Практическое задание 2, Модуль Развитие психологии на рубеже xix xx веков слушатель Моторкина Мария Павловна



Скачать 21,51 Kb.
Дата08.01.2021
Размер21,51 Kb.
ТипПрограмма

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Программа профессиональной переподготовки

Практическая психология. Технологии оказания психологических услуг населению и организациям (1490)



Дисциплина: История психологии

Практическое задание 2, Модуль 2. Развитие психологии на рубеже XIX - XX веков


Выполнил:

слушатель Моторкина Мария Павловна

Преподаватель:

Чеснюк Ирина Васильевна

г. Москва - 2020

Задание 1



Стадия

Возрастной период

Зона сосредоточения либидо

Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития

Оральная

0-18 месяцев

Рот (сосание, кусание, жевание)

Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела

Анальная

1,5-3 года

Анус (удержание или выталкивание фекалий)

Приучение к туалету (самоконтроль)

Фаллическая

3-6 лет

Половые органы (мастурбация)

Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания

Латентная

6-12 лет

Отсутствует (сексуальное бездействие)

Расширение социальных контактов со сверстниками

Генитальная

Пубертат (половое созревание)

Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)

Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество




Задание 2


Теории гуманистической психологии




Ученые-основополжники гуманистической психологии

Страна

Направление исследования

Открытия и достижения

К. Роджерс (1902-1987)

США

Гуманистическая психология, клиент-центрированная психотерапия, самоактуализация, самооценка.

Основоположник клиент-центрированной психотерапии, изменил представление о психотерапии как о помощи исключительно клинически больным людям и распространил ее на психологическую помощь адаптированному, клинически здоровому человеку, который столкнулся с серьезными жизненными трудностями, повлиял на стиль родительского поведения, освободив его от выраженных репрессивных аспектов (избыточного контроля, дисциплинирования), вывел терапию за рамки исключительно профессиональной коммуникации, создав социальное движение «группы встреч», пытался влиять на традицию оценивания в системах школьного и университетского образования, считая оценку неэффективным инструментом профессионального становления личности. Свои взгляды он излжил в следующих трудах: «Клиническая работа с проблемными детьми» (1939), «Терапия, центрированная на клиенте»(1952), «Свобода учиться»(1957)

А. Маслоу (1908-1970)

США

Считается «духовным отцом» гуманистической психологии, им были разработаны важнейшие теоретические положения этого направления - о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности.

Был основоположником гуманистической психологии, которая рассматривает человека как ответственного за свою судьбу, свободно делающего выбор среди предоставляющихся ему возможностей; высшие проявления человека — самоактуализация, высшие ценности и смыслы, свобода и ответственность. Являлся одним из основателей трансперсональной психологии — направления психологии, которое изучает трансперсональные переживания( у Маслоу «пиковые переживания»), измененные состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические подходы и духовные практики Востока и Запада. Был автором теории самоактуализации (пирамида потребностей — диаграмма врожденных потребностей человека)


В. Франкл (1905-1997)

Австрия

Создал логотерапию и смысловую теорию личности.

Теория В. Франкла состоит из трех частей - учения о стремлении к смыслу, учения о смысле жизни и учения о свободе воли. Эта теория изложена в нескольких книгах, самой известной из которых является, пожалуй, «Человек в поисках смысла». Стремление к осознанию смысла жизни Франкл считал врожденным, а этот мотив - ведущей силой развития личности. Смыслы не универсальны, они уникальны для каждого человека в каждый момент его жизни. Он выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения, сознательно формируемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить. Разработал логотерапию, которая помогает человеку увидеть весь спектр потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, и выбрать тот, который согласуется с его совестью.


Задание 3

Психоанализ З. Фрейда

Сложности лечения психических заболеваний в дофрейдовскую эпоху.

Первые открытия З. Фрейда.

Методы З. Фрейда исследования психики.

Достижения З.Фрейда в науке.

Гидротерапия (Водолечебницы)

(Использование воды для лечения физических недугов практиковалось всегда, теплые ванны также стали эффективным средством для лечения взволнованных, маниакальных пациентов, страдающих бессонницей, но некоторые врачи исказили эту концепцию вплоть до превращения гидротерапии в пытку).




Метод совместных ассоциаций (совестно с И. Брейером)

Книга «Исследования истерии» (совместно с И. Брайером) - причину истерии в подавленных воспоминаниях о некогда травмировавших пациентов трагических событиях.


Предмет психологии - феномен бессознательного.

Формы проявления бессознательного: сновидения, юмор, ошибочные действия, невротические симптомы, фантазия, творчество.



1901 – «Психопатология обыденной

жизни»


1908 – создание Австрийского

психоаналитического общества

1910 – создание Международного

психоаналитического общества




Электровибрация

(существовало мнение, что психических больных можно вылечить, провоцируя у них припадки).



Практика анализа своих сновидений. Его работа «Толкование сновидений»

Методы исследования

бессознательного:



Метод свободных ассоциаций - психоаналитическая процедура изучения

бессознательного, в процессе которого

индивидуум свободно говорит обо всём, что приходит в голову, невзирая на то,

насколько абсурдным или непристойным

это может показаться. Один из первых

проективных методов.



Анализ сновидений - познание

бессознательного, самое определённое

основание психоанализа и та область, в

которой всякий исследователь приобретает

свою убеждённость и своё образование.


1913 – «Тотем и табу»

1917 – «Лекции по введению в

психоанализ»

1919 – «По ту сторону принципа

удовольствия»

1921 – «Массовая психология и анализ

человеческого Я»

1923 – «Я и Оно»

1927 – «Будущее одной иллюзии»


Сумасшедшие дома

Кровопускание и очистка желудка ( восстановление «меланхолии крови»)



«Три очерка по теории сексуальности»

(исключительное влияние на человека его сексуальных инстинктов, открытие сексуальности у детей)



Интерпретация - центральный этап

техники психоанализа (предшествующий

этап — обнаружение проблем; следующий

этап — их проработка). Аналитик

истолковывает глубинные причины,

«проливает свет осознания» на возможные

истоки проблем, обнаруженных у

анализанта ранее.



Перенос (трансфер) - это неосознанное

воспроизведение пациентом во

взаимоотношениях "здесь и теперь"

раннего опыта отношений со значимыми

людьми из своего окружения. Таким

образом, на реального человека в

настоящем (например психоаналитика)

проецируются чувства и импульсы

прошлых конфликтов.

Перенос


представляет собой волну из прошлого,

которая захлестывает настоящее и

оставляет следы, которые невозможно ни с

чем спутать.



Разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я», и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории Эдипова комплекса/комплекс Электры обнаружение функционирующих в психики защитных механизмов, психологизация понятия «бессощнательное», открытие трансфера, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница