Практикум по специальной психологии: Учебно-метод пособ. / Под научи, ред. Л. М. Шипицыной. Спб.: Издательство «Речь», 2003. 122с. I5Вn 5-9268-0213-Х



страница1/4
Дата15.02.2016
Размер0.91 Mb.
ТипПрактикум
  1   2   3   4
ББК88.8 С65

Рецензенты:

к. п. н., доцент ИСПиП Р. В. Демьянчук; д. мед. н., проф. СПбГУ Е. С. Иванов



Сорокин В. М., Кокоренко В. Л.

С65 Практикум по специальной психологии: Учебно-метод. пособ. / Под. научи, ред. Л. М. Шипицыной. — СПб.: Издательство «Речь», 2003.- 122с. I5ВN 5-9268-0213-Х I8ВN 5-9268-0213-Х

Основное предназначение данного издания - оказание помощи в самостоятель­ной работе по изучению курса «Основы специальной психологии» в процессе подго­товки к семинарским занятиям. Книга будет полезна студентам, психологам, педаго­гам, логопедам, а также преподавателям психологии и смежных с ней дисциплин.

ББК 88.8


© Речь, 2003

© Институт специальной педагогики и

психологии, 2003

© В. М. Сорокин, В Л. Кокоренко, 2003 © Борозенец П. В., оформление, 2003


ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Будучи психологической дисциплиной, специальная пси­хология должна изучать, прежде всего, психологические феномены. Именно поэтому предметом ее изучения явля­ются не сами отклонения в психическом развитии (послед­ними, скорее всего, должна заниматься психопатология дет­ского возраста), а психическое развитие как таковое. Проще говоря, специальная психология изучает то, как ведет себя процесс психического развития в различных неблагоприятных условиях. Указав на сам предмет, мы можем дать его опреде­ление, т. е. то, что мы будем понимать и подразумевать, го­воря о нем.

Отклоняющееся развитие можно определить как обычное раз­витие, но протекающее в необычных (неблагоприятных) усло­виях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида.

Такое определение предмета выглядит целостно и внутрен­не непротиворечиво (схема 1.1). В это определение легко

Предмет специальной психологии





Психическое

развитие

в неблагоприятных условиях

»Изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития

• Разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии

• Создание коррекционных психологических технологий

• Изучение психологических проблем интеграции





Задачи специальной психологии

Схема 1.1. Предмет и задачи специальной психологии

Гема 1 СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

вписываются любые из известных сегодня варианты откло­нений в развитии.

Понятно, что спектр неблагоприятных условий чрезвычай­но велик. Все это многообразие можно условно разделить на внешние и внутренние условия. При этом их существо­вание может быть независимым; может быть и таким, при котором одно трансформируется в другое. Кроме того, весь спектр неблагоприятных условий может быть разделен по признаку динамизма, изменчивости. В этом смысле можно говорить о малоизменчивых, почти статичных неблагопри­ятных условиях, например, неизлечимая слепота, и дина­мичных, т. е. меняющихся условиях. Направление этих из­менений может быть как негативным, так и позитивным. В первом случае речь может идти, например, о прогресси­рующем заболевании; во втором — о процессе выздоровле-

Сохранность

анализаторных

систем

Сохранность речевых систем



Нормальное

психическое

развитие

Схема 1.2. Схема основных условий нормального психического развития по А Р Лурии

ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ния или улучшении ситуации в семье, где воспитывается ребенок, и т. п. Огромный спектр неблагоприятных усло­вий можно приближенно разбить на 5 основных групп, ис­ходя из пяти основных факторов, или условий нормального психического развития, на которые в свое время указывал А. Р. Лурия. Эти условия представлены на схеме 1.2.

Многообразные нарушения любого из приведенных фак­торов способны приводить к появлению множества вари­антов отклоняющегося развития.

Любая наука, изучая свой предмет, прежде всего, стремится выявить те законы, по которым этот предмет существует. В закономерностях нарушенного развития, по крайней мере, можно выделить три группы (схема 1.3). Прежде всего это так называемые общие или главные закономерности, под ко­торыми понимают законы развития, свойственные как нор­ме, так и патологии. Вторая группа закономерностей назва­на нами модально неспецифическими — это те особенности, которые свойственны всем детям с отклонениями в разви­тии, независимо от варианта дизонтогенеза. Третья группа

ЮБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ^

Закономерности

нарушенного

развития


[ МОДАЛЬНО А ( МОДАЛЬНО

^СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ) ШЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ\

Т_

Особенности психического развития, свойственные отдельным видам дизонтогенеза



- Замедленные переработки информаци

- Замедление процесса формирования понятий и представлений

- Трудное! и словесного опосредования

Схема 1.3. Закономерности нарушенного развития 10

иа 1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

закономерностей — модально специфические, они характе­ризуют особенности психического развития, которые свой­ственны только для какой-то одной формы отклонения и которые отличают эту форму от всех остальных.

Выявление закономерностей протекания нарушенного раз­вития составляет академическую задачу специальной пси­хологии. Но существуют и более частные, прикладные задачи. К числу последних можно отнести разработку все более точных методов психологической диагностики откло­нений в развитии, особенно на ранних этапах онтогенеза ребенка, создание психологических технологий коррекции (исправления) нарушений в развитии и целый ряд других задач.

Предмет научного исследования не существует отдельно и изолированно от других явлений и объектов окружающего мира, которые оказывают на него свое влияние. Многие науки могут изучать один и тот же предмет, но с разных точек зрения, на разных уровнях существования объекта, разны­ми методами, используя разные категории и объяснитель­ные принципы. Сегодня объединение наук, их интеграция есть необходимое условие научного прогресса.

В этом отношении специальная психология как вполне со­временная наука обладает весьма обширными межпред­метными связями. Наиболее тесные из них — связи с кор-рекционной педагогикой. Создание эффективных методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможно­стями немыслимо без знаний закономерностей их разви­тия. Вместе с тем, сама практика обучения таких детей может выступать для специальной психологии формой проверки адекватности тех или иных научных представлений.

Говоря о связях специальной психологии с другими наука­ми, нельзя не упоминать о связях с возрастной психологи­ей. Знание законов «нормального развития» является для специальной психологии отправной точкой, ибо понятие «отклоняющееся развитие» — понятие относительное. Вместе с тем изучение тех или иных нарушений в разви-

11

ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ



гии психики обогащает наши знания о законах нормаль­ного ее развития.

Целый ряд неблагоприятных условий, на фоне которых мо­жет протекать психическое развитие ребенка, связан с пато­логией генного и хромосомного аппарата, с заболеваниями мозга и психическими заболеваниями. Именно в силу этого у специальной психологии традиционно существуют тесные связи с генетикой, прежде всего медицинской, а также с дет­ской невропатологией и психиатрией (схема 1.4).

Специальная психология

Психология развития Медицинская генетика

Педагогическая психология Невропатология

Общая психология Психиатрия

^Специальная^ педагогика

Схема 1.4. Межпредметные связи специальной психологии

Перечисленные связи можно отнести к числу наиболее тес­ных и значимых, но этим их круг не ограничивается. Можно указать на связи специальной психологии с общей психо­логией и педагогикой, с философией, социологией, целым рядом клинических и инженерных дисциплин.

План семинарского занятия

1. В чем состоят трудности определения предметного со­держания специальной психологии?

2. Как соотносятся предмет специальной психологии с предметами ее отраслей?

3. Каковы основные задачи специальной психологии?

4. В чем состоит теоретическое и практическое значение специальной психологии?

5. С какими психологическими дисциплинами связана спе­циальная психология? Чем определяются эти связи?

12

Тема 1 СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ



6. С какими клинико-биологическими дисциплинами свя­зана специальная психология?

7. В чем состоят внутриотраслевые связи специальной пси­хологии?

8. Чем определяются связи специальной психологии с кор-рекционной педагогикой?

Задания для самостоятельной работы

(Темы рефератов и докладов)

1. Специальная психология в структуре современного че-ловекознания.

2. Предметное содержание специальной психологии и ее отраслевая структура.

3. Сходства и различия предметного содержания специаль­ной и клинической психологии.

4. Значение специальной психологии для построения об­щепсихологической теории сознания.

5. Теоретические и прикладные задачи современной спе­циальной психологии.

Литература

1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. М., 2002.

2. ГонеевА. Д. и др. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.

3. Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарско-го. СПб., 2002.

4. Лебединский Б. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

5. ЛитвакА. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1999.

6. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с про­блемами в развитии. СПб., 2001.

7. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2000.

8. Петрова В. Г. Белякова И. В. Кто они, дети с отклонени­ями в развитии. М., 1998.

13

ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ



9. Пожар. Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология. М., 1996.

10. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1989.

11. Специальная педагогика/Под ред. Н. М. Назаровой. М., 2000.

12. Усанова О. Н. Специальная психология. М., 1990.

Тема 2

МЕТОДЫ


СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Научный метод — это исторически выработанный способ по­лучения достоверных сведений об изучаемом предмете. К об­щенаучным методам, которыми пользуются многие науки, и в том числе психология, относятся: эксперимент, наблю­дение, беседа, сбор анамнестических данных и ряд других.

Утверждение о том, что эксперимент является для психоло­гии основным и главным методом, весьма относительно. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки. Ка­кой метод является ведущим в данный момент, зависит от цели исследования, конкретных условий, мастерства пси­холога и пр. Кроме того, в специальной психологии неред­ки случаи, когда по целому ряду причин ребенок оказыва­ется недоступен экспериментальному исследованию. В подобных случаях ведущими становятся другие методы.

Своеобразие использования касается, прежде всего, не ме­тодов, а методик. Методика — это конкретное воплощение метода, определенная техника его реализации. Самих мето­дик или техник, в отличие от методов, может быть великое множество.

Говоря об эксперименте, вспомним, что последний имеет несколько разновидностей — индивидуальный и групповой, констатирующий и формирующий, лабораторный и есте­ственный. В практике специальной психологии использу­ются все перечисленные виды, но предпочтение отдается индивидуальному, естественному и формирующему экспе-

15

ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ



риментам. В отношении последнего следует особо подчер­кнуть, что несмотря на его трудоемкость, в отличие от кон­статирующего эксперимента, фиксирующего только налич­ный уровень развития той или иной стороны психики, формирующей эксперимент позволяет раскрыть сам про­цесс достижения того или иного результата, а главное — весьма точно определить потенциальные возможности ис­пытуемого, т. е. зону его ближайшего развития. Именно эта сторона развития особенно важна в исследовательской прак­тике специальной психологии. Благодаря использованию формирующего эксперимента удается весьма продуктивно решить задачу по дифференциации трех основных характе­ристик психического развития — возрастных, индивидуаль­ных и патологических (дизонтогенетических). Проще гово­ря, отделить общие закономерности от специфических.

Основная особенность организационно методической сто­роны эксперимента во многом определяется формой нару­шения в развитии. Так, для многих детей с отклонениями в развитии характерна быстрая утомляемость и низкий темп протекания психических процессов. В силу этого, экспери­ментальная процедура должна быть разбита на несколько сеансов с перерывами на отдых. Одной из часто встречаю­щихся особенностей детей с проблемами в развитии явля­ется весьма низкая познавательная активность. Сниженная заинтересованность, как и избыточно высокая, способна негативно сказываться на результате эксперимента. Имен­но поэтому психолог должен учитывать мотивационную составляющую экспериментальной ситуации и при необ­ходимости либо повышать, либо понижать степень заинте­ресованности испытуемого.

Известно, что подавляющее большинство методик создает­ся в расчете на вполне здоровых детей, и в силу этого они (методики) могут оказаться не вполне валидными по отно­шению к детям с отклонениями в развитии. В частности, это относится к стимульному материалу, что требует опре­деленной его модификации. Особая «деликатность» требу­ется также при оценке и интерпретации полученных резуль- ч

16

Тема 2. МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ



татов. Так, двигательные или зрительные нарушения, безус­ловно, будут оказывать влияние на результативность рисо­вания или складывания кубика Кооса. Именно поэтому ха­рактер интерпретации полученных данных должен быть иным, чем в случае нормы.

Широко используемые сегодня стандартизированные тех­ники нашли свое применение и в специальной психологии. Адекватное использование тестов может быть весьма про­дуктивным при условии ясного осознания их возможнос­тей и ограничений. Тестовые техники хороши своей эконо­мичностью, возможностью дать четкую количественную оценку полученному результату, их сопоставимостью с боль­шой выборкой испытуемых (наличие нормативов). Но они имеют определенные недостатки и, прежде всего, методи­ческого плана применения их в специальной психологии. Это касается проблемы тестовой стандартизации, т. е. неизменности процедуры проведения эксперимента, инст­рукции, времени выполнения задания, стимульного мате­риала, условий выставления оценок и пр. Несомненное достоинство тестов в отношении детей с проблемами в раз­витии превращается в недостаток и серьезное препятствие в их использовании. В этом случае полученные результаты не могут быть сопоставлены с нормативными данными. Дру­гой серьезный недостаток теста — его количественная ори­ентация. Полученный результат, пусть даже выраженный в числовой форме, отражает только наличный уровень раз­вития той или иной функции и ничего не говорит о потен­циале испытуемого. Кроме того, сам процесс достижения результата остается закрытым для исследователя.

Применение метода наблюдения не имеет такой специфи­ки, как эксперимент, за исключением лишь уже отмечен­ного выше обстоятельства, когда ребенок может быть недо­ступен экспериментальному изучению, как это бывает при выраженных формах умственной отсталости, синдроме ран­него детского аутизма и т. п. В этих случаях наблюдение ста­новится ведущим методом. Кроме того, и это следует под­черкнуть особо, поведение детей с отклонениями в развитии

17

ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ



весьма часто характеризуется большей степенью психоло­гической непрозрачности, непонятности со стороны внеш­него наблюдателя. Сказанное означает, что процесс наблю­дения в специальной психологии проводится особенно тщательно и длительно. Кроме того, он обязательно допол­няется анамнестическим методом, которому в специальной психологии придается особое значение. Сбор анамнестичес­ких сведений проводится путем бесед психолога с родите­лями, учителями, воспитателями ребенка, путем анализа имеющейся документации.

В целом продление исследований в области специальной психологии должно соответствовать следующим принципам (схема 2 1) первый из которых - это принцип сравнитель­ное™ Он означает, что результаты исследования должны быть сопоставлены с аналогичными данными, полученны­ми на такой же по возрасту выборке нормально развиваю­щихся детей, Только в этом случае мы можем отделить об­щие и специфические закономерности данной группы детей с отклонениями в развитии. Более того, принцип сравни­тельное™ предполагает сопоставление экспериментальной группы не только с группой нормальных сверстников; в ка­честве еще ОДНОЙ контрольной группы следует брать еще дополнительную группу детей с другой формой отклонения Только в этом случае мы имеем возможность получить адек­ватные результаты и отделить модачьно неспецифические закономерности от модально специфических.

По этому поводу В. И. Лубовский справедливо замечает, что недостаточная изученность «специфических закономерностей, характерны* для каждой конкретной категории нарушении развития сазана, по-видимому, с тем, что исследователей интересовало, прежде всего, отличие детей определенной ка­тегории аномального развития от нормально развивающихся Выделяя такие отличительные особенности, они, естествен­но улавливали как общие для всех аномальных детей (и отли­чающие их от нормально развивающихся), так и действитель­но специфические для данной категории признаки и закономерности. Но часто некоторые общие для всех (или

18

______Тема 2 МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ



нескольких) категорий аномального развития признаки при­нимались за специфические для детей данной конкретной ка­тегории дефектов. Так случалось потому, что обычно не про­водился сравнительный анализ проявления тех или иных нарушений у детей, относящихся к разным категориям ано­мального развития» (Психологические проблемы диагнос­тики аномального развития. 1989. С. 61).

Другой не менее важный принцип диагностики психичес­кого развития детей с ограниченными возможностями — это комплексность. Иначе говоря — всесторонность изучения ребенка, подразумевающая исследование не только отдель­ной изолированно взятой функции, но и ее взаимосвязи с другими сторонами психики. Кроме того, комплексность подразумевает использование всех имеющихся сведений о ребенке: клинических, педагогических и пр., полученных в результате беседы с ребенком и путем наблюдения за ним.

Следующий принцип диагностики лиц с отклонениями в развитии — это принцип системности. Основное содержа­ние системного подхода было разработано Л. С. Выгот­ским, по мысли которого «...системный анализ в процессе психологической диагностики предполагает, прежде все­го, обнаружение не просто отдельных проявлений нару­шения психического развития, а связей между ними, определение их причин, установление иерархии обнару­женных недостатков или отклонений в психическом раз­витии...» (Психологические проблемы диагностики ано­мального развития. М., 1989. С. 51).

Особое значение имеет также принцип динамического изу­чения ребенка в сочетании с качественным анализом резуль­татов психодиагностики. Психические явления могут изучаться только в развитии — основной форме их суще­ствования, при этом психолог должен не только фиксиро­вать, выполнено или не выполнено задание, но и пытаться раскрывать сам внутренний механизм, процесс, благодаря которому ребенок сумел или не сумел справиться с постав­ленной задачей. Качественный подход предполагает не толь-

19

ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ



ко выявление негативных сторон в психологическом порт­рете ребенка, но, что еще более важно, — это указания на позитивные элементы его развития, на его сохранные сто­роны, составляющие потенциал, на который следует опе­реться в процессе обучения и воспитания ребенка с ограни­ченными возможностями.

ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ



Гсравнительность^ Г Системность

(Динамическое изучение в сочетании ^Л с качественным анализом результатов )

Схема 2.1. Принципы проведения исследований в специальной психологии

План семинарского занятия

1. Чем отличаются понятия «метод» и «методика»?

2. В чем особенности метода наблюдения в специальной психологии?

3. Охарактеризируйте особенности организации и прове­дения экспериментального исследования в специальной психологии.

4. Что представляет собой анамнестический метод, и ка­кова его роль в исследовании детей с отклонениями в развитии?

5. В чем состоят достоинства формирующего экспери­мента?

6. Каковы основные принципы проведения исследований в специальной психологии?

7. В чем состоят ограничения использования тестов в спе-, циальной психологии?

20

Тема 2 МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ



Задания для самостоятельной работы

(Темы рефератов и докладов)

1. Содержание основных принципов психологических ис­следований лиц с отклонениями в развитии.

2. Психологический диагноз, его структура и основные ха­рактеристики.

3. Метод эксперимента, его формы, возможности и огра­ничения применения в специальной психологии.

4. Количественный и качественные подходы в психологи­ческих исследованиях детей с ограниченными возмож­ностями.

5. Возможности использования тестовых технологий в про­цессе психологического изучения детей с отклонениями в развитии.

Литература

1. Блейхер В. М. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.

2. Домицкевич С. А. Методы научно-психологических иссле­дований в дефектологии. Иркутск, 1983.

3. Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-пе­дагогического обследования детей в медико-педагогиче­ских комиссиях. Киев, 1988.

4. Кабанов М. М. и др. Методы психологической диагно­стики и коррекции клиники. Л., 1980.

5. Левченко И. В. Патопсихология: теория и практика. М., 2000.

6. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагности­ки аномального развития детей. М., 1989.

7. Максимова Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихоло­гии. Ростов-на-Дону, 2000.

8. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2000.

9. Методы исследования в психологии / Под ред. Т. В. Кор­ниловой. М., 1998.

10. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. М., 1996.

21

ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ



11. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики пато^ психологии. СПб., 1998.

12. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. М., 2000.

13. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Руководство по психологи^ ческой диагностике. М., 2000.

14. Усанова О. Н. Специальная психология. М., 1990.

15. Худик В. А. Детская патопсихология. Киев, 1997.

Тема 3


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Почему сегодня в науке доминируют те или иные теории и представления, можно понять, взглянув на историю этой науки. Именно поэтому изучение ее истории как части че­ловеческой культуры не может быть самоцельным.

Научное знание, так или иначе, опирается на обыденный опыт, здравый смысл, но при этом никогда к ним всецело не сводится. Так и психология как наука исходно опиралась на житейскую психологию. Житейские представления, как правило, не систематизированы, весьма хаотичны, не все­гда доказательны. Кроме того, они тесно переплетаются с суевериями и предрассудками. Вместе с тем в житейских представлениях мы можем обнаружить много весьма точ­ных наблюдений. Достаточно сослаться на рецепты народ­ной медицины.


Каталог: book -> common psychology
common psychology -> Хайнц Хекхаузен Психология мотивации достижения
common psychology -> Церебральный
common psychology -> Андрей Александрович Вербицкий Наталья Анфиногентовна Бакшаева Психология мотивации студентов
common psychology -> Виктор Иванович Слободчиков Евгений Иванович Исаев Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе
common psychology -> Юридическая психология
common psychology -> М. А. Холодная Психология интеллекта: парадоксы исследования
common psychology -> Самостоятельности
common psychology -> Шпаргалка по общей психологии психология как наука: предмет изучения, задачи
common psychology -> Психология семьи и больной ребенок
common psychology -> В психологию


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница