Православное учение о человеке



Скачать 63.46 Kb.
Дата01.06.2016
Размер63.46 Kb.
Александровский филиал

МОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа № 1»

Знаменского района

Тамбовской области



Урок по курсу ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры»

Тема урока: «Православное учение о человеке»
Учитель Арефьева О.В.

2010-2011уч. год



Урок основ православной культуры

в 4 классе

Тема: Православное учение о человеке
Цель урока: Познакомить учащихся с представлением о человеке и его предназначении в православной культуре. Расширить кругозор учащихся. Помочь детям раскрыть свои способности. Показать на доступных примерах, как раскрываются таланты человека в служении его другим людям.
Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.
2 Проверка домашнего задания. Ребята! На прошлом уроке мы с вами обсуждали способности – иначе говоря, таланты, - которыми обладает человек. Давайте вспомним эти способности:

Ум (разум)

свободная воля

бессмертная душа

дар Слова и – шире – дар творчества
Таким образом, мы пришли к выводу, что человек (такой, каким его представляет православная культура) есть образ Божий.

«Сотворим человека по образу Своему и по подобию Своему» (Библия, книга Бытие).

3.Знакомство с новой темой. Сегодня я предлагаю вам размышления на эту тему великого русского писателя и педагога К.Д.Ушинского:

«Размышления маленького христианина о человеке»

(Текст «Размышлений» перед ребятами на столах).


«Я теперь ещё не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растёт, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью.

Я понимаю, что мне говорят, и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения.

Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств.

Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть.

Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.

Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога.

Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее.

Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными.

В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше.

Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной».

(К.Д.Ушинский.)
Прочитайте, подумайте, сравните эти размышления с тем, что вы сами думаете о себе, и расскажите о ваших соображениях.

Какая главная мысль этих размышлений?

- Главное, что в человеке (у человека) есть душа. И душа эта обладает разными способностями.

Назовите их! - Выписываем на доске (и в тетрадь):



  • Дар слова

  • Память

  • Воображение

  • Вера в Бога

  • Желание и возможность сделаться лучше

Согласны ли вы с К.Д.Ушинским? Может быть, вы и от себя что-то добавите?



4.Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение. Составление словаря из новых терминов и понятий.

5.Комментированное чтение статьи из учебника.
6.Выборочный пересказ самого интересного (на усмотрение детей).
7 Работа с таблицей.

Сравните способности человека и животного (которого вы считаете самым умным). Есть ли у человека/животного способности, названные в таблице?

Ребята предлагают в качестве примера собаку, лошадь, дельфина, кошку, слона. Приходим к выводу, что, в основном, таких качеств (способностей) у животных нет. Это именно те качества, которые отличают человека от животного.
8. Обсуждение изученного. Давайте, сравним наши выводы с мнением К.Д.Ушинского. Найдите в тексте слова, в которых говорится, чем человек отличатся от животного:

«У животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше».
9 Формулирование вывода. Кто же, как считают христиане, дал человеку эти способности: дар слова, совесть, свободную волю; понятие о Боге, желание и возможность становиться лучше?

- Бог-Творец.

Можно ли предположить, что эти свойства человек разумный получил в наследство от животных, которые их не имеют?
10 Игра: Подумай и выбери те дела, в которых ты сможешь раскрыть свои таланты.

На доске предложены ситуации:



  • Я могу вымыть пол. – Я не уборщица.

  • Я здороваюсь со всеми людьми в нашей школе – Я их не знаю.

  • Я не показываю людям своё плохое настроение. – Все должны терпеть моё плохое настроение.

  • Старому, больному человеку я приду на помощь (схожу в аптеку за лекарством, почитаю). – Помогу, если меня попросят (заплатят за это).

Ребята очень живо, заинтересованно обсуждают ситуации.
11. Рассказ-загадка:

Послушайте, пожалуйста, рассказ-загадку и попробуйте понять, о чём здесь идёт речь.

«Чудный домик»

(того же самого автора – К.Д.Ушинского)

Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются.

В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, - на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.



Ответы: Хозяйка – д _ _ а человека

Домик – т _ _ о человека

Эконом – с _ _ _ _е

Зала – л _ _ _ _ е



Ставенки – г _ _ _ а
12.Ответы на вопросы и выполнение заданий из электронного приложения к учебному пособию.
13. Домашнее задание: Подготовь рассказ на тему «Что говорит о человеке православная культура?»


14.Итог урока. Учитель хвалит всех участников разговора. (Урок прошёл очень активно, все дети приняли живое участие в диалоге!)


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница