Практикум «Межпредметное взаимодействие математики с другими предметами»



страница1/4
Дата07.04.2021
Размер81,5 Kb.
ТипПрактикум
  1   2   3   4

Семинар-практикум «Межпредметное взаимодействие математики с другими предметами»

Г.А.Джабиева

МАОУ СОШ №7
Без знания математики нельзя понять ни

основ современной техники, ни того, как 


ученые изучают природные и социальные явления.
Колмогоров А.Н.
Цель и задачи:

  1. Показать возможности межпредметного взаимодействия математики с разными учебными предметами (на примере географии и изобразительного искусства).

  2. Применить математические знания учащихся в географическом материале, изобразительном искусстве.

  3. Инициировать профессиональную активность педагогов в предметной области для использования регионального материала.

  4. Развивать навыки сотрудничества.

  5. Повышать уровень знаний педагогов в области других наук.

Оборудование: презентация «Путешествуем по Тюменской области», настенная физическая карта Тюменской области, карточки с заданиями, линейка, циркуль; исторические, парадные портреты деятелей эпохи Просвещения, учебники по изобразительному искусству, заготовки портретов Екатерины II и Петра I.

Межпредметные связи в школьном обучении всегда играли важную составляющую. Изучение всех предметов естественнонаучного цикла взаимосвязано с математикой. Математика дает учащимся систему знаний и умений для изучения смежных дисциплин (географии, физики, химии, информатики, астрономии, изобразительного искусства и др.). На основе знаний по математике у учащихся формируются общепредметные расчетно-измерительные умения. Осуществление межпредметных связей на уроках математики помогает учащимся применять их в конкретных ситуациях и в разных сферах деятельности. При изучении смежных дисциплин раскрывается практическое применение получаемых учащимися математических знаний и умений, что способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, представлений о математическом моделировании как обобщенном методе познания мира. Ведь в реальном мире все системно и взаимосвязано, поэтому и знания, описывающие многообразие окружающей нас действительности, должны быть системными.

Ученик чувствует себя уверенно, если легко использует математические знания в качественном усвоении другого учебного предмета. Поэтому в своей педагогической практике я стараюсь включать межпредметные связи математики с другими предметами для активизации познавательной деятельности учащихся, а также проводить бинарные и интегрированные уроки, повышать практическую и научно-теоретическую подготовку учащихся.

Учителю математики приходится иметь дело с тремя видами межпредметных временных связей: предшествующими, сопутствующими и перспективными.


  1. Предшествующие межпредметные связи – это связи, когда при изучении материала курса математики опираются на ранее полученные знания по другим предметам.

  2. Сопутствующие межпредметные связи – это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий изучаются как по математике, так и по другим предметам.

  3. Перспективные межпредметные связи используются, когда изучение материала по математике опережает его применение в других предметах.

В практике работы учителя математики встречаются все эти три вида временных межпредметных связей, но чаще учителя других предметов используют знания учащихся по математике.

Для меня, как учителя математики, при осуществлении межпредметных связей в обучении особое значение имеет отбор для уроков материала, привлекаемого из курсов других учебных дисциплин, и методика его использования. Отбирая для своего урока сведения, которые учащиеся получают при изучении различных предметов, ориентируюсь, прежде всего, на программу и на то, как, в каком объеме эти вопросы представлены в соответствующих школьных учебниках. На основании полученных данных, составляя планы своих уроков для разных классов, фиксирую в них межпредметный материал.

Курс алгебры, благодаря последовательному расположению тем, обеспечивает своевременную подготовку к изучению географии, физики, химии, информатики и т.д. Начиная изучать новый предмет, ученики уже имеют необходимый математический аппарат для решения задач из смежных дисциплин. Однако существует и обратная связь. Привлечение знаний о масштабе и географических координатах из курса физической географии позволяет на уроках математики наполнить конкретным содержанием абстрактные математические понятия.

В качестве примера можно рассмотреть задания интегрированного урока «Масштаб. Путешествие по Тюменской области».



Применение проблемных ситуаций.

Пример:

«Однажды мальчик Вова, гуляя по городу, совершенно случайно очутился на аллее, которую раньше никогда не видел. Аллея была длинная-предлинная, и по обеим ее сторонам росли старые липы. Они давали густую тень в солнечные и жаркие дни. Здесь было очень тихо. Неслышно было рокота машин, только пешеходы изредка проходили по аллее. На одной самой высокой и старой липе собрались птицы. Они расселись по веткам и стали распевать свои веселые песенки. Мальчику так понравилась аллея, и он решил сделать ее план, чтобы рассказать об этом месте своим друзьям и привести их сюда.
Но, к сожалению, у него ничего не получилось. Вова знал все условные знаки, но никак не мог понять, как уместить всю эту длинную аллею на листе бумаги».                         

Вопрос: Почему ничего не получилось у мальчика? Ответы: Он не знал, что такое масштаб.

Применение подобных проблемных ситуаций недостаточно для актуализации познавательной деятельности, еще необходимо использовать как различные интересные задания.

Приведу пример еще одного задания на установление соответствия:



Численный масштаб

Именованный масштаб

1:7500000

1см – 10м

1:30000

1 см – 750м

1:100000

1см – 300м

1:1000

1см – 1км

1:3000

1 см – 30м

1:75000

1см – 75км

Проверка решения осуществляется по слайду.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> «Из опыта работы по внедрению фгос»
2016 -> Вопросы по отечественной истории для студентов очного и заочного отделений
2016 -> Конспект занятия «Уроки доброты»
2016 -> Отчет по результатам аналитического исследования российской и зарубежной практики профессиональной и социально-бытовой поддержки и закрепления международных специалистов различных категорий в высшем учебном заведении
2016 -> Программа по курсу внеурочной деятельности «Практикум общения «Я и мои друзья»
2016 -> Как надо вести себя родителям с единственным ребенком Заботиться и опекать, но не до безрассудства
2016 -> 1 Пояснительная записка 1 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы 6 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы 11 Содержательный раздел
2016 -> «Музыкальное воспитание детей»
2016 -> А. С. Пушкина» Фонд «Духовно-нравственное просвещение» имени А. И. Петрова омские епархиальные кирилло-мефодиевские чтения сборник статей Омск 2015


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница