"Познание и заблуждение". Эрнст Мах



Скачать 194,07 Kb.
страница1/8
Дата02.05.2023
Размер194,07 Kb.
#214820
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8
Связанные:
реферат по философии




РЕФЕРАТ
по дисциплине «Философия»
на тему «“Познание и заблуждение”. Эрнст Мах»
Содержание

Введение 3
I. Психофизика Эрнста Маха в контексте философии науки 5
конца XIX – начала XX веков 5
1.1. Эрнст Мах: физик и философ науки. 5
1.2. Гносеологическая включённость Эрнста Маха в контекст философии науки конца XIX – начала XX веков. 6
II. «Познание и заблуждение» как квинтэссенция гносеологии Э. Маха 9
2.1. Содержательная структура и наполнение работы. 10
2.2. Гносеологическая специфика идей работы «Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования». 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23



Введение


Австрийский физик Эрнст Мах (1838-1916 гг.) являет собой неклассический пример философствующего физика – его отношение к философии сродни не пиетету, как, например, у Альберта Эйнштейна (1879-1955 гг.) и Нильса Бора (1885-1962 гг.), Стивена Хокинга (1942-2018 гг.) и Роджера Пенроуза (род. в 1931 г.), а, скорее критике, причём не всегда конструктивной.


Будучи представителем эмпириокритицизма (или критического эмпиризма), являющегося вторым этапом эволюции позитивизма (кредо первого этапа позитивизма - «любая наука – сама себе философия»), Э. Мах исходит из следующего общего подхода к науке: причина возникновения науки и её цель заключается в удовлетворении необходимых жизненных потребностей [14, с. 260-261].
По мнению позитивистов второй волны, главная задача «позитивной» философии заключается в «очищении опыта», тем самым будут выявлены и нейтрализованы истоки «метафизики», и, как следствие, от метафизики (философии) избавится и всё научное мышление. При этом следует также отказаться от дуализма «внутреннего» и «внешнего» (субъективного и объективного) как базового онтологического принципа, поскольку это утверждение не соответствует «изначальному» опыту [2]. Итак, в отличие от «первого» позитивизма, главным предметом эмпириокритицизма как критического исследования опыта становится само научное мышление, а также механизмы образования знания.
Э. Маху принадлежит разработка так называемой «теории элементов», которая является одним из возможных вариантов осуществления задуманной Э. Махом научной реформы. Суть данной реформы заключается в тотальном научном исследовании мира, причём это исследование не ограничивается рамками классического деления мира на субъект и объект. Методология научного исследования, а также критика научного познания, на которые уповает Э. Мах в деле осуществления данной реформы, содержится в его историко-критических работах, среди которых «История механики», «Познание и заблуждение», «Теория теплоты» и др. [12, с.9].
О непреходящей важности общетеоретических идей Э. Маха свидетельствует, в частности, аннотация третьего номера журнала «Метафизика» за 2016 г. (учредителем журнала является Российским университет дружбы народов), приуроченного к 100-летию со дня кончины Э.Маха. В аннотации Э. Мах представляется читателю «как великий естествоиспытатель, физик и философ рубежа XIX и XX веков», обращение ко взглядам и научному наследию которого «чрезвычайно важно в наше время, поскольку как в период деятельности Маха, так и в настоящее время происходит активный процесс пересмотра ключевых положений фундаментальной физики» [9]. Структура содержания этого номера включает следующие разделы: «Взгляды Эрнста Маха», «Идеи Маха в фундаментальной физике», а также раздел «Идеи Маха и дискуссионные вопросы общей теории».
Цель данной работы состоит в обзорно-аналитическом изучении психофизических идей Э. Маха, изложенных им в работе «Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования», являющей собой квинтэссенцию научно-методологического и философского становления учёного. Достижение цели осуществляется при помощи решения следующих задач:
- охарактеризовать научно-исторический и общеметодологический контекст, определивший структурно-содержательное наполнение работы;
- обозначить специфику научно-методологической позиции Э. Маха как физика, в соотнесённости её с философским знанием;
- изучить структурно-содержательное наполнение данной работы;
- резюмировать авторские общеметодологические идеи, обозначенные Э. Махом в данной работе, а также их влияние на формирование последующих парадигм философии науки.

Скачать 194,07 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница