«Православие основа духовно-нравственного воспитания»



Скачать 63.81 Kb.
Дата01.06.2016
Размер63.81 Kb.
Захарова Светлана Николаевна

Учитель математики

МБОО Лицей №15

Городской округ Химки



«Православие - основа духовно-нравственного воспитания».

Обоснование актуальности проблемы духовно-нравственного и православного воспитания.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ.

Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры - русского народа.

"Культура", "религия", "духовность", "нравственность" как базовые понятия для определения духовно-нравственного воспитания

Понятием "культура" (в переводе с латинского - возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности [1].

Понятием "духовность" традиционно обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере [2].

Само слово "религия" буквально переводится с латинского как "святыня", "набожность", "благочестие" - жизнь по совести, в соответствии с заповедями Божиими [3].

Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия.

В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание "нравственности" как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством человека, долгом, честью, чистой совестью гражданина [4].

Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, [5] формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой).

Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека, учения о человеке, цели его жизни.

В данной работе я хотела бы остановиться на проблемах нравственного воспитания учащихся моего класса (класса, в котором я являюсь классным руководителем).Ребят хотелось бы видеть патриотами своего отечества, чуткими, милосердными, воспитанными молодыми людьми, а для этого надо проводить постоянную работу по развитию нравственных начал воспитания.

Становится традицией в нашем лицее проводить Рождественские чтения. В эти дни проводятся классные часы, беседы по вопросам православия, поднимаются проблемы нравственного воспитания; происходят встречи со священнослужителями.

Естественно, что учитель постоянно занимается вопросами нравственного воспитания, но в эти дни гармонично переплетаются нравственное и православное воспитание.

В 2011-12 учебном году для учащихся моего класса (7 класс) был подготовлен классный час «Рождественское чудо» (как открытое мероприятие для учителей г.о. Химки). На внеклассном мероприятии, после вводной беседы и просмотра мультфильма, мы выяснили, что между праздниками Новый год и Рождество есть сходство и различие. Оба праздника связаны с новогодней елкой и подарками. Но Новый год- это семейный праздник, во время которого каждый мечтает получить подарок (кто-то от Деда Мороза, а кто-то от родных и близких).На Рождество, по старым традициям, люди дарят подарки другим, посещая больных, старых и немощных; идут в больницы, приюты и церкви, чтобы оказать посильную помощь нуждающимся.

В ходе дальнейшей беседы мы попытались выяснить актуальность милосердия и сострадания в наши дни; часто ли мы занимаемся благотворительностью и хотим ли мы этого. В заключение классного часа ребятам была доведена до сведения информация об акции «Добро» (перечисление денежных средств в фонд тяжело больных детей). В конце классного часа все учащиеся перечислили с мобильных телефонов денежные средства на указанный спецсчет (предварительно была проведена разъяснительная работа с родителями и получено их согласие на участие детей в данной акции).Дети ушли с классного часа окрыленными, просветленными. Данное мероприятие получило хорошие отзывы от присутствующих коллег. (со сценарием классного часа, отзывами коллег можно ознакомиться на сайте лицея licev-15@narod.ru )

В 2012-13 учебном году мы опять вернулись к православным традициям. В декабре 2012 года у нас прошел классный час «Рождественский пост». Ребята активно готовились к нему: изучили историю возникновения Рождественского поста, подготовили презентацию, разработали постное меню и приготовили интересные и вкусные блюда. Но по ходу классного часа мы выяснили, что у поста две составляющие: телесная и духовная. Что такое духовный пост? Зачем он? В чем проявляется? После того как были получены ответы на интересующие вопросы, беседа плавно перешла к теме милосердия и сострадания.

Итогом классного часа стало активное участие детей в акции «Рождественский ангел» по сбору подарков для детей Химкинского социального приюта и семей, попавших в трудные ситуации. Учащиеся класса принесли школьно-письменные товары, книги, развивающие игры, мягкие игрушки.



14 февраля отмечается день святого Валентина. Праздник становится с каждым годом все популярней. Дети знают о нем уже в первом классе. Но очень немногие знают, что в нашей стране существует аналог- праздник святых Петра и Февронии. 15 февраля 2013 года в классе был проведен классный час «Праздники любви», где сначала ребятам напомнили о происхождении праздника Святого Валентина, а затем познакомили с православными Святыми Петром и Февронией. Учащиеся познакомились с историей жизни святых, поговорили о любви и семейном благополучии; узнали об утверждении нового семейного праздника «День семьи».

18-19 мая 2013 года 15 учащихся класса приняли участие в 15 Московском городском биолого-краеведческом турслете, организатором которого являются Департамент образования города Москвы, Государственное бюджетное образовательное учреждение Московский детский эколого-биологический центр, Русская Православная Церковь Московского Патриархата, Гимназия «Лампада» при Храме «Знамение Божией Матери в Ховрино». Мы открыли для себя много интересного. В ходе проведения турслета ребята должны были пройти различные этапы (тропы), которые включали в себя знания по зоологии, биологии, физике на природе, ориентированию. Не менее интересными стали рыцарский турнир (сражение на мечах),прохождение минного поля (с настоящим миноискателем), конкурс снайперов (стрельба из пневматического оружия), переправа через ров и т.д. Учащиеся класса очень старались и по итогам двух дней соревнований стали победителями. Такие соревнования и игры очень нужны детям. Через спорт, знания проложена еще одна ниточка к духовно-нравственному воспитанию (взаимопомощь в команде, сопереживание, прикосновение к истории Руси (битва на мечах), к воинской славе (изучение оружия)).

В заключении хотелось бы сказать, что вопросы православного воспитания тесно связаны с проблемами нравственного воспитания учащихся. И если мы смогли достучаться до их сердец, привлечь их внимание к чужому горю, проявить сострадание, милосердие, значит, наша работа прошла не зря.

У нас многонациональная страна (да и класс мой тоже), но мы живем на территории православной России, а значит, должны знать ее историю и традиции.

Список Литературы:

1. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989; Есин А.Б. "Введение в культурологию": Основные понятия культурологии в систематическом изложении. - М., 1999

2. В.И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"

3. В.И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"

4.В.И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"

5. Протоиерей Евгений Шестун "Православная педагогика". - М., 2001





Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы М.: Издательство "Планета 2000", 2002
Каталог: mce-data -> school
mce-data -> Примерной основной образовательной программы дошкольного образования
mce-data -> Литература приложение § Введение
mce-data -> «Технология развития критического мышления как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках истории и обществознания»
school -> Функции школьного музея
mce-data -> Методические рекомендации по подготовке и проведению тренировок по эвакуации в случае возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций на объектах с массовым пребыванием людей
mce-data -> Внеклассное мероприятие по теме "Дети войны"
mce-data -> Структура художественной книги
mce-data -> Оптические иллюзии
mce-data -> «Приобщение детей к русской народной культуре»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница