Практики в структуре профессиональной подготовки



Скачать 227.18 Kb.
Дата10.02.2016
Размер227.18 Kb.
ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В образовательной программе два вида практики магистрантов – научно-исследовательская и научно-педагогическая – рассматриваются как система практик, объединенная направленностью (научная) и основой реализации (компетентностный подход), но сохраняющая специфику каждого из вида практик (исследовательская и педагогическая).

Практика дает возможность магистранту:



  • реализовать полученные в бакалавриате и магистратуре знания в условиях, приближенных к профессиональной деятельности;

  • апробировать результаты разработанных магистрантом научных проектов;

  • провести экспериментальную работу в рамках научных исследований;

  • стать участником проектирования и внедрения учебно-методических и диагностических материалов;

  • апробировать различные образовательные технологии и методики, направленные на разные ступени (школа, вуз, учреждения дополнительного образования детей и др.).

Иными словами, практика дает магистранту возможность приобрести новый профессиональный опыт, реализовать профессиональные пробы в различных направлениях будущей профессиональной деятельности.

ЦЕЛИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ

В общем виде цель практик как важнейшего компонента подготовки магистра может быть сформулирована следующим образом: содействие становлению компетентности магистрантов в области научного исследования актуальных проблем и решении профессиональных задач в условиях избранной профессиональной деятельности.

Детализация цели относительно каждого вида практики проявляется в ожидаемых результатах. Рассмотрим подробнее, на какие ожидаемые результаты ориентирован каждый вид практики.

Научно-исследовательская практика нацелена на содействие становлению компетентности магистрантов в области научного исследования актуальных проблем. Поэтому ожидаемые результаты могут быть условно разделены на три группы

1. Способности, характеризующие готовность к выполнению исследования:1



  • ставить исследовательскую проблему и доказывать её актуальность;

  • формулировать цель исследования и определять круг исследовательских задач, оценивать их научную и практическую ценность;

  • владеть основными методами и приемами научно-исследовательской деятельности;

  • владеть навыками организации и проведения научного эксперимента.

2. Способности магистранта, характеризующие его готовность к представлению результатов исследования:

  • владеть навыком устной презентации результатов исследования;

  • владеть навыком подготовки текста небольшой научной статьи, отражающей результаты исследования;

  • владение навыком подготовки письменного отчета о проведенном исследовании и полученных результатах.

3. Способности магистранта, характеризующие его готовность к деятельности в команде исследователей:

  • владение навыком коллективного обсуждения научной проблемы, в том числе вести научную дискуссию;

  • владеть различными способами коллективной презентации научной информации и результатов исследования;

  • продуктивно взаимодействовать с социальными партнерами при осуществлении научного исследования;

  • владеть навыками организации и проведения различных научных мероприятий.

В процессе научно-педагогической практики магистрант решает профессиональные педагогические задачи в соответствующей области профессиональной деятельности (образование, социальная сфера, культура). В отличие от научно-исследовательской практики магистрант овладевает опытом реализации целостного образовательного процесса в условиях реальной профессиональной деятельности (разумеется, с учетом специфики конкретной основной образовательной программы). Таким образом, ожидаемыми результатами научно-педагогической практики станут способности магистранта:

  • осуществлять комплексный анализ научно-педагогического и методического опыта в конкретной предметной области;

  • использовать навыки проектирования компонентов образовательного процесса;

  • демонстрировать навыки организации и проведения отдельных компонентов образовательного процесса;

  • осуществлять педагогическую экспертизу составляющих компонентов методической системы обучения;

  • осуществлять продуктивное взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса;

  • использовать приемы осуществления тьюторской деятельности по сопровождению магистрантов 1 года обучения соответствующей образовательной программы;

  • демонстрировать навыки организации и сопровождения учебно-исследовательской деятельности студентов бакалавриата;

  • осуществлять экспертизу учебно - и научно-исследовательских работ бакалавров в рамках студенческого научного общества (СНО).

Очевидно, перечень результатов может быть продолжен, и будет частично отличаться в основных образовательных программах подготовки магистров. Это объясняется особенностями видов деятельности в соответствующей профессиональной области, а также спектром решаемых при этом профессиональных задач.

Содержание научно - исследовательской и научно-педагогической практики в избранной профессиональной сфере образования включает в себя углубленное изучение одного из объектов профессиональной деятельности выпускника – образовательного и воспитательного процессов в различных институциональных и социальных образовательных структурах.

В ходе научно-исследовательской практики магистрантам предоставляется возможность сбора экспериментальных данных по заранее сформулированной программе исследования, связанной с определенным аспектом изучения содержания профильных дисциплин образовательной программы, (обязательная часть в содержании практики).

В ходе научно-педагогической практики магистранты выполняют задания, связанные с посещением занятий различных типов с их последующим анализом в разных образовательных учреждениях; диагностикой уровня образованности учащихся и студентов в области педагогики; разработкой учебно-методических материалов по конкретным темам дисциплин, спецкурсов, факультативов; подготовкой и проведением учебных занятий в конкретных учебных заведениях; разработкой контрольно-измерительных материалов для диагностики результатов обучения учащихся или студентов и т.д.

На наш взгляд, в современных условиях к отбору содержания и организации практик целесообразно подходить с точки зрения средового подхода, когда практика является для каждого магистранта своеобразной средой его профессионального роста. Тогда можно выделить три условных пространства, в которых магистрант осваивает необходимые компетенции: пространство подготовки, пространство опыта, пространство презентации.

Подготовка предполагает создание (разработку, согласование) магистрантом совместно с руководителем практики собственной программы практики на основе заданного единого формата – планирование необходимых заданий, содержащих профессиональные задачи, последовательность их выполнения, формы отчетности и т.д.

Опыт подразумевает профессиональные пробы, решение профессиональных задач, т.е. непосредственную реализацию программы практики в образовательном учреждении.

Презентация, соответственно, представляет отчет, предъявленный руководителю в соответствии с разработанной программой.

Обратим внимание, что, учитывая высокую степень индивидуализации образовательного процесса в магистратуре, программы практик будут носить индивидуальный характер и создаваться для каждого магистранта отдельно в логике общей программы.

Итак, подход к организации практики как среды профессионального развития будет выглядеть следующим образом (см. рис.1):




Пространство подготовки




Пространство опыта




Пространство презентации















Способности магистранта, характеризующие готовность к выполнению исследования




Способности магистранта, характеризующие его готовность к деятельности в команде исследователей




Способности магистранта, характеризующие его готовность к представлению результатов исследования















Ожидаемые результаты – осваиваемые компетенции

Рис.1. Практика как среда профессионального развития


Обязательными мероприятиями в программах практик являются консультации с научным руководителем магистранта, подготовка отчетных материалов, представление результатов заданий в разных формах и т.д. Более подробный перечень заданий на оба вида практик представлен в Приложении 2.

Наряду с обязательными для всех магистрантов заданиями на практики, могут быть разработаны и индивидуальные (вариативная часть содержания практики).

При определении тематики индивидуальных заданий в вариативной части содержания научно-исследовательской и научно-педагогической практики рекомендуем учитывать следующие факторы:

- образовательный маршрут студента;

- требования потенциального работодателя;

- запросы и возможности конкретной базы практики;

- актуальные направления развития образования в Российской Федерации;

- традиции научно-педагогических школ кафедр и факультетов.

Следует иметь в виду, что содержание заданий на практику в специализированной подготовке магистра определяется в первую очередь видами будущей профессиональной деятельности и может отличаться в зависимости от её специфики.

Однако для успешного осуществления любого вида практики необходимо разработать и использовать современное организационно-методическое обеспечение практики.



К организационно-методическому обеспечению практик относятся:

  • Разработка программа научно-исследовательской и научно-педагогической практики для основной образовательной программы магистерской подготовки;

  • Разработка совместно с магистрантами технологических карт практик;

  • Разработка и согласование документации практик (дневник студен­та-практиканта, рабочая тетрадь исследователя, портфолио практики и др.);

  • Организацию деятельности магистрантов в период практики;

  • Построение рейтинга магистрантов по итогам практик.

Технологическая карта практики соответствует целям и задачам, указанным в программе данного вида практики, в ней отражается планирование деятельности магистранта на период практики, конкретные виды деятельности обучающегося и результаты их выполнения, оценка работы в баллах.

Технологическую карту практики магистрант разрабатывает совместно с руководителем практики (научным руководителем) до начала практики. Технологическая карта практики утверждается руководителем практики (научным руководителем).

По итогам практики в технологическую карту руководителем практи­ки (научным руководителем) выставляются баллы (по стобалльной системе), полученные студентом за выполнение того или иного вида работы или задания, и также итоговый балл за практику (по десятибалльной системе). Варианты технологических карт практики магистранта даны в приложении 5.

ВАЖНО!

Технологическая карта – это продукт творческой, экспериментальной деятельности выпускающей кафедры, научного руководителя и магистранта. Поэтому её структура и содержание жестко не регламентируются, могут корректироваться и меняться. Следует помнить, что технологическая карта – это средство планирования образовательной деятельности магистранта и определения его рейтинга, своего рода «дневник магистранта», позволяющий представить весь спектр деятельности на практике и оценку каждого конкретного вида работы. Поэтому предлагаемые в приложении варианты технологической карты практики могут рассматриваться как рабочие модели, в которые преподаватели выпускающих кафедр, магистранты могут вносить изменения и дополнения в соответствии с особенностями подготовки и реалиями образовательного процесса.

Третьим важным элементом организационно-методического обеспечения практик являются итоговые документы, разрабатываемые руководителем практик совместно с магистрантами (дневник магистранта-практиканта, рабочая тетрадь по практике, портфолио практики и др.). Они являются средством планирования, систематизации, оценки и самооценки работы магистранта в период практики.

Оценка работы магистранта на практике осуществляется по анализу и оценке итоговых документов, оценочных и рефлексивных листов, отзывов с мест прохождения практик и т.д. (при этом учитывается специфика основной образовательной программы подготовки магистра).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИКИ (1 вариант)

Ф.И.О. магистранта




Наименование образовательной программы




Ф.И.О. руководителя практики




Виды деятельности

1. Работа с научной информацией

Количество баллов

Продукт

Место проведения, публикации







2.Участие в организации конференции (форма деятельности)

Количество баллов




Виды деятельности

3.







4.







Итоговые результаты




Руководитель практики






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИКИ (2 вариант)


Наименование практики

Уровень образования


Кол-во зачетных

единиц / кредитов





магистратура




БАЗА ПРАКТИКИ

Подготовительный этап

Задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

количество баллов

min


количество баллов

max














Итого







Основной этап

Задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

количество баллов

min


количество баллов

max


Итого







Заключительный этап

Задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

количество баллов

min


количество баллов

max














Итого







Итого за практику




100

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИКИ (3 вариант)

Заказчик

Образовательное учреждение (школа, гимназия)




Университет




Факультет




Кафедра




Другое




Виды деятельности

1. Проведение занятий (аудиторных и внеауди­торных)

Кол-во баллов —

Аудиторные (форма занятий)




Название дисциплины/предмета




Тема




Контингент учащихся




Количество часов(не менее 6 ауд. часов)




Внеаудиторные (форма занятий)




Организация самостоятельной работы (виды)




Контингент учащихся




2. Проектирование компонентов образовательно­го процесса

Кол-во баллов —

Разработка дидактических материалов (наименование)




Разработка диагностических материалов (наимено­вание)




Разработка учебно-методических рекомендаций (на­именование и адресат)




3. Экспертиза элементов методической системы обучения

Кол-во баллов —

Педагогический эксперимент (место и цель проведения)




Контроль качества знаний (место и цель проведения)




Системный анализ научно-педагогической и учебно-методической литературы




Комплексный анализ дидактического и диагности­рующего материалов




ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Кол-во баллов —

Приложение 2

ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ЗАДАНИЙ МАГИСТРАНТОВ НА ПРАКТИКИ



Компетенции магистра

Задания

1 этап (подготовительный.)

2 этап

(основной)



3 этап (заключительный)

Форма отчета

ОНК – общенаучные компетенции

  • готов оперировать теорети-ческими знаниями в профес-сиональной области на основе их критического осмысления;

  • способен использовать углуб-лённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессио-нальной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов;

  • готов применять знания о современных методах исследова-ния;

  • способен осознать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость использования количественных и качественных методов;

  • способен самостоятельно при-обретать с помощью информа-ционных технологий и исполь-зовать в практической деятель-ности новые знания и умения, в том числе в новых областях зна-ний, непосредственно не связан-ных со сферой деятельности, рас-ширять и углублять свое научное мировоззрение.

  • Знакомство студентов с соответствующими положениями о практике в магистратуре;

  • Анализ видов деятельности студентов группы, в которой магистрант проходит практику во внеучебное время и определение своей роли в определенных видах сотрудничества и педагогического руководства:

  • Определение путей решения профессиональных педагогических задач в соответствии с заданиями практики

  • Разработка учебно-методических материалов по конкретным темам преподаваемого на практике курса.

  • Разработка тестов или контрольных работ для диагностики компетенции учащихся или студентов.

  • Наблюдение и анализ магистрантами разных форм организации обучения школьников и студентов.

  • Изучение работы лабораторий кафедры по научным направлениям.

  • Систематические консультации с научным руководителем по ходу выполнения плана практики.




  • Определение основных теоретических подходов к магистерскому исследованию.

  • Подготовка научной статьи по итогам практики.




  • План работы магистранта в период практики

  • Дневник практики:

  • Описание учебной

  • группы студентов;

  • Протоколы посещения занятий, уроков в период практики и их анализ;

  • Планы и конспекты проведенных магистрантом в период практики занятий;

  • Результаты научно-педагогической деятельности магистранта в период практики;

  • Анализ условий про-

  • ведения практики и предложения по совершенствованию ее организации.

  • Заполненный аттестационный

  • лист магистранта




ИК – инструментальные компетенции

  • способен и готов проводить научные эксперименты, оцени-вать результаты исследований;

  • способен анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию;

  • умеет формировать инфор-мационные базы при решении профессиональных задач в конкретной образовательной области.




  • Библиографический поиск литературных источников по исследуемой проблеме;

  • Составление библиографического списка;

  • Составление аннотированного каталога по изучаемой научной проблеме.




  • Качественный и количественный анализ полученных в ходе исследования научных данных;

  • Диагностика уровня образованности школьников и студентов в соответствующей предмет-ной области образования.

  • Разработка тестовых заданий или контрольных работ для диагностики сформированных знаний учащихся или студентов.

  • Осуществление исследо-вания в соответствии с программой практики.

  • Разработка компьютерных и обучающих программ для студентов или школьников.

  • Разработка проекта спецкурса для бакалавриата по актуальным проблемам науки и педагогической практики

  • Подготовка отчетных доку-ментов практики.

  • Оформление библиографичес-кого списка тео-ретических источников собственного исследования.

  • Обработка результатов диагностических методик с исполь-зованием различ-ных математичес-ких и статисти-ческих методов

  • Оформление результатов диагностических процедур в виде статьи, матери-алов на сайт и т.д.

  • Описание методов исследования;

  • Описание решения профессио-нальных педагоги-ческих задач;

  • Представление учебной программы спецкурса и матери-алов практических занятий, самостоя-тельно проведенных магистрантом, их самоанализ;

  • Представление завершенного проекта программы спецкурса.




ОПК – общепрофессиональные компетенции

  • способен изучать образо-вательный потенциал личности в различных социально-институ-циональных условиях и проектировать на основе полу-ченных результатов индиви-дуальных маршрутов обучения и воспитания;

  • готов исследовать, проек-тировать, организовывать, реали-зовывать, диагностировать и оценивать результаты процесса обучения и воспитания с исполь-зованием инновационных техно-логий, соответствующих общим и специфическим закономернос-тям и особенностям возрастного развития личности;

  • способен организовать взаимодействие с родителями, коллегами, с социальными парт-нерами, в том числе с иностранными, искать новых социальных партнеров, включать во взаимодействие с социаль-ными партнерами обучающихся при решении актуальных педаго-гических задач;

  • умеет использовать имею-щиеся возможности образова-тельной среды и проектировать новые среды для обеспечения качества образования;

  • готов к профессиональ-ному и личностному самообразо-ванию, проектированию дальней-шего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в опытно-эксперимен-тальной работе.

  • Совместно с научным руководителем уточнить:

- цель и конкретные задачи практики;

- программупрактики;



- наиболее эффективные методы и приёмы сбора и анализа научного материала;

  • Разработка программы тьютор-ского сопровождения бакалавров или магистрантов 1 года обучения;

  • Определение направлений деятельности по педагогическим творческим проектам (на основе выбранных для сопровождения видов студенческой деятельности);




  • Самостоятельное проведение занятий по избранным учебным дисциплинам с исполь-зованием современных педагогических технологий со студентами бакалавриата.

  • Работа в закрепленных студенческих группах по дисциплинам практики.

  • Реализация программы тьюторского сопровождения бакалавров или магистран-тов 1 года обучения.

  • Участие в работе по контролю за самостоятель-ной работой студентов закрепленной группы.

  • Участие в разработке и организации международной программы или проекта.

  • Разработка педагогических рекомендаций для разных адресатов в соответствии с конкретными условиями.

  • Анализ учебной и учебно-методической литературы

  • Анализ дидактических и диагностических материалов.



  • Написание отчёта по практике и представление его на кафедру.

  • Оформление индивидуального портфолио тьютора

  • Составление библиографической справки к экзаменационной и зачетной формам аттестации.

  • Составление экспертного заключения на методическую и учебную ли-тературу, ди-дактические и диагностические материалы.

  • Отчет по практике;

  • Продукты деятель-ности бакалавров или магистрантов (проекты, творческие разработки, эссе, сочинения и т.д.)

  • Творческие задания на выбор магистранта

  • Самоанализ качества проведенных занятий (в письменной форме);

  • Протоколы наблю-дения и анализ (письменный) прове-дения занятий другими магистрантами,

  • Протоколы совмест-ного обсуждении и анализа мероприятий, в которых принимали участие магистранты.



СЛК – социально-личностные и общекультурные компетенции

  • способен совершенствовать и развивать свой интеллек-туальный и общекультурный уровень, стремиться к нравст-венному и физическому совер-шенствованию своей личности;

  • готов осуществлять профес-сиональную речевую коммуни-кацию на государственном, род-ном и иностранном языках;

  • умеет организовывать профессиональные сообщества для решения профессионально-исследовательских задач;

  • готов к принятию ответ-ственности за свои решения в рамках профессиональной компе-тенции, способен принимать нестандартные решения, разре-шать проблемные ситуации;

  • осуществляет профессио-нальное самообразование и саморазвитие, проектирует дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру.

  • Знакомство с базовым образова-тельным учреждением, в котором проводится практика.

  • Знакомство с группой студентов, которых будет сопро-вождать тьютор – магистрант.

  • Изучение матери-алов учебно-методи-ческого комплекса по дисциплине.

  • Беседа с препо-давателем, ведущим дисциплину, избран-ную для преподавания на практике в бака-лавриате магистрантом

  • Изучение учеб-ного плана основной образовательной программы подготовки бакалавра или магистра




  • Организация профессии-онального сообщества для решения исследовательских задач в период практики

  • Продуктивное взаимо-действие со студенческой группой в учебной и внеучебной деятельности.

  • Посещение занятий других членов группы, преподава-телей по выбранной дисциплине, их анализ.

  • Определение круга проблемных вопросов, интересующих субъекты образовательного процесса в ОУ и выдвижение идей для новых проектов.

  • Подготовка творческой продукции совместно со студентами.

  • Руководство творческой студенческой группой.

  • Реализация студентами твор-ческого проекта под руководством магистранта

  • Тематическая беседа со студен-ческой группой.

  • Индивидуальные беседы со студентами закрепленной на практику группы.

  • Социально – педагогическое сопровождение студента 1 курса бакалавриата.

  • Составление рекомендаций по оказанию психоло-педагогической помощи студенту в условиях подготовки к первой сессии.




  • Выступление на итоговой конференции по практике с отчётом о проделанной работе.

  • Выступление на заседании проблемных групп и кафедры по теме исследования.

  • Эссе о проделанной работе и выявленных проблемах




  • способен ориентироваться в проблемном научном поле в соответствующей сфере образо-вания;

  • готов определять, актуали-зировать, конкретизировать и оценивать результаты научного исследования в сфере образо-вания с использованием совре-менных методов науки;

  • готов участвовать в междисциплинарных, в том числе международных проектах в области образования;

  • умеет разрабатывать и осуществлять новое методическое сопровождение учащихся, педагогов и социальных партнеров на основе исследования результатов в сфере образования;




  • Обсуждение индивидуальных планов магистров на практику

  • Самостоятельное определение своей роли внутри реализую-щихся на факультете проектов;

  • Разработка програм-мы элективного курса для профильной школы;

  • Разработка програм-мы курса по выбору для студентов.

  • Посещение занятий различных типов с последующим анализом.

  • Оценка эффективности созданной в образовательном учреждении открытой образо-вательной среды с позиции исследуемой проблемы;

  • Разработка педагогических рекомендаций по совершен-ствованию деятельности образовательных учрежде-ний с учётом полученных научных результатов;

  • Разработка методических материалов для проведения занятий со студентами с использованием современных технологий обучения, в том числе гуманитарных.

  • Разработка проекта в области образования;

  • Осуществление собствен-ного научного исследования.

  • Разработка и/или проведе-ние диагностических методик в соответствии с целями научного исследования

  • Подготовка материалов на сайт

  • Работа в режиме электронной консультации по преподаваемому курсу.

  • Подготовка и проведение различных форм внеучебной работы со студентами.

  • Проведение семинарских занятий с элемен-тами контроль-ных и тестовых заданий.

  • Подготовка материалов для статьи по резуль-татам мониторин-га образователь-ной среды обра-зовательного учреждения.

  • Подготовка презентационных материалов для научной конфе-ренции по резуль-татам пройденной практики;




      • Программа практики

      • Педагогические рекомендации по совершенствованию деятельности ОУ.

      • Планы занятий

      • Педагогические проекты

      • Презентации материалов

      • Контрольные и тестовые материалы

      • Заполненные оценочные листы

      • Методические материалы для проведения занятий со студентами и другими категориями обучающихся

      • Материалы для публикации результатов собственного научного исследования






1 Следует заметить, что «способность» в концепции компетентностного подхода понимается не как «предрасположенность», а как «умение». «Способен», т.е. «умеет делать». Способности – индивидуально-психологические особенности – свойства – качества личности, которые являются условием успешного выполнения определенного вида деятельности.






База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница