Предложения и замечания Общероссийского профсоюза образования к проектам Комплексной программы повышения профессионального уровня работников общеобразовательных учреждений



Скачать 250,47 Kb.
Дата14.02.2016
Размер250,47 Kb.
Предложения и замечания Общероссийского профсоюза образования
к проектам Комплексной программы повышения профессионального уровня работников общеобразовательных учреждений (далее – проект Программы) и Плана мероприятий по реализации Комплексной программы повышения профессионального уровня работников общеобразовательных учреждений (далее – проект Плана)

Общероссийский Профсоюз образования, разделяя в полной мере важность и актуальность задачи, поставленной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным по разработке и утверждению комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, считает необходимым высказать следующие замечания и предложения по указанным документам.



I. Общие замечания.

1. В проектах Программы и Плана комплексно не решаются задачи повышения профессионального уровня педагогических работников (как и обновления кадров). Заявленные направления повышения профессионального уровня педагогических работников: внедрение профстандарта «Педагог», эффективного контракта, сертификация квалификации выпускников педагогических вузов, изменение процедуры аттестации – по сути представляют собой механизмы регулирования качества образования, а не реальные механизмы стимулирования к повышению профессионального уровня педагогов и обновлению педагогического корпуса.

Направление Программы, касающееся модернизации педагогического образования, ограничивается мерами, направленными на приведение основных параметров программ педагогической подготовки, реализуемых на разных уровнях профессионального образования, только в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога и не разрешает существующие противоречия, связанные с подготовкой, повышением квалификации и профессиональным развитием педагогических работников.

Содержание мер в направлении «Повышение престижа профессии»


в проектах Программы и Плана представляется недостаточно эффективным для целей повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, в большинстве своем затрагивает только интересы молодых педагогов, не содержит перечень реальных стимулов, направленных на мотивацию педагогических работников непрерывно повышать свой профессиональный уровень.

2. В проекте Программы не просматривается стратегия государственной кадровой политики, направленной на решение заявленных задач. Не конкретизируется задача повышения профессионального уровня конкретных категорий педагогических работников (молодые, лучшие учителя, «стажисты», имеющие только высшее или среднее профессиональное образование, или педагогические работники других специальностей и пр.), не определено, в каком количестве, за какой период и за счет каких финансовых ресурсов.

3. В проекте Программы отсутствует описание социально-экономической составляющей механизмов ее реализации и объемы финансирования с учетом конкретных показателей прогноза потребности в педагогических кадрах, контрольные цифра приема (КЦП) по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», а также с учетом необходимости обеспечения повышения квалификации педагогических работников за счет работодателя не реже одного раза в три года в соответствии с требованиями Федерального закона 273-ФЗ.

4. В преамбуле проекта Комплексной программы заявлено, что первое условие эффективного контракта – достойная оплата труда педагога – выполнено. Полагаем, что подобный вывод является преждевременным, поскольку пока не решен целый ряд острых проблем в этой сфере, в частности проблема сегрегации учителей по уровню оплаты труда по территориальному принципу.

В ходе реализации задачи кардинального повышения заработной платы педагогических работников с ориентиром на среднюю заработную плату в соответствующем регионе дифференциация уровней оплаты их труда составляет по регионам России 4 и более раз и формируется
в зависимости не от результатов, условий труда и квалификации, а от наполнения бюджетов регионов.

Усугубляет ситуацию затягивание решения вопроса о разработке и утверждении Правительством РФ базовых ставок и окладов по профессиональным квалификационным группам должностей руководителей, специалистов и служащих.

Целевые показатели повышения зарплаты педагогических работников разных категорий, установленные Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы в соответствии с Указами Президента России выполняются далеко не во всех регионах страны.

5. Документ во многом не корреспондируется с принятыми Правительством России программами:

– Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг. в части постановки задач (типовой трудовой договор, типовые нормы труда) и сроков их реализации;

– Государственной программой «Развитие образования до 2020 года» в части степени проработки мер социальной поддержки учителей, повышения их социального статуса.

Для обеспечения преемственности целей и задач данной Программы с другими, ранее принятыми программами, целесообразно уточнить важнейшие цели и положения, имеющиеся в других программах, которые учитываются и получают дальнейшее развитие в данной Программе.

6. На наш взгляд, повышение профессионального уровня педагогических работников, обеспечивающего развитие профессиональной компетентности, следует рассматривать по меньшей мере в трех направлениях:

– развитие деятельностных способностей педагогических работников, направленное на формирование у них навыков и умений для решения стандартных и нестандартных профессиональных задач, создания и внедрения в трудовом процессе новых компетенций обучающихся;

– развитие профессиональной культуры, связанное с формированием профессиональных культурных ценностей, профессиональных норм, принципов социально ответственного поведения, стиля общения, ценностных приоритетов работников;

– развитие трудовой профессиональной мотивации, направленное на формирование уровня мотивации работника и обучающегося, позволяющего судить об отношении работника к усвоению новых знаний, готовности к эффективному труду, обучению, профессионально-коллективному и профессионально-личностному развитию.

7. Предлагаем сформировать структуру Программы, состоящую из


3-х разделов. По нашему мнению, необходимо включить в проект Программы раздел «Общие положения», в котором целесообразно конкретизировать цели и задачи программы, определить сроки реализации программных мероприятий, определить участников, их полномочия
в реализации программы.

В общем разделе Программы важно уточнить, что программа разработана в целях максимально эффективного и быстрого достижения повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций и нацелена на овладение ими современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками, в том числе в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и реализации для них адаптированных образовательных программ.

В проекте Программы предлагается выделить приоритетные цели, включив в перечень улучшение условий труда педагогических работников.

Следует также в общем разделе проекта Программы отметить, что она разработана в рамках комплекса мероприятий по реализации Государственной программы «Развитие образования до 2020 года», Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации


от 30 декабря 2012 г.), с учетом проведения необходимой корректировки этих документов.

Второй раздел Программы предлагается назвать «Основные направления повышения профессионального уровня педагогических работников»,


в котором отразить три направления повышения профессионального уровня педагогических работников, предложенные в п. 6 настоящих предложений и замечаний.

Третий раздел Программы назвать «Реализация задач по обеспечению повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций».

8. Необходимо разработать соответствующий глоссарий употребляемых в проекте Программы терминов и понятий, отсутствующих в правовом поле (в том числе понятие «молодой педагог»).

II. По предлагаемому разделу Программы «Направление «Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».


  1. Содержание данного раздела основывается только на одном, уже утвержденном Минтрудом России, профессиональном стандарте – «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», без учета других разработанных профессиональных стандартов в области педагогической деятельности.

  2. Предлагаемые в этом разделе проектов Программы и Плана меры, связанные с введением сертификации квалификации, новой структурой подготовки специалистов, с нашей точки зрения, потребуют внесения изменений в действующее законодательство, в частности,
    в Федеральный закон «О техническом регулировании» от 03.12.2012 г.
    № 236-ФЗ, действие которого не распространяется на федеральные государственные образовательные стандарты и профессиональные стандарты.

Кроме того, в настоящее время Минтруд России разработал проект федерального закона «О независимой оценке квалификации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанный законопроект предусматривает проведение независимой оценки квалификации работников (сертификация квалификации), а также иных лиц (граждан), не состоящих в трудовых отношениях. Проект федерального закона предполагает проведение независимой оценки квалификации представителями работодателей. При этом разработчики законопроекта не распространяют действие закона на бюджетную сферу. Кроме того, рассмотрение данного законопроекта в РТК отложено на неопределенный срок.

Таким образом, действующим законодательством пока не предусмотрены правовые условия для внедрения «модели системы сертификации педагогов» ни в добровольном, ни в обязательном порядке.

С нашей точки зрения, оптимальным выходом из сложившейся ситуации считаем широкое внедрение правового механизма, закрепленного в части 16 статьи 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающего, что к проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам привлекаются представители работодателей и их объединений.

Это позволит учесть позицию работодателей в сфере образования и даст возможность им включиться в независимую оценку квалификации выпускников организаций профессионального и высшего образования.

Кроме того, частью 8 статьи 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, дают их обладателям право заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации. Таким образом, действующее законодательство предусматривает для выпускников организаций высшего образования выдачу документы об образовании и о квалификации, тем самым выдача дополнительных документов, подтверждающих квалификацию, не требуется. Работодатель обязан принимать на работу выпускников организаций высшего образования в соответствии с выданным документом.

3. В данном разделе Программы заявлены цели: 1) установления дифференциации уровней освоения трудовых функций и трудовых действий, то есть установления уровней профессионального стандарта


в ходе апробации профстандарта педагога; 2) разработки содержания, нормативной правовой основы и методических рекомендаций по оценке и самооценке педагогами своей квалификации в соответствии с выделенными уровнями профстандарта педагога при сертификации квалификации;
3) изменения нормативной правовой базы процедур аттестации и разработки методических рекомендаций по организации аттестации на основе измененного профстандарта.

Становится очевидным, что с учетом реализации заявленных целей изменения профстандарта и его применения разработать методические рекомендации по внедрению и применению профессионального стандарта педагога к первому января 2015 года не удастся.

Скорее всего, система образования будет готова к применению профессионального стандарта педагога с целью подготовки и переподготовки педагогических кадров, а также регулирования социально-трудовых отношений, включая проведение аттестации педагогических работников, не ранее 2018 года. Этот вывод предлагается сделать в Программе и Плане мероприятий по ее реализации.

4. Считаем преждевременным включение в данный раздел проекта Программы позиции «разработать и апробировать новые модели процедуры аттестации педагога на основе требований профессионального стандарта, разработать предложения по изменению нормативно-правовой базы процедуры аттестации и методические рекомендации по организации аттестации на основе профессионального стандарта», поскольку Программа не предлагает внесение изменений в федеральные государственные образовательные стандарты и реализацию основных профессиональных образовательных программ и дополнительных образовательных программ, обеспечивающих подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических работников в соответствии


с требованиями профессионального стандарта педагога.

5. Необходимо дополнительно обосновать целесообразность включения в данный раздел проекта Программы позиции «разработать предложения по изменению перечня должностей педагогических работников, их группировке в профессионально-квалификационные группы с учетом состава трудовых функций и профессиональных действий стандарта», а также сформулировать соответствующую позицию в проекте Плана мероприятий.

При этом важно учесть, что внесение изменений в перечень должностей педагогических работников, представленный в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678, повлечет за собой изменения системы льгот и гарантий в отношении педагогических работников по вновь вводимым должностям, связанные с продолжительностью ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, назначением досрочной трудовой пенсии по старости, что может привести к возникновению дополнительной социальной напряженности в педагогическом сообществе, связанной с резким снижением уровня социальных гарантий педагогов.

Основание. В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ, если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным
в квалификационных справочниках, или соответствовать положениям профессиональных стандартов.

В соответствии с частью 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники пользуются трудовыми правами и социальными гарантиями, предоставление которых напрямую связано с наименованием их должностей либо с наименованием образовательных учреждений, в которых они работают, поскольку вопросы досрочного назначения пенсии по старости, предоставления и продолжительности удлиненного оплачиваемого основного отпуска определяются Правительством РФ.

Как показывает практика, наименования должностей педагогических работников, внесенные в ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования» в 2010-2011 г.г., таких как «педагог-библиотекарь», «тьютор», не были включены ни в постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости ….», ни в постановление Правительства РФ от 01.10.2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам», несмотря на неоднократные предложения Общероссийского профсоюза образования по внесению соответствующих изменений в эти нормативные правовые акты.

6. Считаем необходимым сформировать предложения Минобрнауки России по актуализации Общероссийского классификатора занятий и Общероссийского классификатора специальностей по образованию.

7. Позиция проекта Плана мероприятий по реализации Программы «разработать и апробировать модели перехода на эффективный контракт, включая расчет норм рабочего времени и механизмы базовой и стимулирующей части оплаты труда во взаимосвязи с реализацией трудовых действий профессионального стандарта» по своему содержанию не является предметом данного раздела.

8. Полагали бы целесообразным содержание данного раздела проекта Программы представить в разделе под общим названием: «Реализация задач по обеспечению повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций».



III. По предлагаемому разделу проекта «Направление «Педагогическое образование».

Считаем, что содержание данного раздела проекта Программы не может быть обосновано только «отсутствием многоканальной системы получения педагогического образования, направленной на привлечение


в профессию мотивированных к педагогической деятельности лиц, в том числе осуществляющих такой профессиональный выбор не только после школы, но и в процессе получения непедагогического образования или уже после получения такого образования»
.

На наш взгляд, нельзя согласиться с утверждением, что решение такой проблемы может быть обеспечено только мерами, направленными на «приведение в соответствие основных параметров программ педагогической подготовки, реализуемых на разных уровнях профессионального образования, в соответствии с профессиональным стандартом педагога».

В проекте Программы сформулировано наличие проблемы, связанной с «безадресным и неперсонифицированным характером значительной части программ повышения квалификации педагогов и не направленных собственно на повышение профессионального уровня, устранение конкретных дефицитов компетентности и проблем
в профессиональной деятельности конкретного педагога в соответствии
с задачами, поставленными педагогическим работником совместно
с работодателем».

Вместе с тем, в проекте Программы не нашла отражения имеющаяся положительная практика повышения квалификации и профессиональной подготовки руководителей общеобразовательных учреждений и учителей региональных комплексов при реализации в рамках проекта мер по модернизации региональных систем общего образования. Так, в 40 субъектах РФ уже в 2012 году реализовывались инновационные модели организации повышения квалификации с использованием дистанционного обучения и стажировочных площадок, персонифицированные, модульно-накопительные системы повышения квалификации. В Самарской области успешно реализуется модель повышения квалификации на основе именного образовательного чека, в Республике Хакасия эта модель введена в 2011 году, в Республике Бурятия и Ханты-Мансийском АО также планировалось её введение.

По нашему мнению, реальным препятствием для преодоления архаичных форм повышения квалификации, развития персонифицированных моделей повышения квалификации, реализации возможности выбора педагогическими работниками образовательных программ и места (учреждения) для повышения квалификации является установление в большинстве субъектов РФ государственного задания на оказание образовательных услуг по повышению квалификации учителей
по-прежнему только одному единственному учреждению дополнительного профессионального образования (ИПК или ИРО), а также отсутствие средств на повышение квалификации в нормативах финансирования общеобразовательных учреждений. Лишь в 12 субъектах РФ предусмотрены средства на повышение квалификации в нормативах финансирования общеобразовательных учреждений, а в 5 субъектах РФ – средства на повышение квалификации включены в субвенции, направляемые из региональных бюджетов в муниципальные, которые затем распределяются муниципалитетами между общеобразовательными учреждениями.

Считаем целесообразным в данный проект Программы включить позицию, предусматривающую совершенствование порядка формирования субъектами РФ государственного задания на оказание образовательных услуг в части повышения квалификации учителей и порядка его финансирования.

3. Предлагаем дополнить текст проекта Программы краткой характеристикой состояния современного отечественного педагогического образования, включающей описание его структуры, анализ существующего перечня направлений и специальностей среднего профессионального и высшего педагогического образования, кадровый анализ профессорского-преподавательского состава организаций среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, оценку потребностей рынка труда в сфере общего образования и анализ имеющихся педагогических вакансий, оценку качества подготовки обучающихся по действующим ФГОС среднего профессионального и высшего образования по педагогическим направлениям и специальностям, а также оценку состояния ресурсного оснащения программ среднего профессионального и высшего педагогического образования.

4. Предлагаем внести ряд изменений и дополнений в раздел проекта Программы, содержащий перечень первоочередных задач, требующих решения для реализации обозначенного в проекте направления «модернизация педагогического образования»:



  • уточнить, будет ли создаваться единая «новая система педагогической подготовки» в ходе модернизации педагогического образования или будут созданы условия для возникновения разных форм (моделей) организации педагогического образования, включая региональные;

  • представить описание новой структуры подготовки педагогических кадров, перечень педагогических специальностей, которые будут применяться при реализации Программы, а также направления профориентации на профессию педагога, включая профильное обучение;

  • скорректировать поставленную задачу, предусмотрев приведение основных параметров программ подготовки в соответствие не только с требованиями профессионального стандарта педагога, но и с иными профессиональными стандартами в области педагогической деятельности, а также в соответствие с задачами обеспечения реализации ФГОС общего образования, ФГОС дошкольного образования и требований к дополнительному образованию детей;

  • уточнить стратегию модернизации педагогического образования, порядок, сроки перехода от программ СПО к программам высшего образования, определив приоритетные программы подготовки педагогических кадров;

  • включить задачи по обеспечению:

– переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального педагогического образования, а также педагогических кадров, высвобождаемых учреждениями общего образования в связи с их реструктуризацией, либо педагогических кадров, вынужденных вести по два или более предметов без соответствующей базовой подготовки;

– доступности для педагогических работников учреждений общего образования программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

5. В предлагаемом разделе проекта Программы «Направление «Педагогическое образование» включены меры, которые непосредственным образом касаются вопроса содержания федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее – ФГОС ВПО) и порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры. Однако указания о внесении изменений
во ФГОС ВПО и названный порядок организации этой образовательной деятельности в данном разделе отсутствуют.

Например, эти меры касаются требований к структуре основных образовательных программ ВПО (включая перечень учебных дисциплин, входящих в учебный цикл – «усиленная исследовательская направленность»; количество зачетных единиц между циклами модулей (дисциплин) и практики, относящиеся к базовой части программ бакалавриата, прикладного бакалавриата, магистратуры – «модель сетевого взаимодействия»).

Однако предложенные в проектах Программы и Плана мероприятия сформулированы без учета требования ФГОС ВПО, поскольку
в соответствии с ними образовательные организации ВПО самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата и магистратуры, а также методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий, определяют профиль ООП в соответствии
с примерными ООП ВПО. Кроме того, образовательные организации ВПО обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, а рекомендуемый перечень учебных дисциплин, входящих в базовую часть ООП, разрабатывается Учебно-методическим объединением и учебно-методическим советом по специальности с привлечением работодателей.

6. В проекте Программы следует уточнить, какую модель предлагают авторы апробировать для достижения заявленной цели «получения педагогического образования лицами, не имеющими педагогического образования, но мотивированными к педагогической деятельности на программах педагогической магистратуры педагогических направлений практической направленности»

Необходимо уточнить, как будет реализовываться данная задача для остальных лиц (т.е. бакалавров других специальностей), желающих попасть на магистерскую программу по направлению «Образование и педагогические науки», поскольку это требует установления новых условий приема в организации ВПО.

7. Полагали бы целесообразным содержание данного раздела проекта Программы представить в разделе под общим названием: «Реализация задач по обеспечению повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций».



IV. По предлагаемому разделу проекта Программы «Направление «Эффективный контракт».

1. Предлагаем изложить 2 мероприятия, включенные в данный раздел проекта Программы, в новой редакции:

1) Мероприятие «апробация проектов типовых отраслевых норм труда в производственных условиях, обсуждение их с профессиональными союзами, согласование с Минтрудом России» изложить в новой редакции: «выявление потребности в разработке типовых норм труда, постановка задач по разработке по видам типовых норм труда, апробация проектов типовых норм труда, апробация проектов типовых отраслевых норм труда в производственных условиях, обсуждение их с профессиональными союзами, согласование с Минтрудом России»;

2) Мероприятие «внесение изменения в приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» изложить в новой редакции: «подготовка приказа Минобрнауки России в соответствии со статьей 333 Трудового кодекса РФ в редакции федерального закона № 185-ФЗ и пунктом 5.2.71 Положения о Миобрнауки России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. № 466 в редакции от 27.12.2013


№ 1302, взамен приказа Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».

2. Полагали бы целесообразным содержание данного раздела проекта Программы представить в разделе под общим названием: «Реализация задач по обеспечению повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций».



V. По предлагаемому разделу проекта Программы «Направление «Повышение престижа профессии».

  1. По нашему мнению, заявленные в проекте Программы проблемы: «недостаточность целенаправленной профориентационной работы школы по формированию, поддержанию и развитию у учащихся устойчивой мотивации к будущей педагогической деятельности», а также «низкий социальный престиж профессии педагога в обществе, снижающий привлекательность такого выбора для большинства успешных учащихся старших классов», являются отдельными аспектами задач кадровой политики государства и не вполне соотносятся с названием проекта Программы – «Повышение профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций».

Считаем, что название раздела «Направление «Повышение престижа профессии» нужно изменить. Содержание раздела должно определять не только меры, связанные с повышением престижа педагогической профессии, а, в первую очередь, меры, направленные на создание механизмов мотивации педагогических работников разных категорий к повышению профессионального уровня, к профессиональному развитию и сохранению их в педагогической профессии в течение всей трудовой деятельности, а также обеспечивающие реальные условия привлечения к педагогической деятельности высококвалифицированных специалистов, исходя из приоритетных задач государственной кадровой политики в сфере образования.

На наш взгляд, в проекте Программы важно уделить пристальное внимание и разработке мер, связанных с мотивацией выбора педагогической профессии и сохранения кадров в этой профессии.



  1. Считаем целесообразным задачу уточнить задачу проведения «мониторинга лучших практик повышения социального статуса педагога и престижа профессии», так как в России уже имеется определенная положительная практика, в том числе при реализации приоритетных проектов с участием средств федерального бюджета – ПНПО, КПМО, МРСО «Наша новая школа», правда, преимущественно в части реализации мер дополнительной социальной поддержки педагогических работников.

  2. В проектах Программы и Плана мероприятий предлагаемые меры сфокусированы в основном на развитии инициативы педагогов, в том числе молодых, креативных, на включении их в разработку предложений по повышению статуса педагога и престижа педагогической профессии. Однако в основном делается ставка на решение проблем системы образования в самой системе. Это, конечно, очень важный ресурс. Однако, по нашему мнению, для решения поставленной задачи повышения профессионального уровня педагогических работников ресурса только системы образования явно недостаточно.

Ведь даже такую непонятную пока меру, предложенную в Программе, как «разработка базового стандарта социальной поддержки молодых педагогов», планируется адресовать в виде методических рекомендаций только органам управления образованием субъектов РФ.

Опыт решения важнейших социальных проектов как у нас в России, так и в других странах, показывает, что наиболее эффективно они реализуются там, где это становится заботой государства, а идея приобретает национальный характер.

Правда, такие проекты бывают чаще всего более затратными, как показывает опыт ряда развитых зарубежных стран, которые применяли различные комплексы мер кадрового обеспечения выполнения конкретных задач успешного и результативного обучения детей.

И эти меры применялись на всех этапах, связанных с преодолением дефицита педагогических кадров и выращивания этих кадров:

- при отборе кандидатов для подготовки будущих учителей и начальной их подготовке,

- при трудоустройстве учителей,

- при вступлении учителя в должность и сопровождении его деятельности на начальном этапе с использованием института наставничества и организации непрерывного обучения,

- при формировании методики оплаты труда и создании надлежащих условий труда (сокращенная нагрузка, работа под кураторством старшего учителя),

-при вовлечении учителей в разработку образовательных реформ и формировании различных маршрутов карьерного роста.

Для реализации конкретных задач в отдельных странах применяются и другие меры:

- выплата стипендии студентам, осваивающим педагогические образовательные программы, сопоставимой с размером зарплаты молодых специалистов других видов деятельности (Англия, Сингапур);

- отмена налогов на стипендии, «амнистия» кредитов на образование;

- «золотое» приветствие – единовременное поощрение для притока учителей для преподавания дефицитных предметов, специальная кампания, рекламирующая преимущества получения педагогической профессии для карьерного роста (Англия);

- создание системы роста по карьерной лестнице – две-четыре ступени профессионального роста (Австралия);

- надбавки за непрерывный стаж работы в профессии.

В этом разделе, на наш взгляд, должны быть определены меры по созданию института наставничества, системы карьерного роста, непрерывного профессионального развития педагогических работников всех возрастных категорий (разных профессиональных возрастов).

4. По нашему мнению, следовало бы более четко определить меры по привлечению выпускников учреждений педагогического профессионального образования к работе в организациях общего образования, включая специальные меры по привлечению учителей для преподавания дефицитных предметов с учетом того, что неотъемлемой частью кадровой политики субъектов РФ остается право органов государственной власти субъекта РФ устанавливать дополнительные меры государственной поддержки для привлечения выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования к педагогической деятельности (ч.10.ст. 97 Закона № 273-ФЗ).

5. Необходимо пояснить целесообразность поставленной задачи разработки базового стандарта социальной поддержки молодых педагогов, включающего, по мысли разработчиков этого раздела Программы, «статусные права и обязанности, статусный образ, статусную идентификацию, условия и ресурсы для реализации статусной позиции», учитывая некорректную трактовку самого термина «базовый стандарт социальной поддержки молодых педагогов».

Учитывая различаемые в социологии виды социального статуса, важно отметить, что для молодых педагогов система прав, обязанностей и ответственности, определяющая так называемый главный статус, связанный с профессиональной деятельностью, законодательно закреплен в главе 5 Федерального закона № 273-ФЗ и нормах трудового законодательства, поэтому в разработке не нуждается. Молодые педагоги с момента вступления в должность обладают реальной стартовой позицией социального статуса, предписанного им должностью, как и «базовым набором или стандартом социального статуса».

По нашему мнению, потребуется законодательно закрепить возрастной ценз понятия «молодой педагог», установить, соответствует ли он понятию «молодой специалист», употребляемому в настоящее время при формировании и реализации системы мер дополнительной социальной поддержки педагогических работников.

Следует рассмотреть возможность включения в данные проекты Программы и Плана позиций, отражающих необходимость законодательного закрепления показателей социального статуса педагогических работников, которые отражают экономическое положение индивида в данном социальном статусе. К ним следует отнести:

- единые подходы к регулированию заработной платы работников образовательных учреждений на основе профессиональных квалификационных групп и квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп;

- федеральные государственные гарантии по оплате труда по всем профессиональным квалификационным группам должностей педагогических работников в виде базовых размеров окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы;

- механизмы повышения гарантированной (постоянной) части оплаты труда, способной в полной мере обеспечивать повышение престижа педагогической профессии, статуса педагогических работников в конкретных социально-экономических условиях;

Что же касается разработки «статусного образа», или имиджа молодого педагога, то если его рассматривать как совокупность представлений о том, как должен себя вести молодой педагог
в соответствии со своим статусом, то его «статусный образ» скорее необходимо не разрабатывать, а формировать у начинающих педагогов, чтобы они в скорейшем времени могли соответствовать статусному образу педагогического работника и ожиданиям общества.

По нашему мнению, в данном мероприятии проектов Программы и Плана поставленную задачу «разработать» целесообразно заменить на задачу «формировать».

6. Требует уточнения формулировка предложения об учреждении отдельной Государственной премии в области образования с учетом того, что уже учреждена Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности в размере 5 млн. рублей, которая присуждается за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности и является высшим признанием заслуг личности перед государством в деле духовного развития Отечества, укрепления нравственных основ и установления гармонии, мира и согласия в обществе. Кроме этого, реализуется Указ Президента Российской Федерации о совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры (в ред. Указов президента РФ от 23.02.2013№ 173).

7. По нашему мнению, меры, предложенные разработчиками данного направления Программы, по повышению социального статуса педагога должны носить межведомственный характер (Минобразования России, Минкультуры России, Министерства связи и массовых коммуникаций, Минспорта России и др.) и их важно разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с профессиональными ассоциациями в сфере образования, другими общественными организациями и традиционными религиозными конфессиями.



8. Полагали бы целесообразным содержание данного раздела проекта Программы представить также в разделе под общим названием: «Реализация задач по обеспечению повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций».



Каталог: Files
Files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
Files -> Актуальность исследования
Files -> Рабочая программа дисциплины
Files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
Files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
Files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
Files -> Программы
Files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница