Пояснительная записка. "Вообще на свете только и существуют мифы"



Скачать 227.7 Kb.
Дата20.04.2016
Размер227.7 Kb.
ТипПояснительная записка
d:\мои документы\мои рисунки\mp navigator ex\2016_02_22\мифы.tif

Пояснительная записка.

“Вообще на свете только и существуют мифы”
А.Ф.Лосев

Мифологическая наука — одна из старейших наук, которая в школе не проводится как самостоятельный предмет и ее разделы изучают учащиеся только в 5 классе на уроках истории и литературы. Это и делает столь важной задачу создания программы данного специального курса, которая могла бы быть использована в школе во внеурочной (кружковой) деятельности, в качестве дополнительного источника информации при подготовке к урокам, а также как тематические классные часы, развивающие самостоятельную познавательность учащихся в рамках введения новых ФГОС ООО.



Актуальность данного курса заключается в изучении культурологических аспектов мифологии более углубленно, нежели на уроках истории Древнего мира и литературы в 5 классе. Учащиеся на уроках рассматривают основные события, дают характеристику сценам битв, но не рассматривают мифологию в целом и не ведут сравнительный анализ представлений народов древности и их культурологический аспект развития.

Новизнапредлагаемой программы заключается в целостном подходе к мифологии. Иными словами, мы исследуем не истории про битвы богов, а культурологический аспект как единое целое и его проявление у каждого конкретного народа в древности.

Методологической основой данного курса является авторская программа А.Л.Барковой «Мифология» для студентов ВУЗов исторического факультета; Москва,1998г.В основу данной программы положена идея изучения мифологии со стороны мифологического мышления человечества как единого целого и его проявление у каждого конкретного народа. Автор берет за основу методы изучения: сравнительно-исторический, исследующий мифологию родственных народов, историко-типологический, базирующийся на представлении о единых для человечества законах развития мышления, благодаря чему мифология более архаических народов может служить объяснением представлений высоких цивилизаций

Цели данного курса- формирование у учащихся ценностных ориентаций и знаний об историческом и культурном наследии стран и народов Мира в древности, как средства становления гражданственности и личности, осознание ими значимости культурных и исторических аспектов для дальнейшего развития мировых цивилизаций.

Задачи обучения:

  • анализ и синтез историко-культурологических аспектов развития стран и народов Мира на основе мифологических знаний;

  • формирование  представлений об особенностях историко-культурного развития стран и народов Мира на основе мифологических знаний, а также способности  к восприятию мировой культуры, осознание ее ценности, уникальности и неповторимости;

  • развитие  системного взгляда на историю и культуру стран и народов Мира, представлений об их целостности, единстве и многообразии;

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности через воспитание уважения к культурному наследию Мира;

  • формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся как на уроках, так и внеурочной деятельности.

Данный курс рассчитан на формирование у обучающихся следующих УУД:

1. Познавательныеуниверсальные учебные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);

- умение структурировать знания;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера,

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;

- выявление родовидовых и ситуативно-существенных признаков;

- выдвижение гипотез и их доказательств.


2.Коммуникативные универсальные учебные действия:

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,

- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,

- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания,

- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
3.Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

-контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

-адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления,

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


4.Личностные универсальные учебные действия:

-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

-осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм,

-способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры,

-интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте,

-готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Программа данного спецкурса рассчитана на 34 часа из расчета 1час в неделю для обучающихся 5 класса(из них 2 часа отведено на практические работы, 2 часа на защиту итогового проекта и 1 час- на проведение творческой работы).
Основными методами и приемами достижения результатов являются:


  • Работа с текстом: традиционный-составление информационного сжатого, развернутого плана; смысловой–перечисление признаков, исторических особенностей; картинный- образное изложение материала.

  • Графический: составление логических цепочек, схем, различных таблиц.

  • Проблемно-поисковый: подготовка и разработка проектов по проблеме.

  • Персонификация: подготовка театрализованных сцен, миниатюр по мифам и легендам стран Мира.

Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы следующие: историко-культурологический и системно-деятельностный подход.
Средства и методы контроля за усвоением школьниками программы являются:

  • Тестовые задания с открытыми и предлагаемыми вариантами ответов;

  • Творческие задания (конкурсы рисунков и выступлений учащихся);

  • Подготовка и разработка проектов;

  • Мини-зачеты по блокам.

Для оценивания знаний и умений учащихся используется рейтинговая система. Также допускается традиционная система оценивания по пятибалльной шкале. Каждое занятие оценивается определенным количеством баллов: по итогам выполнения самостоятельных работ, проектов, умозаключений.По итогам каждого занятия статус «Юный исследователь» получают учащиеся, набравшие от 80 до 100 баллов, что соответствует оценке 5(отлично);статус «Следопыт» получают учащиеся, набравшие от 70 до 80 баллов, что соответствует оценке 4(хорошо); статус « Наблюдатель» получают учащиеся, набравшие менее 70 баллов, что соответствует оценке 3(удовлетворительно). В рамках курса предусматривается промежуточный подсчет рейтингов, а по окончании курса учащиеся получают итоговую отметку в форме «зачет\незачет»

Программа ориентирована на укрепление межпредметных связей с такими дисциплинами как история, обществознание, география, изобразительное искусство, литература, информатика, мировая художественная культура.

В результате реализации программы спецкурса у учащихся формируются следующие компетенции:

1.Познавательные-устанавливать причинно–следственные связи между мифологией и реальными событиями в истории древних государств, искать доказательства своим версиям; самостоятельно добывать информацию и логически ее оформлять; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации мифологии разных стран; самостоятельно находить информацию в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

2.Регулятивные-самостоятельно ставить цель своей деятельности в ходе изучения мифологии, планировать свои действия на занятии как совместно с учителем, так и самостоятельно при работе с новым материалом; контролировать процесс своих действий и совершать самооценку полученным результатов.

3.Коммуникативные- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; уметь строить высказывания в устной форме при реализации приемов персонификации и театрализации, вступать в диалог с учителем привыражении собственной точки зрения, свободно работать с текстами разных стилей, понимать точку зрения собеседника и принимать иное мнение.

4. Личностные- доброжелательное отношение к труду, осознание значимости своих достижений в ходе изучение курса, проявлять интерес к культуре и традициям других народов и культуре своего государства, формирование собственной гражданской позиции.
Календарно-тематический план


№ п/п

Дата проведения занятия

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

План.

Факт.

теор.

практ.

Раздел 1. Введение (знакомство с мифологией) 3 часа.

1.1







Что такое мифология?

1




1

1.2







История развития мифологии.

1




1

1.3







Миф и современность

1

1




Раздел 2. Мифология Месопотамии и Ближнего Востока. 7 часов

2.1







Мифология Древнего Египта

2

1




2.2










1

2.3







Миф об Осирисе и Исиде

1

1




2.4







Шумеро-аккадская мифология

2




2

2.5







2.6







Миф о потопе. Миф о Ианне и Думузи.

1




1

2.7







Сравнительный анализ мифологии Древнего Египта и Междуречья

(Практическая работа №1)



1




1

Раздел 3. Индоевропейская мифология. 16 часов

3.1







Мифология Древней Греции

2

2




3.2







3.3







Миф о сотворении мира. Миф о сотворении человека

1




1

3.4







Поколения греческих Богов

1




1

3.5







Римская мифология

2

2




3.6







3.7







Пантеон Богов.

1




1

3.8







Сравнительный анализ римской и греческой мифологии

(практическая работа № 2)

1




1

3.9







Мифологическая картина мира древних скандинавов. Асы и Ваны.

2




2

3.10







3.11







Образ Трикстера в скандинавской мифологии – Локи.

1

1




3.12







Эсхатологический миф о Рагнарёке.

1

1




3.13







Мифология восточных славян

1




1

3.14







Общеславянские боги. Перун и Велес. Персонажи низшей мифологии.

1




1

3.15







Мифологическая картина мира восточных славян

1




1

3.16







Творческая работа. Конкурс рисунков изображения индоевропейских богов в мифах.

1




1

Раздел 4. Мифология народов Азии. 6часов+ 2 часа

4.1







Природные условия Древней Индии

1




1

4.2







Ведийская мифология. Индуистская мифология. Буддийская мифология

1




1

4.3







Природные особенности Древнего Китая

1




1

4.4







Миф о сотворении мира. Образ культурного героя: Фу-си

1




1

4.5







Влияние буддийской мифологии: образ Гуань-Инь.

1




1

4.6







Мифы и легенды народов майя, инков и ацтеков. Сотворение календаря.

1




1

4.7








Подготовка и защита итоговых проектов

2




2

4.8







Итого часов:

34

9

25



Содержание программы

предусматривает 4 раздела, которые включают в себя подразделы:



  1. Введение (знакомство с мифологией).

1.1.Что такое мифология?

1.2. История развития мифологии.

1.3.Миф и современность.


  1. Мифология Месопотамии и Ближнего Востока.

2.1. Мифология Древнего Египта.

2.2. Шумеро-аккадская мифология.



  1. Индоевропейская мифология.

3.1.Мифология Древней Греции.

3.2.Римская мифология.

3.3. Германо-скандинавская мифология.

3.4. Мифология восточных славян



  1. Мифология народов Азии.

4.1. Индийская мифология.

4.2.Китайская мифология.

4.3.Мифология народов майя, инков, ацтеков.

Первый раздел программы включат в себя получение базовых знаний, и дает понятия учащимся о мифологии как о науке, рассматривает предмет изучения мифологии, отличительные признаки мифологии от сказки, историю развития мифологии и ее классификацию.


Второй раздел программы предусматривает изучение мифов Древнего Египта, Древнего Двуречья, на основе которых учащиеся могут сделать заключения о условиях появление и становления данных государств, природных условиях.Зооморфизм египетских богов. Эволюция образа солнечного бога: Атум – Амон – Ра – Атон. Миф об Осирисе и Исиде. Погребальный обряд и его отражение в мифах. Природно-климатические условия Междуречья. Верховные боги шумеров. Образ Мардука как результат усиления Вавилона. Миф о потопе. Миф об Инанне и Думузи.

Третий раздел программы включает в себя следующие темы по подразделам: Природно-климатические условия Древней Греции. Основные занятия населения. Миф о сотворении мира. Поколения греческих богов. Боги-олимпийцы: Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Афина, Афродита, Аполлон, Арес. Миф о сотворении человека. Греческие мифы как отражение международных связей Средиземноморья. 
Природно-климатические условия Аппенинского полуострова. Пантеон верховных божеств. Божества-покровители: личные, родовые, общегосударственные. Сравнительный анализ греческой и римской мифологии. Природно-климатические условия Скандинавского полуострова. Мифологическая картина мира древних скандинавов. Асы и Ваны. Один – маг, поэт, воитель. Сотворение человека. Хель и Вальхалла. Образ трикстера в скандинавской мифологии – Локи. Эсхатологический миф о Рагнарёке.Природно-климатические условия территории расселения восточных славян. Сложности изучения славянской мифологии. Влияние христианства на пантеон языческих божеств. Общеславянские боги. Перун и Велес. Мифологическая картина мира восточных славян. Персонажи низшей мифологии
Последний четвертый раздел посвящен мифологии стран и народов Древней Азии и в нем рассматриваются такие темы как:природно-климатические условия Древней Индии. Ведийская мифология: образы верховных божеств. Индуистская мифология. Божественная триада Брахма – Вишну – Шива. Буддийская мифология. Трансформация буддийских святых в мифологические персонажи. Природно-климатические условия Древнего Китая. Миф о сотворении мира. Образ культурного героя: Фу-си. Духи природных стихий. Влияние буддийской мифологии: образ Гуань-Инь.

Мифы и легенды народов майя, инков и ацтеков. Сотворение календаря.
Список литературы для учителя :


  1. Апинян, Т. А. Мифология : теория и событие : Учебник. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 281 с.




  1. История Древнего Востока : учебник для вузов / А. А. Вигасин, М. А. Дандамаев, М. В. Крюков; под ред. В. И. Кузищина. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Высшая школа, 2005. - 459 с.



  1. История Древней Греции : учебное пособие для вузов / В. И. Кузищин, Т.Б. Гвоздева, В. М. Строгецкий, А. В. Стрелков; под ред. В. И. Кузищина. - М. : Академия, 2006. - 478 с.
    Козолупенко, Д. П. Миф. На гранях культуры. - М. : Канон +, 2005. - 212 с.




  1. Криничная, Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора / Н.А. Криничная. - М. : Академический Проект, 2004. - 1005 с.




  1. Кузищин, В. И. История Древнего Рима: учебное пособие для вузов / В.И. Кузищин, И. А. Гвоздева; под ред. В. И. Кузищина. - М. : Академия, 2005. - 447 с.




  1. Древнего Востока : Иран, Индия, Китай : тексты / авт. - сост. : Ю. М. Алиханова [и др.]. - М. : издательство МГУ, 1984. - 349 с.




  1. Редер, Д. Г. Мифы и легенды древнего Двуречья / Д. Г. Редер. - М. : Наука, 1965. – 119




  1. Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян. - Переизд. - М. : Рус.слово, 1997. – 823




  1. Соболев, А. Н. Мифология славян / А. Н. Соболев. - СПб. : Лань, 2000. - 271 с.




  1. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура. - М. : Политиздат, 1989. - 573 с.




  1. Федоров, В. А. История России с древнейших времен до наших дней : учебник / В. А. Федоров, В. И. Моряков, Ю. А. Щетинов; МГУ. - М. :Кнорус, 2005. - 536 с.




  1. Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь/ [Пер. с англ. М.К. Рыклина].-М. : АСТ, 1998. - 782с.




  1. Циркин, Ю. Б. Мифы Древнего Рима / Ю. Б. Циркин. - М. :Астрель, АСТ, 2000. - 559с.




  1. http://ml.volny.edu/




  1. http://www.dag-style.com/forum/15-83-1




  1. http://lib.rus.ec/b/359632/read




  1. http://katushka.net/groups/books/text/31087/

Список литературы для учащихся:


  1. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. - М. : Художественная литература, 1975. - 752 с.




  1. Египетская мифология: Энциклопедия / [Пер. с анг.Д. Воронина]. - М. :Эксмо, 2004. - 590 с.




  1. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции : [пер. с древнегреческого] / Н. А. Кун. - М.: АСТ, 2006. - 538, [1] с. 




  1. Кун, Н. А., Нейхардт, А. А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима / Н. А. Кун, А. А. Нейхардт. - СПб. : Литера, 1999. - 607с.




  1. Мифы народов мира : Энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев ;Редкол. И. С. Брагинский и др.-2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 1 : А - К.- 1998. - 671 с.




  1. Мифы народов мира : Энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев ;Редкол. И. С. Брагинский и др.-2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 2: К - Я. - 1998. - 719 с.




  1. Рак, И. В. Легенды и мифы Древнего Египта / И. В. Рак. - СПб.: Летний сад, 2001. - 223с.




  1. Темкин, Э. М., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии / Э.Н. Темкин, В.Г. Эрман. - 4-е изд., доп. - М. : Астрель,2000. - 528с. 




  1. http://world-of-legends.su/




  1. http://www.legendami.ru/




  1. http://legendy.claw.ru/

Приложение 1.

Практическая работа №1.

Цели: научить учащихся делать сравнительный анализ религии и мифологии древнего Египта и Двуречья, создать условия для развития самостоятельности учащихся путем работы с источником, способствовать формированию представлений о мифах и религии Древнего Востока.

Вид работы: самостоятельная работа с историческим источником; анализ источника и сравнительный анализ культуры и религии, на основе исторического источника.



Задание: на основе выписки из исторических источников найти отличительные черты культуры и религии и выделить подчеркиванием.

Фрагмент №1 « Об искусстве Египта».

Несмотря на общий упадок искусства в первом промежуточном периоде, в некоторых центрах постепенно начался рост местных художественных мастерских, сочетавших традиции мемфисского искусства со своими самобытными чертами. Именно эти мастерские во многом подготовили новый расцвет искусства Египта следующего периода — Среднего царства. Среднее царство Новые правители страны были родом из Фив (21—18 века до н. э.) — одного из южных центров, не имевших за собой пока никаких славных традиций. Они объединили страну и образовали XI династию фараонов. Столицей сначала оставались Фивы — резиденция новых царей и место их погребения. Гробницы знати, как и раньше, имели формы масштаб. Повторение образцов Древнего царства отчетливо заметно и в придворном изобразительном искусстве. Статуи царей выдержаны в той же иконографические черты. Статуи вельмож в основном следовали образцам царской скульптуры. Росписи гробниц придворной знати воспроизводят старые образцы. Достаточно сравнить сцену охоты в пустыне в пирамидном храме фараона Сахура и в гробнице визира времени начала XII династии Антефокера, чтобы в этом убедиться. Существовали и скальные гробницы. Стены здесь покрывались росписями или цветными рельефами, потолки расписывались различными орнаментами, часто воспроизводя плетения циновок.



Фрагмент №2 « Об искусстве Шумеров»

Рельефные памятники в Шумере представляли собой главным образом небольшого размера доски, палетки, плакетки, сделанные из мягкого камня или глины. Сооружались они в чёсть какого-либо важного события — закладки храма, победы над врагами и т. п. Если сравнить эти памятники с одновременными египетскими рельефами, то особенно резко бросается в глаза превосходство последних. Композиции с нагромождением фигур, скованные позы, условные треугольники профилей, сделанные как будто по одному шаблону,— вот что отличает большинство рельефных памятников раннединастического времени в Шумере. Сохраняется повествовательная форма, достигавшаяся, как правило, горизонтальным членением плоскости. Фигуры правителей или должностных лиц значительно увеличены в размерах — таким способом они выделяются среди прочих смертных.



Фрагмент №3

Изображения стелы Эаннатума делают понятнее некоторые выражения в раннединастических текстах, вроде: «я накрыл его обширной сетью», — видимо, некоторые воины, подобно Нингирсу, могли иметь в качестве боевого оружия палицу и сеть, которой они опутывали врага. В Египте больше ценились линия и геометризм. Шумеры же лепили статичные, объемные и одновременно живописные фигуры. За 5 тысяч лет в Египте на столько сильно укоренились традиции, что после завоевания Александром Македонским египетское искусство ни только не исчезло, но и слилось с эллинистическим. А пластика Древнего Египта нашла широкое распространение не территории всей Римской империи.

Приложение №2.

Практическая работа №2.

Цели: создать условия для самостоятельной познавательной деятельности учащихся, научиться работать с дополнительными источниками информации, уметь оформлять свои умозаключения в сравнительную таблицу.

Вид работы: учащиеся самостоятельно при работе с источником заполняют сравнительную таблицу, делая умозаключения о сходстве и различиях. Можно применить на занятии систему цветовой информации, например сходства учащиеся могут выделить зеленым карандашом, а отличия-желтым.



Герои греческой и римской мифологии в сравнении.

Имя божества в греческой мифологии

Имя божества в римской (италийской) мифологии

Значение божества в греческой мифологии

Значение божества в римской мифологии

Зевс

Юпитер

Сын Реи и Крона, самый могущественный и высочайший из богов греческого народа, отец и повелитель людей и богов;

Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле;

Посейдон

Нептун

Колебатель земли, властитель морей;

Царь морей и океанов, бог морского царства;

Гера

Юнона

Супруга Зевса, покровительница браков, супружеской любви и родов;

Супруга Юпитера, царица неба, хранительница брачных союзов, помощница при родах. Ее чтили и как великую богиню плодородия;

Аид

Отождествлялся с богами Орком и Дитом

Брат Зевса, великий повелитель загробного царства;

Орк- бог смерти; Дит - бог преисподней;

Дионис

Вакх

Бог растительности, вина и виноделия;

Бог вина, виноделия, веселья;

Пан

Фавн

Бог лесов и рощ, бог пастухов, охранитель стад, покровитель охотников, пчеловодов, рыболовов;

Веселый, деятельный бог лесов, рощ, полей;

Деметра

Церера

Богиня плодородия и земледелия;

Богиня жатвы, покровительница плодородия;

Тюхэ

Фортуна

Богиня счастливой судьбы;

Богиня счастливой судьбы, как и у греков;

Артемида

Диана

Девственная богиня-охотница, покровительница животных, богиня плодородия, помощница при родах;

Покровительница животных, цветущих полей, зеленых рощ и лесов;

Афродита

Венера

Первоначально богиня плодородия, затем богиня любви. Афродиту рассматривали также как богиню - покровительницу мореплавания;

Покровительница цветущих садов, богиня весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы;

Эрот

Амур или Купейдон

Сын Афродиты - веселый, шаловливый, коварный; его стрелы несут с собой радость и счастье, но часто несут они страдания, муки любви и даже гибель;

Подобно Эроту пускает свои любовные стрелы в жертвы, принося им радости и муки любви;

Гименей

Гименей

Бог брака;

Бог брака;

Гефест

Вулкан

Бог огня и кузнечного ремесла, покровитель металлургии;

Бог огня и очага, искуснейший кузнец, покровитель ремесленников и ювелиров;

Афина

Минерва

Богиня мудрости, покровительница городов и государств как в дни мира так и во время войны;

Покровительница городов и мирных занятий их жителей;

Арес

Марс

Бог войны, олицетворение свирепой воинственности, источник гибели, разрушения и кровопролитий;

Яростный, неукротимый бог войны;

Гермес

Меркурий

Покровитель торговли, ловкости, обмана, воровства;

Исполняет функцию посланца богов, наделен смекалкой, наблюдательность и хитростью;

Каталог: NOVAYA
NOVAYA -> Программа дисциплины «обычаи и традиции народов мира»
NOVAYA -> На 2010-2015 гг. Содержание Стр
NOVAYA -> Программа по этнокультурному образованию на 2011 2014 гг. Адрес школы: 185 506
NOVAYA -> Воспитание доброты у дошкольников мбдоу г. Иркутска детский сад №109 Мотоева Л. Л. «Доброта- это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе от солнца, а все лучшее в жизни от человека»
NOVAYA -> Гбоу впо «дагестанская государственная медицинская академия» министерства здравоохранения российской
NOVAYA -> Новая семья (отчим) Как не травмировать ребенка
NOVAYA -> Методическая разработка урока истории в 11 классе «Новая экономическая политика»
NOVAYA -> На сцене Отдыхающие. (Чундра)
NOVAYA -> Рабочая программа «Изобразительное искусство»
NOVAYA -> Целевые ориетиры поликультурного образования дошкольников Прибайкалья


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница