Право на справедливое разрешение конфликтов



Скачать 45.15 Kb.
Дата28.04.2016
Размер45.15 Kb.
Право на справедливое разрешение конфликтов.

Права и свободы человека могут быть гарантированы лишь при реализации ряда процедурных прав, важнейшим из которых является право на справедливый суд. Для школы это право трансформируется в право на справедливое разрешение конфликтов. Действительно, было бы сложно представить реализацию прав участников образовательного процесса в школьном правовом пространстве без локального механизма разрешения многочисленных конфликтов, в том числе в сфере прав человека.

При исследовании проблемы обеспечения права на справедливое разрешение конфликтов выяснялись следующие вопросы:

- Определяют ли школьные документы принципы разрешения конфликтных ситуаций.

- Содержатся ли в Уставах детально расписанные процедуры восстановления нарушенных прав.

- Каким образом в школах разрешаются конфликты.

При исследовании поставленных ориентиров при реализации права на справедливое разрешение конфликтов, мы опирались на уставы и другие нормативные акты школ, ответы учащихся, родителей, учителей, директоров школ, работников органов управления образованием, на результаты наблюдения в школах.

Право на справедливое разрешение конфликтов нашло отражение только в одном анализируемом Уставе. В данном Уставе закреплено право учащихся на справедливое разрешение конфликтов с товарищами, учителями; право учителей на решение конфликтных вопросов; право родителей на разрешение конфликтных ситуаций. Учащиеся в случае возникновения конфликта, согласно Уставу, могут обратиться к классному руководителю, педсовету, Совету школы, Совету старшеклассников. Родители для разрешения конфликтной ситуации, согласно Уставу, должны обращаться в Совет Школы. Учителя для разрешения конфликтов, согласно Уставу, могут обращаться в конфликтную комиссию или в вышестоящие инстанции. Принципов разрешения конфликтов, подробных процедур в Уставе не прописано.

В остальных анализируемых Уставах школ вообще отсутствует право на справедливое разрешение конфликтов, и тем более не прописаны ни принципы, ни процедуры разрешения конфликтных ситуаций.

Однако ответы учащихся на вопрос, куда они будут обращаться за помощью в случае конфликтной ситуации, показывают, что большинство конфликтных ситуаций разрешается на уровне школы.

Диаграмма №19

Только 12% опрошенных учащихся не проявляют готовности куда-либо обращаться. Почти половина опрошенных учеников (48%) в качестве посредников в разрешении своих проблем выбрали бы родителей. Значительная доля учащихся проявляет готовность разрешить ситуацию самостоятельно путем обращения к классному руководителю или авторитетному учителю (39%), либо обращения к директору или его заместителям (34%). Только 7% учащихся обратились бы в органы ученического самоуправления. Данные опроса учащихся, на наш взгляд, отражают реальную картину сложившейся практики разрешения конфликтных ситуаций в школе. Вполне естественно, что большинство школьников обратятся за помощью к родителям, ведь это самые близкие для них люди, которые должны представлять и защищать интересы своих детей. Кроме того, большинство школьных конфликтов имеет локальный характер, и могут быть разрешены на месте, в момент возникновения. Тот факт, что учителям, администрации школ доверяет значительная часть учеников в разрешении конфликтов, подтверждает сложившуюся практику.

Отчаиваются найти справедливость в школе четверть учащихся, однако только 16% проявляют готовность к активным действиям. Участники конфликтной ситуации готовы обратиться и обращаются с жалобами в вышестоящие органы управления образованием, общественные организации, Уполномоченному по правам человека в Пермской области. При этом в школах не регистрируются поступающие жалобы, что вызвало затруднение в объективной оценке жалоб на нарушение прав человека, механизмах рассмотрения и принятых по ним решениям. Исключение составила одна школа, в которой конфликт с семьей длится уже на протяжении двух лет, и директор собрал папку жалоб, запросов, ответов и т.п. документов. На уровне муниципалитетов, органов государственной власти в Пермской области процедуры рассмотрения жалоб регламентированы Законом Пермской области «Об обращениях граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления Пермской области». На наш взгляд, при рассмотрении жалоб в школах вполне приемлемо руководствоваться нормами данного закона.

При наблюдении в школах было отмечено восемь конфликтных ситуаций во время перемен между детьми, детьми и учителем. В четырех ситуациях никакой реакции со стороны учителей не последовало, в двух ситуациях учитель спокойно делает замечание, в одной ситуации учитель кричал на ребенка, и в одной – применил физическое воздействие.

Право на восстановление в правах в случае их нарушения не содержится ни в одном анализируемом Уставе. Правовые процедуры по восстановлению в нарушенных правах также в Уставах отсутствуют.

В отсутствии официальных документов, судить о механизмах разрешения конфликтных ситуаций в школах можно только со слов руководителей образованием, директоров, учителей. Многочисленные интервью позволяют увидеть следующую картину. В случае возникновения конфликта между учеником и учителем, чаще всего он разрешается на этом же уровне, при чем инициатива исходит от учителя, который силой убеждения и своего авторитета, доказывает неправоту ученика. Также конфликты в школах помогают разрешать социальные педагоги и (или) психологи. Во многих школах созданы Советы профилактики, на которых также рассматриваются сложные конфликтные ситуации. Конфликты разрешаются на малых педсоветах, административных советах.

В ряде школ созданы Конфликтные комиссии, куда входят ученики и учителя. По-видимому, направление работы по разрешению школьных конфликтов выбрано верное. По словам двух руководителей управлений образованием конфликтные комиссии плодотворно работают во многих школах и в районах. Но, как выяснилось, не везде. В беседе в одной из школ с членами комиссии, выяснилось, что за год они собирались всего два раза и даже не могли вспомнить, какие конфликтные ситуации ими были рассмотрены.



Следует обратить внимание еще на один механизм разрешения конфликтов. По инициативе Уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева в 2003 году в ряде школ г. Перми и Нытвенского района были созданы институты Уполномоченных по правам участников образовательного процесса. Итоги деятельности в учебном году данного института были обсуждены на круглом столе в июне 2004 г. и будут опубликованы. Наша оценка перспектив работы школьных уполномоченных в самом общем виде сводится к следующему. Само по себе наличие школьных омбудсменов (Уполномоченных по правам человека) не решает никаких проблем, если в образовательном учреждении не создано гармоничное правовое пространство, не создана атмосфера толерантности и сотрудничества, участники образовательного процесса не принимают реального участия в управлении ОУ, в частности, в выработке регламента деятельности своего уполномоченного и в его выборе.
Каталог: actual -> child -> memo
actual -> Этика российских связей с общественностью – a potentia ad actum рецензия на книгу И. А. Авдеевой «Этика pr. Теоретико-философский анализ»
actual -> Проблемы обеспечения межэтнического согласия в России
actual -> Профессиональная психотерапевтическая лига россии ООО «центр клинической и прикладной психологии»
actual -> Антроподицея н. Бердяева: идеал и его воплощение
memo -> Право на участие в управлении образовательным учреждением
actual -> Мистерия в поэзии В. Иванова и А. Блока Федотова Светлана Владимировна
actual -> Педагогические науки Психолого-педагогические основания анимационной деятельности в процессе профилактики девиантного поведения детей-сирот


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница