КУРСЫ ПО ВЫБОРУ ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ (Садовая-Самотечная)
Аннотация рабочей программы дисциплины
«Познание как образовательная деятельность»
1. Цели и задачи освоения дисциплины: раскрыть сущность, специфику, структуру познавательной деятельности, способы (пути) ее развития в дошкольном возрасте; дать характеристику "познания" как одного из ведущих направлений развития ребенка-дошкольника; выделить ключевые составляющие данной образовательной области: сенсорное развитие, конструирование и предметная деятельность, ФЭМП, формирование детской картины мира, - раскрыть содержание каждой из них, установить интегративные связи; познакомить с современными методиками и технологиями развития познавательной деятельности в дошкольном возрасте.
2. Место дисциплины в структуре ОП:
Дисциплина «Познание как образовательная деятельность» относится к циклу профессиональных дисциплин (Б 3.), курсы по выбору Б 3.5.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- осознает специфику дошкольного образования, способен реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного возраста (СК-1);
- способен применять знание теоретических основ и технологий дошкольного образования в обучении (СК-2);
- способен применять знание теоретических основ и технологий познавательного развития дошкольников, готов формировать у детей интерес к самостоятельному получению знаний путем проведения опытов и экспериментов (СК-4).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- современные методики и технологии, в том числе и информационные для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации;
- основы взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, социальными партнерами;
- способы построения межличностных отношений в группах разного возраста и формы их организации;
- специфику дошкольного образования, особенности реализации преемственности воспитания, обучения, развития детей дошкольного, младшего школьного возрастов;
- теоретические основы и технологии дошкольного образования в обучении;
- теоретические основы и условия организации познавательного развития дошкольников, основы формирования у детей интереса к самостоятельному получению знаний путем проведения опытов и экспериментов.
уметь:
- использовать современные методики и технологии, методы диагностирования для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на дошкольной образовательной ступени;
- организовать взаимодействие с детьми, родителями, коллегами, социальными партнерами;
- объяснить целевые установки построения межличностных отношений; соотнести учебную задачу и форму организации деятельности обучающихся по ее выполнению;
- реализовывать преемственность воспитания, обучения, развития детей дошкольного, младшего школьного возрастов;
- опираясь на теоретические основы, использовать в практической деятельности технологии дошкольного образования в обучении;
- применять в практической деятельности навыки организации опытов и экспериментов.
владеть:
- способами реализации современных методик и технологий, методов диагностирования для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на дошкольной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
- способностью взаимодействовать с детьми, родителями, коллегами, социальными партнерами;
- разными формами организации межличностных отношений; способностью организовать работу обучающихся в технологии «обучения в сотрудничестве»;
- способностью реализовывать преемственность воспитания, обучения, развития детей дошкольного, младшего школьного возрастов;
- способностью реализовывать теоретические основы и технологии дошкольного образования в обучении;
- способностью применять в практической деятельности навыки организации познавательного развития дошкольников.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов) – 6 семестр.
5. Основные разделы дисциплины:
1. Характеристика познавательной деятельности.
2. Содержание образовательной области "Познание".
3. Технологии развития познавательной деятельности ребенка.
6. Автор – к.пед.н., доцент Шукшина Светлана Евгеньевна
Аннотация рабочей программы дисциплины
«Преемственность в работе ДОУ и школы»
1. Цели и задачи освоения дисциплины: формирование систематизированных знаний о закономерностях и содержании образовательного процесса, требованиях к его организации в различных учреждениях системы образования.
2. Место дисциплины в структуре ОП:
Дисциплина «Преемственность в работе ДОУ и школы» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.5).
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
-
готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
-
осознает специфику дошкольного образования, способен реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного возраста (СК-1);
-
способен применять знание теоретических основ и технологий дошкольного образования в обучении (СК-2).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
-
нормативные правовые документы по своему профилю деятельности;
-
основы государственной политики в области образования, цели своей педагогической деятельности;
-
основы взаимодействия с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами;
-
специфику дошкольного образования, особенности реализации преемственности воспитания, обучения, развития детей дошкольного, младшего школьного возрастов;
-
теоретические основы и технологии дошкольного образования в обучении.
уметь:
-
выбирать нормативные правовые документы, необходимые для профессиональной деятельности;
-
объективно оценивать результаты своей профессиональной деятельности, добиваться поставленных целей;
-
организовать взаимодействие с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами;
-
реализовывать преемственность воспитания, обучения, развития детей дошкольного, младшего школьного возрастов;
-
опираясь на теоретические основы, использует в практической деятельности технологии дошкольного образования в обучении.
владеть:
-
навыками анализа и оценки нормативных правовых документов для решения типичных и нестандартных вопросов профессиональной деятельности;
-
способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
-
способностью взаимодействовать с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами;
-
способностью реализовывать преемственность воспитания, обучения, развития детей дошкольного, младшего школьного возрастов;
-
способностью реализовывать теоретические основы и технологии дошкольного образования в обучении.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов) -6 семестр.
5. Основные разделы дисциплины:
1. Взаимосвязь дошкольного учреждения со школой.
2. Основы преемственности.
3. Создание развивающей среды.
4. Перспективные ориентиры развивающей среды.
6. Автор – к.п.н., Орлянская Ростислава Ростиславовна
Общеинститутская кафедра психологии образования
ПОБ-ДОШ 3 курс
Аннотация курса по выбору «Учебное исследование в детском саду»
1.Цели и задачи освоения дисциплины.
Цель преподавания дисциплины «Учебное исследование в детском саду» - освоение студентами практических навыков и умений эффективного развития и стимулирования исследовательского поведения дошкольников, организация самостоятельных детских исследований в дошкольной организации.
Задачи дисциплины:
-
развитие у студентов навыков исследовательского поведения, умений организовывать самостоятельные исследования детей;
-
формирование познавательных стратегий поведения в педагогическом процессе;
-
активное использование в практике навыков исследовательского поведения.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Учебное исследование в детском саду» тесно связана с такими дисциплинами базовой и вариативной частей, как «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Социальная психология», «Педагогическая психология», «Методы активного социально-психологического обучения», «Возрастная психология», «Психология одаренности и творчества».
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины «Учебные исследования в детском саду» направлен на формирование следующих компетенций:
готов руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПКПП-9);
способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1);
способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- сущностные характеристики изучаемых категорий «исследовательское поведение» и «исследовательское обучение»: дает определение и объясняет термины исследовательского поведения, исследовательского обучения, поисковой активности, ребенка; определяет и описывает разные модели исследовательского поведения; описывает характеристики эмпирических проявлений детей; представляет особенности проявления исследовательского поведения у детей;
- методику развития исследовательских способностей дошкольника: особенности эмпирических проявлений эффективного исследовательского поведения у ребенка в разных видах деятельности; подбирает и грамотно использует диагностический инструментарий для изучения игровой и продуктивной деятельности детей; определяет специфику работы с детьми и особенностями их личностных и интеллектуальных проявлений в исследовательской практике;
- индивидуальные особенности детей дошкольного возраста: способен получать данные об индивидуальных особенностях дошкольников в процессе различных видов деятельности; анализирует поведение ребенка в разных видах деятельности с разными участниками взаимодействия.
Уметь:
- изучать и накапливать профессионально-педагогический опыт: анализирует изученную литературу и формулирует свою позицию к прочитанному источнику; выделяет исследовательские методы в теории и практике дошкольного образования; сопоставляет и разделяет понятия исследовательской и проектной деятельности; разрабатывает и накапливает профессионально-педагогический опыт;
- организовать тренинги исследовательских способностей и продуктивные виды деятельности с дошкольниками: рационально выбирать оптимальные формы, методы и средства обучения; творчески решать педагогические задачи; владеет основными методами развития исследовательских способностей дошкольника; прогнозирует возможности дальнейших проявлений исследовательских способностей;
- осуществлять эффективное педагогическое взаимодействие с субъектами образовательного процесса: умеет объяснить особенности взаимодействия участников образовательного процесса; описывает и объясняет различные вариант взаимодействия в образовательном процессе; оценивает различные варианты решения педагогических задач, возникающих в процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса; сопоставляет различные способы коммуникации в педагогической деятельности.
Владеть:
- знаниями в области современных подходов к проектно-исследовательской деятельности воспитанников: раскрывает особенности проявления исследовательского поведения детей; исследует проявления исследовательского поведения и поисковой активности в разных видах деятельности; реализует на практике план профессионального саморазвития; раскрывает и демонстрирует компетенции современного педагога дошкольного образования;
- наиболее эффективными методами и методиками организации и проведения учебных исследований в детском саду: владеет современными методиками организации и проведения учебных исследований с дошкольниками; проектирует предметно-пространственную среду для эффективного развития исследовательского поведения и поисковой активности ребенка;
- способами взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса: применяет на практике различные средства коммуникации в педагогической деятельности; разрабатывает программу исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с их индивидуальными особенностями; показывает способы поведения в конфликтных ситуациях в образовательном процессе.
4. Общая трудоемкость дисциплины 108 ч / 3 зачетные единицы.
5. Основные разделы дисциплины:
- Исследовательское поведение в современной психологии
- Характеристика эмпирических проявлений эффективного исследовательского поведения
- Механизмы познания и исследовательское поведение
- Факторы развития исследовательского поведения ребенка
- Исследовательские методы обучения в теории и практике дошкольного образования
- Методика знакомства дошкольников со спецификой исследовательского поиска
- Методика развития исследовательских способностей дошкольников, тренинг исследовательских способностей
- Методика проведения учебных исследований в детском саду
- Исследовательская практика ребенка в детском саду
- Сложности и ошибки, возникающие при выборе тем и проведении учебных исследований с детьми
6. Автор – к.псих.н., доцент Иванова Елена Владимировна
Аннотация рабочей программы дисциплины
«Структурно-диалектическая психология развития и творчества»
1. Цели и задачи освоения дисциплины: сформировать знания о теоретических основах теории диалектического мышления, сформировать представления о возможностях структурно-диалектической психологии развития и творчества на этапе дошкольного возраста .
2. Место дисциплины в структуре ОП:
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин курсы по выбору (Б.3.8).
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
- способен применять знание теоретических основ и технологий познавательного развития дошкольников, готов формировать у детей интерес к самостоятельному получению знаний путем проведения опытов и экспериментов (СК-4).
Требования к уровню (результатам) освоения содержания дисциплины. Студент, изучивший дисциплину, должен:
знать:
- основные положения теории структурно-диалектической психологии;
- содержание основных методик диагностики диалектического мышления;
- содержание основных методик активизации и развития диалектического мышления и творчества.
уметь:
- обнаруживать результаты применения подходов структурно-диалектической психологии в культурных объектах (научных текстах, художественных произведениях и пр.) и в жизненных ситуациях;
- оценивать уровень развития диалектического мышления;
- создавать образовательные ситуации, направленные на развитие диалектического мышления и творчества;
владеть
- понятийным аппаратом теории структурно-диалектической психологии;
- способами диагностики диалектического мышления;
- способами активизации и развития диалектического мышления и творчества.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов) – 6 семестр.
5. Основные разделы дисциплины:
1. Теория структурно-диалектической психологии: диалектическая логика и диалектическое мышление; диалектические умственные действия; развитие творчества.
2. Методики диагностики диалектического мышления и чворчества.
3. Диалектическое обучение: технологии активизации и развития диалектического мышления и творчества.
6. Автор – к. психол. н., доцент Шиян Игорь Богданович.
Аннотация рабочей программы дисциплины курса по выбору
«Детский фитнес»
1.Цели и задачи освоения дисциплины: обеспечение глубокого теоретического и практического осмысления основ детского фитнеса, развитие стремления к расширению и углублению знаний, умений и навыков, необходимых для развития фитнес-технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи дисциплины:
-На основе осознания значимости физического воспитания углубить знания по современным технологиям детского фитнеса, используемых в дошкольных образовательных учреждениях в рамках дополнительного образования, с историей возникновения, становления и развития фитнес - технологий, значением для физического развития детей дошкольного возраста;
-Осуществлять показ техники выполнения физических упражнений;
-Раскрыть понятие «детский фитнес», его отличительные особенности, рассмотреть особенности методики работы по фитнес – технологиям с детьми дошкольного возраста в образовательном учреждении;
-Осуществлять взаимодействие с родителями детей;
-Обеспечивать безопасность детей при проведении фитнес-технологий;
-Проводить разнообразные фитнес-технологии в дошкольном учреждении
-Создание представления о теориях и современных технологиях обучения физическим упражнениям;
-Овладение умениями, необходимыми для практического применения современных технологий физического воспитания в образовательных организациях;
-Формирование у студентов профессиональных компетенций, необходимых для реализации современных общеобразовательных программ в области физического развития, современных подходов; технологий физического воспитания, к руководству работой педагогов дошкольных организаций по физическому развитию.
2. Место дисциплины в структуре ОП:
Дисциплина «Детский фитнес» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин курсы по выбору (Б.3.4).
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);
- осознает специфику дошкольного образования, способен реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного возраста (СК-1);
- способен применять знание теоретических основ и технологий дошкольного образования в обучении (СК-2)
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
-Приоритетные направления модернизации системы дошкольного образования.
-Нормативно – правовые основы физического воспитания дошкольников в рамках дополнительного образования.
-Особенности физического и психического развития детей дошкольного возраста
-Концептуальные основы детского фитнеса
-Современные фитнес-технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.
-Методику проведения занятий с использованием фитнес – технологий с детьми дошкольного возраста в образовательном учреждении
-Технику безопасности в процессе занятий с использованием фитнес- технологий.
-Показания и противопоказания для занятий с использованием фитнес –технологий детей дошкольного возраста.
-Алгоритм составления программы по детскому фитнесу.
-Формы взаимодействия детей и родителей в системе дополнительного образования дошкольного учреждения.
-Современные направления в системе образовательных услуг учреждений дошкольного образования;
-Профессиональную компетентность педагога в области теорий и технологий дошкольного образования.
уметь:
-Правильно осуществлять показ движений, технику физических упражнений, предупреждать и исправлять ошибки.
-Организовывать процесс обучения детей в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях.
-Вести работу по взаимодействию детей и родителей в системе дополнительного образования дошкольного учреждения, пропагандируя основы здорового образа жизни и физической культуры в семье.
-Подбирать физические упражнения и составлять комплексы для занятий с детьми разных возрастных групп по использованию фитнес –технологий.
-Анализировать проведение занятий с детьми разных возрастных групп по использованию фитнес –технологий.
-Разрабатывать программу дополнительного образования с использованием фитнес-технологий для детей дошкольного возраста.
-Устанавливать вербальные и невербальные отношения с детьми, учитывая их настроение.
-Воспитывать интерес к физической культуре, желание заниматься физическими упражнениями.
-Управлять собственными эмоциями, проявлять выдержку, терпение и спокойствие в различных ситуациях.
-Постоянно самосовершенствоваться, в том числе: владеть движениями, речью, педагогическим мастерством.
-Вести работу с родителями, пропагандируя основы здорового образа жизни и физической культуры в семье.
владеть:
-Различными приемами страховки с целью предупреждения травм.
-Методикой поэтапного обучения движениям.
Техникой базовых элементов фитнес-технологий, используемых в работе с дошкольниками.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа) – 6 семестр.
5. Основные разделы дисциплины: Нормативно – правовые основы физического воспитания дошкольников в рамках дополнительного образования, Особенности физического и психического развития детей дошкольного возраста, Концептуальные основы детского фитнеса, Использование фитнес-технологий в работе с детьми дошкольного возраста, Алгоритм составления программы по детскому фитнесу, Взаимодействие детей и родителей в системе дополнительного образования дошкольного учреждения.
6. Автор – к.п.н., доцент Борисова Марина Михайловна
Аннотация рабочей программы дисциплины
«Построение педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения на основе современных образовательных программ»
1.Цели и задачи освоения дисциплины: становление базовой профессиональной компетентности будущих специалистов в области воспитания и развития детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
2. Место дисциплины в структуре ОП:
Дисциплина «Построение педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения на основе современных образовательных программ» относится к циклу профессиональных дисциплин курсы по выбору (Б.3.4).
Поделитесь с Вашими друзьями: |