Правовое регулирование образовательной деятельности в 60-70-е годы ХХ века Земляная Татьяна Борисовна



Скачать 285.48 Kb.
Дата01.06.2016
Размер285.48 Kb.
ТипСтатья
Правовое регулирование образовательной деятельности в 60-70-е годы ХХ века
Земляная Татьяна Борисовна,

ИНИМ РАО, zemlyanaya@yandex.ru

Павлычева Ольга Николаевна,

ИНИМ РАО, olganik78@mail.ru
Аннотация

В статье приведена характеристика основных направлений образовательной политики в 60-70-е годы XX века, включая осуществление в стране всеобщего народного образования. Довольно подробно рассмотрены нормы об образовании, содержащиеся в таких документах как «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» от 19 июля 1973 года, Конституции СССР 1977 года и РСФСР 1978 года.

Статья рассчитана на юристов, историков, а также всем, кто занимается изучением и подготовкой научной литературы по истории образования.

Ключевые слова: образование, школа, воспитание, государственная политика в области образования, обучение, грамотность, просвещение, библиотека, училище, книга, учебник, светская школа, всеобщее обязательное обучение, школьная реформа
Программа Коммунистической партии Советского Союза, принятая на XXII съезде партии (1961 г.), провозгласила необходимость всеобщего среднего образования. Это был еще один шаг в формировании современной системы образования. Наиболее важными задачами в области народного образования в 60-70-е годы были осуществление в стране всеобщего обязательного среднего образования, переход школы на новое содержание образования, совершенствование учебного процесса и коммунистического воспитания учащихся1.

К 1962/63 учебному году все семилетние школы страны были преобразованы в восьмилетние.

Следует отметить, что в целом в конце 50-х - начале 60-х гг. советская школа окрепла. Это свидетельствует, прежде всего, о большом количестве положительных моментов реформы образования предыдущих лет. Так, мировой рейтинг советской школы был высок. По международному стандарту уровня интеллектуализации молодежи СССР занимал тогда третье место в мире (после США и Канады). При его определении учитывалось следующее:

- число молодых людей, получающих высшее образование (в процентном отношении к численности населения). В 50-е гг. у нас лиц с высшим образованием было на 500 тыс. меньше, чем в США (для сравнения: в 1990 г. - меньше на 5 млн.);

- средняя продолжительность фактического обучения населения. Тогда в СССР и США она составляла соответственно 7 и 8 лет ((для сравнения: ныне 9 и 12);

- число продолжающих обучение в вузах после окончания полной средней школы;

- число студентов дневного отделения вузов. Динамика в 50-90-х гг. здесь такова: СССР - с 1,7 до 4,5 млн. США - с 1,7 до 8,5 млн.

- престиж образования2.

Процесс введения всеобщего обязательного среднего образования осуществлялся в несколько этапов.

В соответствии с решениями XXIII съезда КПСС (1966 г.) Центральный Комитет партии и Совет Министров СССР 10 ноября 1966 года приняли постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы»3.

Под «улучшением» понималось возвращение школы к состоянию до 1958 г., т.е. снова переход к десятилетнему обучению и отказ от производственного обучения. Определенный результат дали постановления ЦК КПСС, Совмина СССР "О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы" от 02.07.1973г. и "Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся" от 23.08.1974г.

XXV съезд КПСС (1976 г.) сформулировал проблему комплексного подхода к воспитанию, которая в общем-то для истории педагогики не нова. Для решения этой проблемы были приняты новые директивные постановления ЦК КПСС, Совмина СССР "О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионально-технического образования" от 30.08.1977г., "О переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися общеобразовательных школ" от 24.11.1977г.

В Постановлении 10 ноября 1966 года были определены меры по укреплению материально-технической базы общеобразовательной школы (строительство новых улучшенных зданий, разработка и выпуск новых учебных пособий и оборудования для школьных кабинетов и мастерских, необходимого спортивного инвентаря и т. п.), по рационализации школьной сети, обеспечивающей охват средним образованием школьников старших возрастов. Так же были определены учебные заведения, которые должны давать полное среднее образование, учитывая, что много выпускников восьмилетней обязательной школы по собственному желанию продолжают образование в системе профессионально-технического и среднего специального образования.

Согласно этому Постановлению произошла определенная перестройка учебно-воспитательного процесса: систематические курсы основ наук стали изучаться раньше, с IV, а не с V класса; в добавление к обязательному школьному курсу основ наук в учебные планы были введены начиная с VII класса факультативные курсы по отдельным учебным предметам, избираемым учащимися по их желанию и интересам.

В старших классах некоторых школ было введено дифференцированное обучение: углубленное изучение в соответствующих отделениях школы отдельных предметов - физики, математики (позже химии), биологии, гуманитарных дисциплин.

В хорошо оборудованных сельских школах, тесно связанных с совхозами и колхозами, учащиеся старших классов изучали автодело, трактор, комбайн и другие сельскохозяйственные машины. Было усилено внимание к воспитывающей функции общеобразовательной школы и в штаты школьных работников введена должность педагога-организатора внеклассной и внешкольной работы.4

В 1970 году в IX-Х классах общеобразовательных школ, в техникумах, средних ПТУ и в школах рабочей и сельской молодежи учились 78,8% выпускников восьмых классов общеобразовательных школ. Выпуск окончивших среднюю школу увеличился за пять лет (1965-1970) с 1,34 до 2,58 млн. человек, т. е. почти в 2 раза.

Страна быстрыми темпами шла к осуществлению обязательного десятилетнего всеобуча5.

Казалось бы, внимания к проблемам народного образования проявлено много. Но принимаемые решения не были концептуальными, не определяли общей и новой стратегии развития образования и школы. К тому же, как правило, они полностью не выполнялись, в лучшем случае все ограничивалось полумерами, а часто и просто декларациями. Такие постановления и решения не могли остановить начинавшийся спад в образовании, а иногда и содействовали ему.

Отсюда и ряд негативных последствий. Прежде всего, это касалось финансирования образования, его материальной базы. Во всем мире принято считать, что вложения в образование не только самые гуманные, но и самые выгодные и эффективные. Щедрость в этой сфере помогла ведущим капиталистическим странам сделать в 60-80-е гг. мощный экономический рывок. В СССР же утверждается «остаточный принцип» в финансировании просвещения, здравоохранения, культуры.

XXIV съезд КПСС (1971) поставил задачу активизации деятельности всех советских организаций, центральных и местных, в этом направлении; решения съезда ознаменовали переход к более высокому этапу осуществляющегося в стране всеобщего обязательного среднего образования молодежи.

В своих решениях XXIV съезд КПСС потребовал усилить и качественно улучшить заботу о матери и ребенке, о подрастающем поколении в целом: увеличить материальную помощь семьям, имеющим детей; расширить льготы работающим женщинам-матерям; расширить сеть детских учреждений; построить за пятилетие дошкольных учреждений более чем на 2 млн. мест; увеличить численность учащихся в школах и группах с продленным днем на 1,5 млн. человек; построить общеобразовательных школ не менее чем на 6 млн. мест; увеличить сеть пришкольных интернатов для учащихся на селе; продолжать укрепление учебно-материальной базы школы современным оборудованием и техническими средствами, в том числе для совершенствования всестороннего развития учащихся, их эстетического и художественного воспитания. В этих же целях давались указания расширить сеть внешкольных учреждений: Домов пионеров, станций юных техников и натуралистов, детских и юношеских спортивных школ и т. д.

В июне 1972 года на основе решений XXIV съезда партии ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (от 20.06.1972г.). Это постановление подвело итоги длительной напряженной работы партии, Советского государства, органов народного образования, работников школы и указало пути совершенствования и улучшения качества учебно-воспитательного процесса во всех типах учебных заведений, осуществляющих всеобщее среднее образование.

Перед органами народного образования выдвигалась задача завершить к 1975 году переход на новые учебные планы и программы, оборудовать во всех средних школах учебные кабинеты, обеспечить учащихся новыми учебниками, издаваемыми миллионными тиражами.

В 1975 году 97% выпускников обязательной восьмилетней школы продолжали обучение в учебных заведениях, дающих полное среднее образование. Окончившие их составили 4,4 млн. человек, почти в 2 раза больше, чем в предыдущую, восьмую пятилетку6.

Быстрый рост количества молодых людей, получивших полное среднее образование, намного увеличил в составе населения СССР число лиц, имеющих высшее и среднее образование. В 1975 году их было 67,9 млн. человек, тогда как в 1970 году они составляли 47,7 млн. человек.

Дальнейшие успехи в народном образовании СССР связаны с решениями XXV съезда КПСС (1976 г.). В постановлениях и материалах XXV съезда КПСС была сформулирована развернутая программа коммунистического воспитания советских людей; в ее осуществлении большая роль отведена советской школе, социальная функция которой в связи с расширением школьных контингентов и увеличением числа школьников старшего возраста сильно возросла7.

Процесс введения всеобщего обязательного среднего образования осуществлялся в несколько этапов, так в рамках давнейшей реализации школьной реформы, начало которой было положено в 50-е годы, 10 ноября 1966 г. принимается Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы»8, которым были определены основы усовершенствования учебного плана и программ.

Указывалось, что как и прежде «советская школа и впредь должна развиваться как общеобразовательная, трудовая, политехническая» (п. 1 Постановления).

Следует обратить внимание на то, что п. 2 Постановления предписывал «считать важнейшей задачей партийных и советских органов в области народного просвещения осуществление в основном к 1970 году в стране всеобщего среднего образования для подрастающего поколения». Для реализации этой задачи и подготовке школьников к общественно полезному труду постановление обязывало партийные, советские, комсомольские и профсоюзные организации, руководителей промышленных предприятий, строек, колхозов и совхозов оказывать школам всемерную помощь в организации трудового воспитания учащихся, в создании учебно-материальной базы.

Постановление содержало требование к организации учебного процесса. Так в частности в предусматривалось, что «в целях дальнейшего совершенствования среднего образования, создания необходимой стабильности в работе школы, последовательного осуществления принципов политехнического обучения и трудового воспитания обязать Министерство просвещения СССР и министерства просвещения (народного образования) союзных республик ввести научно обоснованные учебные планы и программы, имея при этом в виду:

приведение содержания образования в соответствие с требованиями развития науки, техники и культуры;

установление преемственности в изучении основ наук с 1 по 10 (11) класс, более рациональное распределение учебных материалов по годам обучения, начало систематического преподавания основ наук с четвертого года обучения (сохраняя действующие условия оплаты труда учителей 1-4 классов);

преодоление перегрузки учащихся путем освобождения учебных программ и учебников от излишней детализации и второстепенного материала» (п. 3).

«Для улучшения условий проведения учебных занятий установить следующую предельную наполняемость классов в общеобразовательных школах: 1-8 классы - 40 учащихся, 9-10 (11) классы - 35 учащихся. Разрешить в сельских национальных школах провести постепенно в течение ближайших пяти лет деление 4-10 (11) классов с числом учащихся свыше 25 человек для изучения русского языка на две подгруппы» (п. 5).

«Органам народного образования улучшить работу школы по воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. Необходимо, чтобы каждая школа стала организующим центром воспитательной работы с детьми в районе своей деятельности. Директора школ и учителя, предъявляя строгие требования к учащимся, обязаны вместе с тем проявлять глубокое уважение к школьникам.

Ввести в штаты средних школ должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми (на правах заместителя директора школы) вместо должности заместителя директора по производственному обучению» (п. 11).

Обращалось внимание и на организацию детского досуга. Так в п. 13 указывалось, что «придавая большое значение эстетическому воспитанию учащихся, поручить Министерству просвещения СССР, Министерству культуры СССР, Комитету по кинематографии при Совете Министров СССР, Комитету по печати при Совете Министров СССР и творческим союзам разработать мероприятия по улучшению этого дела. Предусмотреть, в частности: выпуск кинофильмов, подготовку новых спектаклей для школьников; увеличение количества детских спектаклей и киносеансов в выходные дни и в дни школьных каникул; издание школьной серии избранных классических произведений и лучших произведений советских и зарубежных писателей; выпуск фонохрестоматий и репродукций лучших художественных произведений; организацию целевых концертов для школьников; привлечение специалистов и творческих работников в области искусства для учебной и внеклассной работы с детьми».

Таким образом, следует отметить целый ряд положительных моментов школьной реформы. Так, что подготовка и реализация основных направлений и положений на практике укрепили материальную базу школы, а также усовершенствовали структуру школьной сети.

Достижения реформирования школьного образования отмечаются и другими авторами, Так В.П. Чуднов указывает, что для повышения квалификации учителей были созданы институты усовершенствования учителей, курсы, краткосрочные тематические семинары. Реформа подготовила условия для перехода к всеобщему среднему образованию молодежи.9

2 июля 1973 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы»10. В нём было предложено Министерству просвещения СССР и Советам Министров союзных республик принять меры по улучшению трудового обучения учащихся сельских школ, создать условия для изучения в каждой средней школе сельскохозяйственной техники или автодела. Кроме того, «для более полного удовлетворения потребностей сельского населения в школах и создания необходимых условий для всеобщего среднего образования молодежи считать целесообразным иметь, как правило, в каждом совхозе и крупном колхозе среднюю общеобразовательную школу» (п. 1 Постановления).

Уделялось внимание и педагогам сельских школ. Так, в частности согласно п. 11 требовалось: «Установить для учителей и других педагогических работников сельских общеобразовательных школ:

дополнительные льготы на получение кредитов на хозяйственное обзаведение и на строительство жилых домов. В связи с этим Госбанку СССР предоставлять молодым специалистам, окончившим высшие и средние педагогические учебные заведения и назначенным на работу в сельские общеобразовательные школы, кредит на хозяйственное обзаведение в размере до 1000 рублей на срок до 5 лет, с погашением начиная с третьего года после его получения, а учителям сельских школ и другим педагогическим работникам, окончившим высшие и средние педагогические учебные заведения и работающим в сельской местности, кредит на строительство жилых домов в размере до 2000 рублей на срок 10 лет, с погашением начиная с пятого года после его получения;

отсрочку от призыва на действительную военную службу учителям с высшим педагогическим образованием по окончании вуза на весь период их работы в сельской школе.

Распространить на учителей и других педагогических работников сельских общеобразовательных школ действие Постановления Совета Министров СССР от 18 мая 1970 г. N 335 в части продажи совхозами продуктов питания по государственным розничным ценам, а также действие пункта 42 Постановления Совета Министров СССР от 19 ноября 1970 г. N 950 в части продажи легковых автомобилей и мотоциклов с колясками.

Министерству просвещения СССР совместно с Министерством финансов СССР, Госбанком СССР, Министерством обороны СССР и Министерством торговли СССР разработать и утвердить до 1 сентября 1973 г. порядок предоставления учителям и другим педагогическим работникам сельских общеобразовательных школ предусмотренных настоящим Постановлением льгот», а также «ВЦСПС, Министерству здравоохранения СССР, профсоюзным организациям, органам здравоохранения и народного образования улучшить медицинское и санаторно-курортное обслуживание сельских учителей и организацию их отдыха, обеспечивать большее количество учителей путевками в лечебно - профилактические учреждения в каникулярный период; выделять ежегодно специальным назначением для них льготные туристско-экскурсионные путевки; организовывать экскурсии сельских учителей за пределы области, края, республики на льготных условиях; предусматривать ассигнования на оборудование баз отдыха для сельских учителей, организуемых республиканскими, краевыми, областными комитетами профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений» (п.16).

Выделять школам для учебных целей автомобили, тракторы и другую сельскохозяйственную технику, а также периодически её заменять.11

В 1970 году был принят «Устав средней общеобразовательной школы», утвержденный постановлением совета министров СССР от 8 сентября 1970 года.12

В соответствии с Уставом главными задачами средней общеобразовательной школы являлись:

«давать учащимся общее среднее образование, отвечающее современным требованиям общественного и научно - технического прогресса, добиваясь получения учащимися прочных знаний основ наук и умения самостоятельно пополнять их;

формировать у молодого поколения марксистско-ленинское мировоззрение, воспитывать у учащихся высокое чувство советского патриотизма - любовь к Родине, своему народу, Коммунистической партии Советского Союза и готовность к защите социалистического Отечества;

обеспечивать всестороннее гармоническое развитие учащихся, их эстетическое и физическое воспитание, укрепление их здоровья, правильную постановку трудового обучения; готовить учащихся к жизни, сознательному выбору профессии, активной трудовой и общественной деятельности.

Школа связывает учебно - воспитательную работу с практикой коммунистического строительства и осуществляет нравственное воспитание учащихся в духе требований морального кодекса строителя коммунизма» (п. 2).

Провозглашались бесплатность и обязательность обучения в средней общеобразовательной школе для всех детей школьного возраста (п. 3). Срок обучения в средней общеобразовательной школе - 10 лет (с 1 по 10 класс) (п. 6).

Определялись требования к преподавательскому составу, в том числе обязанности учителей и воспитателей (раздел 4), устанавливались основы учебно-воспитательной работы, в частности режим учебного времени школьников, система оценок знаний, используемых в школах (раздел 2), требования к поведению учащихся (раздел 3), материальною базу школы (раздел 6).

Закреплялась преемственность образования, в частности в соответствии с п. 18 «Лица, окончившие восемь классов, получают свидетельство о восьмилетнем образовании, дающее право на поступление в 9 класс общеобразовательной школы, в средние специальные учебные заведения и в профессионально-технические учебные заведения», а согласно п. 19 «Лица, окончившие среднюю общеобразовательную школу, получают аттестат о среднем образовании, дающий право на поступление в высшие учебные заведения, технические училища, а также в средние специальные учебные заведения с сокращенным сроком обучения.

Лицам, окончившим среднюю школу с производственным обучением, выдается также свидетельство о полученной специальности, с указанием присвоенного квалификационной комиссией разряда».

На основе этого государственного документа выпускники восьмилетних школ могли продолжать образование: в общеобразовательных полных средних (десятилетних) школах (IX-Х классы), в средних специальных учебных заведениях - техникумах (3-4 года обучения), в средних профессионально-технических училищах (ПТУ) (3-4 года), а также в школах рабочей и сельской молодежи (IX-XI классы). Все эти учебные заведения давали полное среднее образование и аттестат зрелости.

Таким образом была решена проблема получения полного среднего образования в сочетании с профессиональной подготовкой молодежи к труду в народном хозяйстве страны.

В 1970 году в IX-Х классах общеобразовательных школ, в техникумах, средних ПТУ и в школах рабочей и сельской молодежи учились 78,8% выпускников восьмых классов общеобразовательных школ. Выпуск окончивших среднюю школу увеличился за пять лет (1965-1970) с 1,34 до 2,58 млн. человек, т. е. почти в 2 раза.

Страна быстрыми темпами шла к осуществлению обязательного десятилетнего всеобуча.13

Значимым шагом в формировании законодательства об образовании являлось принятие и введение в действие указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 декабря 1973 г. «Основы законодательства СССР и союзных республик о народном образовании», утвержденные Законом СССР от 19 июля 1973 г14.

Это первый закон СССР, который был посвящен образованию. Право на образование здесь сформулировано аналогично положению Конституции СССР, но обязательным стало восьмилетнее образование.

Статья 3 «Основ» закрепила право граждан на образование: «Граждане СССР имеют право на образование.

Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.

В соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик о труде организуются бесплатное профессиональное обучение, повышение трудовой квалификации и переподготовка кадров».

В ст. 4 «Основ» нашли отражение принципы государственной политики в области образования. Так в качестве основных принципов провозглашались:

«1) равенство всех граждан СССР в получении образования независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств;

2) всеобщее среднее образование молодежи;

3) профессиональное образование молодежи;

4) государственный и общественный характер всех учебно-воспитательных учреждений;

5) бесплатность всех видов образования, содержание части детей дошкольного возраста и учащихся на полном государственном обеспечении, предоставление стипендий и льгот учащимся и студентам, бесплатная выдача школьных учебников, оказание различных видов материальной помощи;

6) свобода выбора языка обучения: обучение на родном языке или на языке другого народа СССР;

7) единство системы народного образования и преемственность образования во всех типах учебных заведений, обеспечивающие возможность перехода от низших ступеней обучения к высшим;

8) единство обучения и коммунистического воспитания; сотрудничество учебно-воспитательных учреждений, семьи, общественных организаций, трудовых коллективов в воспитании детей и молодежи;

9) связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой коммунистического строительства, с общественно полезным, производительным трудом; политехническое, трудовое воспитание и обучение;

10) научный характер образования, его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники, культуры;

11) гуманистический, высоконравственный характер образования и воспитания;

12) светский характер образования, исключающий влияние религии;

13) совместное обучение лиц обоего пола.

Средние общеобразовательные школы, профессионально-технические, средние специальные, высшие учебные заведения и другие учебно-воспитательные учреждения, осуществляя возложенные на них задачи, постоянно совершенствуют качество обучения и воспитания детей и молодежи с учетом требований социально-экономического и научно-технического прогресса».

Значение этого акта состоит в том, что он закрепил организацию системы народного образования и определил новые направления ее деятельности. Как прямо указано в ст. 5 «В СССР в соответствии с Конституцией СССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности.

Система народного образования в СССР включает:

дошкольное воспитание;

общее среднее образование;

профессионально-техническое образование;

среднее специальное образование;

высшее образование;

внешкольное воспитание».

«Основы» устанавливали строгую преемственность обучения.

Отдельные разделы рассматриваемого документа посвящены различным видам обучения. Так, раздел 4 регулирует особенности организации общего среднего образования. В частности согласно ст. 18: «Всеобщее среднее образование осуществляется в средних общеобразовательных школах, средних профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях, в которых на всей территории Союза ССР обеспечиваются строгая преемственность обучения и воспитания, единое в своей основе содержание и единый уровень общего среднего образования. Учебные заведения, их педагогические коллективы несут ответственность за качество обучения и воспитания учащихся».

Задачи такой формы обучения определялись ст. 22: «Главными задачами средней общеобразовательной школы являются:

осуществление общего среднего образования детей и молодежи, отвечающего современным требованиям социально-экономического и научно-технического прогресса, вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук, обеспечение компьютерной грамотности и привитие навыков пользования электронно-вычислительной техникой, воспитание стремления к непрерывному совершенствованию знаний, умения самостоятельно пополнять их и применять на практике;

идейно-политическое воспитание, формирование у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание коммунистической убежденности, любви к Родине, советского патриотизма и социалистического интернационализма, готовности к защите социалистического Отечества, правильного понимания внутренней и международной политики КПСС и Советского государства, происходящих в стране и мире событий;

трудовое воспитание и обучение, профессиональная ориентация учащихся в сочетании с общественно полезным, производительным трудом, обеспечивающие сознательный выбор профессии, подготовку к активной трудовой и общественной деятельности; экономическое воспитание;

воспитание у учащихся высоких нравственных качеств, гуманизма, товарищества и коллективизма, ответственности, организованности и дисциплины, культуры поведения и быта, бережного отношения к социалистической собственности, природе, памятникам истории и культуры;

правовое воспитание, привитие учащимся уважения к советским законам и правилам социалистического общежития, формирование сознания необходимости их соблюдения;

эстетическое воспитание, развитие потребности и способности участвовать в создании прекрасного в жизни, труде и искусстве;

физическое воспитание, укрепление здоровья учащихся.

Средняя общеобразовательная школа, осуществляя возложенные на нее задачи, обеспечивает всестороннее, гармоничное развитие учащихся».

Уделялось внимание организации внешкольной работе в общеобразовательной школе. Так, согласно ст. 24 «В общеобразовательной школе в тесной связи со всем учебно-воспитательным процессом, при активном участии комсомольской и пионерской организаций, общественности и родителей проводится во внеучебное время внеклассная работа: организуются факультативные занятия по углубленному изучению отдельных учебных предметов, отраслей знаний, кружки, секции, студии, коллективы художественной самодеятельности, музеи, клубы, а также используются другие формы внеклассной работы. Трудовые коллективы предприятий, учреждений, организаций, учреждения культуры, спорта, профсоюзные и комсомольские организации, добровольные общества, творческие союзы, средства массовой информации содействуют проведению внеклассной работы».

Раздел 5 затрагивает вопросы организации профессионально-технического образования. В соответствии со ст. 31 «Профессионально-техническое образование молодежи осуществляется в профессионально-технических учебных заведениях единого типа - средних профессионально-технических училищах, обеспечивающих планомерную подготовку квалифицированных рабочих кадров.

В средних профессионально-технических училищах обеспечиваются единство принципов организации учебно-воспитательного процесса, единое в своей основе содержание и единый уровень общего среднего образования, единые требования к подготовке квалифицированных рабочих кадров на всей территории Союза ССР».

Определялись и задачи средних профессионально-технических училищ: «Главными задачами средних профессионально-технических училищ являются:

подготовка для народного хозяйства технически образованных молодых квалифицированных рабочих кадров в соответствии с требованиями социально-экономического и научно-технического прогресса, обладающих современным экономическим мышлением, глубокими и прочными знаниями основ наук, производства, современной вычислительной техники, высоким профессиональным мастерством, способных успешно осваивать новую технику и технологию, активно участвовать в их создании;

осуществление профессионального и общего среднего образования молодежи;

идейно-политическое воспитание, формирование у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание коммунистической убежденности, советского патриотизма и социалистического интернационализма, готовности к защите социалистического Отечества, правильного понимания внутренней и международной политики КПСС и Советского государства, происходящих в стране и мире событий;

воспитание будущих молодых рабочих сознательными и активными членами развитого социалистического общества, рачительными хозяевами своей страны с присущими рабочему классу революционной идеологией, моралью, интересами, коллективистской психологией, высокими нравственными качествами, культурой труда, поведения и быта;

воспитание бережного отношения к социалистической собственности, природе, памятникам истории и культуры;

правовое воспитание, привитие учащимся уважения к советским законам и правилам социалистического общежития, формирование сознания необходимости их соблюдения;

эстетическое воспитание, развитие потребности и способности участвовать в создании прекрасного в жизни, труде и искусстве;

физическое воспитание, укрепление здоровья учащихся. Средние профессионально-технические училища, осуществляя возложенные на них задачи, обеспечивают всестороннее, гармоничное развитие учащихся» (ст. 32).

Вопросы организации обучения в средних специальных заведения изложены в 6 разделе. Так, в ст. 39 прямо указывается «Среднее специальное образование осуществляется в техникумах, училищах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к средним специальным учебным заведениям.

В средних специальных учебных заведениях на всей территории Союза ССР обеспечиваются единство принципов организации учебно-воспитательного процесса, единое в своей основе содержание и единый уровень общего среднего образования, единые требования к подготовке квалифицированных специалистов со средним специальным образованием.

Подготовка специалистов в средних специальных учебных заведениях осуществляется по дневной, вечерней и заочной формам обучения»

Задачи такой формы обучения отражены в ст. 40 «Главными задачами средних специальных учебных заведений являются:

подготовка квалифицированных специалистов со средним специальным образованием в соответствии с требованиями социально-экономического и научно-технического прогресса, имеющих глубокие и прочные знания основ наук, современное экономическое мышление, необходимые теоретическую подготовку и практические навыки по специальности, способных участвовать в создании и применении новой техники и технологии, умеющих работать с электронно-вычислительной техникой, владеющих навыками управления первичными звеньями производства и проведения общественно-политической и воспитательной работы;

осуществление профессионального и общего среднего образования молодежи;

идейно-политическое воспитание, формирование у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание коммунистической убежденности, советского патриотизма и социалистического интернационализма, готовности к защите социалистического Отечества, правильного понимания внутренней и международной политики КПСС и Советского государства, происходящих в стране и мире событий;

воспитание высоких нравственных качеств, ответственности, организованности, дисциплины, творческого отношения к труду, гуманизма, товарищества и коллективизма, культуры поведения и быта, бережного отношения к социалистической собственности, памятникам истории и культуры; экологическое воспитание;

правовое воспитание, привитие учащимся уважения к советским законам и правилам социалистического общежития, формирование сознания необходимости их соблюдения;

эстетическое воспитание, развитие потребности и способности участвовать в создании прекрасного в жизни, труде и искусстве;

физическое воспитание, укрепление здоровья учащихся.

Средние специальные учебные заведения, осуществляя возложенные на них задачи, обеспечивают всестороннее, гармоничное развитие учащихся».

Как пишет И.М. Ярулин, отмечая влияние «Основ» на ведомственное и локальное нормотворчество, необходимо обратить внимание на значение интегрирующей силы этого Закона, а также на значение такой интеграции при осуществлении правового регулирования деятельности блоков органов управления теми отраслями, которые связаны производством единого конечного продукта15.

Основы законодательства о народном образовании, объединив единым регулированием три отрасли управления народным образованием, установив единые принципы, формы, цели управления, тем самым создали условия для оптимизации ведомственного и локального нормотворчества. С особой силой проявляется интегрирующее воздействие Основ на стыке подотрослей народного образования, а также при регулировании отношений, возникающих в пограничных областях образовательного и трудового, образовательного и семейного права (например, при регулировании отношений, связанных с направлением учащихся, окончивших неполную среднюю школу, по различным каналам получения полного среднего образования; а также по регулированию отношений, возникающих в связи с обучением без отрыва от производства).

В дальнейшем большое значение для дальнейшего развития системы законодательства о народном образовании имело принятие Конституции СССР 1977 года.

В Конституции СССР 1977 г. в формулировке права на образование добавлены следующие условия: обязательное среднее образование молодежи, развитие заочного и вечернего форм образования, бесплатная выдача школьных учебников и создание условий для самообразования.

В Конституции СССР 1977 г. утверждалось, что в Советском Союзе «существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности» (ст. 25). В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни (ст. 26). Право на образование, которым обладают все граждане СССР, обеспечивается, помимо прочего, «бесплатностью всех видов образования, широким развитием высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам» (ст. 45). Кроме того, гражданам СССР «в соответствии с целями коммунистического строительства» гарантируется свобода научного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности. Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни (ст. 47).

Статьи 25, 26 Конституции РСФСР 1978 г. были идентичны ст. 25, 26 Конституции СССР 1977 г. Существовавшее же буквальное соответствие норм, закреплявших права граждан, положениям союзной Конституции было ликвидировано вскоре после распада СССР, когда глава о правах граждан была изложена в совершенно новой редакции. В частности, в ней было закреплено, что каждый имеет право на образование, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном учебном заведении (ст. 57). Также провозглашалось, что свобода научного и технического творчества, исследований и преподавания охраняется законом (ст. 60).



Таким образом, нормативное закрепление академической свободы, пускай и без употребления самого этого термина, в Конституции произошло только после падения советского режима и перехода к демократическим преобразованиям в стране. Хотя в Конституции СССР 1977 г. имелись декларативные нормы о свободе научного творчества, они содержали оговорки о «целях коммунистического строительства» и «коммунистическом воспитании», что позволяло толковать и применять их в соответствии с господствовавшими тогда идеологическими установками, подчиняя вузы и науку партийному контролю.16
Литература

  1. Волосникова Л.М. Чеботарев Г.Н. Правовой статус университетов: история и современность. - М.: Норма, 2007.

  2. История педагогики. // http://www.gala-d.ru/parts/part27.html

  3. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982. // http://www.detskiysad.ru/ped/ped138.html

  4. Михащенко А.Л. История общего образования в России в XX в. - Курган: Изд-во Курганского университета, 2000.

  5. СПС «Консультант плюс».

  6. Чуднов В.П. Российское образование: история и современное состояние. - М.: Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина, 1993.

  7. Ярулин И.М. Нормативно-правовое обеспечение управление образовательным учреждением. - Н. Челны: Изд-во ин-та непрерывного пед. образования, 2006.

1 Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982. // http://www.detskiysad.ru/ped/ped138.html

2 История педагогики. // http://www.gala-d.ru/parts/part27.html

3 Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982. // http://www.detskiysad.ru/ped/ped138.html

4 Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982. // http://www.detskiysad.ru/ped/ped140.html

5 Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982. // http://www.detskiysad.ru/ped/ped138.html

6 Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982. // http://www.detskiysad.ru/ped/ped140.html

7 Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982. // http://www.detskiysad.ru/ped/ped138.html

8 СПС «Консультант плюс».

9 Чуднов В.П. Российское образование: история и современное состояние. - М.: Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина, 1993. С. 21.

10 СПС «Консультант плюс».

11 Михащенко А.Л. История общего образования в России в XX в. - Курган: Изд-во Курганского университета, 2000. С.209.

12 СПС «Консультант плюс».

13 Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982. // http://www.detskiysad.ru/ped/ped140.html

14 СПС «Консультант плюс».

15 Ярулин И.М. Нормативно-правовое обеспечение управление образовательным учреждением. - Н. Челны: Изд-во ин-та непрерывного пед. образования, 2006. С. 27.

16 Волосникова Л.М. Чеботарев Г.Н. Правовой статус университетов: история и современность. - М.: Норма, 2007. С.99.

Каталог: attachments -> article -> 171
article -> Методические рекомендации по информированию родителей
article -> Адреса распространения
article -> Перечень научных проектов по направлениям фундаментальных исследований рао и головных научных организаций
article -> Обоснование необходимости разработки дифференцированного фгос для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
article -> Справка по итогам межрегиональной научно-практической конференции
171 -> Роль руководителя образовательного учреждения в эффективном разрешении конфликтов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница