Позиция профессионала и смысложизненные ориентации cтудентов



Скачать 47.07 Kb.
Дата01.06.2016
Размер47.07 Kb.
Позиция профессионала и смысложизненные ориентации cтудентов.

Черкасова О. Д. (Москва)


Исследование пилотажное, имеет сферхзадачу - посмотреть есть ли связь между современным высшим профессиональным образованием и обретением взрослеющим человеком смысла жизни, профессиональной идентичности.

Теоретической основой стали исследования субъекта учения, позиции субъекта учебной деятельности (Н.А.Менчинская, Л.И. Божович, Е.Д. Божович,) позиции субъекта учения студента (О.Д.Черкасова ), субъекта профессиональной деятельности (Л.Я.Рубинштейн), субъекта труда (В.Н. Дружинин). Субъект труда по определению должен иметь индивидуально-психологические особенности, профессионально важные для конкретной эффективной деятельности. Это относительно устойчивая и, в то же время, пластичная структура, способствующая обеспечению формирования и реализации операционной (предметно-ориентированной) сферы личности, соответствующей требованиям реализации этой деятельности.

В фокусе внимания процесс индивидного, личностного и субъектного становления профессионала в процессе обучения в высшей школе, состоящий в адаптации к требованиям конкретной, профессиональной деятельности.

Позиция субъекта профессиональной деятельности, должна характеризовать новообразование этого периода – позицию профессионала. Которая включает профессиональные мотивацию и идентификацию, а также развитые профессиональные мышление и операциональную составляющие.



Процесс адаптации личности к требованиям конкретной деятельности состоит в идентификация личности  с профессией. Идентификация – это процесс и результат формирования студентом своего образа профессионала, набора профессиональных ролей. Их реальной или виртуальной примерки по отношению к себе и формирование некоего континуума потенциальных ролей, соответствующего, в нашем случае, возможностям и интересам личности студента. Специалисты отмечают, что, возможны случаи гипертрофированного развития профессиональных особенностей личности - профессиональная деформация личности. Примером может быть эмоциональное выгорание, когда специалист, не владея специальным набором операций по выполнению профессиональной деятельности, приходит к стрессам и дистрессам. На наш взгляд, нельзя сбрасывать со счетов другой вид профессиональной деформации - искаженное развитие профессиональных особенностей личности, ведущее к - деформацию личности. Пример такого вида можно назвать комплексом Демиурга. Когда, изначально искаженная профессиональная мотивация специалиста психолога - управлять людьми ( у абитуриентов, студентов, выпускников, профессионалов), становится ведущей мотивацией в профессиональной деятельности.

Развитию профессионала способствует построение адекватного перспективного «образа Я» профессионала с учетом эталонной модели личности профессионала на основе осознанно или интуитивно создаваемых способов достижения эталонной модели. Показателем позиции субъекта профессиональной деятельности могут быть: особенности профессиональной самоидентификации - его эталонный образ профессионала, «образ – Я профессионала», в том числе, смысло-жизненные ориентации; динамика становления «образа Я профессионала» в процессе обучения.

В исследовании принимали участие студенты психологи 1-3 курсов классических университетов г. Москвы - 34 человека, получающих высшее образование впервые.

Методы исследования: фокусированное групповое интервью, модификация анкеты Куна «Какой я психолог:?», вопросы о профессиональных смыслах жизни из анкеты В.Э. Чудновского, вопросы интервью для определения прокрастинации (психологической защиты, состоящей в откладывании дел на потом), проективный прием «Перспективная автобиография», метод контент анализа.

Результаты первичного анализа исследования. Студенты первого курса характеризуются наличием специфической самоидентификации с профессией. Наличием образа профессионала (чаще это образ школьного психолога, или психолога из консультативного центра, с которыми приходилось общаться) и своего перспективного «образа Я профессионала» - человека, который помогает людям, но как - не всегда понятно. Они выделяют одну, значимую составляющую образа профессионала – оказание помощи людям. Эта социально одобряемая характеристика никак не трансформируется в конкретную деятельность, не операционализируется до составляющих профессии, которыми нужно овладеть. Это синкретическая единица их профессионального мышления, включенная в представление о профессиональной деятельности.

Конец второго, третий курс. Наблюдается своеобразный кризис профессиональной самоидентификации. Более половины студентов не имеют эталонного образа психолога профессионала. Им понятно, что психолог может читать лекции, проводить исследования, но заниматься этим согласны только единицы. …..А образ практического психолога не формируется. И первичный перспективный «образ я профессионала», как правило - практика, изначально присутствующий, разрушается. Появляются новые «идеи» о том, как совместить знания по психологии с какой - то сферой практики. Например, профессиональный «образ Я» как визажиста или ветеринара, и пр.. Аргументацией в пользу таких образов становится то, что там можно использовать полученные знания по психологии в общении. И при этом не отвечать за нарушение этических принципов взаимодействия с клиентами, пациентами, как психологу. Знания, об этических принципах, надо отметить, уже весомо присутствуют к концу третьего года обучения, а элементы морально-этических норм работы психолога - исследователя знакомы студентам с первого курса. Студенты хорошо уясняют чего делать нельзя профессиональному психологу практику. Но при этом к 3 курсу еще не понимают, что и как нужно делать Регулярно вспоминаются принципы, типа «Не навреди!», при этом демонстрируется высокая степень боязни нарушить их. Наверное, это само собой разумеющаяся ситуация и к концу обучения все встанет на свои места. ….

Профессиональные смыслы жизни значимо не поменялись у студентов 1 и 3 курсов. По-прежнему, в основном, на первом месте смысл жизни в нахождении спутника жизни, достойной работы, дающей свободу. Профессиональное становление далеко не на первом месте. Возможно, это связано с возрастными особенностями и с общими представлениями о ценностях в современном социуме, но к окончанию обучения, профессиональные смыслы студентов изменятся.

Обнаружена тенденция связи психологической защиты - прокрастинации и отсутствия профессиональной самоидентификации у студентов первого и третьего курсов. Те, кто вообще профессионально себя не соотносит с будущей профессией, не ставит перед собой цель профессиональной идентификации, имеют тенденцию к откладыванию дел на потом – высокому уровню прокрастинации.

Выводы. Данное исследование требует увеличения выборки респондентов, использования стандартизированных методов для определения прокрастинации. Но, тем не менее, можно констатировать, что в нашем исследовании обучение в вузе (современное образование), уже с первых лет, не только «провоцирует» динамику профессионального образа-Я студента, что способствует его профессиональной идентификации, формированию позиции профессионала, но и, возможно, конкретизации профессиональных смыслов жизни выпускников вузов, что и закладывается стандартами.







База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница