Практикум Екатеринбург



страница1/5
Дата25.04.2016
Размер0,65 Mb.
ТипПрактикум
  1   2   3   4   5
Уральская академия государственной службы

Психология Управления



Практикум

Екатеринбург

2009

Рекомендовано к печати


учебно-методическим советом УрАГС


Психология управления : Практикум / Сост. О.В. Усова. – Екатеринбург, 2009. – 56 с.
Для специальности 080507.65 «Менеджмент организации».

© Усова О.В., сост., 2009

© Уральская академия государственной службы, 2009
Содержание

Введение 5
1. введение в психологию управления 6

Занятие 1. Теоретические основы и развитие управленческой


мысли 6
2. Личность как объект и субъект управления 8

Занятия 2–3. Проблемы личности в зарубежной


и отечественной психологии 8

Занятие 4. Когнитивные процессы и их роль


в управленческой деятельности 11

Занятие 5. Контроль: основные виды и роль


в деятельности руководителя 16

Занятие 6. Родительские директивы как источник проблем


эмоциональной сферы личности подчиненного
и руководителя 22
3. психология коллектива 26

Занятие 7. Мотивация и деятельность руководителя в группе 26

Занятие 8. Акцентуации характера: учет особенностей
в процессе управления группой 27

Занятие 9. Организационные и психологические


законы управления коллективом 41
4. Психология делового общения
(взаимодействия субъекта
и объекта управления)
43

Занятие 10. Психологические геймы 43

Занятие 11. Психологические защиты:
основные способы и виды 44

Занятие 12. Общение в управлении 45


5. Конфликт в управленческой деятельности 46

Занятие 13. Кризис личности руководителя как источник


конфликта в организации 46

Занятие 14. Технологии разрешения конфликтов


в организации 47

Занятие 15. Проблемы социально-психологической


адаптации в группе 48
6. Психология и этика деловых отношений
в управлении
49

Занятие 16. Стилевые особенности управленческой


деятельности 49

Введение

Современные социально-экономические условия и развитие общества послужили основой для модернизации российского образования. Данная модернизация направлена, во-первых, на внедрение качественно усовершенствованных образовательных программ, во-вторых, интеграцию образования и науки, в-третьих, на удовлетворение потребности в специалистах, обладающих глубокими знаниями управленческих механизмов, в том числе – психологических аспектов руководства людьми.

Знание психологических особенностей людей, всесторонний учет содержания управленческой деятельности, стимулирование работников в процессе совместной деятельности, создание здорового социально-экономического климата, личностные особенности руководителя – эти и другие проблемы находятся в центре внимания психологии управления.

Целью курса «Психология управления» является: формирование адекватного представления у слушателей о психологических проблемах управленческой деятельности, многоаспектного видения проблем управленческого труда и путей их разрешения через применение адекватных методов и технологий в управлении, овладение системой знаний и умений, позволяющей будущим специалистам существенно повысить социально-психологическую готовность к работе в сложных организационных структурах.

Учебное пособие «Практикум по психологии управления» отражает основные разделы учебной программы для специальности 080507.65 – «Менеджмент организации» и является содержательной стороной практических и семинарских занятий по данному курсу в аудитории в соответствии с технологической картой, а также обеспечивает самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа студентов заключается в выполнении домашних заданий, прописанных в конце каждой изучаемой темы.

Читатель сможет оперативно находить необходимый материал для изучения темы и подкрепления практических навыков.

Автор выражает глубокую благодарность всем, кто помог ей в создании данного практикума.



1. Введение в психологию управления

Семинарское занятие 1. 
Теоретические основы и развитие управленческой мысли

Вопросы для обсуждения

  1. Управление как социальный феномен.

  2. Активная форма обучения «Я – отраженное или расскажи мне обо мне»

  3. Основные этапы эволюции управленческой мысли.

  4. Место психологии управления в системе управленческого знания.

Основные понятия: психология управления, управленческое знание, эволюция управленческой мысли, управленческая культура.
Самостоятельная подготовка к занятию

  1. Заполните сравнительную таблицу 1.1.

Таблица 1.1

Теории управления о роли человека в организации

п/п

Наименование
теории (авторы)


Основные
постулаты теории


Задачи руководителей организации

Ожидаемые результаты

1

2

3

4

5

1.

Классические теории










2.

Теории человеческих отношений










3.

Теории человеческих ресурсов













  1. Сформулируйте основные положения научных подходов к управленческим знаниям (табл. 1.2.).

Таблица 1.2



Период

Основные
тезисы подхода


Возможности подхода

Учет
недостатков подхода


1

2

3

4

Системный подход










Ситуационный подход










Эмпирический (прагматический) подход










Количественный подход









3. Распределите по уровням проблематику психологии управления и заполните таблицу 1.3.



  • Особенности управленческого труда.

  • Закономерности формирования благоприятного психологического климата.

  • Специфика деятельности руководителя.

  • Информация как фактор повышения эффективности труда.

  • Оптимизация межличностных отношений.

  • Анализ личности руководителя.

  • Требования к развитию личностных качеств руководителя.

  • Стресс и стрессоустойчивость в управленческой деятельности.

  • Мотивация членов коллектива.

  • Конфликтология.

  • Психологические аспекты принятия управленческих решений.

  • Стили управленческой деятельности.

  • Психологические факторы решения задач управления.

  • Формальные и неформальные структуры в организации.

  • Проблемы общения в коллективе.

Таблица 1.3

Уровни проблематики психологии управления

Психологические
аспекты деятельности руководителя


Психологические
аспекты деятельности организации как
субъекта и объекта управления


Психологические
аспекты взаимодействия руководителя
и членов организации


1

2

3

Основная литература

  1. Морозов А.В. Управленческая психология: Учебник. – 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2006. – 288 с.

  2. Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. Изд. 2-е. – Ростов н /Д: Феникс, 2005. – 512 с.

  3. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие. Изд. 3 –е. – Мн.: Харвест, 2008. – 382 с.


Дополнительная литература

  1. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – С. 414–424.

  2. Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие. – Спб: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 208 с.

  3. Петровский А.В. Психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 7-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 512 с.


  1. Личность как объект и субъект управления



Семинарские занятия 2–3.
Проблемы личности в зарубежной и отечественной психологии

Семинарское занятие по данной теме проводится в виде диспута.

Вопрос для обсуждения

  1. Каково практическое значение основных положений теории личности для осуществления управленческой деятельности?

Структура проведения семинара: Все участники семинара делятся на три основные группы по следующим категориям: биологизаторское, социологизаторское и конвергентное направление теорий

личности. В процессе диспута доказывается практическая значимость каждой теории для управленческой деятельности. Зачитанные в ходе семинарского занятия доклады сдаются в письменном виде на проверку преподавателю для оценивания в разделе «конспекты».



Основные требования к докладу: доклад по теме семинарского занятия предполагает краткое изложение основных положений теории личности в прикладном аспекте к управленческой деятельности.

Объем докладов не должен превышать 5–7 мин (3–4 стр. печатного текста). Структура доклада отражает следующее: (1) Название теории, (2) автор, (3) основные положения, (4) возможность применения в управленческой деятельности.


Самостоятельная подготовка к занятию

Темы докладов для диспута:

Зарубежные теории

  1. Психодинамическая теория личности (З. Фрейд).

  2. Индивидуальная теория личности (А. Адлер).

  3. Аналитическая теория личности (Г. Юнг).

  4. Эго-теория личности (Э. Эриксон).

  5. Гуманистическая теория личности (Э. Фромм).

  6. Диспозициональная теория личности (Г. Олпорт).

  7. Структурная теория личности (Р. Кеттел).

  8. Теория типов личности (Г. Айзенк).

  9. Бихевиоральная теория личности (Б. Скиннер).

  10. Социально-когнитивная теория личности (А. Бандуры).

  11. Когнитивная теория личности (Дж. Келли).

  12. Гуманистическая теория личности (А. Маслоу).

  13. Феноменологическая теория личности (К. Роджерс).

Отечественные теории

  1. Культурно-историческая теория (Л.С. Выготский).

  2. Теория установки (Д.Н. Узнадзе).

  3. Теория развития личности в деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

  4. Теория «Полимодального Я» (Л.Я. Дорфман).


Основная литература

  1. Дорфман Л. Дивергенция и конструкт Я // Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е.А. Малянов, Н.Н. Захаров, Е.М. Березина, Л.Я. Дорфман, В.М. Петров, К. Мартиндейл. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, Прикамский социальный институт, 2002.– С. 141–184.

  2. Дорфман Л. Современные исследования многоаспектности Я // Там же. – С. 122–140.

  3. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. – СПб: Питер, 2003. – 640 с.

  4. Райгородский Д.Я. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. – Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1996. – 480 с.

  5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб: Издательство «Питер», 1999. – 608 с.

  6. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. / Под ред. А.А. Смирнова. М.: «Педагогика», 1974. – 304 с.


Дополнительная литература

  1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984. – 650 с.

  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.

  3. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М.: Смысл, 1993. – 43 с.

  4. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000. – 607


Занятие 4. 
Когнитивные процессы и их роль в управленческой деятельности

Вопросы для обсуждения

  1. Память: основные характеристики процесса и роль в управленческой деятельности. Практическая работа «Ассоциативная и логическая память»1.

  2. Восприятие: формы, виды и тренировка процесса. Роль внимания в управленческой деятельности. Тест на избирательность внимания (Мюнстерберга).

  3. Мышление руководителя. Тест на умение излагать свои мысли.

Основные понятия: когнитивные процессы, ментальная репрезентация, восприятие, память (кратковременная, оперативная, долговременная), конвергентное и дивергентное мышление.
Практическая работа № 1

Цель: Выявить особенности функционирования когнитивной сферы и уровня развития психических процессов студентов.

Задачи:

  1. Протестировать объем внимания и коммуникативные навыки.

  2. Определить уровень развития исследуемых процессов.

  3. Сделать сравнительный анализ полученных результатов со среднестатистическими значениями оптимального уровня выраженности исследуемых процессов.

  4. Сформулировать выводы и заключение.


Объем внимания

Методика Мюнстерберга



Инструкция: «Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача: как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова».

Пример: пюклбюсрадостьуфрнкп



Время работы 2 минуты!!!.
Фэлксолнцермудерайтщкуновостьвтффактцеблцэкзаменукъепрокуроркартеориядлпбизнестфкщамаркетингпмтдатахркдочислотщцоследствиербоукелабораторияцдбарфупеньцщфремстулфпльтощкрртдовниманиехищьстолптхмутарелкаясмукустрпкщбфщобщениеяотрветербфркцкурицасяптуцщбфквцоносяфтмкцлубполеткцшщпетухаклыпесняжкфшяфцкачеликждфбанкдшжътконьдпжкточкапфц
Интерпретация результатов2

Количество слов

Высокий уровень (оптимальный)

Средний уровень

Низкий уровень

Фактический уровень

28-35

18-27

10-17





Умение излагать свои мысли

Инструкция: «Ответьте, пожалуйста, «ДА» или «НЕТ» на предложенные вопросы и заполните протокол теста».

  1. Заботитесь ли Вы о том, чтобы быть понятым.

  2. Подбираете ли Вы слова, соответствующие возрасту, образованию, интеллекту и общей культуре слушателя?

  3. Обдумываете ли Вы форму изложения мысли, прежде чем высказаться?

  4. Ваши распоряжения достаточно кратки?

  5. Если слушатель не задает Вам вопросов после того, как Вы высказались, считаете ли Вы, что он вас понял?

  6. Достаточно ли ясно и точно Вы высказываетесь?

  7. Следите ли Вы за логичностью Ваших мыслей и высказываний?

  8. Выясняете ли Вы, что было не ясно в Ваших высказываниях? Побуждаете ли задавать вопросы?

  9. Задаете ли Вы вопросы слушателям, чтобы понять их мысли и мнения?

  10. Отличаете ли Вы факты от мнений?

  11. Стараетесь ли Вы опровергнуть мысли собеседника?

  12. Стараетесь ли Вы, чтобы слушатели всегда соглашались с Вами?

  13. Используете ли Вы профессиональные термины, далеко не всем понятные?

  14. Говорите ли Вы вежливо и дружелюбно?

  15. Следите ли Вы за впечатлением, производимым Вашими словами?

  16. Делаете ли Вы паузы для обдумывания?




Переходите, пожалуйста, к следующему тесту.


Умение слушать

Инструкция: «Ответьте, пожалуйста, «ДА» или «НЕТ» в протоколе теста»:

  1. Обычно я быстро понимаю, что мне хотят сказать и дальше слушать уже не интересно.

  2. Я терпеливо жду, когда собеседник закончит рассказ.

  3. Мое внимание полностью сосредоточено на рассказе.

  4. Я стараюсь понять, что собеседник при этом хочет скрыть от меня и почему.

  5. Я перебиваю собеседника, чтобы уточнить детали, интересующие меня факты.

  6. Если тема мне не интересна, я стараюсь перевести разговор в другое русло.

  7. Я невольно отмечаю ошибки в речи и поведении говорящего.

  8. Не каждый человек заслуживает моего внимания.

  9. Я стараюсь из каждой беседы извлечь максимум информации.

  10. Я могу спокойно до конца выслушать мнение, с которым категорически не согласен.

  11. Когда понятна суть рассказа, я начинаю обдумывать то, что скажу в свою очередь.

  12. Мне трудно слушать до конца длинные и подробные объяснения.

  13. Я стараюсь запомнить важную информацию и необходимые подробности.

  14. Чаще всего я слушаю из вежливости.

  15. Я ставлю себя на место говорящего, чтобы понять его чувства и намерения.

  16. Услышав противоположную точку зрения, я обязательно высказываю свою.

  17. В разговоре я чаще говорю собеседнику «ДА» (выражаю понимание), чем «НЕТ».

  18. Обычно я прямо отвечаю на вопросы, стараясь не уклоняться от ответа.

  19. Люди охотно беседуют со мной.

  20. Выслушав собеседника, я обязательно выскажу свое мнение.

  21. Я избегаю вступать в разговор с незнакомым человеком.

  22. Большую часть времени я смотрю в глаза рассказчику.

  23. Я всегда помню, что у меня и моего собеседника могут быть разные взгляды на одни и те же проблемы.

  24. Большую часть времени я делаю вид, что слушаю, а сам думаю о своих проблемах и заботах.

  25. Обычно решение проблемы приходит мне в голову гораздо раньше, чем собеседник закончит говорить.

  26. Я всегда помню, что я и мой собеседник можем по-разному понимать смысл одних и тех же слов.

  27. Я поправляю ошибки в речи собеседника (ударения, термины, вульгаризмы).

  28. Я не буду слушать человека, которого не уважаю или считаю глупым, некомпетентным, слишком молодым.

  29. Обычно я получаю удовольствие от общения с людьми, даже малознакомыми.

  30. Обычно я больше слушаю других, чем говорю сам.


Интерпретация результатов «Уровень коммуникативных навыков»

Умение слушать

Низкий
уровень

Средний
(оптимальный) уровень

Высокий уровень

Фактический уровень

15–17 баллов

18–20 баллов

21–23 балла




Умение выражать свои мысли

Низкий
уровень

Средний
(оптимальный) уровень

Высокий уровень

Фактический уровень

10–11 баллов

12–13 баллов

14–15 баллов





Основная литература

  1. Либин А.В. Дифференциальная психология: наука о сходстве и различиях между людьми. – М.: Эксмо, 2008. – 576 с.

  2. Морозов А.В. Деловая психология: Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 3-е. – М.: Академический Проект, 2005. – 1040 с.

  3. Морозов А.В. Управленческая психология: Учебник. – 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2006. – 288 с.

  4. Петровский А.В. Психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 7-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 512 с.

  5. Тихомиров О.К. Психология: Учебник / Под ред. О.В. Гор­дее­вой. – М.: Высшее образование, 2006. – 538 с.


Дополнительная литература

  1. Андерсон Дж. Когнитивная психология. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 496 с.

  2. Брушлинский А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики /А.В. Брушлинский // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 6. С. 5–11

  3. Брушлинский А.В. О критериях субъекта и его деятельности / А.В. Брушлинский // Психология субъекта профессиональной деятельности: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Брушлинского, А.В. Карпова; Ин-т психологии РАН. М.; Ярославль: ДИА – пресс, 2001. С 5–23.

  4. Брушлинский А.В., Сергиенко, Е.А. Ментальная репрезентация как системная модель в когнитивной психологии // Ментальная репрезентация: динамика и структура. − М.: Институт психологии РАН, 1998. − С. 5–22.

  5. Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – С. 71–100.

  6. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – С. 138–142.


Самостоятельная подготовка к занятию

Конспект текста: Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – С. 138–142. Конспект сдается по окончании занятия и засчитывается в разделе «конспект».


Каталог: media -> uploads -> student -> manual -> old
old -> Рабочая программа курса Для 4-х годичной формы обучения специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение»
old -> Программа дисциплины Для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
old -> Климова Г. Г. Исследование систем управления
old -> Рабочая программа курса Для студентов дневного отделения специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
old -> Программа дисциплины Для специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение»
old -> Практикум Екатеринбург 2009 ббк б
old -> Сборник практических заданий по общей психологии
old -> Тесты по курсу «Социальная политика»
old -> Программа дисциплины Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
old -> Программа дисциплины Для специальности 080507. 65 «Менеджмент организации»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница