Предмет, объект и задачи психологии



страница1/4
Дата02.03.2023
Размер82,5 Kb.
#204963
  1   2   3   4
Связанные:
Лекция Предмет, объект и задачи психологии


Предмет, объект и задачи психологии


План



  1. Психология как особая область научного знания.

  2. Место психологии в системе научного знания.

  3. Предмет и объект современной психологии.

  4. 3адачи психологии на современном этапе развития общества.

1.Психология как особая область научного знания
По мнению исследователей, сегодня психология занимает лидирующие позиции по сравнению с другими гуманитарными областями знания. Английский психолог Квинн Вирджиния, автор американского учебника по прикладной психологии, верно отметила роль психологии среди других наук. «Большинство наук прямо или косвенно связаны с познанием человеческой природы и человеческого поведения. К примеру, история в каком – то смысле может считаться летописью важнейших поступков, совершенных человечеством; социология пытается найти закономерности развития и описать поведение человеческого общества в целом; художественная литература, искусство и политические науки также могут рассказать очень много интересного о человеке, как в самых прекрасных, так и в самых отвратительных его проявлениях. Но подлинно научным исследованием и объяснением законов, по которым развивается и проявляется во вне человеческое поведение, мышление и эмоции, занимается только одна наука – психология» [3].
Любой курс лекций по основам какой-либо науки начинается обычно с определения ее предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно. Во-первых, как писал в начале 20 века известнейший отечественный психолог Лев Семенович Выготский, "предмет психологии - самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ его познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут». Во-вторых, психология как наука развивается в условиях крайнего плюрализма разных точек зрения и мнений по поводу решения самых фундаментальных вопросов, в том числе проблемы предмета психологии.
Сущность предмета психологии кроется в трактовке термина «психология». В основе названия лежат два греческих корня: «псюхе» - душа и «логос» учение. В настоящее время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». Такому названию психологическая наука обязана древнегреческому мифу о Психее. Древнегреческая царица Психея полюбила Эрота (Амура), сына Афродиты, небожителя. Став богиней, она стала олицетворять душу (дыхание), ищущую свой идеал, огненное (страстное) начало в организме. Представляют ее в виде бабочки (одна из версий мифа в мифологическом словаре Е.М.Мелетинского, 1990г.). В мифе ярко описана природа человеческой психики.
Парадокс этой науки – одновременное знание ее и незнание в связи с существованием двух путей ее познания: житейским и научным.
В чем же их специфика?
Знания житейские:
- конкретны
- интуитивны
- их передача затруднена
- источник-наблюдение
- ограничены.
Знания научные:
- обобщены (понятия)
- рациональны и осознаны
- накапливаются и передаются
- источник-эксперимент
- постоянно расширяются
З.Фрейд утверждал, что человечество получило три «пинка» от научного знания.
1. Открытие в XVII веке математиком Кеплером места земли во Вселенной. Он доказал, что Земля – рядовая планета, подвергающаяся законам небесных тел. Задолго до этого открытия Коперник считал, что центр мира – это центр земной орбиты, но оказалось, мы не одиноки во Вселенной.
2. XIX век - эволюционная теория Ч. Дарвина (теория о происхождении видов) утверждала, что обезьяна – общий предок человека, что поставило под сомнение теологическую теорию «творения» человека.
3. Конец XIX век - открытие З.Фрейдом бессознательного (З.Фрейд сделал открытие, связанное с наличием бессознательного в психике человека, благодаря чему у человека отсутствует возможность полного управления собственной психикой.
Все открытия принимались и осмысливались человечеством с большим трудом, расставаясь с общепринятыми постулатами. Рассуждения З.Фрейда подтверждают мысль древнегреческого философа Эклизиаста о том, что «во многой мудрости много печали», предполагая горечь научных плодов для человечества и конкретного индивида.
Предмет психологии менялся в ходе исторического развития, интеграции и дифференциации знаний.
Психология в своем развитии прошла 4 этапа:
1. Психология – наука о душе (более 3000 лет назад. Наличием души объясняли все непонятные явления в жизни человека).
2. Психология – наука о сознании (с XVII века под сознанием понималась способность думать, чувствовать, желать. Эта идея развивались в механистической концепции Р.Декарта, ассоцианизме, структурализме В.Вундта, который в 1879 году основал первую в мире психологическую лабораторию в г. Лейпциг, где практиковал эспериментальную интроспекцию как метод изучения сознания).
3. Психология – наука о поведении (с XX века предметом психологии становится поведение, а ведущим методом его изучения - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть (реакции, поступки, действия).
4. Со второй пол. XX века предметом психологии становятся факты, механизмы и закономерности развития психики.
Еще в середине XX века психологии приходилось отстаивать свое место в ряду наук. Психолога путали с психиатром, область применения психологии была размыта, её место в общественном сознании размыто.
Сегодня появилось множество институтов, которые готовят психологов разного профиля. Психология стала частью общественной жизни.
По прогнозам ученых, в XXI столетии в психологии быстро возрастет количество экспериментальных данных и новых теорий. Это позволит выработать общие, более точные, чем сейчас, представления о структуре психики, ее возможностях и законах организации.
Сегодня современная психология – это достаточно разветвленный комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4 – 5 лет возникает новое направление). Тем не менее, можно выделить фундаментальные отрасли психологической науки и специальные.
Обратимся к классификации, представленной Р. С. Немовым (1995).
Общая психология:
1. Психология познавательных процессов и состояний;
2. Психология личности;
3. Психология индивидуальных различий;
4. Возрастная психология;
5. Социальная психология;
6. Зоопсихология;
7. Психофизиология.
Специальные отрасли психологических исследований:
1. Педагогическая психология;
2. Психология художественного творчества;
3. Медицинская психология;
4. Юридическая психология;
5. Космическая психология;
6. Инженерная психология;
7. Экономическая психология;
8. Психология управления и др.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница