Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста Методическое руководство



страница1/3
Дата24.04.2016
Размер166 Kb.
ТипПравила
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ



ПОЛЕЗНЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ

Правила безопасного использования интернета

для детей младшего школьного возраста

Методическое руководство

Москва 2012

Методическое руководство разработано на основе результатов исследований по проблемам безопасности российских детей и подростков в интернете, осуществленных сотрудниками ФИРО, факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Фонда Развития Интернет в 2009–2011 гг. Создание и апробация руководства осуществлялись при поддержке и в рамках образовательно-выставочного проекта компании МТС «Дети в Интернете» – комплекса образовательных мероприятий, объединившего интерактивные выставки и серию обучающих уроков для младших школьников. Занятия «Полезный и безопасный интернет» ежедневно с 7 декабря 2011 г. по 10 февраля 2012 г. проходили в рамках выставки «Дети в Интернете» в Политехническом музее, были представлены на III ежегодном «Форуме Безопасного Интернета» (Москва, февраль 2012 г.). Программа апробирована в 57 школах Москвы и Московской области.

Методическая разработка адресована работникам системы образования, психологам, педагогам начальных классов, классным руководителям, педагогам-библиотекарям, преподавателям ОБЖ, студентам педагогических и психологических факультетов вузов, родителям школьников младших классов.



СОДЕРЖАНИЕ

Младшие школьники и интернет: риски и угрозы цифрового мира................4

Цели и задачи занятия ...........................................................................................7

Методологические принципы проведения занятия……………………............8

Правила по безопасному использованию интернета........................................11

Формат занятия ....................................................................................................13

Сценарий и ход занятия ......................................................................................13

Рекомендации по проведению занятия «Полезный и безопасный интернет»............................................................................................................................24

Глоссарий ..............................................................................................................26

Литература.............................................................................................................28

Приложение 1. Игра «Вирусы» ..........................................................................29

Приложение 2. Игра «Три лица»........................................................................30

Приложение 3. Игра «Сеть»................................................................................31

Приложение 4. Правила безопасного использования интернета в стихах.................................................................................................................................32

Приложение 5. Краткие правила безопасного использования интернета в стихах.................................................................................................................................37

Приложение 6. Самооценка проведенного занятия.........................................38



МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ И ИНТЕРНЕТ: РИСКИ И УГРОЗЫ ЦИФРОВОГО МИРА

Современные средства коммуникации стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей и опосредуют практически все сферы человеческой деятельности. Число пользователей интернета неуклонно растет с каждым днем, а самыми активными среди них являются молодые люди, подростки и дети.

Сегодняшние младшие школьники – представители нового цифрового поколения пользователей интернета, они чувствуют себя в глобальной сети естественно и непринужденно. Интернет является полноценной частью образа жизни современных детей, и это требует изменений во всех сферах общества, в т. ч. и в образовании. В новых стандартах начальной школы предполагается, что каждый ребенок должен иметь доступ к компьютеру и интернету и, соответственно, приобретать определенный уровень медиаграмотности.

Предоставляя множество новых возможностей, глобальная сеть несет и новые риски. Ребенок, захваченный безграничными возможностями современных технологий, зачастую не может разглядеть рисков и угроз сети и в результате оказывается среди наиболее уязвимых ее пользователей. Сталкиваясь с опасностью при использовании интернета или мобильной связи, дети часто не знают, как поступить и к кому обратиться в такой ситуации, а потому вынуждены действовать методом проб и ошибок.

Результаты исследования «Дети России онлайн», проведенного в 11 регионах Российской Федерации сотрудниками Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках проекта EU Kids Online II (координирующая организация проекта – Лондонская школа экономики и политических наук, при поддержке Еврокомиссии) в 2010–2011 гг. позволили выявить особенности использования интернета и основные риски онлайн-среды для детей 9–16 лет [3; 5; 6].

В среднем по России дети начинают выходить в глобальную сеть в возрасте 9–10 лет и активно пользуются всевозможными интернет-сервисами. Причем возраст попадания детей в категорию интернет-пользователей неуклонно снижается. Без контроля со стороны взрослых пользуются интернетом 70% учеников 9–10 лет и свыше 90% школьников старше 13 лет. Почти каждый третий школьник 9–10 лет использует для выхода в сеть мобильный телефон. Каждый второй ребенок 9–10 лет выходит в сеть ежедневно, и почти треть – один-два раза в неделю. Более четверти опрошенных детей находятся онлайн от 7 до 14 часов в неделю (около одного-двух часов в день), каждый шестой ребенок – от 14 до 21 часа, каждый пятый – более 21 часа.

Для всех детей, пользующихся интернетом, глобальная сеть в первую очередь является средством коммуникации. Так, более 75% российских детей указали, что у них есть профиль в социальной сети, а почти треть имеет больше одного профиля в разных сетях. У третьей части опрошенных детей профили открыты и доступны всем пользователям. От 60 до 80% российских школьников выкладывают в сети фамилию, точный возраст, номер школы. 69% детей 9–10 лет имеют больше 10 друзей в социальных сетях, у 28% – больше 50 друзей. При этом половина российских детей 9–16 лет постоянно знакомится в интернете с новыми людьми, а каждый пятый признается, что встречался с интернет-знакомыми в реальной жизни.

В то же время каждый второй ребенок 9–16 лет считает, что в интернете есть что-то плохое для его сверстников, а каждый пятый хотя бы раз сталкивался в интернете с чем-либо, что огорчило или обеспокоило его.

Результаты исследования показывают, что многие родители не знают, с чем встречаются в сети их дети. Родители наиболее просвещены в том, что дети видят сексуальные изображения в интернете, потому что сами нередко с ними сталкиваются. В отношении других онлайн-рисков они демонстрируют очень низкую осведомленность. Например, более пятой части всех опрошенных детей-пользователей интернета, подвергались обидам или унижениям онлайн или оффлайн, т. е. стали жертвами буллинга, но знает об этом только каждый десятый родитель. Также родители не осведомлены о том, что их дети встречаются с теми, с кем познакомились в интернете, – это известно только 10% родителей [7], хотя для самих детей именно столкновение с коммуникационными рисками несет наибольший стресс и представляет реальную опасность для их психического и физического здоровья.

Чаще всего в ситуации, когда дети не могут справиться с чем-либо в интернете, они обращаются за помощью к родителям и друзьям. Учителя стоят на последнем месте среди источников помощи. Как показало исследование «Моя безопасная сеть» (2009–2010 гг.), даже ИКТ-продвинутые педагоги далеко не всегда имеют адекватные представления о том, чем занимаются их ученики в сети, какие угрозы кажутся им наиболее значимыми.

На основании проведенных исследований, а также анализа поступающих обращений на Линию помощи «Дети онлайн», была разработана классификация интернет-рисков и угроз, с которыми сталкиваются пользователи интернета. Было выделено четыре типа рисков.

Контентные риски связаны с нахождением в сети различных материалов (текстов, картинок, аудио- и видеофайлов, ссылок на сторонние ресурсы), содержащих противозаконную, не-этичную и вредоносную информацию (насилие, агрессию, эротику или порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т. д.). Столкнуться с ними можно практически везде: в социальных сетях, блогах, на торрент-сайтах, персональных сайтах, видеохостингах.

Электронные риски – возможность столкнуться с хищением персональной информации или подвергнуться атаке вредоносных программ. Вредоносные программы – различное программное обеспечение (вирусы, «черви», «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем ин-формации.

Коммуникационные риски связаны с общением и межличностными отношениями интернет-пользователей. Примерами таких рисков могут быть: кибербуллинг, незаконные контакты (например, груминг, сексуальные домогательства), знакомства в сети и встречи с интернет-знакомыми. С коммуникационными рисками можно столкнуться при общении в чатах, онлайн-мессенджерах (ICQ, Google talk, Skype), социальных сетях, сайтах знакомств, форумах, блогах.

Потребительские риски – злоупотребление в интернете правами потребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные подделки, контрафактную и фальсифицированную продукцию, потерю денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью мошенничества.

Младший школьный возраст (7–10 лет) – период активного вступления детей в ряды пользователей сетью интернет и формирования инфокоммуникационной компетентности. При апробации занятия «Полезный и безопасный интернет» учащихся 1–4 классов спрашивали о том, как они пользуются интернетом. Подавляющее большинство выходит в сеть в одиночку, без родителей. Половина из них бывает в сети ежедневно, и почти половине детей даже не требуется разрешение родителей для выхода в сеть. При этом более 75% опрошенных детей свое свободное время предпочитают проводить в интернете.

Один из основоположников культурно-деятельностного подхода Л.С. Выготский утверждал, что обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и опережать развитие. Учитывая особенности развития цифрового поколения, очень важно как можно раньше не только предоставлять детям информацию о возможностях и положительных сторонах глобальной сети, но также повышать уровень знаний в вопросах безопасного использования информационно-коммуникационных технологий, в первую очередь, интернета. Занятие «Полезный и безопасный интернет» для учеников 2–3 классов – один из психолого-педагогических инструментов повышения информированности детей младшего школьного возраста по этим вопросам.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ

Цель занятия: воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет, знакомство детей с основными правилами безопасного использования интернета.

Задачи занятия.

1. Повышение уровня знаний учащихся о возможностях ис-пользования сети Интернет:

• получение интересной и полезной информации;

• общение и коммуникация;

• возможности для обучения;

• игровая деятельность.

2. Повышение уровня знаний учащихся об основных опасностях при использовании сети Интернет:

• проникновение вирусов и вредоносных программ, заражение компьютера, потеря данных;

• агрессивное общение и оскорбления от других пользователей;

•встреча с людьми, с которыми дети познакомились в интернете;

• предоставление личной информации в интернете;

• обман и мошенничество.

3. Усвоение детьми правил безопасного использования интернета.

4. Повышение уровня осведомленности о возможностях решения неприятных и опасных ситуаций, возникающих в интернете.

5. Формирование навыков оценки опасных ситуаций при использовании сети Интернет.

6. Формирование системы действий и способов совладания при столкновении с неприятными и опасными ситуациями.

Занятие спроектировано таким образом, чтобы дать школьникам наиболее полное представление о разных сторонах использования сети Интернет – как положительных, так и отрицательных.

Предлагаемые методические рекомендации призваны помочь учителям, классным руководителям, школьным психологам, педагогам-библиотекарям в подготовке и проведении занятия по теме «Полезный и безопасный интернет».



МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

При проектировании занятия мы опирались на принципы культурно-деятельностного подхода и развивающего обучения:

• принцип активной включенности школьников в освоение предлагаемой информации;

• принцип деятельности;

• принцип доступности;

• принцип системности;

• принцип рефлексивности;

• принцип мотивации;

• принцип открытости содержания образования.

Принцип активной включенности школьников в освоение предлагаемой информации предполагает субъектную позицию школьника в образовательном процессе, обращение педагога к личностному опыту учащегося и обогащение его в процессе деятельности на занятии. Важной составляющей в этом случае является создание для школьников условий транслирования информации, полученной в ходе занятий, в принципы собственной жизнедеятельности.

Введение деятельностных технологий в обучающий процесс предполагает учет следующих критериев:

• интерактивность;

• игровой, театрализованный контекст;

• совместную деятельность ребенка и взрослого;

• учет психолого-возрастных особенностей школьников;

• использование социокультурных технологий.

Принцип доступности предполагает адекватность содержания и подачи предлагаемого материала применительно к возрастным и психологическим особенностям младших школьников, а также имеющемуся у них социальному опыту.

Принцип системности позволяет целостно представить учащимся как положительные, так и отрицательные стороны использования сети Интернет. Предлагаемое содержание структурировано в соответствии с представлениями о деятельности детей младшего школьного возраста в интернете, а также о возможных рисках и угрозах в сети для детей данного возраста. Содержание урока знакомит школьников с возможностями инфокоммуникационных технологий и дает детям простые и понятные правила, объясняющие, как избежать опасных ситуаций, а также справиться с их последствиями.

Принцип рефлексивности предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников на всех этапах занятия с целью вовлечения их в процесс осмысления полученной информации, соотнесения ее с имеющимся личным социальным опытом и включения приобретенного нового содержания и способов деятельности в собственную практику.

Принцип мотивации. Занятие спроектировано таким образом, чтобы мотивировать школьников на самостоятельный поиск новой информации по использованию инфокоммуникационных технологий в познавательных и развивающих целях, стимулировать их творческие и познавательные мотивационные потребности.

В предложенном занятии использованы средства побуждающего и формирующего воздействия. Эти средства необходимо применять так, чтобы они способствовали развитию различных компонентов и сторон мотивации в их единстве. Поэтому они должны применяться в комплексе, включающем приемы побуждения: и за счет стимулирующего влияния содержания учебного материала, и за счет побуждающей функции методов обучения, и за счет сочетания различных видов деятельности. Все это в совокупности обеспечит динамику развития положительных потребностно-мотивационных состояний учащихся в соответствии со структурой мотивационной основы деятельности.

Принцип открытости содержания образования предполагает достаточно гибкое использование ведущим занятия предложенной конструкции, не допуская при этом искажения логики, содержательной точности и достоверности информации.

Ведущий, опираясь на предложенные рекомендации, должен учитывать следующие составляющие:

• возрастные особенности учащихся;

• уровень общей учебной подготовленности коллектива (класса или группы);

• предполагаемую дальнейшую воспитательную деятельность педагогов в классе по избранной теме (в случае проведения занятия в школе);

• уровень собственной подготовки к данному занятию;

• особенности помещения и обстановки, в которых проводится занятие.

Предложенные материалы выступают в роли содержательного технологического ресурса, на основе которого ведущий, располагая собственным профессиональным методическим инструментарием и опытом, участвует в занятии, дополняя и развивая его.

Занятие имеет форму интегрированного (смешанного) уро-ка, в который входят лекционный материал, игры и тренинги. Они знакомят детей начальной школы, с одной стороны, с возможностями и положительными сторонами глобальной сети, с другой – с опасностями, которые могут возникнуть при использовании интернета. На последней теме делается особый акцент, что предполагает знакомство и усвоение школьниками правил безопасного использования интернета.

Для решения поставленных задач в занятии используются методы визуализации, интерактивной игры, сюжетно-ролевой игры, игры с определенными правилами. Игра способствует раз-витию коммуникативных навыков, расширяет диапазон взаимодействия со сверстниками, а также способствует формированию произвольного поведения у ребенка, позволяет ему лучше сосредоточиться и запомнить что-то, сдержать импульсивное движение. Именно поэтому занятие «Полезный и безопасный интернет» основано на интерактивном обучении с элементами сюжет-но-ролевой игры.

В то же время возраст 8–9 лет – период активной смены ведущей деятельности: игровая деятельность начинает уступать место учебной, в процессе которой происходит усвоение новых знаний. Учебная деятельность не является сформированной к началу обучения, она формируется в ходе учебного процесса под руководством педагогов. Предлагаемое занятие потребует от детей внимания, критического восприятия, работы памяти и воображения. Для занятия подобраны задачи, которые требуют индуктивных (от частного к общему) и дедуктивных (от общего к частному) умозаключений.

Возможно проведение занятия в формате классных часов, а также в рамках системы дополнительного образования.

ПРАВИЛА ПО БЕЗОПАСНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРНЕТА

С учетом всех выделенных выше типов рисков и угроз интернет-среды были сформулированы основные правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста, на которые мы опирались, разрабатывая занятие.

Контентные риски

• Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах в интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что – нет.

• Установи на свой браузер фильтр или попроси сделать это взрослых – тогда ты сможешь смело путешествовать по интересным тебе страницам и не встречаться с неприятной информацией.

Электронные риски

• Не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из интернета. Не допусти заражения компьютера вирусом, установи на него специальную про-грамму – антивирус!

• Если твой компьютер заблокирован, то попроси взрослых разблокировать твой компьютер с помощью антивируса. Если твой компьютер заблокировался картинкой с требованием отправить SMS-сообщение, позвони на Линию помощи «Дети онлайн» (8-800-25-000-15, звонок бесплатный), и тебе помогут решить проблему.

Коммуникационные риски

• Прежде чем начать дружить с кем-то в интернете, спроси у родителей, как безопасно общаться в сети.

• Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям: где ты живешь, учишься, свой номер телефона. Это должны знать только твои друзья и семья!

• Не отправляй свои фотографии, а также фотографии своей семьи и своих друзей незнакомым людям. Они могут использовать их так, что это навредит тебе или твоим близким.

• Не встречайся без родителей с людьми из интернета в реальной жизни. В интернете многие люди рассказывают о себе неправду.

• Общаясь в интернете, будь дружелюбен с другими. Не пиши грубых слов! Ты можешь нечаянно обидеть человека. Читать грубости также неприятно, как и слышать.

• Если тебя кто-то расстроил или обидел в интернете, обязательно расскажи об этом родителям.

Потребительские риски

• Хочешь скачать картинку или мелодию, но тебя просят отправить SМS-сообщение? Не спеши! Сначала проверь этот номер в интернете – безопасно ли отправлять на него SМS-сообщение, и не обманут ли тебя. Сделать это можно на специальных сайтах: http://smsnumbers.ru, http://smscost.ru, http://smswm.ru.

В предлагаемом занятии основные из этих правил представ-лены в стихотворной форме (прил. 4). В таком виде правила лучше запоминаются детьми: вызывая в воображении красочные образы, они точно и ярко передают содержание.

Более подробно узнать об интернет-рисках, правилах без-опасности, ознакомиться с другими важными материалами, которые также помогут разобраться в теме безопасного использования сети Интернет и проводить это занятие, можно на интернет-порталах: www.detionline.com, www.fid.su, http://safety.mts.ru, http://www.google.ru/familysafety.

ФОРМАТ ЗАНЯТИЯ

Формат проведения: школьное занятие, классный час.

Форма занятия: смешанное (интегрированное занятие).

Количество детей: от 10 до 28 человек.

Время проведения: 40 минут.

Помещение, в котором проводится занятие, должно быть:

• технически подготовлено к проведению презентации, оборудовано компьютером, проектором и экраном.

• достаточно просторным для того, чтобы разместить всех участников занятия, и оборудованным соответствующей мебелью (например, достаточным количеством стульев).

• соответствующим общепринятым санитарно-гигиеническим и физиологическим нормам (требования к освещению, температуре и др.), комфортным, защищенным от шума, звонков, вибрации, разнообразных посторонних запахов (краски, пищи) и других неблагоприятных, отвлекающих факторов.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, электронный носитель с презентацией занятия (флеш-карта, диск), листовка с правилами поведения в интернете в стихах (раздается детям после проведения занятия).

Презентация занятия на сайте: http://detionline.com/mts/lessons.

СЦЕНАРИЙ И ХОД ЗАНЯТИЯ

Иллюстративный материал к занятию представляет собой анимированную флеш-презентацию, выполненную в режиме переключения «по щелчку». Это позволяет задавать необходимый темп занятия.

Ведущий представляет детям тему проведения занятия, его главных героев – Интернешку и щенка Митясика. Интернешка родился в сети, поэтому знает все про интернет. В презентации этот герой озвучен актером, и его речь представлена в стихотворной форме. Щенок Митясик – неопытный интернет-пользователь. С ним происходят различные истории, о которых рассказывает ведущий. Интернешка помогает Митясику справляться с рискованными ситуациями в сети и учит его безопасному использованию интернета.

Краткое содержание занятия.

1. Знакомство и введение в занятие

1.1. Знакомство.

1.2. Актуализация представлений и знаний об интернете у детей.

1.3. Представление героев и цели занятия.

2. Возможности и положительные стороны интернета

2.1. Обсуждение возможностей и положительных сторон интернета.

2.2. Полезные и безопасные сайты.

2.3. Поиск информации.

2.4. Общение на расстоянии.

3. Риски и угрозы интернета: правила безопасности

3.1. Возможные риски и опасности интернета.

3.2. Обман и мошенничество (Правило 1).

3.3. Вирусы (Правило 2).

3.4. Физкультминутка.

3.5. Предоставление личной информации в сети (Правило 3).

3.6. Агрессивное общение и оскорбления в интернете (Правило 4).

3.7. Встреча с незнакомцами (Правило 5).

3.8. Негативный контент (Правило 6).

3.9. За помощью к взрослым (Правило 7).

4. Закрепление полученного материала и завершение занятия

4.1. Повторение правил безопасного использования интернета.

4.2. Завершение занятия.



Каталог: doc
doc -> В данной статье представлен опыт работы, демонстрирующий возможности программно-аппаратного комплекса afs и датчиков Vernier в формировании исследовательской компетенции учащихся, сборе и обработке информации, реализации основных дидактических принципов
doc -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
doc -> Органах местного самоуправления
doc -> Программы
doc -> Информация об опыте 2
doc -> Работы с одаренной молодежью
doc -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
doc -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
doc -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница