Практическое задание 3, Модуль Технологии реализации фгос уо слушатель Александрова Анна Павловна



Скачать 144,5 Kb.
страница1/3
Дата02.08.2022
Размер144,5 Kb.
#187971
ТипПрограмма
  1   2   3
Связанные:
АООП Целевой раздел Александрова А.П.


Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы


Программа профессиональной переподготовки
Специальное (дефектологическое) образование профиль «Олигофренопедагогика и олигофренопсихология» (620)
Дисциплина: ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Практическое задание 3, Модуль 3. Технологии реализации ФГОС УО


Выполнил:
слушатель Александрова Анна Павловна
Преподаватель:
Баранов Сергей Николаевич


г. Волгоград – 2022


Задание. Разработайте целевой (содержательный, организационный – на выбор) раздел АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1.Определение и назначение адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1.2.Нормативные документы для разработки адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1.3. Структура адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1.4.Цели и задачи АООП.
1.5. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся, описание их особых образовательных потребностей.
1.6.Принципы и общие подходы к организации образования обучающихся с умственной отсталостью, с учетом рекомендаций ПМПК и запросов родителей.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися АООП: предметные результаты освоения учебных дисциплин (академические достижения); личностные результаты обучения по каждому направлению (освоение жизненной компетенции).
3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП: описание направлений и целей оценочной деятельности; описание содержания оценки, критериев, инструментария оценивания, описание формы проведения аттестации, описание форм представления результатов оценивания, условий и границ применения системы оценки.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Определение и назначение адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная основная образовательная программа (далее АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКСКОУ школы-интерната ― это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС О у/о), с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.


1.2 Нормативные документы для разработки адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Нормативно-правовую базу разработки АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Муниципального казенного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения школы-интерната (далее – АООП) составляют:
 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.14 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
 Приказ Минобрнауки от 30 августа 2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»
 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г.,
 Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
 План действий по обеспечению введения ФГОС ОВЗ (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 11.02.2015 № ДЛ-5/07 вн) 5
 Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо Министерства образования и науки РФ № вк-452/07 11.03.2016)
 Методические рекомендации по реализации АДОП, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов c учетом их ООП (Письмо Министерства образования и науки РФ № вк-641/09 от 29.03.2016)
 Методические рекомендации по разработке на основе ФГОС начального образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированных основных общеобразовательных программ в общеобразовательных организациях Нижегородской области (Письмо Министерства образования Нижегородской области № 316-01-100-1865/1600 от 20.05.2016г.)
 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26;
 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы./Под.ред. В.В.Воронковой/ - М.: «Просвещение» 2013.
 Устав МКСКОУ школы-интерната.
 Локальные акты МКСКОУ школы-интерната.

1.3. Структура адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)




Структура АООП образования обучающихся с умственной отсталостью включает целевой, содержательный и организационный разделы. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: - пояснительную записку; - планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП; - систему оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП. Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов: - программу формирования базовых учебных действий; - программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области; - программу духовно-нравственного (нравственного) развития ; 6 - программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; - программу коррекционной работы (в соответствии с приложением к настоящему Стандарту, вариант 1); - программу внеурочной деятельности. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП. Организационный раздел включает: - учебный план, включающий предметные и коррекционно-развивающие области, внеурочную деятельность; - систему специальных условий реализации АООП в соответствии с требованиями Стандарта. Обучаясь по адаптированной основной образовательной программе общего образования, обучающийся с легкой умственной отсталостью получает образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием здоровых сверстников и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются ФГОС О у/о. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (далее ― ИПРА) и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На основе ФГОС О у/о и рекомендаций ПМПК создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития; далее ― СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью. АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) в части создания специальных условий получения образования.

1.4.Цели и задачи АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения 7 особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Задачи: ― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций; ― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; ― достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей; ― выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований; ― участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 30% от общего объема АООП. Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 ―13 лет.
В реализации АООП может быть выделено два или три этапа:
I этап ― (дополнительный первый класс ― 1 ) 1-4 классы;
II этап ― 5-9 классы;
III этап ― 10-12 классы.
I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Организация первого дополнительного класса (1I ) направлена на решение диагностикопропедевтических задач: 1 Пункт 13, части 1 Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г. 8 1. выявить индивидуальные возможности каждого ребенка, особенности его психофизического развития, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками; 2. сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП; 3. сформировать готовность к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время; 4. обогатить знания обучающихся о социальном и природном мире, опыт в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.). II этап направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. На III-м этапе реализации АООП решаются задачи, связанные с углубленной трудовой подготовкой и социализацией обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде.
1.5.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью
Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые
возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза
(от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с
умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием
интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания
школьного образования и социальной адаптации. Категория обучающихся с умственной
отсталостью представляет собой неоднородную группу. В соответствии с международной
классификацией умственной отсталости (МКБ-10) выделяют четыре степени умственной
отсталости: легкая (IQ — 69-50) , умеренная (IQ — 50-35), тяжелая (IQ — 34-20), глубокая
(IQ<20).
Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено
особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в
разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия
первой и второй сигнальных систем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие
познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено
замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и
переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические
функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя
наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к
отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об
окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт
крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением,
письмом и счетом в процессе школьного обучения.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью
отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая
ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки
зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений
приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в
окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в
замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении
графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов.
Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умственно отсталых
обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу
которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция,
конкретизация. Названные логические операции у этой категории детей обладают целым
рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между
частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от
несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-дей-ственное,
наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое
мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или
факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла
отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью
характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с
одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой умственной отсталостью
присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль
мышления: как правило, они начинают вы-полнять работу, не дослушав инструкции, не поняв
цели задания, не имея внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны
с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной
информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом
специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно
воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние
логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное
запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается
логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть
сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной
отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации,
сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений
полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством
искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в
особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью,
трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени
нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на
преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако,
если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может определенное
время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются
трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под
влиянием обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются,
но при этом не достигают возрастной нормы.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и
воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна
недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь,
сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из
наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что
выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой
деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между
первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии
всех сторон речи: фонетиче-кой, лексической, грамматической. Трудности звуко-уквенного
анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений
письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не
используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но
и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки
речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением
абстрактно-логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной
отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую
словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и
выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать
беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции
предложений.
Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются и в
нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом
сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и
поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес
и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями
осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью
собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники
предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности
предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты
личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и
особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают отрицательное
влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что выражается в
недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы.
Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся
приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и,
не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного
задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на
действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения
условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально
организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию,
планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности:
изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной
труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить
независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря
овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и
эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических
особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в
примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных
отношений со сверстниками и взрослыми.

Особые образовательные потребности обучающихся


с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в
качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их
социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а
иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря
на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом
образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического
развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ,
так и специфические.
К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования,
разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация
обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность
образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:

  • раннее получение специальной помощи средствами образования;

  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого,

как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;

  • научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;

  • доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

  • систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;

специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных,
познавательных, трудовых и других ситуаций;

  • обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной

среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и
нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);

  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и

поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное
отношение к ним;

индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со
средой;

  • специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать

совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;

  • стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к

окружающему миру.
Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся
возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и
обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов
и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические
новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения
обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих
занятий.

1.6. Принципы и общие подходы к организации образования обучающихся с легкой умственной отсталостью, с учетом рекомендаций ПМПК и запросов родителей


В основу разработки АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.


Дифференцированный подход к построению АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Настоящий вариант АООП создан в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к: — структуре образовательной программы; — условиям реализации образовательной программы; — результатам образования.


Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью. 13 Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.


В контексте разработки АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает:
 придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
 прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
 существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
 обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы: ― принципы государственной политики РФ в области образования2 (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);


― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико ориентированных задач;
― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах
― онтогенетический принцип;
― принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
― принцип сотрудничества с семьей.



Скачать 144,5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница