Предмет, которого нет в школе



Скачать 38.04 Kb.
Дата14.02.2016
Размер38.04 Kb.
Предмет, которого нет в школе.

Тесакова Е.М., Гусев А.В., Еремин Н.Н., Назарова В.М., Спиридонов А.В.


Богатство и процветание любой страны во многом зависит от ее природных ресурсов. Наличие собственных полезных ископаемых – основа развития экономики и производства, а отрасль народного хозяйства, занимающаяся их поиском и разработкой, это геология в широком смысле слова.

Тем поразительнее, что именно геологии, обеспечивающей основу экономики России, в современном постсоветском обществе, в его сознании, отведено весьма далекое место. Престиж геологии невероятно низок. Она никак не рекламируется средствами широкого вещания, нет ни художественных, ни документальных фильмов о геологии и геологах, снятых в России за последние 20 лет. Нет соответствующих передач и книг. О ней не часто услышишь в разговорах.

И это притом, что геология – наиболее универсальная наука о Земле, аккумулирующая в себе практически все области знания о мире. Она изучает строение и историю не только нашей, но и других планет Солнечной системы; занимается не только веществом, но и органическим миром Земли – тайной зарождения жизни и ее последующей эволюцией; пронизывает практически всю хозяйственную деятельность человека. Гуманитарный аспект геологического образования заключается в осознании личной причастности к древнейшей истории своего региона и в понимании причинно-следственной связи между многими геологическими явлениями и деятельностью человека. Это знание, положенное в основу экологического воспитания, должно приводить к появлению персональной ответственности за судьбу своей земли, своей страны.

И вот этот предмет, по существу посвященный основе существования человека и человечества, не преподается в школе. Отдельные мелкие части геологического знания разрознены по ряду дисциплин. О строении Земли и полезных ископаемых, а также некоторых геологических процессах, вкратце говорится на уроках географии, об эволюции органического мира – на биологии. Это все. Школьникам попросту неоткуда узнать о геологии, ее современном состоянии, роли в обществе и глобальной экономике, ее открытиях и достижениях и еще не разгаданных тайнах. Они не могут заинтересоваться наукой, о которой ничего не знают.

Конечно, в некоторых школах и центрах дополнительного детского образования есть очень хорошие геологические кружки, но это встречается нечасто. Есть детские геологические школы при разных университетах, но их мало. И, кроме того, чтобы заинтересоваться предметом и захотеть изучать его в ВУЗе, совершенно не обязательно несколько лет ходить в кружок. Порой достаточно одного яркого впечатления – интересной лекции, удачной музейной экскурсии, взятого в руку красивого камня – и школьник уже ориентирован в нужном направлении, т.е. на геологию.

Эти соображения побудили геологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова заняться широкой популяризаторской деятельностью. Надо сказать, что начало было положено Фестивалем науки, который в этом году прошел уже в шестой раз. Уже первый Фестиваль показал, во-первых, недостаток знаний детей (да и взрослых) по геологии, во-вторых, большой к ней интерес и желание эту лакуну заполнить. В дальнейшем популярные мероприятия сотрудников факультета в рамках фестиваля помогли придумать и отточить основные формы работы с неподготовленной детской аудиторией. В итоге на факультете был создан постоянно действующий Инновационный Центр «Популярная геология», в который вошли высококвалифицированные научные и профессорско-преподавательские кадры Геологического факультета, а также наиболее талантливые и увлеченные студенты и аспиранты.

Целевая аудитория нашего проекта – школьники, учителя и студенты Москвы и Подмосковья. Рабочими площадками стали различные школы, лицеи, музеи г. Москвы и непосредственно Геологический факультет МГУ. Популяризаторская деятельность ведется по четырем основным направлениям.

1. Работа в школах, проводящаяся силами высококвалифицированных профессорско-преподавательских и научных кадров и практикуемая в трех форматах.

Во-первых, она включает в себя организацию и руководство научно-исследовательской работой школьников по профилю геологических дисциплин.

Во-вторых, организацию и проведение популярного лектория по основным направлениям современной геологической науки. Лекторий может быть как регулярным – курс лекций, рассчитанный на год, или на семестр (ежемесячный), так и представлен разовыми лекциями по выбору школ.

В-третьих, это помощь школьным музеям в определении их геологических коллекций.

2. Работа со школьниками в естественноисторических музеях Москвы, осуществляемая студентами и аспирантами, под руководством преподавателей.

Она включает в себя организацию и проведение как собственно геологических праздников, так и участие в рамках других детских образовательных акций в различных музеях. Для таких мероприятий разработаны специальные интерактивные выставки, мастер-классы, викторины, ролевые игры, а также разнообразные популярные лекции, отвечающие тематике конкретного музея.

Кроме того, для подшефных школ организуются и проводятся тематические экскурсии в разные профильные музеи Москвы.

3. Работа с учителями школ и студентами педагогических вузов. Она включает в себя повышение их квалификации по современным разделам физики, химии, географии и биологии; обучение методам преподавания геологических разделов знаний в разных дисциплинах (география, биология, химия, астрономия).

4. Работа со студентами геологического факультета МГУ. Она включает в себя обучение студентов методике подготовки и проведения мероприятий по популяризации геологических наук.


Надо отметить, что усилиями проекта удалось привести ученых факультета непосредственно в школы, тем самым аудитория слушателей лекториев оказалась значительно расширена. С другой стороны, никогда ранее не практиковалась работа факультета с детьми в музеях. Таким образом, на Геологическом факультете МГУ дан старт новаторской программе по профориентации среди школьников.
Каталог: media -> publications -> articles
articles -> Манипуляция и ее функции
articles -> О социокультурных основаниях типов рациональности
articles -> Постнеклассическая методология в клинической психологии: научная школа л. С. Выготского а. Р. Лурии
articles -> Программа конференц-зал Палеонтологического института ран 25 января 2010 г
articles -> Г. А. Глотова, Е. С. Набойченко Формирующее пространство личности с атипичными особенностями внешности
articles -> Г. А. Глотова, И. В. Неуймина, О. С. Андрущенко
articles -> Г. А. Глотова, Е. С. Набойченко
articles -> Г. А. Глотова, О. С. Чаликова
articles -> Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания 2006 Е. В. Битюцкая


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница