Практикум «речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях введения фгос до. Речевое воздействие и его инструменты»



Скачать 158,38 Kb.
Дата15.02.2016
Размер158,38 Kb.
ТипПрактикум
МБДОУ д/с №10 «Солнышко» общеразвивающего вида городского округа

город Мантурово Костромской области

Семинар-практикум

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО.

РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ И ЕГО ИНСТРУМЕНТЫ».

Старший воспитатель

Тончавина Е.В.

2014г.


Часть 1: Речевое развитие детей дошкольного возраста
Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Её социальная значимость и роль формирования личности неоспоримы. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.
ФГОС ДО определяет 5 образовательных областей, одна из которых «Речевое развитие».

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Речевое воспитание детей в дошкольных учреждениях имеет в нашей стране давние традиции, заложенные в трудах Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Можно говорить об определённой педагогической культуре, которая развивалась на серьёзной научной основе. Вклад в её развитие внесли педагоги, психологи, лингвисты, физиологи, практические работники. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М.Леушиной, Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду разрабатывались А.М.Бородич, В.В.Гербовой, Е.А.Смирновой, О.С.Ушаковой и др.
Итак,

Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

К сожалению, большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме.

Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применения всех речевых и познавательных возможностей, способствующих их совершенствованию.


Формы связного высказывания :
– монолог – диалог

повествование

описание

рассуждение


Давайте вспомним виды занятий по развитию речи (не интегрированные, а в чистом виде, традиционные):
– пересказ;

– рассказ по сюжетной картине или по картине известного художника;

– рассказ по серии сюжетных картинок;

– описательный рассказ предмета или животного;

– творческий рассказ
Предлагаю вам рассмотреть примерную структуру НОД по обучению рассказыванию с учётом временных рамок этапов в соответствии с возрастной группой

Примерная структура НОД по обучению рассказыванию




Этап НОД

Продолжительность НОД для групп (мин)

2 мл.

средняя

Старш.

Подготов.

Организационный момент

1

1

2

2

Арт. гимнастика и (или) голосовые упражнения. Формирование ЗКР

3

3

4

4

Сообщение темы занятия: рассматривание картинки или игрушки. Беседа (если серия сюжетных картинок – разбор действий по каждой картинке)

4

5

5

6

Физминутка

3

3

4

4

Составление предложений с соответствующей словарной работой

-

3

4

5-6

Составление рассказа самостоятельно

4

5

6

8

Итого

15

20

25

30

Примерная структура НОД по обучению пересказыванию

Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика и (или) голосовые упражнения. Формирование ЗКР

Введение в тему: чтение рассказа 1 раз (с опорой на картинку или предмет).

Словарная работа (уточнение ключевых слов, объяснение новых или малознакомых слов).

Физкультминутка.

Вспоминание сюжета по наводящим вопросам (без зрительной опоры).

Самостоятельный пересказ текста + зрительная опора (цепочкой; по частям; одним ребёнком).

Итог занятия.


Практическое задание: Рассказать о приёмах для привлечения внимания детей и поддержания интереса к сообщению, рассказу, теме занятия – из опыта работы (представляют воспитатели).

Для ребёнка образцом должна быть РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ. Поэтому наша с вами речь должна быть красивой, богатой, содержательной, образной! Задайте себе вопрос: может ли ВАША речь быть образцом для ребёнка?


Прежде чем обучать детей связной речи, необходимо, чтобы в активной речи ребёнка присутствовали разнообразные слова (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, фразеологические обороты, сравнения, метафоры и т. д.)
Предлагаю вам примерную схему словарной работы (на листе ватмана таблица с заполненными 1 и 2 колонками. Слово для разбора предлагают педагоги, 3 колонка заполняется коллективно):

Назвать слово снег


Однокоренные слова снежинка, снежный, снегоход, снеговик,
Антонимы дождь
Синонимы лёд
Ассоциации зима, холод, мороз, санки, лыжи, коньки, горка

Далее продолжаем работать с этим словом.


Снег какой? (подобрать как можно больше прилагательных) Белый, холодный, мокрый, блестящий, сверкающий, красивый, грязный, талый…
Что со снегом можно делать? (глаголы) Копать, лепить, подбрасывать, ловить(снежинки), растопить, строить(горку, постройки)
С чем можно сравнить снег? (сравнения) С пухом, одеялом, покрывалом и т.д. Почему? Объяснить названные варианты.

Практическое задание: работа с выбранным словом (по подгруппам)

Очень важно развивать сенсорные способности детей (визуальные, аудиальные, кинестетические, обонятельные, вкусовые), обращать их внимание на:

– разнообразие предметов окружающего мира;

– преображение предметов (дерево весной, зимой, летом, осенью)

– неречевые звуки и шумы (шелест листьев, шуршание опавших листочков, пение птиц...);

– музыкальные звуки (радостные, грустные, тревожные и т.д.);

– ощущения от природных и бытовых воздействий (холодно, жарко, горячо, больно и т.д.)

– ощущения от активных действий (бодрость, усталость, удовольствие и т.д.)

– ощущения от запаха (приятный/неприятный, запах ели, травы, цветы пахнут по-разному…)

– вкусовые ощущения.


«Палочки-выручалочки» для «ленивого» зрительного восприятия
1. План рассказа

Начало середина конец


2. план – символ

f:\_3mo0zcp3b.gif

3. Фигурка – человечек


«Движущийся» человечек, вырезанный из бумаги, перемещается на тот объект картины, который рассматривают
4. «Дорожки»: полоски бумаги (или линии чертятся мелком), как мостики, последовательно соединяют один объект с другим.
Золотое правило моделирования:
Последовательность рассматривания = последовательности рассказывания
Практическое задание (работа в 3 подгруппах): придумать свой универсальный план-символ

Часть 2. РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ И ЕГО ИНСТРУМЕНТЫ.

Под речевым воздействием мы понимаем такое воздействие на сознание и поведение дошкольников, которое осуществляется разнообразными речевыми средствами. Исходя из данного определения, можно сделать вывод: любой речевой акт является формой речевого воздействия на адресата, а значит, любая фраза, любая реплика воспитателя должна быть воспринята дошкольниками. В реальной педагогической практике достичь этого очень сложно. Каждый ребенок по-своему воспринимает информацию: для одних просьба воспитателя – это призыв к выполнению, для других наоборот, мотивация желания сделать так, как хочется самому. Дошкольник (как и любой взрослый) создает вокруг себя так называемый защитный барьер, который необходимо преодолеть педагогу; причем незаметно, так, чтобы ребенок, четко выполняя его пожелания, не осознавал того, что взрослый оказывает на него давление, что именно он направляет его действия и поступки.

У защитного барьера есть слабые места, а, значит, инструменты речевого воздействия обладают разной степенью эффективности.

Инструменты речевого воздействия.

В первую очередь речь идет о фоносемантике – воздействующем потенциале звуковой речи.

В дошкольном возрасте звуковая сторона речи оказывает достаточно сильное влияние на ребенка. Неслучайно некоторые педагогические системы раннего развития (вальдорфская педагогика, школа Монтессори и др.) построены на звуковых ассоциациях в сознании маленького человечка. Ассоциативные связи звуков и букв неопределенны, но есть множество примеров, позволяющих говорить о таких ассоциациях (рокот Р, плавность и текучесть Л, нудность Н, пронзительность И, мрачность Ц и т.д.). Можно также с уверенностью говорить о музыкальном воздействии повторяющихся звуковых комплексов, используемых в поэзии.

Существует ряд поэтических приемов, которые необходимо использовать и в воспитании дошкольника. Речь идет прежде всего об аллитерации и ассонансе.



Фонетический прием

Смысловое содержание фонетического приема

Пример их художественного текста.

Аллитерация

Повторение однородных, сходных по звучанию согласных в стихе, строфе.

Нельзя воспитывать щенков,

Посредством крика и пинков.

Щенок, воспитанный пинком,

Не будет преданным щенком.

Ты после грубого пинка



Попробуй, подзови щенка.

(С.Михалков. Важный совет)



Ассонанс

Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки.

По реке плывет кораблик,

Он плывет издалека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты.

(Д.Хармс. Кораблик)


Сходны по механизму воздействия на сознание дошкольника ритмизированные и рифмованные тексты.

Ритм – закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц, т.е. слов или групп слов, отделяемых от последующих слов интервалом – паузой – и соизмеряющихся с другими единицами благодаря повторению однородных словесно-звуковых особенностей.

Например в следующем отрывке можно установить наличие ритма на основе ряда однородных признаков, повторяющихся в каждом сочетании слов.

«Эй, не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не киска (Маршак, Тигренок).

Т.о., ритм является сложным явлением, в основе которого лежит комплекс признаков (пауза, расстановка ударных и безударных слогов, расположение окончаний и т.д.).

Под рифмой мы понимаем звуковой повтор в двух и более стихотворных строках, преимущественно в конце их.

Факторы фонетического воздействия, которые могут использоваться исключительно в устной речи – это просодические средства языка: интонация, регистр голоса (голос низкого и сверхнизкого регистра воспринимается как особенно внушительный и авторитетный), фонотации (придыхание, напряженная, «звенящая фонация, расслабленный голос) артикуляционные позы, темп речи и паузация. Воспитателю в общении с дошкольниками следует использовать их в полной мере. Чем выразительнее речь воспитателя, чем грамотнее он управляет темпом своей речи, вовремя делает смысловые и логические паузы, тем детям легче адекватно реагировать на нее.
Пример: ребята, (пауза), посмотрите на свои руки (пауза), они грязные после прогулки (изменение темпа речи), давайте подойдем к раковине и помоем их (пауза), иначе вместе с пищей эта грязь попадет в наш организм».

Практическая часть: участник 1 подгруппы произносит предложение, используя просодические средства языка, а вторая подгруппа определяет, какие средства были использованы; аналогично – со вторым предложением:


  1. Ребята посмотрите внимательно на небо: какие разные, необычные облака. Подумайте и скажите, на что похожи облака?

  2. Дети, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, да не простое путешествие, а волшебное. Нас ждут интересные приключения, мы встретим новых друзей, узнаем много нужного и полезного.

Наиболее распространенным и освоенным инструментом, который используется для речевого воздействия, является выбор слов и словосочетаний. Универсальный лексический прием – слова и выражения, вызывающие у ребенка положительный эмоциональный отклик, например: «Молодец! Умница! У тебя отлично получается!». Это способствует появлению у него уверенности в своих силах, формирует самооценку.

Важную роль в установлении взаимоотношений между воспитателем и детьми играет точный выбор обращения и надлежащее использованием местоимения «мы». Начиная уже с первого общения с детьми, взрослому следует выбрать адекватную форму обращения (не сюсюкая, не грубя, не обезличивая).



Практическая часть: назовите слова и выражения, которые, по вашему мнению, можно употреблять в общении с детьми, и которые нельзя употреблять:

Слова\выражения

Можно/нельзя употреблять

Почему: что подразумевают, как это выглядит со стороны

дети,


+

Дружеские, партнерские взаимоотношения в группе

Ты мой сладенький

-

сюсюкание

Солныско мое

-

сюсюкание

малыши,

-

Не следует употреблять, заостряет внимание ребенка на том, что есть дети старше их (и ребенок в свою очередь может возмутиться и сказать: я не малыш, я уже большой»

деточки,

-

сюсюкание

девочки и мальчики,

+

Дружеские, партнерские взаимоотношения

ребята,

+

Дружеские, партнерские взаимоотношения

Детки, детка

-

Не следует употреблять, заостряет внимание ребенка на том, что к нему относятся снисходительно и воспринимают его несерьезно. Нет партнерских и дружеских взаимоотношений, воспитатель «выше» детей.

Иванов,

-

грубо

Гуляев,

-

грубо

Петя,

+

Индивидуализация ребенка, выделение его из всего коллектива (его заметили , детям нравится)

Петя Иванов

+

(уважение, помогает вырабатывать позитивную самооценку)

Мальчики, давайте мы с вами сделаем подарки для девочек к 8марта, хотите?

+

Заостряем внимание на своей и их принадлежности группе, объединяемся в одно целое с детьми.

Дети, ну-ка давайте встанем в красивый, ровный круг

-

Это уже не предложение приступить к действию, а почти приказание (понукание), на которое ребенок, хочешь - не хочешь а должен отреагировать так, как положено (авторитаризм воспитателя).

Достаточно широкий выбор средств речевого воздействия представляет синтаксис.

Выбор синтаксической конструкции способен, в частности, изменить точку зрения слушающего, включить или выключить в фокус внимания тех или иных участников ситуации. Фразы и предложения, обращенные к дошкольнику, не должны содержать никаких двусмысленностей, а наоборот, быть максимально понятными. Это не означает, что речь воспитателя должна содержать только простые, короткие предложения. Наоборот, верно подобранная воспитателем и грамотно употребленная сложная синтаксическая конструкция повышает речевую культуру ребенка, способствует совершенствованию его коммуникативных навыков.

Диалогизация и использование вопросно-ответной системы. Дошкольники должны четко понимать, что на заданный вопрос надо дать ответ: задавать следующий вопрос можно только после того, как получен четкий ответ.

Таким образом, грамотное использование различных инструментов речевого воздействия в конкретных коммуникативных ситуациях будет способствовать формированию речевой культуры дошкольников.



Приложение 1

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

РАБОТА СО СЛОВОМ


Назвать слово

Однокоренные слова


Антонимы
Синонимы
Ассоциации

_______________ какой? (подобрать как можно больше прилагательных)


Что с ____________ можно делать? (глаголы)
С чем можно сравнить __________________? (сравнения)
Почему? Объяснить названные варианты.
СОЗДАНИЕ ПЛАНА-СХЕМЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА

НАЧАЛО СЕРЕДИНА КОНЕЦ

(что/кто это?) какой предмет? Отношение к предмету

Что с ним можно делать?



НАЗОВИТЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ , ПО-ВАШЕМУ МНЕНИЮ МОЖНО И НЕЛЬЗЯ УПОТРЕБЛЯТЬ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ

Слова\выражения

Можно/нельзя употреблять

Почему: что подразумевают, как это выглядит со стороны

дети,








Ты мой сладенький





Солныско мое





малыши,





деточки,





девочки и мальчики,





ребята,





Детки, детка





Иванов,





Гуляев,





Петя,





Петя Иванов





Мальчики, давайте мы с вами сделаем подарки для девочек к 8марта, хотите?







Дети, ну-ка давайте встанем в красивый, ровный круг







Приложение №2

ПАМЯТКА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ И ЕГО ИНСТРУМЕНТЫ

Примерная структура НОД по обучению рассказыванию

Этап НОД

Продолжительность НОД для групп (мин)

2 мл.

средняя

Старш.

Подготов.

Организационный момент

1

1

2

2

Арт. гимнастика и (или) голосовые упражнения. Формирование ЗКР

3

3

4

4

Сообщение темы занятия: рассматривание картинки или игрушки. Беседа (если серия сюжетных картинок – разбор действий по каждой картинке)

4

5

5

6

Физминутка

3

3

4

4

Составление предложений с соответствующей словарной работой

-

3

4

5-6

Составление рассказа самостоятельно

4

5

6

8

Итого

15

20

25

30

Примерная структура НОД по обучению пересказыванию:

Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика и (или) голосовые упражнения. Формирование ЗКР

Введение в тему: чтение рассказа 1 раз (с опорой на картинку или предмет).

Словарная работа (уточнение ключевых слов, объяснение новых или малознакомых слов).

Физкультминутка.

Вспоминание сюжета по наводящим вопросам (без зрительной опоры).

Самостоятельный пересказ текста + зрительная опора (цепочкой; по частям; одним ребёнком).



Речевые инструменты воздействия

- Диалогизация и использование вопросно-ответной системы. Дошкольники должны четко понимать, что на заданный вопрос надо дать ответ: задавать следующий вопрос можно только после того, как получен четкий ответ.

- Синтаксис.

Фразы и предложения, обращенные к дошкольнику, не должны содержать никаких двусмысленностей, а наоборот, быть максимально понятными. Это не означает, что речь воспитателя должна содержать только простые, короткие предложения. Наоборот, верно подобранная воспитателем и грамотно употребленная сложная синтаксическая конструкция повышает речевую культуру ребенка, способствует совершенствованию его коммуникативных навыков.



- Точный выбор обращения и надлежащее использованием местоимения «мы».

- Ритмизированные и рифмованные тексты.
ПРОСОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Интонация, регистр голоса (голос низкого и сверхнизкого регистра воспринимается как особенно внушительный и авторитетный), фонотации (придыхание, напряженная, «звенящая фонация, расслабленный голос) артикуляционные позы, темп речи и паузация. Воспитателю в общении с дошкольниками следует использовать их в полной мере. Чем выразительнее речь воспитателя, чем грамотнее он управляет темпом своей речи, вовремя делает смысловые и логические паузы, тем детям легче адекватно реагировать на нее.


Список источников:


  1. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей 3-7 лет»

  2. Алябьева Е.А. «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет»

  3. Гризик И.В. «Обучение детей описанию предметов»

  4. Короткова Э.П. «Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

  5. Ушакова О.С. «Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин»

  6. Ушакова О.С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»

  7. http://50ds.ru/psiholog/8492-seminar-razvitie-svyaznoy-rechi-doshkolnikov-kompleksnyy-podkhod.html

  8. Речевое воздействие и его инструменты. Н. Миронова, к.п.н., доцент кафедры методики преподавания литературы МПГУ. Дошкольное воспитание №6 – 2009г., стр.112.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница