Предмет административного права (области административно-правового регулирования)



Скачать 35,98 Kb.
Дата03.04.2019
Размер35,98 Kb.

СОДЕРЖАНИЕ




  1. Предмет административного права (области административно-правового регулирования)…………………………………………………………………………………...3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………….14




  1. Предмет административного права (области административно-правового регулирования)

«Предметом административного права являются разнообразные по содержанию общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти, иными государственными органами и должностными лицами.» [1] Управленческая деятельность, которая регламентируется административно-правовыми нормами, является основным средством практической реализации исполнительной власти.

Административное право представляет собой систему правовых норм, которые [3]:

- регулируют отношения в сфере организации и функционирования публичного управления (государственного управления, местного самоуправления), в области действия органов исполнительной власти (организация и система управления, формы и методы осуществления управленческих действий, система и структура органов исполнительной власти, исполнение административных регламентов);

- определяют порядок совершения управленческих действий и соответствующих управленческих процедур (например, принятие административных актов, заключение административных договоров);

- создают гарантии судебной правовой защиты физических или юридических лиц от незаконных решений (нормативных правовых актов) и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих посредством административного судопроизводства, осуществляемого судами обшей юрисдикции, арбитражными и военными судами;

- устанавливают многочисленные административно-правовые режимы, обеспечивающие общественный порядок и общественную безопасность;

- определяют виды административного принуждения за «отрицательные» результаты управления (противоправное управление), неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, а также устанавливают ответственность за совершение правонарушений в различных областях управления (ответственность органов управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; административная ответственность физических и юридических лиц);

- обеспечивают права, свободы и законные интересы как граждан, так и юридических лиц.

Административное право нельзя представить вне пределов действия административного законодательства.

Термины «административное законодательство» и «административно-процессуальное законодательство» встречаются в тексте Конституции РФ (п. «к» ч. 1 ст. 72). Административное право как система административно-правовых норм основывается на административном законодательстве, регламентирующем отношения в области публичного управления различных органов государства и местного самоуправления, а также в сфере совершения административных действий (принятия решений) по отношению к гражданам, общественным объел и нениям, организациям. За совершенные правонарушения в сфере управления и за нарушения установленного порядка управления законодательством устанавливается административная ответственность или применяются иные меры административного принуждения. [8]

Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. В зависимости от того, каковы особенности их участников (как правило, обязательным участником управленческих отношений является тот или иной субъект исполнительной власти), можно выделить следующие «виды управленческих отношений между:



  • субъектами исполнительной власти, один из которых подчинен другому, и при этом они находятся на различных организационно-правовых уровнях;

  • субъектами исполнительной власти, которые не подчинены друг другу и находятся на одном и том же организационно- правовом уровне;

  • органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;

  • субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными предприятиями, концернами, объединениями, учреждениями;

  • органами исполнительной власти, осуществляющими функции надведомственного характера (стандартизация, статистика, метрология, сертификация, государственная отчетность, контроль и надзор), и государственными предприятиями;

  • субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

  • субъектами исполнительной власти и коммерческими и некоммерческими организациями;

  • исполнительными органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями и учреждениями;

  • исполнительными органами местного самоуправления и коммерческими и некоммерческими организациями;

  • исполнительными органами местного самоуправления и общественными объединениями;

  • органами исполнительной власти и гражданами;

  • исполнительными органами местного самоуправления и гражданами.» [1]

Таким образом, административно-правовые отношения возникают на почве управления, организации управления, управленческой деятельности органов управления, процесса управления, административного процесса, защиты прав и свобод граждан от неправомерных действий и решений органов управления (их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих).

Принципиальным моментом является положение, в соответствии с которым административное право - это совокупность правовых норм, которыми регулируется публичное управление в государстве, в муниципальных образованиях и других публичных институтах. Иными словами, административное право регулирует отношения не только в сфере государственного управления, но и в сфере управления, осуществляемого на негосударственном уровне, - местного самоуправления, а также управления в других публичных организациях и учреждениях. [5]

Между отраслями российского права есть серьезные различия. «Важнейшие из них:

1) предмет регулирования;

2) метод регулирования;

3) принципы отраслевого регулирования;

4) цели отрасли права;

5) субъекты отрасли права и отраслевых правоотношений;

6) источники отрасли права;

7) система отрасли права.» [6]

Отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по тем общественным отношениям, которые они регулируют. Особенности этих общественных отношений и определяют предмет регулирования. А от предмета регулирования зависят иные признаки отрасли: метод регулирования, система отрасли и т. д. Не случайно большинство отраслей права название получило по регулируемой совокупности общественных отношений, например трудовое, земельное, семейное, уголовно-процессуальное.

В порядке первого приближения к содержанию предмета административного права можно предложить следующее определение.

 «Предмет административного права - это совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности государственной администрации и административного судопроизводства.» [8]

«Субъекты публичной администрации осуществляют разнообразную деятельность: властную, договорную, организационно-массовую, материально-техническую (размножение материалов, подготовку проектов документов и др.).» [2] Административным правом регламентируется основная - властная - деятельность государственной администрации и тесно связанная с ней деятельность по заключению и исполнению административных договоров (соглашений о разграничении полномочий, контрактов о военной службе и др.).

В предмете административного права России четко выделяются «три группы общественных отношений, возникающие при осуществлении:

1) регулятивной, созидательной деятельности государственной администрации;

2) охранительной деятельности государственной администрации;

3) административного судопроизводства.» [10]

Такой общий и частично условный подход к определению предмета административного права нуждается в ряде уточнений.

Во-первых, следует уточнить, кто осуществляет государственную исполнительную (административную) власть.

Прежде всего, это исполнительные органы государственной власти и ряд подчиненных им учреждений (центры временной изоляции несовершеннолетних и др.), строевых подразделений (полки дорожно-патрульной службы, ОМОН и др.). А кроме того, к государственной администрации относятся Администрация и Управление делами Президента РФ, Банк России, его главные управления и расчетно-кассовые центры.

Во-вторых, деятельность администрации двойственна. Главное в ней - созидательное начало, организация нормальной жизни и развития общества, его систем образования, здравоохранения, связи, транспорта и др. Но важна и охранительная деятельность: защита прав личности, собственности, нормальных условий существования государства, общества, граждан. Соответственно предметом административного права являются обе стороны функционирования государственной администрации - созидательная («активная администрация») и охранительная («пассивная администрация»).

Кто бы ни применял меры административного принуждения - исполнительные органы государственной власти, Банк России, судьи, муниципальные органы, общественные организации (народные дружины, общественные рыбинспекции, организации казаков и др.), - все они обязаны действовать в соответствии с нормами административного права. Административное право обладает монополией на регулирование общественных отношений, возникающих при реализации административного принуждения.

К предмету административного права относятся и отношения, связанные с рассмотрением жалоб граждан во внесудебном порядке (административных жалоб). Государственные и муниципальные органы, предприятия и учреждения, суды, органы прокуратуры и иные субъекты, работающие с административными жалобами, вступают в административно-правовые отношения с их заявителями и между собой.

В-третьих, вся деятельность государственной администрации направлена на исполнение законов, международных договоров и актов правосудия.

В-четвертых, государственная администрация и суды вступают в отношения с гражданами, разнообразными организациями. И если быть точным, то административное право регулирует не деятельность, а отношения, возникающие при этом. Оно закрепляет обязанности и права обеих сторон отношений: и властных, и невластных субъектов. Примером тому могут быть многочисленные правила - дорожного движения, лицензирования, санитарии, таможенного оформления товаров и др.

В-пятых, государственная административная, организующая деятельность существует во всех сферах общественной жизни, она велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях она настолько специфична, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Например, связанные с финансами отношения – финансовое право; загсы действуют на основе норм семейного права; следственные аппараты МВД, ФСБ России при расследовании уголовных дел опираются на нормы уголовного и уголовно-процессуального права; система органов исполнения наказаний действует на основе норм уголовно-исполнительного права и т. д. Поэтому в определение предмета административного права необходимо внести такое существенное уточнение: оно регулирует отношения, возникающие в процессе функционирования государственной администрации, за исключением тех, которые закреплены за другими отраслями российского права.

В-шестых, отношения, возникающие при осуществлении деятельности государственной администрации, можно разделить на два вида:

1) внутриаппаратные: соответствующие юридические нормы закрепляют систему исполнительных органов публичной власти, организацию службы в них, формы и методы внутриаппаратной работы;

2) взаимоотношения субъектов административной власти с организациями любых организационно-правовых форм и гражданами (внеаппаратные отношения). [9]

Как известно, сфера административно-правового регулирования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный сегмент общественных отношений на правовом поле жизнедеятельности гражданского общества. Этот сегмент может изменяться государством в ту или иную сторону - сужаться или, наоборот, расширяться, естественно, за счет других сегментов общего правового поля, но при этом предмет соответствующей отрасли права не меняется. Так, в условиях перехода России к рыночной экономике и конституирования частной собственности значительно расширилась сфера гражданско-правового регулирования общественных отношений в экономике при столь же объемном сужении сферы административно-правового регулирования в этой области, но при этом предметы гражданского права (гражданско-правовое регулирование) и административного права (административно-правовое регулирование) остались прежними. Или, например, в это же время произошло резкое расширение сферы административно-правового регулирования оснований и условий применения административной ответственности при столь же масштабном сужении сферы уголовно-правового регулирования, но при этом также не изменились предметы ни административного, ни уголовного права (соответственно административно-правового и уголовно-правового регулирования). Административно-правовые отношения как очень большая часть (сегмент) общего правового поля являются объектом и весьма объемной, сложной и неоднородной областью административно-правового регулирования общественных отношений.[6]

Поэтому к определению и описанию предмета административного права, т. е. регулируемых его нормами областей общественных отношений, следует подойти с позиций: во-первых, перечисления и описания всех основных групп регулируемых административно-правовыми нормами управленческих общественных отношений (объектно-видовой подход); во-вторых, вычленения и описания основных родовых областей общественных организационных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования (предметно-родовой подход). [2]

Объектно-видовой подход к определению, исследованию и описанию предмета административного права выражается в перечислении и более или менее подробном описании всех административно-правовых институтов, некоторые из них рассматриваются в качестве подотраслей административного права. Так, К.С. Бельский в круг общественных отношений, составляющих предмет современного российского административного права, включает государственно-управленческие, административно-юрисдикционные (полицейские) отношения и отношения в обла-сти административной юстиции, тогда как Д.Н. Бахрах небезосновательно полагает, что выделение в предмете трех составляющих - управления, полиции и административной юстиции - очень спорно, потому что правоохранительная полицейская деятельность - это тоже управление, организация, администрирование. [4] Представляется, что главное для объектно-видового подхода к определению и рассмотрению предмета административного права состоит в недостаточной степени конкретности в формулировании предмета административного права и выявлении его специфики вследствие того, что вопрос о предмете административного права во многом невольно подменяется вопросом о структуре и системе административного права как отрасли права, вопросом об объектах административно-правового регулирования (сферы, отрасли, области государственного управления). Кроме того, не следует забывать, что по своему предмету административно-правовое регулирование выходит за пределы государственного управления в собственном организационном смысле как основного вида реализации государственной исполнительной власти и проникает в другие сферы государственной деятельности, обслуживая и обеспечивая эффективное их осуществление.

Предметно-родовой характеристикой административно-правового регулирования (предметно-родовой подход к определению предмета административного права) высвечивается вполне определенный род общественных отношений - организационные отношения, имеющие несколько предметных разновидностей как в сфере собственно государственного управления - исполнительно-распорядительной деятельности, так и за его пределами, в других видах государственной деятельности. [4]

Контроль, проверка законности решений и действий (бездействия) администрации - это прерогатива судебного контроля как особой специфической части административно-юстиционной деятельности, государства в области общественных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования. Там же, где имеет место спор о праве (имущественном, личном неимущественном, трудовом и т. д.), хотя бы и вытекающем из административно-правовых отношений, суд рассматривает заявление (жалобу) субъекта по правилам искового гражданского судопроизводства, руководствуясь нормами гражданско-процессуального законодательства. [8] Отношения, связанные с рассмотрением судами и судьями определенной законом категории дел, традиционно относились к предмету административного права, поскольку суды и судьи в этих случаях «реализуют административную власть, издают административные акты, а не акты правосудия», однако ранее они не выделялись в отдельную группу и не рассматривались в качестве особой родовой специфической области административно-правового регулирования. Наоборот, большинство административистов считали административно-охранительную деятельность судов и судей, т. е. административную юстицию, составной частью, специфическим институтом административной юрисдикции.

Такой подход к определению места административной юстиции в системе различных видов государственной деятельности был объясним и в какой-то мере приемлем до принятия ныне действующей Конституции РФ. Тогда административной юстиции как таковой не существовало, и сфера судебного контроля за законностью была чрезвычайно узка, ограничивалась лишь рассмотрением некоторых категорий жалоб граждан на решения и действия (бездействие) исполнительной власти, а полномочия судов и судей по применению некоторых административных взысканий были альтернативными и вторичными по отношению к административно-юрисдикционным полномочиям органов и должностных лиц исполнительной власти. [2]

В нынешних условиях расширения сферы и динамичного развития административной юстиции представляется необходимым обособить административно-юрисдикционную деятельность государственных исполнительных органов власти от административно-юрисдикционной деятельности судов и судей и четко дифференцировать их как качественно различные родовые виды государственной деятельности, являющиеся самостоятельными специфическими областями административно-правового регулирования, прежде всего, из-за их родовой принадлежности к различным ветвям государственной власти. [5]

Административно-юрисдикционная деятельность, связанная с применением органами государственного управления и их должностными лицами мер административного принуждения к физическим и юридическим лицам, является организационной внешнеуправленческой деятельностью и функцией исполнительной власти, тогда как административно-юстиционная деятельность в точном соответствии со ст. 118 Конституции РФ представляет собой осуществление судебной власти посредством административного судопроизводства, т. е. обладает функциями и прерогативами судебной власти. [8]



Данная деятельность государства, осуществляемая посредством применения судами и судьями различных мер административно-принудительного характера, обеспечивает охрану, восстановление и защиту правопорядка во всех трех организационных областях, являющихся предметом административно-правового регулирования. В организационных внешнеуправленческих отношениях в сфере реализации исполнительной власти суды отменяют незаконные индивидуальные административные акты управления; приостанавливают или прекращают деятельность общественных объединений, когда она грубо расходится с закрепленными в их уставах целями; рассматривают жалобы граждан на решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц исполнительной власти, нарушающих их права, свободы и законные интересы; применяют административный арест, административную конфискацию и другие административные наказания к физическим и юридическим лицам, виновным в совершении административных правонарушений, по представленным им органами исполнительной власти материалам и документам. Во внутриорганизационных отношениях государственным служащим любых государственных органов всех ветвей власти также предоставлено право судебного обжалования практически всех решений и действий администраций, связанных с государственной службой соответствующих служащих в этих органах. [7] В некоторых случаях предусмотрена защита возникающих в области общегосударственной контрольной деятельности отношений с помощью применения судом к виновным лицам административных наказаний. Так, за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, воспрепятствование его деятельности судом может быть наложен штраф. Штраф может быть также наложен судом и за неявку без уважительных причин должностного лица по вызову прокурора, за умышленное невыполнение его законных требований. Таким образом, предметом административно-правового регулирования в настоящее время служит не вся административно-юстиционная деятельность государства, а лишь организационно-охранительная деятельность судов, связанная с охраной, восстановлением или защитой правопорядка во всех рассмотренных областях организационных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования. Здесь речь идет о проверке законности решений и действий администрации, и суд рассматривает жалобу субъекта по правилам административного судопроизводства, руководствуясь административно-правовыми нормами, содержащимися в КоАП РФ и других источниках административного права. Требование соблюдения законности - «это обязанность всех субъектов административно-правовых отношений, важнейший принцип организации и деятельности всех звеньев и структур государственного аппарата» [11] и спора о законности быть не может, точнее, не должно быть. А вот контроль, проверка законности решений и действий (бездействия) администрации, как указывалось выше, это прерогатива судебного контроля как особой специфической части административно-юстиционной деятельности государства в области общественных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования. В том случае, если имеет место спор о праве (имущественном, личном неимущественном, трудовом и т. д.), хотя бы и вытекающем из административно- правовых отношений, суд рассматривает заявление (жалобу) субъекта по правилам искового гражданского судопроизводства, руководствуясь нормами гражданско-процессуального права. В науке высказываются достаточно обоснованные суждения о целесообразности расширения сферы административно-правового регулирования в области административно-юстиционной деятельности нашего государства, о формировании административно-судебного искового права (административно-юстиционного права), но это все пока лишь заслуживающие внимания пожелания ученых на будущее, а не область сущего. [12]

В наше время государственная административная деятельность и возникающие при этом отношения имеют большое значение для реализации конституционных прав и обязанностей граждан, защиты их прав и защиты прав частных организаций. Главная составляющая предмета административного права, его ядро, - «система отношений государственной администрации с гражданами и их организациями. Основная задача административного права - правовое обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан.» [10]

Новая и важная часть предмета административного права - общественные отношения, возникающие при осуществлении административного судопроизводства. Статья 118 Конституции РФ закрепляет существование в стране конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Административное судопроизводство - это рассмотрение судами административных дел в порядке, регламентируемом процессуальными нормами административного права. [8]

Исходя из сказанного, можно дать более полное определение предмета административного права. Это система общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности государственной администрации по исполнению законов, актов правосудия, публичных договоров (если они не стали предметом регулирования других отраслей права), а также при осуществлении административного судопроизводства.

Суммируя сказанное, представим предмет административного права следующим перечнем отношений:

- управленческие отношения, возникающие в рамках организации публичного управления (организационное административное право);

- управленческие отношения, в рамках которых реализуются функции и полномочия органов исполнительной власти; отношения, возникающие между различными звеньями системы исполнительной власти и органов публичного управления;

- управленческие отношения, связанные с деятельностью исполнительных органов местного самоуправления и возникающие при осуществлении управленческого процесса (процесса управления), т. е. при издании правовых актов управления, заключении административных договоров, использовании других форм управленческих действий;

- управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе функционирования субъектов представительной, судебной властей и прокуратуры;

- отношения, связанные с рассмотрением дел о защите прав и свобод граждан от действий и решений публичного управления (и их должностных лиц), нарушающих права и свободы граждан; судьи единолично рассматривают также дела об административных правонарушениях и жалобы на постановления иных административных (юрисдикционных) органов о применении к физическим или юридическим лицам административных наказаний;

- управленческие отношения, возникающие при реализации общественными организациями и иными негосударственными организациями делегированных им государством специальных государственно-властных полномочий по вопросам управленческой деятельности.

Общим признаком названных групп отношений является то, что в совокупности они составляют общественные отношения в сфере управления (исполнительной власти). Эти отношения регулируются правовыми нормами, которые содержатся не только в федеральных законах, но и в законодательных актах субъектов РФ и многочисленных подзаконных актах (приказах, положениях, инструкциях).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ




  1. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2013. - 697 с.

  2. Административное право Российской Федерации. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://uchebnik.biz/book/1085-administrativnoe-pravo-rossijskoj-federacii/5-glava-2-predmet-i-metod-administrativnogo-prava.html

  3. Алехин, А. П. Административное право России. Часть 1 / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. - М.: Зерцало-М, 2017. - 500 c.

  4. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник для вузов/Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 2е изд., изм. и доп. - М., Норма, 2015. - 800 с.

  5. Громов Р. М. Понятие административного права // Молодой ученый. - 2016. - №17. - С. 193-195. - URL https://moluch.ru/archive/121/33447/

  6. Государство и право. Молодой учёный №18 (121) сентябрь-1.- 2016 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://moluch.ru/archive/121/33447/

  7. Гумеров Т.А. Административное право: краткий курс лекций / Тимур Альбертович Гумеров. - Казань: Магариф-Вакыт, 2014. - 80 с.

  8. Конституция РФ 2017 с комментариями. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://constitutionrf.ru/

  9. Коршунов С.А. Административное право: Учебно-методический комплекс / С.А. Коршунов. - Казань: РИЦ «Школа», 2015.

  10. Лекции по административному праву. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://lektsii.org/3-94454.html

  11. Правоведение. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/predmet-ap.html

  12. Хаманева Н.Ю. Административное законодательство. Сборник нормативно-правовых актов. Юрист. 2016. - 348 с.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница