Представления родителей московских школьников о барьерах успешной сдачи гиа и егэ



Скачать 481,19 Kb.
Дата18.02.2016
Размер481,19 Kb.
Пишняк А.И., Халина Н.В.1

представления родителей московских школьников о барьерах успешной сдачи гиа и егэ

Результаты опросов общественного мнения фокусируют неоднозначное и, чаще всего, негативное отношение к введению единого государственного экзамена в школе. Так, например, по данным ФОМа более половины россиян, информированных о ЕГЭ, считали, что его введение было неправильным, при этом 37% полагают, что ЕГЭ привел к снижению уровня знаний школьников [ФОМ 2013]. По данным Левада-центра с момента введения ЕГЭ доля тех, кто считает, что ЕГЭ хуже оценивает знания школьников по сравнению с обычными экзаменами, увеличилась почти вдвое (с 22% в 2004 г. до 42% в 2014 г.) [Левада-центр 2014].

По мнению ряда родителей московских школьников, одной из проблем системы школьного образования является плохая подготовка учеников к сдаче государственной итоговой аттестации в 9-м классе (далее – ГИА) и ЕГЭ. Причем данная точка зрения характерна не только для родителей учеников выпускных классов, но и для тех, в чьих семьях есть школьники младшего возраста. Это дает основания предполагать, что негативная установка формируется задолго до наступления самого момента сдачи ГИА и ЕГЭ и, вполне возможно, является лишь отражением общественного мнения и только отчасти опирается на реальные факты.

В настоящей работе реализовано исследование представлений родителей московских школьников о барьерах успешной сдачи экзаменационных испытаний и детерминант убежденности в том, что они не могут быть преодолены без дополнительных внеклассных занятий по соответствующим предметам.

Рассматривается вопрос о том, что является успешной сдачей в представлениях родителей: для кого-то важным является сдать экзамен на минимальный балл и закончить школу; для других цель - поступление в лучшие вузы города. Отношение к ГИА и ЕГЭ в таких группах различаются. Мы уделяем внимание представлениям о барьерах успешной сдачи – рассмотрим ГИА и ЕГЭ как проблемное поле.

Одна из отличительных особенностей данного исследования состоит в возможности сравнить представления всех родителей московских школьников отдельно с представлениями родителями старшеклассников, для того, чтобы понять, как трансформируются точки зрения после сдачи ГИА.

Эмпирической основой исследования являются данные опроса родителей учеников 1-11 классов школ Москвы, проведенного ГАНУ «Институт гуманитарного развития мегаполиса» в 2014 г. В ходе сбора социологических данных опрошено 1516 родителей учеников 1-11 классов школ Москвы методом поквартирного опроса в виде личного интервью с демонстрацией карточек.

Успешная сдача ГИА и ЕГЭ в представлении родителей московских школьников

Прежде всего, уделим внимание самому понятию успешной сдачи экзаменов. С одной стороны, можно подразумевать под ним высокий или даже максимальный балл (при этом нельзя не отметить, что респонденты по-разному определяют границу высоких баллов). С другой стороны, экзамен является успешно сданным, если выставленная оценка соответствует той, которую ученик хотел или рассчитывал получить по итогам ГИА и ЕГЭ. Таким образом, речь идет в первом случае о достижении объективно высокого результата, а во втором – о реализации поставленной цели.

Начнем с определения того, какие оценки являются для опрошенных свидетельством успешной сдачи ГИА и ЕГЭ учениками школ столицы.

Согласно полученным данным, родители московских школьников полагают, что эквивалентом успешной сдачи ГИА и ЕГЭ можно считать 70-77 баллов (в зависимости от предмета). Так, средняя оценка успешной сдачи ГИА по математике составляет, по их мнению, 71,3 балла, ЕГЭ – 74,0 балла, а по русскому языку – 73,2 и 76,5 баллов, соответственно (рисунок 1)2. Разница в средних, полученных по ГИА и ЕГЭ, невелика по всем предметам, при этом и между предметами значительного разрыва в оценках не обнаруживается.

Интересные результаты получаем, сопоставляя средние оценки успешной сдачи экзаменов с фактическими средними баллами за ЕГЭ. В 2013 г. средний балл за ЕГЭ по иностранному языку составил 73,3 при том, что родители московских школьников полагают, что экзамен по этому предмету можно считать успешно сданным, если набрано 73 балла. Иная картина наблюдается в отношении математики и русского языка: по мнению опрошенных, эквивалентный балл успешной сдачи ЕГЭ по этим предметам существенно выше фактического результата. В 2013 г. средний балл за ЕГЭ по русскому языку составил 64,5, что ниже средней оценки успешной сдачи, рассчитанной на основании данных опроса, на 12 баллов. А разрыв в аналогичных показателях для ЕГЭ по математике превосходит 24 балла.




Какой балл надо набрать, чтобы считать, что экзамен сдан успешно?

(представьте, что по каждому предмету максимальная оценка – 100 баллов)




Средний балл по ЕГЭ в 2013 г. по городам России

Рисунок 1 – Представления родителей московских школьников о баллах успешной сдачи ГИА и ЕГЭ и фактические баллы по ЕГЭ в 2013 г. по городам России, средняя , Средний балл по ЕГЭ в 2013 г. по городам России, официальный информационный портал по ЕГЭ, URL: ege.edu.ru

Теперь обратимся к данным о том, какие баллы по результатам ГИА и ЕГЭ родители считают целью для своих детей.

Доля родителей, которые ждут высоких баллов от своих детей по итогам сдачи ГИА, существенно больше, чем сегмент респондентов, обозначающих высокие баллы целью в контексте ЕГЭ. Причем фиксируется это как в отношении экзаменов по математике, русскому языку и иностранному языку, так и предметов, ЕГЭ по которым не являются обязательными (рисунок 2).



Рисунок 2 – Баллы по ГИА и ЕГЭ, которые родители московских школьников считают целевыми для своих детей, проценты от числа опрошенных


Согласно данным опроса, более 40% родителей ожидают, что их дети получат высокие баллы по математике по результатам ГИА, и только 10% называют высокие баллы целевыми для ЕГЭ. В то же время считают, что задача для их детей состоит в том, чтобы набрать необходимый минимум баллов по ГИА – только бы экзамен был зачтен – 7% респондентов, тогда как в отношении ЕГЭ такой настрой характерен для 39% родителей школьников.

Похожие результаты фиксируются и при обсуждении экзаменов по другим предметам: не менее 40% родителей ждут от своих детей высоких оценок по ГИА и только 10-14% – по ЕГЭ, а доли настроенных на минимальные баллы по ГИА и ЕГЭ составляют соответственно 5-11% и 33-34% (в зависимости от предмета).

Поскольку здесь учитываются ответы не только родителей старшеклассников, но и тех, чьи дети учатся в начальной и средней школе, полученные данные следует рассматривать не только как субъективные оценки потенциала детей, но и как один из элементов описания восприятия родителями учеников московских школ проблемы сдачи ГИА и ЕГЭ в целом. И именно об этом пойдет речь далее.

Барьеры успешной сдачи ГИА и ЕГЭ

Перейдем теперь к описанию ограничений успешной сдачи экзаменов.

Какие препятствия для преодоления ГИА и ЕГЭ видят родители московских школьников?3 Рисунок 3 дает представление о видах барьеров успешной сдачи ГИА и ЕГЭ, а также о том, какие из них представляются наиболее распространенными, согласно мнению родителей московских школьников. Заметим, что респонденты могли выбрать несколько вариантов из предложенного в анкете списка.

Итак, как в случае ГИА, так и ЕГЭ основным барьером успешной сдачи экзамена респонденты считают слишком сложные и запутанные задания (57% и 65%). Также существенное ограничение для прохождения и ГИА, и ЕГЭ родители видят в плохих школьных программах (31% и 36%). Примерно одинаково для ГИА и ЕГЭ оценивается место дефицита времени для подготовки (18% и 21%) и коррупционной составляющей (10% и 15%) в ряду препятствий для сдачи экзаменов.

Оценки остальных барьеров в контексте ГИА и ЕГЭ оказываются различными. Так, психологические особенности ребенка и плохие учителя упоминаются в качестве барьера успешной сдачи ГИА существенно чаще, чем в качестве барьера преодоления ЕГЭ (32% и 15% против 16% и 10%, соответственно). А о недостатке способностей самого ребенка и нехватке средств для оплаты подготовки к экзаменам опрошенные, напротив, значительно реже говорят в контексте ГИА, а не ЕГЭ (19% и 10% против 32% и 19%, соответственно).



Рисунок 3 – Барьеры сдачи ГИА и ЕГЭ (1), проценты от числа опрошенных

Объединяя некоторые барьеры в одну категорию, можно отметить, что наибольшее число опрошенных указывают на три основных препятствия для сдачи ГИА и ЕГЭ: само содержание экзаменов, индивидуальные особенности ребенка, плохих учителей и/или программы в школе.

В случае ГИА в среднем по всей выборке 57% выбирают первый их трех перечисленных барьеров, 43% – второй и 37% – третий (рисунок 4). В контексте ЕГЭ в качестве препятствий 65% ссылаются на сложные задания экзаменов, 44% – на индивидуальные особенности ребенка, 41% – на проблемы с программами и учителями.

Немаловажно отметить, что сложные задания не только являются основным барьером по представлению родителей учеников московских школ, но и по мере приближения учеников к экзаменационным испытаниям становятся в глазах родителей все более труднопреодолимым препятствием. Однако на примере ГИА несложно заметить, что после сдачи экзамена, доля родителей, называющих барьером сдачи сами задания ГИА, существенно уменьшается. Вполне возможно, что и задания ЕГЭ в конечном итоге оказываются не такими сложными, как представлялись до экзамена.

Рассматривая данные рисунка 4 в части ЕГЭ следует отметить еще один немаловажный факт. К моменту перехода учеников в старшие классы сегменты родителей, объясняющих проблемы со сдачей экзаменов индивидуальными особенностями детей, а также плохими учителями и/или программами, несколько сокращаются, тогда как доля считающих барьером слишком сложные и запутанные задания ЕГЭ продолжает увеличиваться.



Рисунок 4 – Барьеры сдачи ГИА и ЕГЭ (2), проценты по группам родителей школьников разных классов

Как было сказано выше, респонденты могли указывать несколько препятствий, которые, по их мнению, имеют место на пути преодоления ГИА и ЕГЭ. Какова же концентрация барьеров успешной сдачи экзаменов?

Прежде всего, отметим, что 11% опрошенных не видят никаких преград для сдачи ГИА и 9% - для сдачи ЕГЭ (таблица 1). Значительны группы респондентов, отмечающих 1-3 барьера (примерно 80%). А случаи, когда родители московских школьников одновременно указывают на наличие 4-х и более препятствий, относительно редки: около 9% опрошенных полагают, что успешно преодолеть ГИА мешает целая комбинация барьеров, такого же мнения в отношении ЕГЭ придерживаются 13% респондентов.

Таблица 1 – Концентрация барьеров сдачи ГИА и ЕГЭ по мнению родителей московских школьников, проценты от числа опрошенных

Число барьеров

ГИА

ЕГЭ

0

11,3

9,1

1

28,7

24,4

2

28,1

28,4

3

23,1

25,7

4

6,9

9,7

5

1,5

1,9

6

0,2

0,6

7

0,1

0,1

8

-

0,2

ГИА и ЕГЭ как проблемное поле

В ходе опроса родителей московских школьников респондентам было предложено выразить свое согласие/несогласие с рядом высказываний, связанных с ГИА и ЕГЭ (ответы фиксировались на основе 5-тибалльной шкалы, где «1» - совершенно не согласен, «5» - совершенно согласен). Данная информация позволяет посмотреть на проблемное поле глазами родителей московских школьников, и выявить, какие опасения в большей степени характерны для родителей учеников младших, средних и старших классов московских школ.

Начнем с перечисления суждений, которые нашли наибольшую поддержку у респондентов (таблица 2).

В контексте проблемы ЕГЭ самым популярным высказыванием оказалось суждение о том, что экзамен нельзя сдать без дополнительных занятий – с этим полностью согласились 41% опрошенных, а средняя оценка по 5-балльной шкале составила 3,9.

Более трети респондентов полностью поддержали точку зрения, в соответствии с которой к экзаменам лучше начинать готовиться заранее – чем раньше, тем лучше. Средняя оценка согласия с этим утверждением по 5-балльной шкале составила 3,9 для ГИА и 4,1 для ЕГЭ.

Третье по популярности высказывание также связано со временем подготовки к сдаче экзаменов. Данные свидетельствуют о том, что 29% опрошенных уверены: нужно потратить много времени для подготовки к ГИА и 37% согласны с тем, что много времени нужно посвятить подготовке к ЕГЭ. При этом более 30% родителей учеников московских школ отмечают, что все знакомые им школьники занимаются дополнительно для подготовки к ЕГЭ, и 30% соглашаются с тем, что цель таких занятий состоит в получении баллов, а не знаний.

Отметим, что около четверти опрошенных считают, что во время первой половины учебы в школе можно не задумываться об экзаменах, и примерно столько же полагают, что ГИА и ЕГЭ – это в любом случае лотерея, результаты которой не отражают реальных знаний учеников.

Подготовка к ГИА представляется процессом, требующим немалых денежных средств, для 15% респондентов, а подготовка к ЕГЭ – для 26%.

Чуть меньшую поддержку находят высказывания, согласно которым процесс подготовки и сдачи экзаменов зачастую срывает в себе коррупционные составляющие, как то покупка билетов, использование подставных лиц и т.д.

Таблица 2 – Согласие родителей московских школьников с суждениями о ГИА и ЕГЭ






ГИА

ЕГЭ

Средняя оценка по шкале

от 1 до 5*



Доля ответов «Совершенно согласен», %

Средняя оценка по шкале

от 1 до 5*



Доля ответов «Совершенно согласен», %

Сдать ГИА/ЕГЭ без дополнительных занятий нельзя

3,2

19

3,9

41

Чем раньше начинается подготовка к ГИА/ЕГЭ, тем лучше

3,9

34

4,1

38

Надо потратить много времени, чтобы подготовиться к ГИА/ЕГЭ

3,8

29

4,1

37

Главная цель занятий для ГИА/ЕГЭ – получение балла, но не знаний

3,5

19

3,7

30

Все наши знакомые семьи со школьниками занимаются дополнительно для подготовки к ГИА/ЕГЭ

3,4

16

3,8

30

Высокий балл по ГИА/ЕГЭ не означает хорошего знания по предмету

3,5

22

3,6

27

ГИА/ЕГЭ – это лотерея, отличники могут получить более низкие баллы, по сравнению с теми, кто учился хуже

3,5

23

3,7

26

Первую половину учебы в школе можно не задумываться о подготовке к ГИА/ЕГЭ

3,4

24

3,4

26

Главная проблема моего ребенка при сдаче ГИА/ЕГЭ – его психологическое состояние

3,4

18

3,6

26

Надо потратить много денег, чтобы сдать ГИА/ЕГЭ

3,1

15

3,7

26

Занятия с репетитором позволяют заранее знать экзаменационные задания ГИА/ЕГЭ

3,2

16

3,4

25

В Москве распространена практика нечестной сдачи ГИА/ЕГЭ (покупка и продажа билетов, использование подставных лиц и т.п.)

3,2

15

3,5

22

Школа дает необходимый уровень подготовки для сдачи ГИА/ЕГЭ

3,5

15

3,3

16

У нашей семьи нет достаточных средств, чтобы обеспечить ребенку дополнительные занятия для подготовки к ГИА/ЕГЭ

2,8

9

3

13

Успешная сдача ЕГЭ необходима для поступления в тот вуз, который мы выбрали

-

-

4,2

45

Сдача ГИА не волнует (не волновала) меня на столько, на сколько волнует сдача ЕГЭ

-

-

3,6

26

*«1» - совершенно не согласен; «5» – совершенно согласен.

Приведенные данные интересны не только сами по себе – они дают возможность реализовать исследование проблемного поля ГИА и ЕГЭ, сформировавшегося в сознании родителей московских школьников, посредством построения факторной модели.

Применение метода факторного анализа, позволяет выявить 5 аспектов проблематизации сдачи экзаменов учениками московских школ (таблица 3). Причем факторы, которые обнаруживаются на основе согласия с суждениями о ГИА, абсолютно идентичны факторам, идентифицируемым на базе ответов о ЕГЭ (за исключением некоторой разницы факторных нагрузок). Опишем их подробно.



Фактор 1 предполагает уверенность в отсутствии возможности сдать экзамены без дополнительных занятий в сочетании с убежденностью в том, что дети из всех окружающих семей вовлечены во внеклассные занятия по школьным предметам, которые стоят немалых денег.

Фактор 2 связан с уверенностью в несостоятельности ГИА и ЕГЭ как инструментов контроля знаний школьников и восприятием экзаменов как лотереи, внедрение которой привело к погоне за баллами, но не за знаниями.

Фактор 3 отражает опасения в коррумпированности системы, убежденность в наличии путей недобросовестной сдачи ГИА и ЕГЭ – от покупки билетов до привлечения подставных лиц для сдачи экзаменов.

Фактор 4 является выражением озабоченности проблемой сдачи экзаменов, которая возникает задолго до момента сдачи ГИА и ЕГЭ, и связана с уверенностью в необходимости потратить много времени на то, чтобы подготовиться к экзаменам.

Фактор 5 – суть наличие страха, что ребенок не сможет сдать ГИА и ЕГЭ из-за отсутствия необходимых для оплаты дополнительных занятий денежных средств у его родителей или неумения ребенка противостоять стрессовой ситуации.

.

Таблица 3. – Проблемы, связанные с ГИА и ЕГЭ. Факторы на основе суждений






Компоненты факторов

Факторные нагрузки*

ГИА

ЕГЭ

Фактор 1: Абсолютная необходимость дополнительных занятий для сдачи ГИА/ЕГЭ

  • Сдать ГИА/ЕГЭ без дополнительных занятий нельзя

  • Все наши знакомые семьи со школьниками занимаются дополнительно для подготовки к ГИА/ЕГЭ

  • Надо потратить много денег, чтобы сдать ГИА/ЕГЭ

0,79

0,69


0,70

0,76

0,70


0,66

Фактор 2: ГИА/ЕГЭ не измеряют знания

  • Главная цель занятий для ГИА /ЕГЭ – получение балла, но не знаний

  • Высокий балл по ГИА/ЕГЭ не означает хорошего знания по предмету

  • ГИА/ЕГЭ – это лотерея, отличники могут получить более низкие баллы, по сравнению с теми, кто учился хуже

0,59

0,74


0,77

0,75

0,72


0,75

Фактор 3: Коррумпированность системы

  • Занятия с репетитором позволяют заранее знать экзаменационные задания ГИА/ЕГЭ

  • В Москве распространена практика нечестной сдачи ГИА/ЕГЭ (покупка и продажа билетов, использование подставных лиц и т.п.)

0,83

0,74


0,81

0,65


Фактор 4: Необходимость длительное время готовиться к сдаче ГИА/ЕГЭ

  • Надо потратить много времени, чтобы подготовиться к ГИА/ЕГЭ

  • Чем раньше начинается подготовка к ГИА/ЕГЭ, тем лучше

0,56

0,78


0,69

0,78


Фактор 5: Отсутствие возможности подготовить ребенка к сдаче ГИА/ЕГЭ

  • У нашей семьи нет достаточных средств, чтобы обеспечить ребенку дополнительные занятия для подготовки к ГИА/ЕГЭ

  • Главная проблема моего ребенка при сдаче ГИА/ЕГЭ – его психологическое состояние

0,74

0,80


0,75

0,77


*Нагрузки после ортогонального вращения методом Varimax. Факторы объясняют более 60% дисперсии.

Согласно полученным данным, в контексте ГИА фактор «Абсолютная необходимость дополнительных занятий для сдачи экзамена» оказывается наиболее выражен для родителей учеников 8-9-х классов, в контексте ЕГЭ – для респондентов с детьми, обучающимися в 10-11-х классах (то есть и в том, и в другом случае – для тех, чьи дети в скором времени будут сдавать экзамены) (рисунок 5).

Фактор «ГИА не измеряют знания» характерен в большей степени для родителей учеников младших классов, а фактор «ЕГЭ не измеряют знания» – для родителей учеников 10-11-х классов.


Рисунок 5 – Выраженность факторов для родителей школьников разных классов, средние факторные нагрузки


Коррумпированность системы как в отношении ГИА, так и ЕГЭ является выраженным фактором для респондентов с детьми, обучающимися в начальной школе.

В контексте ГИА фактор «Необходимость длительное время готовиться к сдаче» в большей степени характерен для родителей школьников 8-9-х классов, а в контексте ЕГЭ – для респондентов, дети которых являются старшеклассниками.

Наконец, отсутствие возможности подготовить ребенка к ГИА – фактор, наиболее выраженный у родителей учеников 5-7-х классов школы, а то же беспокойство в отношении ЕГЭ наиболее характерно для респондентов, чьи дети учатся в младших классах.

В завершение данной главы обратимся к материалам уже опоминавшегося выше качественного исследования (серии фокус-групп), проведенного в 2014 г., которое позволяет дополнить описание проблематизации сдачи ГИА и ЕГЭ.

На основе анализа высказываний участников групповой дискуссии – родителей учеников 5-8 классов московских школ – удается идентифицировать пять точек социального напряжения в контексте обсуждения сдачи ГИА и ЕГЭ. Перечислим их, приводя цитаты из интервью для пояснения сути проблемы.


  1. «Непрозрачные» правила игры

«Мы чуть ли не со 2-го класса пишем тесты, и практически каждый раз задания не имеют ничего общего с программой. То есть ребенок должен обладать энциклопедическими познаниями в каждой области».

«Каждый год какие-то новые стандарты, изменения, поэтому с трепетом ожидаешь этого периода, когда выйдешь на финишную эстафету».

«Мне кажется, что модель очень сложная. […] Один дает достаточно свой предмет и даже слишком достаточно, другой – совсем мало. Не выстроено до конца».

  1. Недееспособность системы

«У нас школа сильная, в знаниях уверена. Английский высшего уровня дают, 6 раз в неделю английский. Я думаю, что ГИА сдаст, только математику подтянем. Русский - я как-то сама могу справиться. Поэтому немножко уверена в ГИА, а в ЕГЭ - конечно, нет».

«Я бы сказала, в образовании какая-то политика двойных стандартов: и от репетиторов слышу, что в ГИА даже будет включено то, чего не дают даже в очень хорошей, приличной школе».

«Из чего состоит 9-й и 11-й класс? Просто детей натаскивают на это ЕГЭ, совершенно никакого образования не идет».

  1. Отсутствие доверия

«Вроде как, с одной стороны, заниматься надо, а, с другой стороны, сами учителя часто говорят, что все эти тесты как лотерея, угадал - не угадал».

«Любой из нас, подстрахуется: если у меня будет возможность купить что-то [задания или оценку] или договориться, то я не буду рисковать [и куплю]».

  1. «Запугивания» со стороны учителей

«Учителя пугают их с детства. То есть с младших классов. С 5-го класса [говорят], что вы не сдадите, вы выйдите со справкой. Они пугают, пугают, пугают, а потом, когда уже последние классы, учителя, наверное, боятся (может быть, что их закроют школу), они начинают детям немножко помогать. У меня даже сыну они давали хорошего математика, они ее умоляли, чтобы она занималась с детьми, просто умоляли. Она 3 или 5 занятий им дала. Только для того, чтобы не опозорить честь школы».

  1. Постоянный стресс

«Так ЕГЭ застращали всех. Мне кажется, как ребенок родился – родители будут готовиться!»

«В обморок они и у нас на экзамене падают. В том году у нас было 3 или 4 обморока. Мальчишка хотел из окна прыгать, просто чудом сняли».

В целом данные количественного исследования и материалы групповых дискуссий позволяют представить, какие проблемы видят родители московских школьников в контексте обсуждения ГИА и ЕГЭ..



Основные полученные результаты:

Для семей школьников подготовка и сдача государственной итоговой аттестации оказывается непростым периодом, связанным с повышенной как учебной, так финансовой нагрузкой и переживаниями. Большинству учеников столицы приходится дважды проходить через итоговые испытания – в 9-м и 11-м классах, и по мере приближения ЕГЭ волнения только нарастают. Косвенно об этом свидетельствует убежденность родителей в том, что ЕГЭ гораздо сложнее преодолеть, чем ГИА. Как следствие, в качестве цели для своего ребенка респонденты в контексте ГИА считают высокие и средние баллы, а в контексте ЕГЭ – средние и минимально допустимые.

Рассматривая общее представление родителей московских школьников о возможности сдать экзамены, необходимо отметить следующее: большинство из них полагают, что школьные занятия не позволяют ученикам сдать ГИА и ЕГЭ на высокий балл (60% и 70%), причем более 30% считают, что и дополнительные занятия не помогут получить высокие оценки за экзамены.

Основными барьерами успешной сдачи ГИА и ЕГЭ родители московских школьников считают слишком сложные и запутанные задания тестов, плохие школьные программы, а также индивидуальные особенности собственных детей.

Как показывают данные опроса, постфактум шанс успешно сдать ГИА оцениваются не так низко, как до момента прохождения экзамена. После того, как ребенок перешел в 10 класс, родители чаще говорят о том, что ГИА можно сдать без дополнительных занятий – барьеры представляются им не такими сложно преодолимыми, как до рубежа экзаменационных испытаний.

Проблемное поле сдачи ГИА и ЕГЭ конституируется разными опасениями, в том числе связанными с убежденностью в необходимости длительно готовиться к экзаменам, и жесткой необходимости внешкольных занятий, коррумпированности системы и отсутствии возможностей для должной подготовки ребенка к сдаче ГИА и ЕГЭ. При этом в зависимости от класса обучения ребенка на первый план выходят опасения разного толка. Независимо от того, являются эти страхи обоснованными или нет, следует признать, что тема ГИА и ЕГЭ стала одним из источников социального напряжения для семей с детьми в мегаполисе.



Источники:

  1. Левада-центр. Отношение к ЕГЭ. Пресс-выпуск. 16.06.2014 URL: http://www.levada.ru/16-06-2014/otnoshenie-k-ege

  2. Официальный информационный портал по ЕГЭ. URL: ege.edu.ru

  3. ФОМ. ЕГЭ: осведомленность и отношение. 19.06.2013 URL: http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/10961



1 Пишняк Алина Игоревна, к.с.н., заместитель директора ГАНУ «ИГРМ» a.pishniak@socpol.ru, Халина Наталья Вячеславовна, научный сотрудник ГАНУ «ИГРМ», nhalina@hse.ru

2 В практике ГИА по итогам 9-го класса не используются 100-балльные шкалы, максимальные баллы по различным предметам дифференцированы, а схема пересчета баллов за ГИА в 5-балльную шкалу утверждается Рособрнадзором (см. «Соответствие первичных и тестовых баллов»). Однако, поскольку не все родители школьников знакомы с действующей системой, при подготовке инструментария исследования было принято решение просить оценить успешные баллы по 100-бальной шкале.

3 Перечень основных барьеров был сформирован на основании данных фокус-групп с родителями учеников 5-8 классов. Фокус-группы проведены ИГРМ в 2014 г. в рамках исследования дополнительного образования школьников. Полученная информация учитывалась при разработке анкеты для специализированного опроса родителей. Таким образом, в ходе опроса были собраны данные, позволяющие дать количественные оценки распространенности тех или иных точек зрения на существующие ограничения успешной сдачи экзаменов учениками московских школ.

Каталог: uploads
uploads -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
uploads -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
uploads -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
uploads -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
uploads -> Название кафедры
uploads -> Департамент образования и молодежной политики
uploads -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
uploads -> Сборник методических материалов
uploads -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница