Практическая работа по химии в 9 классе «Качество водопроводной воды»



Скачать 68,81 Kb.
страница1/4
Дата25.06.2022
Размер68,81 Kb.
#186694
ТипПрактическая работа
  1   2   3   4
Связанные:
Практическая работа химия 9 класс Качество водопроводной воды


Практическая работа по химии в 9 классе
«Качество водопроводной воды»

Этап исследования

Содержание деятельности

Тема исследования






Проблема






Цель






Объект исследования




Метод исследования




Гипотеза исследования






Алгоритм проведения




Вывод по результатам исследования






Научное утверждение






Группа 1
Определение органолептических свойств водопроводной воды:
цветность, мутность, осадок.
Работа 1. Исследование цветности воды
Оборудование: стеклянный стакан.
Ход работы: в прозрачный стеклянный стакан налить 10мл. исследуемой воды. Рассмотреть её на свету, определить цвет.
Оценка результатов: цветность выражается в градусах, используется таблица.

Вид сверху

Вид сбоку

Цветность в градусах

Вывод

Не отмечен

Не отмечен

00

Пригодна для питья

Не отмечен

Желтоватый, очень слабый

20

Пригодна для питья

Очень слабый

Желтоватый

400

Пригодна для питья

Бледно - жёлтый

Слабо - желтый

600

Не пригодна для питья

Бледно - жёлтый

Жёлтый

1500

Не пригодна для питья

Бледно - жёлтый

Ярко – жёлтый

3000

Не пригодна для питья



Работа 2. Исследование мутности воды
Оборудование: стеклянный стакан, пробирка
Ход работы: взболтать воду и налить её в пробирку, чтобы высота воды была равна 10 см., рассмотреть воду на свету, держа пробирку так, чтобы сзади пробирки был расположен лист черного картона, а сбоку падал солнечный свет.
Оценка результатов: мутность воды может отсутствовать, может быть слабая, заметная, сильная.


Работа 3. Исследование осадка воды.
Оборудование: стеклянная пробирка.
Ход работы: рассмотреть исследуемую воду на свету.
Оценка результатов: осадок воды характеризуется: количественно – по толщине слоя; по отношению к объёму пробы воды – ничтожный, незначительный, заметный, большой; качественно – по составу: аморфный, кристаллический, хлопьевидный, илистый, песчаный.
Результаты исследования занесите в таблицу на доске.
Группа 2
Определение органолептических свойств водопроводной воды:
запаха, вкуса, взвешенных частиц
Работа 1. Определение запаха воды.
Оборудование: коническая колба.
Ход работы: в колбу до половины наливают воду. Накрывают пробкой, встряхивают вращательным движением, открывают пробку и быстро определяют характер и интенсивность запаха. Интенсивность запаха воды оценивают по пятибалльной системе согласно требованиям таблицы. Запах питьевой воды не должен превышать 2 балла.
Оценка результатов: запах определяется в баллах, используется таблица.
Интенсивность запаха воды

Интенсивность запаха

Характер проявления запаха

Баллы

Отсутствует

Запах не ощущается

0

Очень слабая

Запах слегка обнаруживаемый

1

Слабая

Запах замечается, если обратить на это внимание

2

Заметная

Запах легко замечается, вызывает неодобрительный отзыв о воде

3

Отчетливая

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья

4

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья

5



Характер запаха воды

Характер запаха

Примерный род запаха

Ароматический

Огуречный, цветочный

Болотный

Илистый, тинистый

Гнилостный

Фекальный, сточный

Древесный

Запах мокрой щепы, древесины

Землистый

Прелый, свежевспаханной земли

Рыбный

Рыбьего жира, рыбы

Сероводорода

Тухлых яиц

Травянистый

Сена, свежескошенной травы

Неопределенный

Запах естественного происхождения, не подходящий под предыдущие определения

Работа 2. Определение вкуса воды. Вкус можно определять только у проб воды, которые имеют слабый запах или вовсе не имеют запаха. Различают 4 вкуса: солёный, кислый, горький, сладкий. Остальные вкусовые ощущения считаются привкусами (солоноватый, горьковатый, металлический, хлорный и т.п.)
Оборудование: стакан.
Ход работы: при определении вкуса и привкуса анализируемую воду набирают в рот и задерживают на 3–5 секунд, не проглатывая, пытаясь максимально задействовать рецепторы языка и нёба. После определения вкуса воду сплевывают.
Оценка результатов: интенсивность вкуса и привкуса оценивают по 5-балльной шкале. Для питьевой воды допускаются значения показателей вкуса и привкуса не более 2 баллов.



Работа 3. Определение взвешенных частиц. Этот показатель качества воды определяют путем фильтрования воды через бумажный фильтр.
Оборудование: колба, фильтр, воронка.
Ход работы: для анализа берут 500 мл (2 стакана) воды и фильтруют её.
Оценка результатов: отметить наличие или отсутствие осадка, количество (много, мало).
Результаты исследования занесите в таблицу на доске.

Группа 3
Химический анализ качества воды:
жесткость, водородный показатель, наличие хлорид-ионов.


Работа 1. Определение жёсткости воды.
Оборудование и реактивы: стеклянная колба, мыльный раствор.
Ход работы: набрать в колбу до половины водопроводной воды, добавить одну дозу мыла и взболтать.
Оценка результатов: если пена обильная – вода мягкая, если пена не растёт “свернулась” – вода жёсткая.


Работа 2. Определение водородного показателя воды (рН).
Оборудование: пробирка, фенлфталеин.
Ход работы: наполнить водой из под крана пробирку примерно на половину. Добавить в воду несколько капель фенолфталеина.
Оценка результатов: если раствор поменял цвет на малиновый, значит вода имеет щелочную среду.


Работа 3. Определение содержания хлорид-ионов.
Оборудование: пробирки, хлорид серебра AgNO3 , нашатырный спирт NH4OH, азотная кислота HNO3, соляная кислота HCl.
Ход работы:

  1. Одну пробирку на четверть наполни водой из под крана, прилейте к ней несколько капель хлорида серебра AgNO3. Если не образовался осадок – хлорид-ионов в воде нет.

Если осадок образовался – хлорид-ионы имеются. В этом случае половину содержимого пробирки отлейте во вторую пробирку и проведите следующие опыты, для того, чтобы убедиться в наличии хлорид-ионов.
А) в первую пробирку прилейте азотную кислоту HNO3, осадок должен остаться без изменений.
Б) во вторую пробирку прилейте нашатырный спирт NH4OH, осадок должен раствориться.
Эти 2 действия доказывают наличие хлорид-ионов.

  1. В случае, если в самом первом опыте осадок не образовался, для сравнения в чистую пробирку налейте на четверть соляную кислоту HCl и проделайте опыты.

Половину содержимого пробирки отлейте во вторую пробирку и проведите следующие опыты, для того, чтобы убедиться в наличии хлорид-ионов.
А) в первую пробирку прилейте азотную кислоту HNO3, осадок должен остаться без изменений.
Б) во вторую пробирку прилейте нашатырный спирт NH4OH, осадок должен раствориться.
Эти 2 действия доказывают наличие хлорид-ионов.

Скачать 68,81 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница