«Познание как образовательная деятельность» Цели и задачи освоения дисциплины



страница1/11
Дата10.02.2016
Размер1.89 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
КУРСЫ ПО ВЫБОРУ ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ (Садовая-Самотечная)
Аннотация рабочей программы дисциплины

«Познание как образовательная деятельность»

1. Цели и задачи освоения дисциплины: раскрыть сущность, специфику, структуру познавательной деятельности, способы (пути) ее развития в дошкольном возрасте; дать характеристику "познания" как одного из ведущих направлений развития ребенка-дошкольника; выделить ключевые составляющие данной образовательной области: сенсорное развитие, конструирование и предметная деятельность, ФЭМП, формирование детской картины мира, - раскрыть содержание каждой из них, установить интегративные связи; познакомить с современными методиками и технологиями развития познавательной деятельности в дошкольном возрасте.

2. Место дисциплины в структуре ОП:

Дисциплина «Познание как образовательная деятельность» относится к циклу профессиональных дисциплин (Б 3.), курсы по выбору Б 3.5.



3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- осознает специфику дошкольного образования, способен реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного возраста (СК-1);

- способен применять знание теоретических основ и технологий дошкольного образования в обучении (СК-2);

- способен применять знание теоретических основ и технологий познавательного развития дошкольников, готов формировать у детей интерес к самостоятельному получению знаний путем проведения опытов и экспериментов (СК-4).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- современные методики и технологии, в том числе и информационные для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации;

- основы взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, социальными партнерами;

- способы построения межличностных отношений в группах разного возраста и формы их организации;

- специфику дошкольного образования, особенности реализации преемственности воспитания, обучения, развития детей дошкольного, младшего школьного возрастов;

- теоретические основы и технологии дошкольного образования в обучении;

- теоретические основы и условия организации познавательного развития дошкольников, основы формирования у детей интереса к самостоятельному получению знаний путем проведения опытов и экспериментов.

уметь:

- использовать современные методики и технологии, методы диагностирования для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на дошкольной образовательной ступени;

- организовать взаимодействие с детьми, родителями, коллегами, социальными партнерами;

- объяснить целевые установки построения межличностных отношений; соотнести учебную задачу и форму организации деятельности обучающихся по ее выполнению;

- реализовывать преемственность воспитания, обучения, развития детей дошкольного, младшего школьного возрастов;

- опираясь на теоретические основы, использовать в практической деятельности технологии дошкольного образования в обучении;

- применять в практической деятельности навыки организации опытов и экспериментов.

владеть:

- способами реализации современных методик и технологий, методов диагностирования для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на дошкольной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

- способностью взаимодействовать с детьми, родителями, коллегами, социальными партнерами;

- разными формами организации межличностных отношений; способностью организовать работу обучающихся в технологии «обучения в сотрудничестве»;



- способностью реализовывать преемственность воспитания, обучения, развития детей дошкольного, младшего школьного возрастов;

- способностью реализовывать теоретические основы и технологии дошкольного образования в обучении;

- способностью применять в практической деятельности навыки организации познавательного развития дошкольников.



4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов) – 6 семестр.

5. Основные разделы дисциплины:

1. Характеристика познавательной деятельности.

2. Содержание образовательной области "Познание".

3. Технологии развития познавательной деятельности ребенка.



6. Автор – к.пед.н., доцент Шукшина Светлана Евгеньевна

Аннотация рабочей программы дисциплины

«Преемственность в работе ДОУ и школы»

1. Цели и задачи освоения дисциплины: формирование систематизированных знаний о закономерностях и содержании образовательного процесса, требованиях к его организации в различных учреждениях системы образования.

2. Место дисциплины в структуре ОП:

Дисциплина «Преемственность в работе ДОУ и школы» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.5).



3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

  • осознает специфику дошкольного образования, способен реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного возраста (СК-1);

  • способен применять знание теоретических основ и технологий дошкольного образования в обучении (СК-2).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • нормативные правовые документы по своему профилю деятельности;

  • основы государственной политики в области образования, цели своей педагогической деятельности;

  • основы взаимодействия с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами;

  • специфику дошкольного образования, особенности реализации преемственности воспитания, обучения, развития детей дошкольного, младшего школьного возрастов;

  • теоретические основы и технологии дошкольного образования в обучении.

уметь:

  • выбирать нормативные правовые документы, необходимые для профессиональной деятельности;

  • объективно оценивать результаты своей профессиональной деятельности, добиваться поставленных целей;

  • организовать взаимодействие с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами;

  • реализовывать преемственность воспитания, обучения, развития детей дошкольного, младшего школьного возрастов;

  • опираясь на теоретические основы, использует в практической деятельности технологии дошкольного образования в обучении.

владеть:

  • навыками анализа и оценки нормативных правовых документов для решения типичных и нестандартных вопросов профессиональной деятельности;

  • способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

  • способностью взаимодействовать с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами;

  • способностью реализовывать преемственность воспитания, обучения, развития детей дошкольного, младшего школьного возрастов;

  • способностью реализовывать теоретические основы и технологии дошкольного образования в обучении.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов) -6 семестр.

5. Основные разделы дисциплины:

1. Взаимосвязь дошкольного учреждения со школой.

2. Основы преемственности.

3. Создание развивающей среды.

4. Перспективные ориентиры развивающей среды.

6. Автор – к.п.н., Орлянская Ростислава Ростиславовна
Общеинститутская кафедра психологии образования

ПОБ-ДОШ 3 курс

Аннотация курса по выбору «Учебное исследование в детском саду»

1.Цели и задачи освоения дисциплины.

Цель преподавания дисциплины «Учебное исследование в детском саду» - освоение студентами практических навыков и умений эффективного развития и стимулирования исследовательского поведения дошкольников, организация самостоятельных детских исследований в дошкольной организации.

Задачи дисциплины:


      • развитие у студентов навыков исследовательского поведения, умений организовывать самостоятельные исследования детей;

      • формирование познавательных стратегий поведения в педагогическом процессе;

      • активное использование в практике навыков исследовательского поведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Учебное исследование в детском саду» тесно связана с такими дисциплинами базовой и вариативной частей, как «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Социальная психология», «Педагогическая психология», «Методы активного социально-психологического обучения», «Возрастная психология», «Психология одаренности и творчества».



3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Учебные исследования в детском саду» направлен на формирование следующих компетенций:

готов руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПКПП-9);

способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1);

способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

- сущностные характеристики изучаемых категорий «исследовательское поведение» и «исследовательское обучение»: дает определение и объясняет термины исследовательского поведения, исследовательского обучения, поисковой активности, ребенка; определяет и описывает разные модели исследовательского поведения; описывает характеристики эмпирических проявлений детей; представляет особенности проявления исследовательского поведения у детей;

- методику развития исследовательских способностей дошкольника: особенности эмпирических проявлений эффективного исследовательского поведения у ребенка в разных видах деятельности; подбирает и грамотно использует диагностический инструментарий для изучения игровой и продуктивной деятельности детей; определяет специфику работы с детьми и особенностями их личностных и интеллектуальных проявлений в исследовательской практике;

- индивидуальные особенности детей дошкольного возраста: способен получать данные об индивидуальных особенностях дошкольников в процессе различных видов деятельности; анализирует поведение ребенка в разных видах деятельности с разными участниками взаимодействия.



Уметь:

- изучать и накапливать профессионально-педагогический опыт: анализирует изученную литературу и формулирует свою позицию к прочитанному источнику; выделяет исследовательские методы в теории и практике дошкольного образования; сопоставляет и разделяет понятия исследовательской и проектной деятельности; разрабатывает и накапливает профессионально-педагогический опыт;

- организовать тренинги исследовательских способностей и продуктивные виды деятельности с дошкольниками: рационально выбирать оптимальные формы, методы и средства обучения; творчески решать педагогические задачи; владеет основными методами развития исследовательских способностей дошкольника; прогнозирует возможности дальнейших проявлений исследовательских способностей;

- осуществлять эффективное педагогическое взаимодействие с субъектами образовательного процесса: умеет объяснить особенности взаимодействия участников образовательного процесса; описывает и объясняет различные вариант взаимодействия в образовательном процессе; оценивает различные варианты решения педагогических задач, возникающих в процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса; сопоставляет различные способы коммуникации в педагогической деятельности.



Владеть:

- знаниями в области современных подходов к проектно-исследовательской деятельности воспитанников: раскрывает особенности проявления исследовательского поведения детей; исследует проявления исследовательского поведения и поисковой активности в разных видах деятельности; реализует на практике план профессионального саморазвития; раскрывает и демонстрирует компетенции современного педагога дошкольного образования;

- наиболее эффективными методами и методиками организации и проведения учебных исследований в детском саду: владеет современными методиками организации и проведения учебных исследований с дошкольниками; проектирует предметно-пространственную среду для эффективного развития исследовательского поведения и поисковой активности ребенка;

- способами взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса: применяет на практике различные средства коммуникации в педагогической деятельности; разрабатывает программу исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с их индивидуальными особенностями; показывает способы поведения в конфликтных ситуациях в образовательном процессе.



4. Общая трудоемкость дисциплины 108 ч / 3 зачетные единицы.

5. Основные разделы дисциплины:

- Исследовательское поведение в современной психологии

- Характеристика эмпирических проявлений эффективного исследовательского поведения

- Механизмы познания и исследовательское поведение

- Факторы развития исследовательского поведения ребенка

- Исследовательские методы обучения в теории и практике дошкольного образования

- Методика знакомства дошкольников со спецификой исследовательского поиска

- Методика развития исследовательских способностей дошкольников, тренинг исследовательских способностей

- Методика проведения учебных исследований в детском саду

- Исследовательская практика ребенка в детском саду

- Сложности и ошибки, возникающие при выборе тем и проведении учебных исследований с детьми

6. Автор – к.псих.н., доцент Иванова Елена Владимировна

Аннотация рабочей программы дисциплины

«Структурно-диалектическая психология развития и творчества»

1. Цели и задачи освоения дисциплины: сформировать знания о теоретических основах теории диалектического мышления, сформировать представления о возможностях структурно-диалектической психологии развития и творчества на этапе дошкольного возраста .

2. Место дисциплины в структуре ОП:

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин курсы по выбору (Б.3.8).



3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

- способен применять знание теоретических основ и технологий познавательного развития дошкольников, готов формировать у детей интерес к самостоятельному получению знаний путем проведения опытов и экспериментов (СК-4).

Требования к уровню (результатам) освоения содержания дисциплины. Студент, изучивший дисциплину, должен:

знать:

- основные положения теории структурно-диалектической психологии;

- содержание основных методик диагностики диалектического мышления;

- содержание основных методик активизации и развития диалектического мышления и творчества.

уметь:

- обнаруживать результаты применения подходов структурно-диалектической психологии в культурных объектах (научных текстах, художественных произведениях и пр.) и в жизненных ситуациях;

- оценивать уровень развития диалектического мышления;

- создавать образовательные ситуации, направленные на развитие диалектического мышления и творчества;



владеть

- понятийным аппаратом теории структурно-диалектической психологии;

- способами диагностики диалектического мышления;

- способами активизации и развития диалектического мышления и творчества.



4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов) – 6 семестр.

5. Основные разделы дисциплины:

1. Теория структурно-диалектической психологии: диалектическая логика и диалектическое мышление; диалектические умственные действия; развитие творчества.

2. Методики диагностики диалектического мышления и чворчества.

3. Диалектическое обучение: технологии активизации и развития диалектического мышления и творчества.



6. Автор – к. психол. н., доцент Шиян Игорь Богданович.


Аннотация рабочей программы дисциплины курса по выбору

«Детский фитнес»

1.Цели и задачи освоения дисциплины: обеспечение глубокого теоретического и практического осмысления основ детского фитнеса, развитие стремления к расширению и углублению знаний, умений и навыков, необходимых для развития фитнес-технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи дисциплины:

-На основе осознания значимости физического воспитания углубить знания по современным технологиям детского фитнеса, используемых в дошкольных образовательных учреждениях в рамках дополнительного образования, с историей возникновения, становления и развития фитнес - технологий, значением для физического развития детей дошкольного возраста;

-Осуществлять показ техники выполнения физических упражнений;

-Раскрыть понятие «детский фитнес», его отличительные особенности, рассмотреть особенности методики работы по фитнес – технологиям с детьми дошкольного возраста в образовательном учреждении;

-Осуществлять взаимодействие с родителями детей;

-Обеспечивать безопасность детей при проведении фитнес-технологий;

-Проводить разнообразные фитнес-технологии в дошкольном учреждении

-Создание представления о теориях и современных технологиях обучения физическим упражнениям;

-Овладение умениями, необходимыми для практического применения современных технологий физического воспитания в образовательных организациях;

-Формирование у студентов профессиональных компетенций, необходимых для реализации современных общеобразовательных программ в области физического развития, современных подходов; технологий физического воспитания, к руководству работой педагогов дошкольных организаций по физическому развитию.



2. Место дисциплины в структуре ОП:

Дисциплина «Детский фитнес» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин курсы по выбору (Б.3.4).



3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

- осознает специфику дошкольного образования, способен реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного возраста (СК-1);

- способен применять знание теоретических основ и технологий дошкольного образования в обучении (СК-2)

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-Приоритетные направления модернизации системы дошкольного образования.

-Нормативно – правовые основы физического воспитания дошкольников в рамках дополнительного образования.

-Особенности физического и психического развития детей дошкольного возраста

-Концептуальные основы детского фитнеса

-Современные фитнес-технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.

-Методику проведения занятий с использованием фитнес – технологий с детьми дошкольного возраста в образовательном учреждении

-Технику безопасности в процессе занятий с использованием фитнес- технологий.

-Показания и противопоказания для занятий с использованием фитнес –технологий детей дошкольного возраста.

-Алгоритм составления программы по детскому фитнесу.

-Формы взаимодействия детей и родителей в системе дополнительного образования дошкольного учреждения.

-Современные направления в системе образовательных услуг учреждений дошкольного образования;

-Профессиональную компетентность педагога в области теорий и технологий дошкольного образования.

уметь:

-Правильно осуществлять показ движений, технику физических упражнений, предупреждать и исправлять ошибки.

-Организовывать процесс обучения детей в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях.

-Вести работу по взаимодействию детей и родителей в системе дополнительного образования дошкольного учреждения, пропагандируя основы здорового образа жизни и физической культуры в семье.

-Подбирать физические упражнения и составлять комплексы для занятий с детьми разных возрастных групп по использованию фитнес –технологий.

-Анализировать проведение занятий с детьми разных возрастных групп по использованию фитнес –технологий.

-Разрабатывать программу дополнительного образования с использованием фитнес-технологий для детей дошкольного возраста.

-Устанавливать вербальные и невербальные отношения с детьми, учитывая их настроение.

-Воспитывать интерес к физической культуре, желание заниматься физическими упражнениями.

-Управлять собственными эмоциями, проявлять выдержку, терпение и спокойствие в различных ситуациях.

-Постоянно самосовершенствоваться, в том числе: владеть движениями, речью, педагогическим мастерством.

-Вести работу с родителями, пропагандируя основы здорового образа жизни и физической культуры в семье.



владеть:

-Различными приемами страховки с целью предупреждения травм.

-Методикой поэтапного обучения движениям.

Техникой базовых элементов фитнес-технологий, используемых в работе с дошкольниками.



4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа) – 6 семестр.

5. Основные разделы дисциплины: Нормативно – правовые основы физического воспитания дошкольников в рамках дополнительного образования, Особенности физического и психического развития детей дошкольного возраста, Концептуальные основы детского фитнеса, Использование фитнес-технологий в работе с детьми дошкольного возраста, Алгоритм составления программы по детскому фитнесу, Взаимодействие детей и родителей в системе дополнительного образования дошкольного учреждения.

6. Автор – к.п.н., доцент Борисова Марина Михайловна

Аннотация рабочей программы дисциплины

«Построение педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения на основе современных образовательных программ»

1.Цели и задачи освоения дисциплины: становление базовой профессиональной компетентности будущих специалистов в области воспитания и развития детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

2. Место дисциплины в структуре ОП:

Дисциплина «Построение педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения на основе современных образовательных программ» относится к циклу профессиональных дисциплин курсы по выбору (Б.3.4).


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница