Права и обязанности родителей обучающихся школы



Скачать 38.77 Kb.
Дата06.04.2016
Размер38.77 Kb.
Права и обязанности родителей обучающихся школы
Особенность правового положения ребенка состоит в том, что в любой жизненной ситуации закон предусматривает для ребенка право на защиту в первую очередь со стороны родителей, а при отсутствии родителей или их неспособности по уважительным либо неуважительным причинам обеспечивать права ребенка – со стороны усыновителей, опекунов, попечителей, фактических воспитателей – членов семьи, домов ребенка, детских домов, специальных школ-интернатов, т.е. физических или юридических лиц, заменяющих родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (п. 1 ст. 64 СК РФ).

В случае отсутствия родителей, законными представителями ребенка могут быть: усыновители, опекуны, попечители, руководитель воспитательного, лечебного и иного учреждения, в котором ребенок находится на полном государственном обеспечении.

В соответствии с законодательством участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются «обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся». Отнесение родителей и лиц, их заменяющих, к участникам образовательного процесса, определено их статусом законных представителей несовершеннолетних.



Родители (законные представители) обучающихся пользуются в общеобразовательном учреждении следующими правами.

Право выбирать формы обучения и образовательное учреждение для несовершеннолетних детей до получения последними общего образования, т.е. на всех трех ступенях общего образования (п. 1 ст. 52 Закона РФ «Об образовании»).

Это право осуществляется родителями и иными законными представителями (далее – родители) с учетом мнения ребенка (ч. 2 п. 2 ст. 63 и ч. 3 п. 1 ст. 150 СК РФ).



Право принимать участие в управлении общеобразовательным учреждением

Это право родителей предусмотрено п. 1 ст. 52 Закона РФ «Об образовании» и выражается в том, что родителям обучающихся должно быть обеспечено представительство в органах самоуправления школы, в соответствии с уставом школы, и в том, что в определенных законодательством случаях администрация образовательного учреждения обязана принимать решения с учетом мнения родителей обучающихся, в частности:



  • общеобразовательное учреждение вправе открывать по запросам родителей группы продленного дня (п. 28 Типового положения об общеобразовательном учреждении);

  • с учетом интересов родителей по согласованию с учредителем в общеобразовательном учреждении могут открываться классы компенсирующего обучения (п. 29 Типового положения об общеобразовательном учреждении);

  • органы управления образованием по согласованию с учредителем могут открывать в общеобразовательном учреждении специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии. При этом перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей обучающихся по заключению комиссии, состоящей из психологов, медицинских работников и педагогов (п. 30 Типового положения об общеобразовательном учреждении);

  • исходя из запросов обучающихся и их родителей, при наличии соответствующих условий в общеобразовательном учреждении может быть введено обучение по различным профилям и направлениям (п. 35 Типового положения об общеобразовательном учреждении).

Совершение администрацией школы и/или органами управления образованием определенных действий требует предварительного письменного согласия родителей обучающегося:

  • определение порядка дальнейшего образования ребенка, который на ступени начального общего и основного общего образования не освоил программу учебного года и имеет академическую задолженность по двум и более предметам (п. 4 ст. 17 Закона РФ «Об образовании»);

  • обучение религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только с согласия обучающихся и по просьбе их родителей (п. 4 ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»);

  • по согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования (п. 6 ст. 19 Закона РФ «Об образовании»).

Закон закрепляет за родителями и иными законными представителями учащихся школы и определенные права по контролю за ходом и качеством образовательного процесса:

  • родителям несовершеннолетних обучающихся должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся (п. 7 ст. 15 Закона РФ «Об образовании»);

  • если родители сочтут низким качество образования, предоставляемого общеобразовательным учреждением, или сочтут его несоответствующим требованиям государственного образовательного стандарта, они вправе на общем собрании родителей обучающихся данного общеобразовательного учреждения принять решение об обращении в государственную аттестационную службу, которая в месячный срок обязана принять решение о направлении в школу рекламации на качество образования (ст. 38 Закона РФ «Об образовании»). Однако применение этой процедуры затруднено отсутствием законодательной регламентации деятельности государственной аттестационной службы по рассмотрению рекламаций. Поэтому в настоящее время право общего собрания родителей инициировать процесс рекламации практически сводится к праву на коллективную жалобу в органы управления образованием на качество образовательных услуг, предоставляемых школой.


Обязанности родителей перед образовательным учреждением
Наряду с правами, родители несут определенные обязанности перед образовательным учреждением.

В Конституции РФ (ч. 2 ст. 38) закрепляется общий принцип «воспитание – равное право и обязанность родителей». В отношении образовательного учреждения эти обязанности проявляются в следующем.

1. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования (п. 2 ст. 52 Закона РФ «Об образовании»).

2. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обязаны создать необходимые условия для получения ими образования. При этом они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей (ст. 63 СК РФ, п. 60 Типового положения об общеобразовательном учреждении).



3. Родители обязаны соблюдать устав образовательного учреждения в части, касающейся их прав и обязанностей (п. 3 ст. 52 Закона РФ «Об образовании», п. 60 Типового положения об общеобразовательном учреждении). Следует отметить, что устав школы не может устанавливать дополнительные обязанности родителей, не предусмотренные законодательством и не вытекающие из обязанности обеспечить получение детьми общего образования. Из этого следует, например, правомерность установления в уставе обязательного посещения родительских собраний при обучении детей на I и II ступени общего образования. Однако при получении среднего (полного) общего образования родители не обязаны посещать школу и контролировать образовательный процесс.

За нарушение своих обязанностей, связанных с воспитанием несовершеннолетних, родители несут имущественную (гражданско-правовую), административную и уголовную ответственность
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница