Пояснительная записка в последнее время в школу приходят дети, умеющие и знающие гораздо больше, чем их ровесники 10 -15 лет назад



Скачать 346.74 Kb.
Дата16.02.2016
Размер346.74 Kb.
Пояснительная записка
В последнее время в школу приходят дети, умеющие и знающие гораздо больше, чем их ровесники 10 -15 лет назад. Они успешно решают логические задачи, учат иностранный язык, бегло читают, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, чаще проявляют равнодушие и черствость.

Но в тоже время дети хотят, чтобы их уважали и хорошо к ним относились. Очевидно, что существует несоответствие представлений детей о нравственном поведении и их истинном поведении в детском коллективе, обществе. Назрела необходимость "уроков" человечности, на которых ребенок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, дружеской взаимопомощи, поупражняться в нравственных поступках. Психологи отмечают: важно, чтобы ребенок, получая нравственные знания, оказывался в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.

Такую возможность дают занятия по программе «Азбука вежливости и этикета».

Программа "Азбука вежливости и этикета" разработана в соответствии с программой организации внеурочной деятельности, направлена на культурное, духовно – нравственное и социальное развитие учащихся начальной школы. Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю. Особое внимание нужно уделить групповой форме работы с детьми.


Цель программы: создание условий для развития нравственной социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

Задачи программы:
Образовательные:
- познакомить детей с терминологией, учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить нормы этикета.

- обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».


Развивающие:

-развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.

-развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

- развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.


Воспитательные:

- способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;

- помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;

- способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.



Планируемые результаты:

У учащиихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

Личностными результатами является формирование следующих УУД:

• понимать, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;

• определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

• в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

• работать по предложенному учителем и совместно составленному плану;

• совместно с учителем и другими учениками, а также самостоятельно давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД:

• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

• находить нужную информацию из разных источников: книг, наблюдений, беседы с взрослыми, интернета, интерпретировать полученную информацию;

• делать выводы в результате совместной работы в парах, группах;

• сравнивать и группировать изучаемые объекты.

Коммуникативные УУД:

• оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

• слушать и понимать речь других;

• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и с взрослыми).


Методы диагностики результатов освоения детьми данной программы.
В начале учебного года проводится диагностика сформированности уровня культуры поведения учащихся (приложение 1).

Промежуточная диагностика помогает выявить уровень осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у детей нравственных качеств (приложение 2).

Итоговая диагностика выявляет отношение ребенка к нравственным категориям, уровень развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям, навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи (приложение 3).

Итоговая диагностика также может проходить в форме творческих проектов, конкурсов при участии внешних экспертов (родителей, учителей и др.)

Текущий мониторинг осуществляется педагогом совместно с детьми методами включенного наблюдения, рефлексии, анализа индивидуальных и коллективных творческих работ.
Содержание программы

Раздел 1. Общение.

Сформировать представление о понятие «этика», «этикет». Познакомить с историей этикета и некоторыми этикетными нормами в занимательной игровой форме. Содержание понятия «общение». Формы словесного вежливого общения. Правила любезных услуг.

Сформировать представление о понятие «вежливость», «привычка», «хорошее поведение». Показать, что вежливость – необходимая черта человека.

Познакомить с правилами поведения в школьной столовой, дежурства в столовой.


Раздел 2. Общие правила этикета.

Дать понятие «внешний вид» ( одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Учить обращать внимание на свой внешний вид и следить за ним. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте.

Познакомить с вежливым общением, мимикой в речевом этикете и ролью жестов. Отличие внешнего вида мальчиков и девочек.

Этические нормы, предъявляемые к одежде и прическе, соответствие одежды определенной ситуации. Личная гигиена.

Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми. Работа с различными источниками информации, исследовательский характер заданий, игровые моменты.
Раздел 3. Правила гостеприимства.

Приглашение в гости, способы приглашения, благодарность за приглашение ,извинения в случае отказа, этические нормы поведения хозяина и гостей, представление гостей друг другу, правила поведения за столом, церемония угощения, беседа за столом, гостеприимство. Правила поведения во время знакомства. Прощание с гостями.



Раздел 4. Посещение общественных мест.

Общение с людьми различных профессий: билетером, экскурсоводом; посетителями музея, кинотеатра, театра, цирка. Способы выражения своих эмоций. Поведение в театре, кафе, детской поликлинике. Правила поведения в школе: на уроке, на перемене, в раздевалке. Умение соблюдать дисциплину.

Изучение правил поведения в общественном транспорте, на проезжей части. Понятие о хороших манерах.

Посещение школьной библиотеки. Правила поведения в библиотеке. Определить значимость книг в жизни человека. Научить бережному отношению к книгам, учебникам. Показать способы «лечения» книг.

Ознакомить с правилами поведения в природе.
Раздел 5. Взаимоотношения.

Сформировать представления о понятиях «диалог», «общение», «уважение», «дружба». Правила этикета в общении со сверстниками. Занятия, способствующие воспитанию потребности проявлять доброту, предупредительность и другие гуманные чувства к окружающим без напоминания, по собственному побуждению. Правила доброго вежливого поведения. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно - ролевые игры.

Этические нормы поведения детей по отношению к взрослым, возможный выбор тем для беседы, формы общения, умение не вмешиваться в разговор взрослых, тон, умение внимательно выслушивать взрослых. Умение обратиться к незнакомому человеку на улице с вопросом, просьбой. Формы привлечения внимания, типовые вопросы, формы извинения, просьбы, благодарности. Опасные взрослые. Действия в опасных ситуациях. Научись говорить громко: «Я вас не знаю!»

Навык вежливого разговора по телефону. Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый, ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Значение сигналов телефона, построение разговоров по телефону. Обыгрывание ситуаций: «Ты звонишь другу, подруге, родителям на работу»; «К телефону просят сестру, брата, маму, папу», «Ошиблись номером». Телефон на улице, его назначение. Продолжительность разговора.

Способы взаимодействия с больным человеком. Формулы сопереживания, сочувствия, сострадания, слова одобрения, поддержки. Шутка как способ утешения больного. Добрые слова и поступки, беседы у постели больного, соблюдение правил гигиены. Поведение больного, соблюдение режима, терпеливость и выдержка.
Раздел 6. Вежливость и торжество.

Понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турнир вежливости.

Понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарков. Сюжетно - ролевая игра «Мы на дне рождения!»

Какое событие может быть праздником? Поздравление по поводу различных дат. Выбор и вручение подарка. Вкус и чувство меры. Организация и проведение празднований.

Цикл занятий, направленных на вызов положительно-эмоционального процесса общения, на организацию опыта содержательного общения, эмоционального и нравственного обогащения воспитанников.

Методическое обеспечение

Формы проведения занятий:

-беседа;

-сюжетно-ролевая игра;

-игра-спор;

-подвижная игра;

-учебная игра;

-конкурс;

-праздник.
Техническое оснащение и наглядные пособия:

компьютер;

проектор;

экран;


памятки для каждого ученика;

художественные рисунки и иллюстрации;

настольные игры;

книги.
Формы подведения итогов:

конкурс;

КВН;


игры;

общие классные мероприятия.

Приложение 1.

Диагностика сформированности уровня культуры поведения.

( входная диагностика)

Для диагностики нравственного развития можно использовать методики «Закончи историю», «Сюжетные картинки». Этот блок методик позволяет фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения у школьников.

Методика «Закончи историю».

Цель. Изучение осознания детьми таких нравственных норм, как:

- доброта – злость;

- щедрость – жадность;

- трудолюбие – лень;

- правдивость – лживость.

Для изучения нравственного осознания были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и выполнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют. Другими словами, эти нравственные нормы наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте.



Проведение диагностики. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал…

Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?



История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?



История третья. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем завтракать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…

Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?



История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?



Обработка результатов.

1 балл – ребенок не может оценить поступки детей.

2 балла – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Результаты диагностики по методике «Закончи историю».

Уровень

Количество детей

Проценты

Низкий






Средний






Высокий






Методика «Сюжетные картинки».

Цель. Изучение эмоционального отношения к нравственным нормам (доброта – злость; щедрость – жадность; трудолюбие – лень; правдивость – лживость).

Предварительные замечания. Картинки подобраны таким образом, что изображенные на них герои проявляли те же нравственные качества, что и на первом этапе. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный.

Проведение диагностики. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

Обработка результатов.

1 балл – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

3 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

4 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

На основе применения данных методик мы оценили уровень культуры поведения, развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения детей.



Результаты диагностики по методике «Сюжетные картинки».

Уровень

Количество детей

Проценты

Низкий





Средний






Высокий




Приложение 2.



Методика «Кто Я?»

(модификация методики М. Куна)

(промежуточная диагностика)

Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 7—9 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: каждому учащемуся предлагается написать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?».

Критерии оценивания:

1. Дифференцированность — количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения).

2. Обобщенность — степень обобщенности суждений и характеристик «Я».

3. Самоотношение — соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений.



Уровни оценивания:

• Дифференцированность

1. 1—2 определения, относящиеся к 1-й, 2-й категориям.

2. 3—5 определений, преимущественно относящихся ко

2-й, 3-й категориям (социальные роли, интересы, предпочтения).

3. От 6 определений и более, включая более 4 категорий,

в том числе характеристику личностных свойств.

• Обобщенность

1. Учащиеся называют конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы.

2. Совмещение категорий 1-й и 3-й.

3. Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый).

• Самоотношение

1. Преобладание отрицательных оценочных суждений о себе или одинаковое количество отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение).

2. Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение).

3. Преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).

Методика «Какой Я?»

(модификация методики О.С.Богдановой)

Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика).

Детям предлагается выписать из данных качеств те, которые есть у них в два столбика:

А Б

аккуратный драчливый



вежливый злой

честный ленивый

добрый упрямый

любознательный невнимательный

отзывчивый неаккуратный

справедливый грубый

трудолюбивый жадный

старательный завистливый

верный нечестный

Обработка данных. Учитель определяет самооценку каждого ребенка (завышенная, адекватная, заниженная) по формуле:


К1 =

КА

,




10




где КА – количество слов, выбранных ребенком из столбика А.

К2 =

КБ

,




10




где КБ – количество слов, выбранных ребенком из столбика Б.

Если К1  0,6, К2  0,3, то самооценка завышена,

К1  0,3, К2  0,6, то самооценка занижена,

К1 К2  0,4 – 0,6, то самооценка адекватна.

Приложение 3.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД

1. Методика «Как поступить?»

Цель: выявление отношения ребенка к нравственным категориям «честность», «принципиальность», в ситуациях, связанных с нарушением моральных норм (итоговая диагностика).

Учитель знакомит учащихся с ситуацией и предлагает написать свое решение с кратким объяснением, почему именно так поступишь. Обращается внимание детей на честность, принципиальность при решении ситуации.



Ситуация 1

Идет контрольная работа. Ты выполнил все задания. Твой товарищ не знает решения задачи и просит тебя дать ему списать. Как ты поступишь и почему?



Ситуация 2

Ты не можешь решить контрольную работу. Твой товарищ предлагает списать у него. Как поступишь?



Ситуация 3

Ты получил плохую отметку и знаешь, что если родители узнают об этом, то они тебя накажут. Сообщишь ли ты родителям о плохой отметке?

Обработка данных.

I уровень – устойчиво-положительное отношение к нравственным категориям;

II уровень – неустойчиво-ситуативное отношение к нравственным категориям в зависимости от условий ситуации. Например: «Если он мне даст, тогда и я ему дам»);

III уровень – устойчиво-отрицательное отношение к нравственным ситуациям.

Уровень определяется по каждой ситуации. Общий уровень отношения учащегося к нравственным нормам определяется следующим образом:

1. Если все ситуации решены на I уровне (II или III), то общий уровень, соответственно, - I (II или III).

2. Если две ситуации имеют решение одинакового уровня, а третья уровнем выше или ниже, то общий уровень – II.

3. Если при решении ситуации у одного ребенка выявлен I, II и III уровни, то общий уровень - II.

Подсчитать количество (%) учащихся по группам I, II, III уровня.

2. «Анкетирование учащихся» (сост.Н.Ю. Яшина)

Цель: выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям (итоговая диагностика).

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты. Ребенок, выбрав один из предложенных ответов, записывает только одну букву, соответствующую выбранному ответу. Варианты возможных ответов могут быть написаны на доске.


  1. Считаешься ли ты с мнениями других ребят?

а) да; б) иногда; в) никогда.

  1. Обижаешь ли ты своих одноклассников?

а) никогда не обижаю; б) иногда обижаю; в) часто обижаю.

  1. Бывает ли у тебя сожаление о плохом отношении к своим товарищам?

а) да; б) иногда; в) никогда.

  1. Как ты относишься к делам класса?

а) ответственно, с желанием выполняю поручение;

б) заставляю себя его выполнить;

в) не всегда довожу начатое дело до конца.


  1. Уважительно относишься к взрослым (родителям, учителям)?

а) да, б) не всегда, в) нет.

  1. Сочувствуешь ли ты другим людям?

а) всегда пытаюсь утешить, помочь;

б) иногда сочувствую, иногда нет;

в) никогда не сочувствую.

Обработка данных.

Уровень развития у ребенка качеств личности и межличностных отношений определяются при помощи балльной системы. Ответы типа а) оцениваются в 1 балл, б) - 0,5 балла, в)– 0 баллов.

Учитель дает также собственную оценку каждого ответа ребенка и выставляет соответствующие баллы. Далее вычисляется среднее арифметическое суммы баллов за ответы, выбранные самим ребенком, и баллов, поставленных учителем. По полученным результатам выделяются три основных уровня развития качеств личности: высокий уровень – 6-5 баллов; средний уровень – 4,5-2,5 балла; низкий уровень – 2-0 баллов.

Если все оценки ребенка и учителя совпадают, то можно делать вывод о том, что оцениваемое качество личности у ребенка действительно существует, является устойчивым. Полученные результаты заносятся в таблицу условным знаком (+):







Ф.И.

учащегося



Наличие устойчивых качеств

Уровень развития качеств

личности








1

2

3

4

5

6

Высокий

Средний

Низкий



































Коммуникативные УУД

1. Методика “Ковёр”

Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.

Проводится коллективно на уроке художественного труда. Проведение в урочное время связано с тем, что на уроке дети наиболее адекватно принимают на себя социальную роль «ученика» и чувствуют ответственность за выполнение определённого задания.

Учитель делит детей на 4 произвольные команды, которые работают за отдельными столами. На каждом столе имеются совершенно одинаковые набором всевозможных фигур, выполненных из цветной бумаги. Это позволяет создать равноценные условия работы для всех групп.

Далее каждой команде предлагается изготовить один, общий ковёр. При этом педагог демонстрирует образцы нескольких готовых ковров. На основе анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любого ковра, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения работы и средствами контроля:

а) наличие центрального рисунка;

б) одинаковое оформление углов;

в) симметричное расположение деталей относительно центра. (С понятием симметричности дети знакомятся в доступной форме на предыдущих уроках математики.)

Инструкция: “Для того, чтобы сделать такие же красивые ковры, надо работать дружно и слаженно.”

Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело дети смогут распределить обязанности и договориться между собой. Время выполнения для всех одинаково.

По окончанию работы организуется выставка ковров, в ходе которой дети анализируют свою деятельность. Проводится групповое обсуждение, цель которого организация рефлексивно-содержательного анализа совместного действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось и степень соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.


2. Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики

«Архитектор-строитель»)

Цель: выявление уровня сформированности действия по

передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.



Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия.

Возраст: 7—9 лет.

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.

Описание задания: двух детей усаживают друг напротив

друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому, другому — карточку с ориентирами-точками. Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию — дорогу к дому — по его инструкции.

Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому.

Критерии оценивания:

— продуктивность совместной деятельности оценивается

по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;

— способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;

— умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

— способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

— эмоциональное отношение к совместной деятельности:

позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.



Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: узоры не построены или непохожи на

образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или

формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.

2. Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство

узоров с образцами; указания отражают часть необходимых

ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и

позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.

3. Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и

обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.



Приложение 4

Дидактические игры: «Не навреди!», «Контакт», «Прыжки по зебре», «Ловкий пешеход», «Ныряй в обруч», «Мяч по кругу», «Лабиринт», «Лови – не лови», «Вежливо – невежливо», «В трамвае», «Лестница», «Хорошие манеры», «Ребенок – взрослый», «Похвали друга!», «Собери пословицы!», «Снежный ком», «Испорченный телефон», «Жмурки», «Ассоциации», «Поезд вежливости».

Викторины: викторина по сказкам, по правилам дорожного движения, «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Как поступить?», «Знатоки этикета».

Праздники: «Праздник вежливых ребят», «В стране у царевны Гигиены», «Рыцарский турнир», «Будьте вежливы!», «Маленькая модница», «День именинника» (культура поведения за столом).

Тематическое планирование.

Первый год обучения



Наименование темы

Количество часов

Общение (4 ч)

1

Будем знакомы. Учимся представляться.

1

2

Утреннее приветствие.

1

3

Пора спать. Прощание перед сном.

1

4

Правила поведения за столом. Хорошие манеры.

1

Общие правила этикета (4 ч)

5

Этикет внешнего вида школьника.

1

6

Правила личной гигиены.

1

7

Каждой вещи – свое место! (порядок на рабочем месте).

1

8

Надо – хочу - нельзя.

1

Правила гостеприимства (5 ч)

9

Правила гостеприимства. К вам пришли гости.

1

10

Прощание с гостем.

1

11

Вместе ладно да дружно, а врозь нескладно да скучно.

1

12

Правила расставания.

1

13

Прощание с близким перед отъездом.

1

Посещение общественных мест (5 ч)

14

Правила поведения в общественном транспорте.

1

15

Правила поведения в библиотеке.

1

16

Идем в театр. Правила поведения в театре.

1

17

Поведение в кафе. Посещение мест общепита.

1

18

Правила поведения в парикмахерской.

1

Взаимоотношения (8 ч)

19

Обращение к знакомому взрослому.

1

20

Обращение к незнакомому взрослому на улице.

1

21

Правила поведения по телефону. Сотовый телефон – это роскошь или необходимость?

1

22

Вы заболели. Правила общения в поликлинике.

1

23

В доме больной. Правила поведения у постели больного.

1

24

Сострадание. Утешение.

1

25

Милосердие. Забота.

1

26




1

Вежливость и торжество (8 ч)

27

О том, как быть уступчивым.

1

28

Вежливая просьба.

1

29

Зачем быть вежливым?

1

30

Правила поведения на торжественных событиях, на праздниках в школе.

1

31

Поздравления и пожелания.

1

32

Ситуации, которых не должно быть.

1

33

Конкурс «Маленькая модница» (вкус и чувство меры в одежде).

1

34

Праздник «Рыцарский турнир».

1



Тематическое планирование

Второй год обучения



Наименование темы

Количество часов

Общение (4 ч)

1

История происхождения понятия «этика».




2

Зачем быть вежливым?

1

3

«Самолюб никому не люб».

1

4

Правила поведения в школьной столовой. Дежурство в столовой.

1

Общие правила этикета (4 ч)

5

Внешний вид школьника (школьная форма, спортивная одежда, праздничная одежда).

1

6

Домашняя одежда, одежда для выхода в театр, кино, гости.

1

7

В гостях у царевны Гигиены (правила личной гигиены).




8

Что может показать наше лицо? Мимика человека.

1

Правила гостеприимства (5 ч)

9

Встреча гостей. Обыгрывание ситуаций.

1

10

Тебя пригласили в гости.

1

11

Выражение благодарности. Обыгрывание ситуаций.

1

12

Этикет за столом. Обыгрывание ситуаций.

1

13

Прощание с гостем.

1

Посещение общественных мест (5 ч)

14

Правила поведения в школе: на уроке, перемене, в раздевалке.

1

15

Игры, в которые можно играть на перемене: «Колечко», «Золотые ворота», «Съедобно – несъедобно».

1

16

Лесные уроки вежливости (правила поведения в природе).

1

17

Правила поведения в общественном транспорте. Хорошие манеры. Игра «Я – пассажир».

1

18

Воспитанный пешеход.

1

Взаимоотношения (8 ч)

29

Зачем нужно уступать друг другу?

1

20

Пословицы и поговорки о дружбе. Книжки – малышки своими руками.

1

21

Учимся доброжелательности. Рассказ Е. Пермяка «Самое страшное».

1

22

Русские народные сказки. Авторские произведения о дружбе.

1

23

Опасные взрослые. Действия в опасных ситуациях.

1

24

Культура общения по телефону.

1

25

Забота о близких.

1

26

Праздник «Рыцарский турнир».

1

Вежливость и торжество (8 ч)

27

Правила поведения на торжественных событиях, праздниках в школе.

1

28

Готовимся к празднику (организация празднования дня рождения).

1

29

Цветы в подарок. Учимся дарить и принимать подарки.

1

30

Урок – игра «Мы на дне рождения!»

1

31

Поздравления и пожелания близким.

1

32

Викторина «Знатоки этикета».

1

33

Подготовка к «Празднику вежливых ребят».

1

34

Праздник вежливых ребят.

1



Список используемой литературы

  1. Васильева- Гангнус Л. Азбука вежливости .-М.: «Педагогика», 1983.

  2. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М.:, «Просвещение», 1982.

  3. Волина В.В. Учимся играя. М.: «Просвещение», 1994.

  4. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». М.: «Школьная пресса», 2002.

  5. Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. М.: «Просвещение», 2002.

  6. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей. М.: «Просвещение», 1986.

  7. Горбунова Н.А. Классные часы.- Волгоград, «Учитель АСТ», 2004.

  8. Корчинова О.В. Детский этикет.- Ростов на Дону «Феникс», 2002.

  9. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: «Просвещение», 1993.

  10. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс. М.: «Вако», 2009.

  11. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М.: «Педагогика», 1990.





База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница