Практическое задание 3, Модуль Особенности коррекционно логопедической работы по преодолению дизартрических нарушений речи слушатель Большакова Ольга Сергеевна



Скачать 32,31 Kb.
страница1/3
Дата08.08.2022
Размер32,31 Kb.
#188107
ТипПрограмма
  1   2   3
Связанные:
практика Большакова
Roboty R v stecheniakh, 07.06.2017-Лебедева, практическое задание Большакова

АНО ДПО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ"


Программа профессиональной переподготовки
Логопедия в здравоохранении. Логопедическая помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций (620)_new
Дисциплина: Дизартрия. Особенности коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонационного (внешнего) оформления высказывания
Практическое задание 3, Модуль 3. Особенности коррекционно - логопедической работы по преодолению дизартрических нарушений речи


Выполнил:
слушатель Большакова Ольга Сергеевна
Преподаватель:
Шопина Светлана Андреевна


г. Санкт-Петербург – 2022
Задание 1.

Опишите симптомы бульбарной дизартрии и составьте план коррекционно-логопедической работы по восстановлению речи с наглядным материалом

Бульбарная дизартрия — приводит к парезу или параличу мышц языка, нёба, нарушается жевание и глотание. Голос у таких детей слабый, произношение внос. Речь невнятная, нечёткая, неразборчивая. При осмотре можно увидеть атрофию мышц языка и глотки, атонию, лицо амимично.

В зависимости от того, какие черепные нервы поражены, симптоматика бульбарной дизартрии будет различной. Иногда у ребенка присутствуют все проявления:



  1. Смазанная, медленная речь при скудной артикуляции. Смычные звуки и звук «р» — заменяются щелевыми. Например, вместо «б» дети произносят «в», вместо «п» — «ф»;

  2. Отсутствуют звонкие согласные. Ударные и безударные гласные произносятся одинаково, лучше всего получается «а»;

  3. Ритм нарушен, из-за чего произношение невыразительное, монотонное, без динамичности. Экспрессивная речь вызывает сложности;

  4. Расстройства глотания — поперхивание с кашлем. В первую очередь появляются проблемы с приемом жидкой пищи и напитков, которые затекают в нос. В дальнейшем становится затруднительным прием твердой пищи;

  5. Изменение голоса — снижение громкости, звучности, гнусавость;

  6. Слабость мимической мускулатуры или асимметрия лица, если поражение нерва одностороннее.


Присутствует и неврологическая симптоматика при бульбарной дизартрии. Ребенок может жаловаться на головные боли, головокружение, тошноту, не связанную с приемом пищи, парез руки или ноги, нарушение походки. Будут характерные для каждого заболевания симптоматика бульбарной дизартрии симптомы: при инфекции — повышенная температура, ломота в теле, перинатальной энцефалопатии — задержка нервно-психического развития.
Терапия патологии комплексная, направлена на причину, а также симптоматику бульбарной дизартрии. Проводится лечение неврологического заболевания, речевых расстройств, которое закрепляется реабилитационной программой. Неврологическая помощь заключается в устранении причины нарушений. Если имеет место инфекционно-воспалительный процесс — применяются антибактериальные или противовирусные препараты, инфузионная терапия. При объемных образованиях показана хирургическая операция с последующей реабилитационной программой. Также нужно восстановить клетки головного мозга. Для этого используется нейрометаболическая терапия: ноотропы, нейропротекторы, витамины.
Логопедическая помощь направлена на устранение внешних характеристик бульбарной дизартрии. Логопед помогает разработать артикуляционную мускулатуру, избавиться от дефектов речи, поставить правильное произношение звуков, сделать речь плавной и выразительной. Применяются массаж, упражнения, дыхательная гимнастика. Напомним, что эффект от логопедической помощи будет нулевой, если не устранить причину.
Реабилитационная программа проводится посредством общего массажа, физиотерапевт, лечебной физкультуры, плавания. Может понадобиться помощь психолога. Родители должны знать, что лечение обычно длительное: может понадобиться не один месяц, пока речь нормализуется. Поэтому вам необходимо запастись терпением, настойчивостью.

Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно.
Первый этап, подготовительный —основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, у ребенка раннего возраста — воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.
Второй этап — формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель: развитие речевого общения и звукового анализа. На третьем этапе тренируют активное открывание и закрывание рта по словесной инструкции: «Открой рот широко», «Вытяни губы вперед», «Собери губы в трубочку и возврати их в исходную позицию».
1.Релаксация
- Сядьте удобно, положите руки на колени, опустите голову, послушайте отрывок художественного произведения:

Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим.

Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля.

Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

По Л. Толстому

2. Упражнения для восстановления подвижности мимической и артикуляционной мускулатуры
- Нахмурьте брови, «рассердитесь», расслабьте лицо (3 раза).
- Поднимите брови вверх, «удивитесь», расслабьте лицо (3 раза).
- Подмигните 1 глазом, другим глазом (3 раза).
- Надуйте щеки, удержите на счет 10, расслабьте лицо (3 раза).
- «Посчитайте» зубы кончиком языка.


3. Работа над дыханием и голосообразованием
- Сделайте медленно глубокий вдох носом, выдохните через рот. Спокойный глубокий вдох и выдох, следите, чтобы плечи не поднимались, дышите животом.
- Сделайте глубокий вдох носом, выдыхаем и произносим звук:
У-У-У
- Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произносим два звука:
УУУ-ИИИ
- Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесем три звука:
УУУ-ИИИ-ООО
- Сделайте глубокий вдох, на выдохе скажите:
УУУ-И-О-А, выделяйте голосом ударный звук.
- Сделайте глубокий вдох, на выдохе скажите:
У-ИИИ-О-А, выделяйте голосом 2-ой ударный звук.
- Сделайте вдох, на выдохе скажите:
У-И-ООО-А, выделяйте голосом 3-ий ударный звук.
- Сделайте вдох, на выдохе скажите:
У-И-О-ААА, выделяйте голосом 4-ый ударный звук.
- Вдохните, на выдохе прочитайте две строки:
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
- Вдох:
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
- Вдох:
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
- Вдох:
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане.
- Вдох:
Рыжий месяц жеребенком,
Запрягался в наши сани.
С. Есенин.


Скачать 32,31 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница