы,  улыбки. Поэтому, воспитание ребенка сегодня определяет будущее всей нашей страны.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница