Православное и духовно-нравственное воспитание



Скачать 68,48 Kb.
Дата23.05.2016
Размер68,48 Kb.
Православное и духовно-нравственное воспитание
Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что  каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце.

В.А.Сухомлинский


Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся первостепенной задачей современной образовательной системы.

Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня,  в современных условиях введения ФГОС. И в связи с актуальностью темы объектом исследования является – процесс духовно-нравственного и православного воспитания обучающихся, а предметом исследования – педагогические условия работы по воспитанию у обучающихся нравственности и духовности.



Цель духовно-нравственного развития и воспитания: способствовать воспитанию и развитию высоконравственного ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, знающего и ценящего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации. Сформировать духовно- нравственную, гармонически развитую личность.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания:

  • Способствовать формированию готовности и способности обучающихся к нравственному самосовершенствованию «становиться лучше», реализации творческого потенциала на основе непрерывного образования,  самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции;

  • Способствовать формированию нравственных ценностей: честности, доброты, искренности, милосердия и навыков нравственного поведения;

  • Развивать у обучающихся самосознание, позитивную самооценку и самоуважение; духовно-нравственное мировоззрение и сознание;

  • Формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора;

  • Расширять представления о России, как стране, в которой они живут;

  • Изучать основы православной культуры.

Вопросы духовно-нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно-нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями.

Духовно-нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Духовно-нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Воспитательная деятельность в школе-интернате в системе духовно- нравственного воспитания осуществляется через реализацию предметных циклов, классных часов и внеклассную работу воспитателя в группе.

 1. Учебная деятельность.



  • Нравственное развитие обучающихся на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, организацию урока, личность учителя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений.

  • Классные часы и уроки мужества духовно-нравственной направленности, проводимые классным руководителем и воспитателем в течение учебного года.

  • При проведении занятий затрагиваются основные нравственные проблемы, связанные с совершенствованием духовно-нравственных качеств личности, нравственными отношениями между людьми, человеком, обществом и природой.

 2. Внеклассная работа воспитателя по программе духовно-нравственного воспитания составляет 1 час в неделю, 35 часов в год. Работа по данному направлению проводится регулярно, системно. Это коллективные творческие дела обучающихся:

- творческие работы, выполненные в разных техниках;

- посещение музеев;

- акция памяти «Обелиск»;

- акция «Моя помощь здесь необходима»;

- экологическая акция «Живи родник»;

- трудовая деятельность; акция «Помощь должна быть бескорыстна»;

- встреча с ветеранами;

- акция « Письмо ветерану»;

- сбор информации о детях ВОВ и их воспоминаний;

- ведение в школьной газете « Радуга» постоянной рубрики «Война глазами ребенка»;

- изучение биографий знаменитых Россиян, русских святых в рамках внеклассного чтения и библиотечных часов;

- участие в недели казачества;

- участие в конкурсах.

    Все это способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.

      В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления.

Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова добромир и согласие в душе, покаяние, и таких слов можно перечислять множество. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на  разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Однако школа сама по себе не в состоянии решить вопросы, связанные с воспитанием, мы считаем чрезвычайно важным укрепление института семьи, потому что воспитательная работа должна начинаться в семье, а школа должна только проводить и завершать воспитательную работу. Первый опыт приобщения человека к созидательной жизни приобретается в семье.  В семье формируются общечеловеческие ценности: личностные (самопознание, саморазвитие), социальные (человек, человечность, Родина, здоровье), нравственно-этические (доброта, труд, любовь), эстетические (красота, гармония, творчество).

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных. Проблема духовно-нравственного оздоровления: восстановление ценностей традиционной культуры является настолько трудной, что эффективность её решения может быть обеспечена только совместными действиями педагогического, ученического и родительского коллективов при условии системного подхода. Основой системного подхода в восстановлении духовно-нравственной культуры общества является принцип комплексности решения спектра проблем.
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания


  • принцип нравственного примера педагога;

  • принцип социально-педагогического партнерства;

  • принцип индивидуально-личностного развития;

  • принцип интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

  • принцип социальной востребованности воспитания.

Огромное внимание также уделяется семейному воспитанию.  Интеграция воспитательных усилий семьи и школы-интерната имеет приоритетное значение. Школа-инетрнат и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития воспитанников. Все компоненты воспитательного пространства школы-интерната призваны обеспечивать достижение единой цели - духовно-нравственное развитие личности гражданина России.        

В заключении хотелось бы обратить Ваше внимание на слова К.Д. Ушинского  «Задача воспитания - пробудить внимание к духовной жизни …».



Если ваш обучающийся знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и духовному - вы не достигли цели воспитания».

d:\работа\radmila\статьи на сайт\все статьи в газету\сайт. батюшка\img_1616.jpg
внимание дети 027
d:\работа\radmila\фото 2015-2016\dcimфото 2015\9 мая2015\sam_5984.jpg
d:\работа\radmila\фото 2015-2016\dcimфото 2015\9 мая2015\sam_5997.jpg
d:\работа\radmila\фото 2015-2016\dcimфото 2015\9 мая2015\sam_6175.jpg
d:\работа\radmila\фото\троица\sam_2646.jpg
Результаты духовно-нравственного и православного воспитания.


  • Снижение отклонений в нравственном развитии и поведении обучающихся;

  • Знание различий норм морали, права, основных ценностей духовной и общественной жизни;

  • Развитие чувства социальной ответственности;

  • Становление социально-активной, духовно-нравственной личности, полноценного гражданина нашего общества;

  • Возрождение чувства истинного патриотизма как духовно-нравственной и социальной ценности;

  • Сохранение традиций русского народа и преемственности поколений;

  • Развитое чувство гражданственности и любви к своей малой родине;

  • Организация социального партнерства образовательного учреждения, семьи и общественных структур.

  • Развитие духовно-нравственной культуры обучающихся;

  • Участие педагогов и обучающихся в социально-значимых проектах школы, города, района; всероссийских, областных и районных конкурсах, семинарах по духовно-нравственному воспитанию;

  • Знание и соблюдение православных и народных традиций, обрядов; знание жития русских православных святых, основных христианских праздников, правил поведения в православном храме;

  • Знание имен героев России, биографии великих Россиян; донских писателей и поэтов, государственные праздники и символику;

Умение совершать нравственные поступки, знание основ мировой художественной и русской православной культуры; истории своей малой Родины, великих побед России; музеи и памятные места г. Пролетарска
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница