Практическое задание 1, Модуль Повреждения и заболевания головного мозга в детском возрасте слушатель Морозова Ольга Юрьевна



Скачать 111,89 Kb.
страница1/2
Дата05.05.2023
Размер111,89 Kb.
#215236
ТипПрограмма
  1   2
Связанные:
Таблица 2


АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"


Программа профессиональной переподготовки
Детская нейропсихология. Диагностика и коррекция высших психических функций у детей имеющих нарушения различного генеза (340)
Дисциплина: Нейропсихологические симптомы и синдромы поражений головного мозга у детей
Практическое задание 1, Модуль 1. Повреждения и заболевания головного мозга в детском возрасте


Выполнил:
слушатель Морозова Ольга Юрьевна
Преподаватель:
Рогацкая Маргарита Сергеевна
г. Москва – 2023
Таблица 1. Заболевания и повреждения головного мозга в детском возрасте

Заболевание или повреждение

Причина

Нейропсихологическая характеристика

Умственная отсталость

Стойкое недоразвитие теменных и лобных структур мозга.
Этиология – эндогенная (генетические факторы), экзогенная (инфекции, отравления, травмы).

Характеризуется ранним поражением головного мозга (от периода внутриутробного развития до 2-3 лет), психическое недоразвитие носит тотальный характер; нарушения необратимы; ядерный симптом - нарушение мышления. Нейропсихологическая картина – интеллектуальные нарушения, пространственные дефекты, симптомы слабости нейродинамики психических функций.

Деменция

Поражение головного мозга возникает после 2,5-3 лет, нарушения носят парциальный характер. Резидуальная деменция – слабоумие, возникшее в результате остаточного поражения мозга. Прогрессирующая деменция – хронически протекающий менингит, менингоэнцефалит, эпилепсия, склероз и тд.

Нарушение умственной работоспособности, нарастание эмоционально-волевой неустойчивости. Могут быть грубые локальные корковые или подкорковые нарушения, проявляется наглядно в нарушении гнозиса, праксиса, а также в регуляции поведения. В детском возрасте это, как правило, корково-подкорковые нарушения, но в более зрелом возрасте может иметь место первичное повреждение лобных систем. Наряду с выпадением отдельных частных корковых функций у ребенка, прежде всего, отмечаются расстройства эмоциональной сферы.

Задержки речевого и психического развития

Могут быть повреждены: проводящие пути между отдельными участками коры мозга, обеспечивающие образование необходимых ассоциативных связей, глубинные структуры мозга, вторичные поля коры

Диагностируется, как правило, при поступлении в школу; может иметь обратимый характер. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов, задержка темпа может иметь обратимый характер и полностью ликвидироваться через ускоренную фазу созревания или запоздалое окончание созревания. Диагноз правомерен лишь временно.

СДВГ

Нарушение своевременности, полноценности и синхронности созревания отдельных мозговых структур, ответственных за целенаправленность и контроль поведения. Однако, этиология выяснена не до конца. Есть три гипотезы. Раннее органическое поражение ЦНС, социальное влияние, генетический фактор.

Наиболее типичные проявления СДВГ – расстройства внимания, гиперактивность, импульсивность поведения.

Ранний детский аутизм

Рассеянные повреждения мозговых структур и их взаимосвязей, включая прерванное развитие дендритных окончаний в структурах лимбической системы, снижение количества нейронов и увеличение числа патологических клеток в мозжечке, чрезмерное разрастание задних отделов коры и признаки диффузных нарушений взаимосвязей на уровне коры.

Возникает в раннем детстве, но симптоматика сохраняется на протяжении всей жизни; нарушения мозга характеризуются как рассеянные повреждения мозговых структур и их взаимосвязей; в большей степени страдает сфера социального взаимодействия. Характеризуется существенным отставанием в развитии социальных взаимодействий, задержками речевого и умственного развития, стереотипным поведением.

Нарушения слуха и зрения

Врожденные нарушения зрительного или слухового восприятия возникают как при повреждении соответствующего анализатора, так и при несформированности связей периферических и центральных звеньев анализаторов в первые недели жизни.

Обеднение способности мозга к отражению, то есть к активному взаимодействию со средой. Изменение просодики и четкости речи. Письмо и чтение превалируют над устной речью, экспрессивная речь на импрессивной при нарушениях слуха.
Слепота. Нарушение связи образа и слова, которая становится либо слишком генерализованной, либо слишком узкой. Возможны нарушения между словом и действием.




Скачать 111,89 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница