Правила эмоционального поведения
Чтобы снизить риск выгорания, полезно воспользоваться правилами эмоционального поведения, предложенными В.В. Бойко (Академик международной Балтийской Педагогической Академии, член-корр. Петровской Академии наук и
искусств, профессор, доктор психологических наук). По мнению автора, существуют три главных условия, когда эмоции помогают исполнению профессиональных обязанностей в социальных профессиях и снижают риск выгорания.
1. Адекватность эмоций и переживаний, понимаемая как их соответствие смыслу внешних воздействий и оправданность в данных обстоятельствах.
2. Экономичность в проявлении эмоций, связанная с наименьшими затратами физических и психических ресурсов при разрешении сложной или критической ситуации.
З. Коммуникабельность как способность производить благоприятное впечатление на партнеров по коммуникации, располагать к общению и вызывать доверие.
В связи с этим В. В. Бойко сформулировал следующие правила эмоционального поведения, помогающие добиться успешного эмоционального режима без последствий выгорания. Рассмотрим некоторые из них.
1. Проявлять заботу о привлекательности своего внешнего облика, который отражает состояние психического здоровья — интеллектуального, эмоционального, нравственного и волевого. Способность вызывать доверие у тех, с кем приходится работать, — предмет особой заботы делового человека, рассчитывающего на успех. Располагающий к себе внешний имидж экономит энергетические затраты при установлении контакта с реципиентами (учениками, клиентами, пациентами, деловыми партнерами).
2 . Преодолевать двойственность и неопределенность выражения (экспрессии) эмоций при общении с реципиентами. «Профессионал в сфере человеческих отношений должен выработать такую экспрессию, которая была бы достаточно информативной и коммуникабельной для партнеров и в то же время экономичной».
Эмоциональная экспрессия профессионала должна быть адекватной предлагаемым обстоятельствам: она позволяет партнерам по общению устранять неопределенность в коммуникации. Для этого В. В. Бойко рекомендует вырабатывать такие привычки: стремиться к тому, чтобы общение было наполнено живыми и искренними эмоциями, отказаться от «мимических масок», скрывающих истинное отношение к происходящему, не демонстрировать безучастность и холодность в общении, сделать так, чтобы голос не был невыразительным, избавляться от состояния эмоционального диссонанса и др.
З. Не перегружать эмоции энергией и смыслом: устранять из своего репертуара утрированные эмоции, возникающие в общении с трудными (неприятными) людьми; снижать накал своих эмоций, переходя к более умеренным вариантам их проявления; преобразовывать перегруженные энергией и смыслом эмоции в более позитивную и конструктивную форму.
4. Проявлять экспрессию в коммуникабельной форме, располагающей к доверию и эффективному взаимодействию с деловыми партнерами (коллегами, пациентами, клиентами). В. В. Бойко предлагает посмотреть со стороны на свои эмоциональные стереотипы (свою обычную экспрессию), самокритично оценить их и всеми доступными средствами устранить изъяны. Можно полностью согласиться с автором в том, что «некоммуникабельная» экспрессия создает «барьеры» и повышает напряженность в общении, тем самым способствуя эмоциональному истощению. Те, кто не хочет подвергнуться «выгоранию» в ежедневном общении, должны позаботиться о своей «коммуникабельной» экспрессии.
5 .Устранять причины, которые мешают устанавливать эмоциональные контакты с другими людьми: не «рекламировать» свои несчастья, не «застревать на проблемах и плохих предчувствиях, не переносить свое плохое настроение на других, не «переигрывать роли», афишируя свои комплексы, не «одевать маски», не эксплуатировать других для решения собственных проблем и др.
6. Отслеживать смысловое содержание передаваемых эмоций.
В. В. Бойко прёдлагает проанализировать личностный компонент своих эмоций по следующим позициям:
Прислушаться к эмоциональному подтексту вашего смеха: вы смеетесь ехидно,
открыто и радостно, с опаской и осторожностью или как-то иначе?
Как вы сердитесь: со злостью, добродушно ворчите или оскорбляете партнера?
Как вы жалуетесь: пытаясь найти сочувствие, обвиняя кого-либо, нападая при
этом или переживал чувство неловкости?
Как бы требуете: воодушевляя или принижая партнера, категорично или
допуская возражения, поощряя или укоряя личность?
Как вы делаете замечания: уважая или обижая партнера, спокойно или
раздраженно, терпеливо или нетерпеливо, в мягкой или в жесткой форме?
Как вы реагируете на критику: агрессивно, зло, раздраженно или с чувством
юмора, с искренней признательностью?
чувством зависти, обиды, неудовлетворенности или благожелательно?
Как вы реагируете на близкого человека, у которого недомогание: с
раздражением, стараетесь скорее отделаться от него или с сочувствием,
пониманием, с готовностью помочь?
Если ваши ответы содержат по большей части асоциальный смысл (означают разъединение и способствуют эмоциональной напряженности), то работа в сфере социальных и «помогающих» профессиях непременно будет вести к выгоранию.
7. Экономно расходовать эмоционально - энергетические ресурсы. Для этого необходимы интеллектуальный и волевой контроль за «включением» эмоций, нейтрализация отрицательного влияния многих внешних событий благодаря рационализации и позитивному мышлению.
Каталог: data -> 20122012 -> Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»2012 -> Технология литографических процессов2012 -> Программа «Стратегическое и корпоративное управление»2012 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68 «Психология»2012 -> Программа дисциплины Теория и методология современной психологии для направления 030300. 68 Психология для магистерских программ2012 -> Программа исследований (предварительная версия) Москва, лас, январь 2012г2012 -> Возможные руководители: Шляго нн., Балашов А. И., Котляров И. Д., Тарасова Ю. А., Козлова Ю. А., Рання Н. А., Смирнова Е. Э., Корчагина Е. В., Чуланова Г. Ю.,, Соколова А. А. и др2012 -> Программа дисциплины Политическая антропология России (курс по выбору) Для направления 030200. 62 Политология2012 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68 «Психология»2012 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600. 62 «Журналистика»
Поделитесь с Вашими друзьями: |