Предмет: специальное (коррекционное) образование Количество часов



Скачать 161.55 Kb.
Дата22.02.2016
Размер161.55 Kb.
Название курса: курсы базового повышения квалификации педагогических работников специального (коррекционного) образования с аттестацией на высшую категорию

Предмет: специальное (коррекционное) образование

Количество часов: 8 часов

Разработчик представленных материалов: Андреева Елена Ивановна, методист по специальному (коррекционному) образованию, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ

Сроки размещения материала: октябрь 2012 г.

Тема: «Интегрированное и инклюзивное образование»

Цель: систематизация представлений слушателей об особенностях организации интегрированного и инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, интегрированное образование, лица с особыми образовательными потребностями, лица с ограниченными возможностями здоровья, совместное обучение, общеобразовательная школа.
План:

  1. Концепция региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольного образования Санкт-Петербурга.

  2. Технологическая модель реализации инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы.

  3. Особенности организации интегрированного и инклюзивного образования на уровне образовательного учреждения


Материалы лекции:

Источник:

Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции (20—22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; Редкол.: С. В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011. – 244 с.


КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЗИГЛЕ Л. А.

Санкт-Петербург, ГДОУ № 41 «Центр интегративного воспитания»

МИКШИНА Е. П.

Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена
Сегодня инклюзивное образование чаще всего рассматривается как процесс, реализующий право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на получение образования в равных условиях с их нормально развивающимися сверстниками. Однако и педагогам, и родителям необходимо с пониманием относиться к тому, что инклюзивное образование — это не только открытая дверь в общеобразовательную школу или детский сад, но это еще и ответственность за результат образования. Его качество напрямую зависит от того, насколько предоставляемые образовательные услуги соответствуют образовательным потребностям детей с ОВЗ. Для того чтобы образовательные учреждения могли адекватно на них реагировать, необходимо искать эффективные образовательные стратегии, моделировать и описывать их для дальнейшего внедрения в практику.

Целью городского опытно-экспериментального проекта «Технологии инклюзивного образования для детей с нарушением слуха в системе дошкольного образования Санкт-Петербурга» (2008—2011) являлось улучшение качества обслуживания детей с нарушением слуха раннего и дошкольного возраста и разработка проекта региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

На начало реализации экспериментального проекта в городе уже имелся определенный стихийный опыт по интеграции детей с нарушением слуха в группы общеразвивающей направленности и в группы для детей с нарушением речи компенсирующей направленности. В реализации данного проекта принимало участие четыре дошкольных образовательных учреждения, соответствующих следующим критериям: наличие опыта работы с детьми с нарушением слуха; наличие у персонала практики интегрированного образования данной категории воспитанников; наличие в структуре учреждения разных организационных условий обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и слышащих детей.

Для детей с нарушением слуха в данных дошкольных образовательных учреждениях организационные условия позволили выделить 6 образовательных маршрутов: 1) группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста; 2) служба ранней помощи для детей от рождения до 3 лет; 3) включение ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательную группу; 4) включение ребенка с нарушенным слухом в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи; 5) включение ребенка с нарушенным слухом в группу компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха, 6) включение ребенка с нарушенным слухом в группу комбинированной направленности (интегративного воспитания).

По результатам опытно-экспериментальной работы был разработан проект региональной модели совместного образования здоровых детей и детей с ОВЗ в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. При его разработке учитывался накопленный региональный научно-практический опыт интегрированного образования в группах компенсирующей направленности и организации в дошкольных образовательных учреждениях раннего психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (далее —ранняя помощь), а также экспериментальный опыт совместного воспитания детей с отдельными проблемами в развитии и нормально развивающихся сверстников.

Базовым элементом региональной модели является служба ранней помощи, в которую могут обратиться семьи, воспитывающие детей младенческого и раннего возраста. Реализация программ раннего вмешательства в службе ранней помощи может осуществляться до достижения ребенком 3-летнего возраста.

На вопрос, где эффективнее всего могут создаваться такие службы, в каких организационных формах, разработчики предлагают использовать уже имеющийся потенциал учреждений компенсирующего вида, в первую очередь, наличие кадров и уже созданные материально-технические условия. Конечно же, специалисты, работающие в этих службах, должны будут пройти определенную профессиональную переподготовку.

Службы ранней помощи, организованные в каждом административном районе, должны стать первичным звеном региональной модели по формированию базы данных о детях с ОВЗ. На последнем этапе обслуживания в программах раннего вмешательства специалисты службы ранней помощи осуществляют планирование дальнейшего образовательного маршрута малыша и информируют ближайшие к месту жительства ребенка образовательные учреждения о детях — кандидатах на поступление в дошкольные группы. Это позволит руководителям образовательных учреждений заранее осуществлять перспективное планирование состава групп, думать о ресурсном обеспечении особых образовательных потребностей будущих воспитанников. У педагогических коллективов появится временной резерв на подготовку себя с профессиональной точки зрения, подготовку детских коллективов и родительского сообщества к встрече с новой семьей. Понимая, что в настоящий момент не в полной мере ясен механизм подушевого финансирования, когда деньги, следуя за ребенком, будут полностью обеспечивать его образовательные потребности, разработчики региональной модели предлагают на переходном этапе максимально использовать существующую в Санкт-Петербурге уникальную систему дошкольных учреждений компенсирующего вида. Это позволит уже сегодня реализовывать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении детей с различными образовательными потребностями, в том числе и при совместном воспитании и обучении разных категорий детей, обеспечить им специальное сопровождение. Это положительно скажется на оптимизации уже существующей сети специализированных дошкольных учреждений, разнообразит предоставляемые ими образовательные услуги за счет расширения контингента обслуживаемых детей, в том числе за счет детей условной нормы развития. Учреждения компенсирующего вида преобразуются в дошкольные образовательные учреждения интегративного (совместного) образования, и появится мостик перехода к инклюзивному образованию.

Положение о деятельности дошкольного образовательного учреждения региональной модели совместного образования детей дошкольного возраста, по мнению разработчиков, должно иметь инвариантную часть и вариативную.

Содержание инвариантной части определяется уставом образовательного учреждения и его локальными актами, в которых законодательно закреплены обязанность учреждения предоставлять образовательные услуги всем детям; условия реализации совместного образования; алгоритм действий образовательного учреждения по созданию условий для получения образования в соответствии с образовательными потребностями воспитанников. Одним из положений предмета договора с родителями является совместное обучение и воспитание.

Содержание вариативной части отражается в разделе «Коррекционная работа» образовательной программы дошкольного образования, которую разрабатывает каждое дошкольное образовательное учреждение в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Это должно быть описанием условий психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в различных видах интеграции (интернальной и экстернальной, временной, полной и т. д.).

Как показывает практика, основная проблема организации совместного обучения и воспитания связана с тем, что контингент детей с ОВЗ может изменяться каждый год. Учредителям и заведующим необходимо за год до поступления ребенка через деятельность службы ранней помощи, знать особые образовательные потребности ребенка, поступающего в образовательное учреждение. На основе этих данных психолого-педагогический консилиум учреждения компенсирующего вида или же педагогический совет детского сада общеразвивающего вида определяет условия, необходимые для удовлетворения особых образовательных потребностей, затем обращается в ГМПК с целью разработки индивидуально-ориентированных (дифференцированных) рекомендаций, которые предоставляются в медико-социальную экспертизу (МСЭ) и в районную или городскую администрацию. При отсутствии в образовательном учреждении необходимых для ребенка специалистов ГМПК изыскивает возможности для оказания специализированной помощи детям:

— решает вопрос о виде интеграции и особенностях требуемого сопровождения (длительное; кратковременное; периодическое);

— об открытии новой штатной единицы в конкретном образовательном учреждении или прикреплении соответствующего специалиста из другого образовательного учреждения к обслуживанию ребенка для оказания специализированной помощи с учетом действующей Санкт-Петербургской методики расчета штатного расписания;

— о привлечении сотрудника соцзащиты в качестве ассистента для ребенка с ОВЗ.

Сведения об эффективности помощи, оказываемой в образовательном учреждении, предоставляются в ГМПК ежегодно, и при необходимости в разработанные ранее рекомендации вносятся коррективы.

Таким образом, говоря о разработке региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольного образования, необходимо, чтобы в центре внимания оказались следующие аспекты:

создание районных служб ранней помощи на базе

коррекционных дошкольных учреждений, что способствует эффективному использованию имеющегося кадрового потенциала;

разработка путей оптимизации деятельности существующих учреждений компенсирующего вида через расширение спектра образовательных услуг и контингента обслуживаемых детей, в том числе за счет условной нормы;

формирование механизма обеспечения специализированной индивидуальной помощи детям с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида, для чего учитываются:

— методика расчета штатного расписания, действующая в Санкт-Петербурге;

— необходимость организации межведомственного взаимодействия для реализации содержания индивидуальной программы реабилитации (ИПР) через разработку ГМПК индивидуально-ориентированных (дифференцированных) рекомендаций, которые предоставляются в МСЭ;

— имеющийся опыт и предложения общественных объединений родителей детей-инвалидов;

решение вопроса профессиональной подготовки кадров для работы в группах совместного воспитания и обучения в условиях практикоориентированных программ повышения квалификации.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

НАУМОВ А. А.

Пермь, Пермский государственный педагогический университет


Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей. Поэтому нами рассматривается инклюзивный класс в общеобразовательной школе как форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Данная форма организации образовательного процесса является приоритетной по отношению к интегрированному классу и индивидуальному обучению.

Предлагаемая нами модель предполагает организацию системы обучения и комплексного сопровождения в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях общеобразовательной школы. Исходя из вышесказанного, целью такого образовательного учреждения будет создание системы инклюзивного образования; системы программно-методического, нормативного и информационного обеспечения процессов обучения, коррекции, компенсации и реабилитации; развитие различных форм альтернативного обучения, комплексного сопровождения всех учащихся.

Зачисление в класс инклюзивного обучения производится только с согласия родителей (законных представителей) на основании их заявления, а для детей с ОВЗ необходима рекомендация ГПМПК. Для работы инклюзивных классов оборудуются помещения, приспособленные для занятий, отдыха, физкультурно-оздоровительной и коррекционно-развивающей работы. Предельная наполняемость класса 25 человек. Число детей с отклонениями в развитии в инклюзивном классе не должно превышать 4 человек.

При комплектовании инклюзивных классов необходимо, по возможности, объединять в одном классе детей с отклонениями в развитии, имеющих рекомендации ПМПК на обучение по одной и той же общеобразовательной программе.

На основе рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, с обязательным учетом мнения родителей (законных представителей), разрабатывается и утверждается ПМПк общеобразовательного учреждения индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями (ООП). Он может разрабатываться на учебный год, на полгода либо на каждую четверть. ПМПк вправе в любое время вносить в индивидуальный учебный план изменения по ходатайству педагогов, родителей (законных представителей), членов ГПМПК. Специфика образовательного процесса в классе инклюзивного обучения состоит в организации индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для детей с ООП и введении дополнительных образовательных услуг для детей со стандартными образовательными потребностями.

Для учащихся с ОВЗ в учебном плане необходимо предусмотреть:

— 3 часа занятий с дефектологом + 1 час в неделю обязательных консультаций для педагогов и родителей;

— 2 часа занятий с логопедом + 1 час в неделю обязательных консультаций для педагогов и родителей;

— 1 час ЛФК;

— 1 час коррекционной ритмики.

В содержание образования необходимо ввести индивидуальные листы обучения. Суть метода в том, что учащиеся до изучения темы получают так называемые индивидуальные листы обучения (ИЛО), в которых напечатаны вопросы по теме (параграфу учебника) и оставлены места для ответов. Учащиеся дома самостоятельно изучают материал параграфа, заполняют ИЛО, становясь активно обучающимися. На уроке задания обсуждаются, ликвидируются пробелы в знаниях.

Педагог, работающий в инклюзивном классе, должен обладать специальной профессиональной подготовкой, личностной готовностью к работе в инклюзивном классе. В его функционал входят контроль за реализацией индивидуальных образовательных маршрутов, разработка и ведение обучения по индивидуальным листам обучения (ИЛО), применение ассистивных технологий в обучении, оценивание достижений учащихся на основе полученных знаний и сформированности общеучебных навыков, мониторинг результатов обучения.

Для сопровождения ребенка-инвалида в штат вводится ставка тьютора. Обязательно обеспечивается комплексное сопровождение учащихся инклюзивного класса (клиническое, логопедическое, педагогическое, психологическое); тесное взаимодействие в рамках реализации индивидуальных образовательных маршрутов; педагогически обоснованное совмещение образовательных программ и участие во внеклассных мероприятиях инклюзивного класса. Здесь необходимо подчеркивать индивидуальность и самостоятельность каждого ребенка, «вписывая» его в образовательный процесс.

Исходя из рекомендаций по организации образовательного процесса в классе инклюзивного обучения нами предлагается следующая концепция психологического сопровождения учащихся.

В основе данной концепции лежит субъектный подход, определяемый рядом исследователей как новая схема анализа, обращенного к «изучению реальной личности и созданию таких моделей, в которых воплощались бы особенности данного общества в данный период времени» (С .Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, Л. И. Анцыферова и др.). Поскольку в классе инклюзивного обучения одной из основных форм является самостоятельная работа, необходимо добиваться, чтобы учебная деятельность стала личностно-значимой для ребенка. Поэтому требуется развитие субъектности у учащихся инклюзивного класса в учебной деятельности.

В определении механизмов субъектности О. А. Конопкиным выделяются:

— принятая субъектом цель деятельности. То есть учащийся должен осознать и принять цель как свою личную. Отсюда необходимо будет в качестве формирования общеучебных навыков работать над развитием таких компонентов, как целепринятие и целеудержание;

— субъективная модель значимых условий. Здесь необходимо формирование у ребенка ориентировочной основы деятельности. при выполнении учебных заданий;

— программа исполнительских действий. Данный этап развития субъектности предполагает развитие у ребенка функций планирования. Этого можно достигать комментированием действий, устным планированием или раскладыванием по порядку пиктограмм, символизирующих этапы выполнения действий;

— система субъективных критериев достижения цели (критериев успешности). Данный этап очень важен. В ходе деятельности у ребенка необходимо уточнять, к какой цели он идет, как эта цель воплотится и какой будет шаг дальше. Все это способствует целеудержанию;

— контроль и оценка реальных результатов. На основе принятой цели ребенок проводит сравнение планируемого и достигнутого в ходе деятельности, благодаря чему и происходит оценка собственной деятельности;

— решения о коррекции системы саморегулирования. Специфика реализации этой функции состоит в том, что если конечным (часто видимым) моментом такой коррекции является коррекция собственно исполнительских действий, то первичной причиной этого может служить изменение, внесенное ребенком по ходу деятельности в любое другое звено регуляторного процесса, например, коррекция модели значимых условий, уточнение критериев успешности

и др.

Также следует особо сказать о роли администрации школы, которая является организатором всей работы, в частности, необходимо найти нормативно-правовое обоснование происходящих в образовательном учреждении процессов и наладить сотрудничество с научными учреждениями для сопровождения экспериментальной работы в школе и сотрудничество с различными учреждениями микрорайона.



Ожидаемый результат содержательной области образования ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе:

— компонент академической компетенции — ребенок сможет выбирать из накопленного необходимые ему ЗУНы для личного и социального развития;

— компонент жизненной компетенции — развитие (динамика) отношений в социуме с социальным окружением, расширение социальных контактов.

Таким образом, нами выявлены следующие преимущества инклюзивной школы:

— получение статуса экспериментальной площадки;

— возможность проводить курсы повышения квалификации;

— сотрудничество с различными научными и общественными организациями;

— формирование у учащихся субъектной позиции в образовательном процессе, что, в свою очередь, будет основой для дальнейшего успешного обучения в старших классах и вузах;

— дополнительное финансирование школы и софинансирование отдельных мероприятий школы;

— интерес массовой школы к процессам, проводимым в коррекционной школе.


Контрольные вопросы и задания:

Проанализируйте предложенный опыт организации инклюзивного образования с позиции следующих аспектов: положительные моменты, риски, возможности внедрения предложенной модели в вашем районе/учреждении.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проанализируйте предложенные материалы и пропишите возможности их использования при разработке Программы коррекционной работы основной образовательной программы и ее реализации с учетом особенностей вашего образовательного учреждения.

http://issuu.com/rooiperspektiva/docs/mitchell_print/1 Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования (отрывок) (Автор Дэвид Митчелл, опубликовано РООИ "Перспектива")

http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?1144 Пособие для проведения занятий со школьниками по теме "Разные возможности - равные права"

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Напишите эссе по проблемным вопросам изучаемой темы
Примерные темы эссе:

  • Организация инклюзивного образования в ОУ: возможности и проблемы.

  • Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в современном ОУ.

  • Нарушения зрения/слуха/ОДА как проблема психического развития, а не отсутствие его.

  • ''Особые дети'' и общество.


Оценивание эссе осуществляется по следующим критериям:

1. Соответствие темы критерию проблемности.

2. Наличие информации по основным понятиям курса.

3. Наличие актуальности выбранной темы.

4. Раскрытие сущности гуманистического подхода, реализуемого в современной специальной педагогике и психологии в рамках выбранной темы.

5. Использование дополнительной литературы.



Литература:


  1. Гарантии прав ребенка в России. Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 10 апреля 2001 года. А.М. Эрделевский.

  2. Голубева Л.В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт. – Л.В. Голубева. – Волгоград.: Учитель, 2011

  3. Декларация прав ребенка (20 ноября 1959 года).

  4. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции (20—22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; Редкол.: С. В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011. – 244 с.

  5. Конвенция о правах ребенка.

  6. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Письмо Министерства образования РФ от 16 января 2002 г. №03-51-5 ин/23/03

  7. Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года // http://www.un.org/russian/documen/declarat/salamanka.pdf

  8. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

  9. Шмидт В. Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании / В.Р. Шмидт. - М., 2006

Журналы

Альманах института коррекционной педагогики РАО

Воспитание и обучение детей с нарушениями развития

Дефектология



Коррекционная педагогика

Психологическая наука и образование
Каталог: distant -> ped kor
ped kor -> Предмет: специальное (коррекционное) образование Количество часов
distant -> Компетентностный подход к образованию
distant -> Игровые модели. Классификация игровых моделе
distant -> Предмет и методы психологической науки 4 1 Предмет психологии 4 2 Отрасли психологии 5
distant -> Математическое и логико-математическое развитие детей дошкольного возраста План
distant -> Дистанция лидера 9 шагов к успеху
distant -> Криволуцкая Н. В. «Теоретические основы компьютерного моделирования»
distant -> Бермус Александр Григорьевич
ped kor -> Предмет: специальное (коррекционное) образование Количество часов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница