АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки Детская нейропсихология. Диагностика и коррекция высших психических функций у детей имеющих нарушения различного генеза (340)
Дисциплина:Нейропсихологические симптомы и синдромы поражений головного мозга у детей
Практическое задание 1, Модуль 1. Повреждения и заболевания головного мозга в детском возрасте
Выполнил: слушатель Морозова Ольга Юрьевна Преподаватель: Рогацкая Маргарита Сергеевна г. Москва – 2023 Таблица 1. Заболевания и повреждения головного мозга в детском возрасте
Характеризуется ранним поражением головного мозга (от периода внутриутробного развития до 2-3 лет), психическое недоразвитие носит тотальный характер; нарушения необратимы; ядерный симптом - нарушение мышления. Нейропсихологическая картина – интеллектуальные нарушения, пространственные дефекты, симптомы слабости нейродинамики психических функций.
Деменция
Поражение головного мозга возникает после 2,5-3 лет, нарушения носят парциальный характер. Резидуальная деменция – слабоумие, возникшее в результате остаточного поражения мозга. Прогрессирующая деменция – хронически протекающий менингит, менингоэнцефалит, эпилепсия, склероз и тд.
Нарушение умственной работоспособности, нарастание эмоционально-волевой неустойчивости. Могут быть грубые локальные корковые или подкорковые нарушения, проявляется наглядно в нарушении гнозиса, праксиса, а также в регуляции поведения. В детском возрасте это, как правило, корково-подкорковые нарушения, но в более зрелом возрасте может иметь место первичное повреждение лобных систем. Наряду с выпадением отдельных частных корковых функций у ребенка, прежде всего, отмечаются расстройства эмоциональной сферы.
Задержки речевого и психического развития
Могут быть повреждены: проводящие пути между отдельными участками коры мозга, обеспечивающие образование необходимых ассоциативных связей, глубинные структуры мозга, вторичные поля коры
Диагностируется, как правило, при поступлении в школу; может иметь обратимый характер. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов, задержка темпа может иметь обратимый характер и полностью ликвидироваться через ускоренную фазу созревания или запоздалое окончание созревания. Диагноз правомерен лишь временно.
СДВГ
Нарушение своевременности, полноценности и синхронности созревания отдельных мозговых структур, ответственных за целенаправленность и контроль поведения. Однако, этиология выяснена не до конца. Есть три гипотезы. Раннее органическое поражение ЦНС, социальное влияние, генетический фактор.
Наиболее типичные проявления СДВГ – расстройства внимания, гиперактивность, импульсивность поведения.
Ранний детский аутизм
Рассеянные повреждения мозговых структур и их взаимосвязей, включая прерванное развитие дендритных окончаний в структурах лимбической системы, снижение количества нейронов и увеличение числа патологических клеток в мозжечке, чрезмерное разрастание задних отделов коры и признаки диффузных нарушений взаимосвязей на уровне коры.
Возникает в раннем детстве, но симптоматика сохраняется на протяжении всей жизни; нарушения мозга характеризуются как рассеянные повреждения мозговых структур и их взаимосвязей; в большей степени страдает сфера социального взаимодействия. Характеризуется существенным отставанием в развитии социальных взаимодействий, задержками речевого и умственного развития, стереотипным поведением.
Нарушения слуха и зрения
Врожденные нарушения зрительного или слухового восприятия возникают как при повреждении соответствующего анализатора, так и при несформированности связей периферических и центральных звеньев анализаторов в первые недели жизни.
Обеднение способности мозга к отражению, то есть к активному взаимодействию со средой. Изменение просодики и четкости речи. Письмо и чтение превалируют над устной речью, экспрессивная речь на импрессивной при нарушениях слуха.
Слепота. Нарушение связи образа и слова, которая становится либо слишком генерализованной, либо слишком узкой. Возможны нарушения между словом и действием.