Права и обязанности родителей



Скачать 127.42 Kb.
Дата06.04.2016
Размер127.42 Kb.
Права и обязанности родителей

Подготовила: социальный педагог МАОУ лицея № 102

Пережогина И.Н.

Роль супругов - первая, которую играют лю­ди, вступившие в брак. Вторая, еще более трудная роль, - роль родителей, папы и мамы.

С рождением ребенка супруги вступают в новые правовые отношения - отношения родителей и де­тей, приобретают права и обязанности родителей.

Юридическим основанием личных и имущест­венных отношений между родителями и детьми является кровное происхождение детей от опреде­ленных лиц, удостоверенное государственным ор­ганом. Происхождение ребенка от матери под­тверждается медицинским учреждением или сви­детелями, если ребенок родился вне него. Не представляет труда процедура установления от­цовства, если родители состоят в зарегистриро­ванном браке. В противном случае отцовство уста­навливается либо по совместному заявлению ма­тери и отца, либо по решению суда.

Если ребенок родился от лиц, состоящих в бра­ке, а также в течение 300 дней после его прекра­щения, то отцом ребенка признается супруг мате­ри, если не доказано иное. Но иногда бывает так, что действительным отцом ребенка является дру­гое лицо. Тогда факт отцовства может быть оспо­рен в суде матерью ребенка, настоящим отцом ре­бенка или самим ребенком, достигшим совершен­нолетия. Если мужчина и женщина, которые имеют общего ребенка, не состоят в браке, то от­цовство устанавливается путем подачи в органы загса отцом и матерью совместного заявления об этом. Если кто-либо из родителей ребенка отказы­вается подать такое заявление в органы загса, тог­да отцовство устанавливается в суде по заявлению одного из родителей или других лиц.

После того как орган загса установил проис­хождение ребенка от определенных родителей, он производит об этом запись в книге записей рожде­ний и выдает свидетельство о рождении ребенка.

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физиче­ском, психическом, духовном и нравственном раз­витии; они обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

На родителей возлагается защита прав и инте­ресов детей. Они являются их законными предста­вителями и выступают в защиту их прав и интере­сов, в том числе в судах, без специальных полно­мочий.

Родители вправе определять имя, отчество и фамилию, гражданство и национальность, а так­же местожительство своих детей. Они имеют пра­во истребовать своих детей от лиц, которые их незаконно удерживают. В жизни бывает так, что дети - по разным причинам - воспитываются не

у родителей, а у других лиц. Закон защищает, как мы уже отметили, право родителей истребовать детей от тех, кто их удерживает без правового ос­нования. Однако при этом суд выясняет, в состоя­нии ли родители обеспечить ребенку надлежащее воспитание, каковы у них взаимоотношения с ре­бенком, насколько ребенок привязан к тем, с кем в данный момент проживает, и другие обстоятель­ства, существенные для правильного решения столь сложного вопроса.

Родительские права сохраняются за матерью и отцом до тех пор, пока их поведение и отношение к своим обязанностям соответствуют требованиям морали и права. Увы, моральный облик некото­рых родителей вынуждает ставить вопрос о лише­нии их родительских прав.

Муж и жена пьянствуют, ведут себя безобразно. Двое детей школьного возраста учатся плохо, час­то болеют, имеют нервные расстройства. Единст­венный человек, который в меру своих сил ухажи­вает за ними, - бабушка. Налицо ситуация, ког­да применение предусмотренной законом меры ­лишения родителей родительских прав - оказывается необходимым.

Решение о лишении родительских прав может быть принято только судом. Дела по этим вопро­сам рассматриваются с обязательным участием органов опеки и попечительства, прокурора. Орга­ны опеки и попечительства изучают условия жиз­ни ребенка и дают заключение о целесообразности лишения родительских прав.

Лишение родительских прав приводит к тому, что родители утрачивают все права, основанные на факте родства с ребенком. Цель данной меры ­прекращение не столько правовой связи между родителями и ребенком, сколько создание благоприятной для его развития среды. Поэтому ребен­ка чаще всего из такой семьи забирают.

Родительских прав лишают тех, кто уклоняет­ся от выполнения обязанностей по воспитанию детей, злоупотребляет правами, жестоко обраща­ется с детьми, вредно влияет на них, является хроническим алкоголиком или наркоманом. Госу­дарство не только устраняет явно неблагоприят­ное, вредное влияние родителей на детей, но и прекращает фикцию воспитания.

Лишившись родительских прав, родители не освобождаются от обязанностей по содержанию детей. Они должны платить алименты тем, кому ребенок передан на воспитание, а сами перестают получать назначенные детям пособия. Кроме того, закон лишает их соответствующих прав по граж­данскому и трудовому праву. Имущественные права родителей, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они лишены ро­дительских прав, прекращаются. Родители не вправе требовать в будущем от такого ребенка средства на свое содержание. Они не смогут насле­довать имущество детей, в отношении которых были лишены родительских прав. Выплата али­ментов и пенсий на детей такому родителю пре­кращается.

Если родители исправляются, изменяют свое поведение к лучшему, они могут быть восстанов­лены в родительских правах. Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Восстановление родительских прав возможно, если родители сумели доказать, что их образ жизни изменился настолько, что они могут создать нормальные условия существова­ния и воспитания детям.

Лишение родительских прав применяется только тогда, когда суд приходит к выводу, что другие меры не позволяют защитить интересы ребенка. А если вред воспитанию ребенка, его здоровью, а иногда и жизни возникает из-за того, что родители больны, либо в результате стечения других тяжелых обстоятельств? Если остается надежда на изменение родителями своего пове­дения, суд может не рассматривать дело о лише­нии родительских прав, а вынести решение об ото­брании детей у родителей без лишения родитель­ских прав и передачи ребенка в семью опекунов или в детское учреждение. Правовая связь между ребенком и родителями сохраняется. Эта мера воздействия называется ограничением родитель­ских прав.

«Тот не умирает, кто детей не покидает» - го­ворит русская пословица. Но если это произошло, оставивший семью родитель, помимо права при­нимать участие в воспитании детей, наделен обя­занностями, содержать своих несовершеннолетних детей. Он должен содержать их и в том случае, если они нетрудоспособны и нуждаются в матери­альной помощи. Нравственная справедливость данной нормы права очевидна.

Закон предусматривает возможность принуди­тельного взыскания с родителей алиментов на со­держание ребенка. Алиментные обязательства родителей и детей относятся к разряду алимент­ных обязательств первой очереди, т. е. родители и дети обязаны предоставлять содержание друг дру­гу независимо от наличия у них других родствен­ников.

Основой алиментного обязательства являются семейные отношения - брак, усыновление (удо­черение) и др. Право на алименты имеют несовершеннолетние дети, а в ряде случаев - нетру­доспособные взрослые члены семьи. На детей алименты выплачивают в первую очередь роди­тели (усыновители), а в случае их смерти - дру­гие члены семьи (дед, бабушка, взрослые братья и сестры, так называемые фактические воспита­тели).

В соответствии с Семейным кодексом РФ али­менты взыскиваются по схеме: ежемесячно 25% заработка на одного ребенка, 1/3 - на двоих и 50% - на троих и более детей. Однако судам пре­доставляется возможность увеличивать или умень­шать размеры алиментов с учетом материального и семейного положения сторон. Алименты могут взыскиваться в твердой денежной сумме, если ро­дитель имеет нерегулярный заработок и иной до­ход, а также одновременно в долях и в твердой денежной сумме.

Размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимального возможного со­хранения ребенку прежнего уровня его обеспече­ния с учетом материального и семейного положе­ния сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Если с каждым из родителей остаются дети, размер алиментов с одного из родителей в пользу другого, менее обеспеченного, определяется в твердой денежной сумме, взыскиваемой ежеме­сячно и определяемой судом.

Алиментная обязанность родителей прекраща­ется с момента достижения детьми совершенноле­тия, но если дети являются инвалидами, нетру­доспособными, то алиментные обязательства не прекращаются.



? Вопросы

  1. Каково юридическое основание личных и иму­щественных отношений между родителями и детьми?

  2. Каковы права и обязанности родителей?

  3. По каким причинам родители могут быть ли­шены родительских прав?

  4. Где и как рассматриваются дела о лишении ро­дительских прав?

5. Каковы правовые последствия лишения роди­телей родительских прав?

6. В каких случаях применяется ограничение ро­дительских прав?

7. Каковы условия и порядок взыскания алимен­тов на содержание детей?


Задания для самостоятельной работы

  1. Какие качества характеризуют ответствен­ность родителей за судьбу своих детей: чест­ность, смелость, покладистость, верность сло­ву, неразборчивость в средствах, религиоз­ность, юмор, стремление к удовольствиям, бережливость, жадность, доброта, резкость суждений, уважение к людям, самолюбие, ми­лосердие, жесткость характера?

  2. Представьте себе, что вы едете в поезде дальнего следования, и попутчик в купе начи­нает рассказывать вам: «Жили мы с женой плохо. Пришлось развестись. Никакого ува­жения к ней у меня не осталось. С ней остался сынок десяти лет. Суд обязал меня платить алименты, а я не хочу. Почему? Я уверен, что жена не все мои деньги потратит на сына. Часть присвоит себе. Вот и думаю сейчас, как бы мне избежать уплаты алиментов ... » Охаракте­ризуйте моральный облик вашего спутника. Что бы вы сказали ему, услышав эту испо­ведь»?


Тесты

1. Каково юридическое основание лично-право­вых и имущественных отношений между роди­телями и детьми:

а) совместное проживание под одной крышей;

б) кровное происхождение детей от матери и отца, удостоверенное государственным орга­ном;

в) справка из домоуправления?

2. С какого момента супруги обретают родитель­ские права и обязанности:

а) со времени сдачи экзаменов «родительского минимума»;

б) с момента определения ребенка в ясли;

в) с момента рождения ребенка?

3. Какие меры применяются в отношении лиц, уклоняющихся от воспитания детей, жестоко обращающихся с ними, вредно влияющих на них:

а) про ведение воспитательных бесед;

б) лишение родительских прав;

в) лишение гражданства?

4. Как называется денежное содержание на детей, которое выплачивает оставивший семью роди­тель:

а) налог; б) акциз; в) алименты?
Темы для рефератов и обсуждения


  1. «Родители продолжают жить в детях» (Ф. Ницше, философ).

  2. «Половину нашей жизни губят родители, а вторую половину – дети» (К. Дарроу, юрист).

Права и обязанности детей
Конвенция о правах ребенка (1989 г.) устанав­ливает, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возрас­та», возраста гражданского совершеннолетия.

Основой возникновения прав и обязанностей детей, как и родителей, является происхождение детей от родителей, установленное в законном по­рядке.

В Семейном кодексе РФ сформулированы права ребенка. Составители кодекса ориентировались на стандарты международного права, и прежде всего на нормы Конвенции о правах ребенка. Конвен­ция и Семейный кодекс, в частности, запрещают дискриминацию ребенка в зависимости от расы, пола, языка, религии, национальности, социаль­ного происхождения.

Ребенок имеет право:

- на фамилию, имя, отчество (имя присваивается по взаимному решению родителей, отчество - по имени отца, а фамилия - по фамилии родителей; если у родителей общая фамилия, она же и при­сваивается ребенку, а если фамилии разные, то ребенок получает фамилию отца или матери по их взаимному согласию; если возникла необходимость изменения фамилии ребенка, которому уже исполнилось 10 лет, учет его мнения обязателен);

- жить и воспитываться в семье, общаться с роди­телями, даже если они расторгли брак и не прожи­вают совместно, а также с бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и другими родственниками; в случае, если ребенок лишается своей семьи, роди­тельского воспитания и заботы, государство обя­зано обеспечить его воспитание в семье и передать ребенка в приемную семью, на усыновление, в семью опекуна;

- на всестороннее развитие, уважение его челове­ческого достоинства;

- на защиту своих прав и законных интересов; он может обращаться самостоятельно в орган опеки и попечительства, а с 14 лет - в суд;

- свободно выражать свое мнение при решении любого семейного вопроса, затрагивающего его интересы; родители должны прислушиваться к его мнению (учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен).

Ребенок является участником имущественных правоотношений: он может быть собственником имущества, ему подаренного, перешедшего по на­следству, приобретенного на средства ребенка, на­пример на стипендию, или зарплату. Вместе с тем право свободного распоряжения имуществом за­висит от возраста ребенка и определяется граж­данским правом. Например, получив в подарок легковой автомобиль в 14 лет, он до 16 лет не сможет им управлять, потому что специальные водительские права он имеет право получить толь­ко с 16 лет. Получив по наследству дом в собствен­ность, ребенок до 18 лет может в нем жить, но сдать его жильцам имеет право только с письменного разрешения родителей или лиц, их заменяю­щих.

Совершеннолетние дети обретают юридические обязанности по отношению к родителям. В ста­тье 38 Конституции РФ говорится: «Трудоспособ­ные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях». Семейное законо­дательство обязывает взрослых детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родите­лей. Родители вправе заключить с ними соглаше­ние о порядке и условиях предоставления им со­держания. При отсутствии соглашения родители могут взыскать алименты в судебном порядке. Алименты взыскиваются в твердой денежной сум­ме, размер которой устанавливается судом с уче­том материального и семейного положения ответ­чика. Алименты не взыскиваются в отношении родителей, лишенных родительских прав.

Высокий долг детей перед родителями всегда был основой общества. Каждому воспитанному че­ловеку близко мнение писателя Б. Ауэрбаха: «Что бы ни делал человек, его дела, даже самые выдаю­щиеся, ничего не стоят, если он не выполняет своего долга перед родителями».
? Вопросы


  1. Кто признается международным и российским правом ребенком?

  2. Каков правовой статус детей?

  3. Что является основой возникновения прав и обязанностей детей?

  4. Каковы права ребенка?

  5. Каковы имущественные права ребенка?

  6. Каковы обязанности трудоспособных детей, до­стигших 18-летнего возраста, по отношению к родителям?


3адания для самостоятельной работы

  1. «Помните, что дети ваши будут обходиться с ва­ми так же, как вы обходитесь со своими родите­лями». Приведите пример, иллюстрирующий эту мысль древнегреческого философа Фалеса.

  2. Вскоре после принятия Конвенции о правах ребенка делегация РФ представила Комитету ООН по правам ребенка доклад, в котором был дан анализ положения в области защиты дет­ства и материнства. В ходе обсуждения доклада члены Комитета ООН задали делегации РФ ряд непростых вопросов. Вот некоторые из них:

Имеются ли специальные суды для детей?

Какие предпринимаются шаги по защите детей от насилия, порнографии и иного негативного влияния в средствах массовой информации?

Есть ли телефонные номера, которыми может воспользоваться ребенок, чтобы сообщить о на­рушении своих прав?

Какие вопросы задали бы вы?


Тесты.


  1. Право ребёнка на защиту по Семейному кодексу РФ, в частности, осуществляют:

А) родители

Б) усыновители

В) полиция

Г) суд


Д) школа

Е) прокурор

2. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка и Семейным кодексом РФ ребенком признается лицо в возрасте:

а) до 12 лет;

б) до 14 лет;

в) до 16 лет;

г) до 18 лет.

3. С какого возраста ребенка необходимо учиты­вать его мнение по вопросу об изменении его фамилии:

а) с 7 лет;

б) с 9 лет;



в) с 10 лет?

Темы для рефератов и обсуждения

  1. Право на собственное мнение: как им правиль­но пользоваться?

  2. « Сын родителя щами кормит, а стеблем ложки глаз колет» (пословица).

Каталог: files -> File
File -> Минобразования РФ от 27. 06. 2003 n 28-51-513/16
File -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
File -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
File -> Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал
File -> Обзор диссертаций, выполненных в лаборатории педагогических исследований при кафедре педагогики
File -> Методические рекомендации по организации работы со студенческой группой. Предназначено для кураторов академических групп, специалистов, организующих воспитательную работу в вузах
File -> Мотивация материалы рекомендаций для педагогов Мотивация учебной деятельности
File -> Семья в психологической консультации


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница