ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В образовательной программе два вида практики магистрантов – научно-исследовательская и научно-педагогическая – рассматриваются как система практик, объединенная направленностью (научная) и основой реализации (компетентностный подход), но сохраняющая специфику каждого из вида практик (исследовательская и педагогическая).
Практика дает возможность магистранту:
-
реализовать полученные в бакалавриате и магистратуре знания в условиях, приближенных к профессиональной деятельности;
-
апробировать результаты разработанных магистрантом научных проектов;
-
провести экспериментальную работу в рамках научных исследований;
-
стать участником проектирования и внедрения учебно-методических и диагностических материалов;
-
апробировать различные образовательные технологии и методики, направленные на разные ступени (школа, вуз, учреждения дополнительного образования детей и др.).
Иными словами, практика дает магистранту возможность приобрести новый профессиональный опыт, реализовать профессиональные пробы в различных направлениях будущей профессиональной деятельности.
ЦЕЛИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ
В общем виде цель практик как важнейшего компонента подготовки магистра может быть сформулирована следующим образом: содействие становлению компетентности магистрантов в области научного исследования актуальных проблем и решении профессиональных задач в условиях избранной профессиональной деятельности.
Детализация цели относительно каждого вида практики проявляется в ожидаемых результатах. Рассмотрим подробнее, на какие ожидаемые результаты ориентирован каждый вид практики.
Научно-исследовательская практика нацелена на содействие становлению компетентности магистрантов в области научного исследования актуальных проблем. Поэтому ожидаемые результаты могут быть условно разделены на три группы
1. Способности, характеризующие готовность к выполнению исследования:1
-
ставить исследовательскую проблему и доказывать её актуальность;
-
формулировать цель исследования и определять круг исследовательских задач, оценивать их научную и практическую ценность;
-
владеть основными методами и приемами научно-исследовательской деятельности;
-
владеть навыками организации и проведения научного эксперимента.
2. Способности магистранта, характеризующие его готовность к представлению результатов исследования:
-
владеть навыком устной презентации результатов исследования;
-
владеть навыком подготовки текста небольшой научной статьи, отражающей результаты исследования;
-
владение навыком подготовки письменного отчета о проведенном исследовании и полученных результатах.
3. Способности магистранта, характеризующие его готовность к деятельности в команде исследователей:
-
владение навыком коллективного обсуждения научной проблемы, в том числе вести научную дискуссию;
-
владеть различными способами коллективной презентации научной информации и результатов исследования;
-
продуктивно взаимодействовать с социальными партнерами при осуществлении научного исследования;
-
владеть навыками организации и проведения различных научных мероприятий.
В процессе научно-педагогической практики магистрант решает профессиональные педагогические задачи в соответствующей области профессиональной деятельности (образование, социальная сфера, культура). В отличие от научно-исследовательской практики магистрант овладевает опытом реализации целостного образовательного процесса в условиях реальной профессиональной деятельности (разумеется, с учетом специфики конкретной основной образовательной программы). Таким образом, ожидаемыми результатами научно-педагогической практики станут способности магистранта:
-
осуществлять комплексный анализ научно-педагогического и методического опыта в конкретной предметной области;
-
использовать навыки проектирования компонентов образовательного процесса;
-
демонстрировать навыки организации и проведения отдельных компонентов образовательного процесса;
-
осуществлять педагогическую экспертизу составляющих компонентов методической системы обучения;
-
осуществлять продуктивное взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса;
-
использовать приемы осуществления тьюторской деятельности по сопровождению магистрантов 1 года обучения соответствующей образовательной программы;
-
демонстрировать навыки организации и сопровождения учебно-исследовательской деятельности студентов бакалавриата;
-
осуществлять экспертизу учебно - и научно-исследовательских работ бакалавров в рамках студенческого научного общества (СНО).
Очевидно, перечень результатов может быть продолжен, и будет частично отличаться в основных образовательных программах подготовки магистров. Это объясняется особенностями видов деятельности в соответствующей профессиональной области, а также спектром решаемых при этом профессиональных задач.
Содержание научно - исследовательской и научно-педагогической практики в избранной профессиональной сфере образования включает в себя углубленное изучение одного из объектов профессиональной деятельности выпускника – образовательного и воспитательного процессов в различных институциональных и социальных образовательных структурах.
В ходе научно-исследовательской практики магистрантам предоставляется возможность сбора экспериментальных данных по заранее сформулированной программе исследования, связанной с определенным аспектом изучения содержания профильных дисциплин образовательной программы, (обязательная часть в содержании практики).
В ходе научно-педагогической практики магистранты выполняют задания, связанные с посещением занятий различных типов с их последующим анализом в разных образовательных учреждениях; диагностикой уровня образованности учащихся и студентов в области педагогики; разработкой учебно-методических материалов по конкретным темам дисциплин, спецкурсов, факультативов; подготовкой и проведением учебных занятий в конкретных учебных заведениях; разработкой контрольно-измерительных материалов для диагностики результатов обучения учащихся или студентов и т.д.
На наш взгляд, в современных условиях к отбору содержания и организации практик целесообразно подходить с точки зрения средового подхода, когда практика является для каждого магистранта своеобразной средой его профессионального роста. Тогда можно выделить три условных пространства, в которых магистрант осваивает необходимые компетенции: пространство подготовки, пространство опыта, пространство презентации.
Подготовка предполагает создание (разработку, согласование) магистрантом совместно с руководителем практики собственной программы практики на основе заданного единого формата – планирование необходимых заданий, содержащих профессиональные задачи, последовательность их выполнения, формы отчетности и т.д.
Опыт подразумевает профессиональные пробы, решение профессиональных задач, т.е. непосредственную реализацию программы практики в образовательном учреждении.
Презентация, соответственно, представляет отчет, предъявленный руководителю в соответствии с разработанной программой.
Обратим внимание, что, учитывая высокую степень индивидуализации образовательного процесса в магистратуре, программы практик будут носить индивидуальный характер и создаваться для каждого магистранта отдельно в логике общей программы.
Итак, подход к организации практики как среды профессионального развития будет выглядеть следующим образом (см. рис.1):
Пространство подготовки
|
|
Пространство опыта
|
|
Пространство презентации
|
|
|
|
|
|
Способности магистранта, характеризующие готовность к выполнению исследования
|
|
Способности магистранта, характеризующие его готовность к деятельности в команде исследователей
|
|
Способности магистранта, характеризующие его готовность к представлению результатов исследования
|
|
|
|
|
|
Ожидаемые результаты – осваиваемые компетенции
|
Рис.1. Практика как среда профессионального развития
Обязательными мероприятиями в программах практик являются консультации с научным руководителем магистранта, подготовка отчетных материалов, представление результатов заданий в разных формах и т.д. Более подробный перечень заданий на оба вида практик представлен в Приложении 2.
Наряду с обязательными для всех магистрантов заданиями на практики, могут быть разработаны и индивидуальные (вариативная часть содержания практики).
При определении тематики индивидуальных заданий в вариативной части содержания научно-исследовательской и научно-педагогической практики рекомендуем учитывать следующие факторы:
- образовательный маршрут студента;
- требования потенциального работодателя;
- запросы и возможности конкретной базы практики;
- актуальные направления развития образования в Российской Федерации;
- традиции научно-педагогических школ кафедр и факультетов.
Следует иметь в виду, что содержание заданий на практику в специализированной подготовке магистра определяется в первую очередь видами будущей профессиональной деятельности и может отличаться в зависимости от её специфики.
Однако для успешного осуществления любого вида практики необходимо разработать и использовать современное организационно-методическое обеспечение практики.
К организационно-методическому обеспечению практик относятся:
-
Разработка программа научно-исследовательской и научно-педагогической практики для основной образовательной программы магистерской подготовки;
-
Разработка совместно с магистрантами технологических карт практик;
-
Разработка и согласование документации практик (дневник студента-практиканта, рабочая тетрадь исследователя, портфолио практики и др.);
-
Организацию деятельности магистрантов в период практики;
-
Построение рейтинга магистрантов по итогам практик.
Технологическая карта практики соответствует целям и задачам, указанным в программе данного вида практики, в ней отражается планирование деятельности магистранта на период практики, конкретные виды деятельности обучающегося и результаты их выполнения, оценка работы в баллах.
Технологическую карту практики магистрант разрабатывает совместно с руководителем практики (научным руководителем) до начала практики. Технологическая карта практики утверждается руководителем практики (научным руководителем).
По итогам практики в технологическую карту руководителем практики (научным руководителем) выставляются баллы (по стобалльной системе), полученные студентом за выполнение того или иного вида работы или задания, и также итоговый балл за практику (по десятибалльной системе). Варианты технологических карт практики магистранта даны в приложении 5.
ВАЖНО!
Технологическая карта – это продукт творческой, экспериментальной деятельности выпускающей кафедры, научного руководителя и магистранта. Поэтому её структура и содержание жестко не регламентируются, могут корректироваться и меняться. Следует помнить, что технологическая карта – это средство планирования образовательной деятельности магистранта и определения его рейтинга, своего рода «дневник магистранта», позволяющий представить весь спектр деятельности на практике и оценку каждого конкретного вида работы. Поэтому предлагаемые в приложении варианты технологической карты практики могут рассматриваться как рабочие модели, в которые преподаватели выпускающих кафедр, магистранты могут вносить изменения и дополнения в соответствии с особенностями подготовки и реалиями образовательного процесса.
Третьим важным элементом организационно-методического обеспечения практик являются итоговые документы, разрабатываемые руководителем практик совместно с магистрантами (дневник магистранта-практиканта, рабочая тетрадь по практике, портфолио практики и др.). Они являются средством планирования, систематизации, оценки и самооценки работы магистранта в период практики.
Оценка работы магистранта на практике осуществляется по анализу и оценке итоговых документов, оценочных и рефлексивных листов, отзывов с мест прохождения практик и т.д. (при этом учитывается специфика основной образовательной программы подготовки магистра).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИКИ (1 вариант)
Ф.И.О. магистранта
|
|
Наименование образовательной программы
|
|
Ф.И.О. руководителя практики
|
|
Виды деятельности
|
1. Работа с научной информацией
|
Количество баллов
|
Продукт
|
Место проведения, публикации
|
|
|
2.Участие в организации конференции (форма деятельности)
|
Количество баллов
|
|
Виды деятельности
|
3.
|
|
|
4.
|
|
|
Итоговые результаты
|
|
Руководитель практики
|
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИКИ (2 вариант)
Наименование практики
|
Уровень образования
|
Кол-во зачетных
единиц / кредитов
|
|
магистратура
|
|
БАЗА ПРАКТИКИ
|
Подготовительный этап
|
Задание текущей аттестационной работы
|
Виды текущей аттестации
|
количество баллов
min
|
количество баллов
max
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
Основной этап
|
Задание текущей аттестационной работы
|
Виды текущей аттестации
|
количество баллов
min
|
количество баллов
max
|
Итого
|
|
|
Заключительный этап
|
Задание текущей аттестационной работы
|
Виды текущей аттестации
|
количество баллов
min
|
количество баллов
max
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
Итого за практику
|
|
100
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИКИ (3 вариант)
Заказчик
|
Образовательное учреждение (школа, гимназия)
|
|
Университет
|
|
Факультет
|
|
Кафедра
|
|
Другое
|
|
Виды деятельности
|
1. Проведение занятий (аудиторных и внеаудиторных)
|
Кол-во баллов —
|
Аудиторные (форма занятий)
|
|
Название дисциплины/предмета
|
|
Тема
|
|
Контингент учащихся
|
|
Количество часов(не менее 6 ауд. часов)
|
|
Внеаудиторные (форма занятий)
|
|
Организация самостоятельной работы (виды)
|
|
Контингент учащихся
|
|
2. Проектирование компонентов образовательного процесса
|
Кол-во баллов —
|
Разработка дидактических материалов (наименование)
|
|
Разработка диагностических материалов (наименование)
|
|
Разработка учебно-методических рекомендаций (наименование и адресат)
|
|
3. Экспертиза элементов методической системы обучения
|
Кол-во баллов —
|
Педагогический эксперимент (место и цель проведения)
|
|
Контроль качества знаний (место и цель проведения)
|
|
Системный анализ научно-педагогической и учебно-методической литературы
|
|
Комплексный анализ дидактического и диагностирующего материалов
|
|
ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
|
Кол-во баллов —
|
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ЗАДАНИЙ МАГИСТРАНТОВ НА ПРАКТИКИ
Компетенции магистра
|
Задания
|
1 этап (подготовительный.)
|
2 этап
(основной)
|
3 этап (заключительный)
|
Форма отчета
|
ОНК – общенаучные компетенции
-
готов оперировать теорети-ческими знаниями в профес-сиональной области на основе их критического осмысления;
-
способен использовать углуб-лённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессио-нальной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов;
-
готов применять знания о современных методах исследова-ния;
-
способен осознать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость использования количественных и качественных методов;
-
способен самостоятельно при-обретать с помощью информа-ционных технологий и исполь-зовать в практической деятель-ности новые знания и умения, в том числе в новых областях зна-ний, непосредственно не связан-ных со сферой деятельности, рас-ширять и углублять свое научное мировоззрение.
| -
Знакомство студентов с соответствующими положениями о практике в магистратуре;
-
Анализ видов деятельности студентов группы, в которой магистрант проходит практику во внеучебное время и определение своей роли в определенных видах сотрудничества и педагогического руководства:
-
Определение путей решения профессиональных педагогических задач в соответствии с заданиями практики
| -
Разработка учебно-методических материалов по конкретным темам преподаваемого на практике курса.
-
Разработка тестов или контрольных работ для диагностики компетенции учащихся или студентов.
-
Наблюдение и анализ магистрантами разных форм организации обучения школьников и студентов.
-
Изучение работы лабораторий кафедры по научным направлениям.
-
Систематические консультации с научным руководителем по ходу выполнения плана практики.
| -
Определение основных теоретических подходов к магистерскому исследованию.
-
Подготовка научной статьи по итогам практики.
| -
План работы магистранта в период практики
-
Дневник практики:
-
Описание учебной
-
группы студентов;
-
Протоколы посещения занятий, уроков в период практики и их анализ;
-
Планы и конспекты проведенных магистрантом в период практики занятий;
-
Результаты научно-педагогической деятельности магистранта в период практики;
-
Анализ условий про-
-
ведения практики и предложения по совершенствованию ее организации.
-
Заполненный аттестационный
-
лист магистранта
|
ИК – инструментальные компетенции
-
способен и готов проводить научные эксперименты, оцени-вать результаты исследований;
-
способен анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию;
-
умеет формировать инфор-мационные базы при решении профессиональных задач в конкретной образовательной области.
| -
Библиографический поиск литературных источников по исследуемой проблеме;
-
Составление библиографического списка;
-
Составление аннотированного каталога по изучаемой научной проблеме.
| -
Качественный и количественный анализ полученных в ходе исследования научных данных;
-
Диагностика уровня образованности школьников и студентов в соответствующей предмет-ной области образования.
-
Разработка тестовых заданий или контрольных работ для диагностики сформированных знаний учащихся или студентов.
-
Осуществление исследо-вания в соответствии с программой практики.
-
Разработка компьютерных и обучающих программ для студентов или школьников.
-
Разработка проекта спецкурса для бакалавриата по актуальным проблемам науки и педагогической практики
| -
Подготовка отчетных доку-ментов практики.
-
Оформление библиографичес-кого списка тео-ретических источников собственного исследования.
-
Обработка результатов диагностических методик с исполь-зованием различ-ных математичес-ких и статисти-ческих методов
-
Оформление результатов диагностических процедур в виде статьи, матери-алов на сайт и т.д.
| -
Описание методов исследования;
-
Описание решения профессио-нальных педагоги-ческих задач;
-
Представление учебной программы спецкурса и матери-алов практических занятий, самостоя-тельно проведенных магистрантом, их самоанализ;
-
Представление завершенного проекта программы спецкурса.
|
ОПК – общепрофессиональные компетенции
-
способен изучать образо-вательный потенциал личности в различных социально-институ-циональных условиях и проектировать на основе полу-ченных результатов индиви-дуальных маршрутов обучения и воспитания;
-
готов исследовать, проек-тировать, организовывать, реали-зовывать, диагностировать и оценивать результаты процесса обучения и воспитания с исполь-зованием инновационных техно-логий, соответствующих общим и специфическим закономернос-тям и особенностям возрастного развития личности;
-
способен организовать взаимодействие с родителями, коллегами, с социальными парт-нерами, в том числе с иностранными, искать новых социальных партнеров, включать во взаимодействие с социаль-ными партнерами обучающихся при решении актуальных педаго-гических задач;
-
умеет использовать имею-щиеся возможности образова-тельной среды и проектировать новые среды для обеспечения качества образования;
-
готов к профессиональ-ному и личностному самообразо-ванию, проектированию дальней-шего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в опытно-эксперимен-тальной работе.
| -
Совместно с научным руководителем уточнить:
- цель и конкретные задачи практики;
- программупрактики;
- наиболее эффективные методы и приёмы сбора и анализа научного материала;
-
Разработка программы тьютор-ского сопровождения бакалавров или магистрантов 1 года обучения;
-
Определение направлений деятельности по педагогическим творческим проектам (на основе выбранных для сопровождения видов студенческой деятельности);
| -
Самостоятельное проведение занятий по избранным учебным дисциплинам с исполь-зованием современных педагогических технологий со студентами бакалавриата.
-
Работа в закрепленных студенческих группах по дисциплинам практики.
-
Реализация программы тьюторского сопровождения бакалавров или магистран-тов 1 года обучения.
-
Участие в работе по контролю за самостоятель-ной работой студентов закрепленной группы.
-
Участие в разработке и организации международной программы или проекта.
-
Разработка педагогических рекомендаций для разных адресатов в соответствии с конкретными условиями.
-
Анализ учебной и учебно-методической литературы
-
Анализ дидактических и диагностических материалов.
| -
Написание отчёта по практике и представление его на кафедру.
-
Оформление индивидуального портфолио тьютора
-
Составление библиографической справки к экзаменационной и зачетной формам аттестации.
-
Составление экспертного заключения на методическую и учебную ли-тературу, ди-дактические и диагностические материалы.
| -
Отчет по практике;
-
Продукты деятель-ности бакалавров или магистрантов (проекты, творческие разработки, эссе, сочинения и т.д.)
-
Творческие задания на выбор магистранта
-
Самоанализ качества проведенных занятий (в письменной форме);
-
Протоколы наблю-дения и анализ (письменный) прове-дения занятий другими магистрантами,
-
Протоколы совмест-ного обсуждении и анализа мероприятий, в которых принимали участие магистранты.
-
|
СЛК – социально-личностные и общекультурные компетенции
-
способен совершенствовать и развивать свой интеллек-туальный и общекультурный уровень, стремиться к нравст-венному и физическому совер-шенствованию своей личности;
-
готов осуществлять профес-сиональную речевую коммуни-кацию на государственном, род-ном и иностранном языках;
-
умеет организовывать профессиональные сообщества для решения профессионально-исследовательских задач;
-
готов к принятию ответ-ственности за свои решения в рамках профессиональной компе-тенции, способен принимать нестандартные решения, разре-шать проблемные ситуации;
-
осуществляет профессио-нальное самообразование и саморазвитие, проектирует дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру.
| -
Знакомство с базовым образова-тельным учреждением, в котором проводится практика.
-
Знакомство с группой студентов, которых будет сопро-вождать тьютор – магистрант.
-
Изучение матери-алов учебно-методи-ческого комплекса по дисциплине.
-
Беседа с препо-давателем, ведущим дисциплину, избран-ную для преподавания на практике в бака-лавриате магистрантом
-
Изучение учеб-ного плана основной образовательной программы подготовки бакалавра или магистра
| -
Организация профессии-онального сообщества для решения исследовательских задач в период практики
-
Продуктивное взаимо-действие со студенческой группой в учебной и внеучебной деятельности.
-
Посещение занятий других членов группы, преподава-телей по выбранной дисциплине, их анализ.
-
Определение круга проблемных вопросов, интересующих субъекты образовательного процесса в ОУ и выдвижение идей для новых проектов.
-
Подготовка творческой продукции совместно со студентами.
-
Руководство творческой студенческой группой.
| -
Реализация студентами твор-ческого проекта под руководством магистранта
-
Тематическая беседа со студен-ческой группой.
-
Индивидуальные беседы со студентами закрепленной на практику группы.
-
Социально – педагогическое сопровождение студента 1 курса бакалавриата.
-
Составление рекомендаций по оказанию психоло-педагогической помощи студенту в условиях подготовки к первой сессии.
| -
Выступление на итоговой конференции по практике с отчётом о проделанной работе.
-
Выступление на заседании проблемных групп и кафедры по теме исследования.
-
Эссе о проделанной работе и выявленных проблемах
| -
способен ориентироваться в проблемном научном поле в соответствующей сфере образо-вания;
-
готов определять, актуали-зировать, конкретизировать и оценивать результаты научного исследования в сфере образо-вания с использованием совре-менных методов науки;
-
готов участвовать в междисциплинарных, в том числе международных проектах в области образования;
-
умеет разрабатывать и осуществлять новое методическое сопровождение учащихся, педагогов и социальных партнеров на основе исследования результатов в сфере образования;
| -
Обсуждение индивидуальных планов магистров на практику
-
Самостоятельное определение своей роли внутри реализую-щихся на факультете проектов;
-
Разработка програм-мы элективного курса для профильной школы;
-
Разработка програм-мы курса по выбору для студентов.
| -
Посещение занятий различных типов с последующим анализом.
-
Оценка эффективности созданной в образовательном учреждении открытой образо-вательной среды с позиции исследуемой проблемы;
-
Разработка педагогических рекомендаций по совершен-ствованию деятельности образовательных учрежде-ний с учётом полученных научных результатов;
-
Разработка методических материалов для проведения занятий со студентами с использованием современных технологий обучения, в том числе гуманитарных.
-
Разработка проекта в области образования;
-
Осуществление собствен-ного научного исследования.
-
Разработка и/или проведе-ние диагностических методик в соответствии с целями научного исследования
-
Подготовка материалов на сайт
-
Работа в режиме электронной консультации по преподаваемому курсу.
-
Подготовка и проведение различных форм внеучебной работы со студентами.
| -
Проведение семинарских занятий с элемен-тами контроль-ных и тестовых заданий.
-
Подготовка материалов для статьи по резуль-татам мониторин-га образователь-ной среды обра-зовательного учреждения.
-
Подготовка презентационных материалов для научной конфе-ренции по резуль-татам пройденной практики;
| -
Программа практики
-
Педагогические рекомендации по совершенствованию деятельности ОУ.
-
Планы занятий
-
Педагогические проекты
-
Презентации материалов
-
Контрольные и тестовые материалы
-
Заполненные оценочные листы
-
Методические материалы для проведения занятий со студентами и другими категориями обучающихся
-
Материалы для публикации результатов собственного научного исследования
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |