Пояснительная записка в настоящее время система образования в России переживает существенные изменения в русле концепции модернизации образования, перехода к новым фгос. Среди этих изменений отмечаются сложные проблемы



Скачать 211.24 Kb.
Дата20.04.2016
Размер211.24 Kb.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЕЛНАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

155441, Россия, Ивановская область, Юрьевецкий район, с. Ёлнать, ул. Сиротина,15

Тел., факс (49337) 2-73-37. Е- mail: mouelnat@yandex.ru
«УТВЕРЖДАЮ»

директор Елнатской средней школы


_________________ Е.А.Морева

приказ № ____

«_____» _______________2013 г.

Концепция воспитательной системы

муниципального бюджетного учреждения

Елнатской средней общеобразовательной школы

«Школа – социокультурный центр»


Пояснительная записка

В настоящее время система образования в России переживает существенные изменения в русле концепции модернизации образования, перехода к новым ФГОС. Среди этих изменений отмечаются сложные проблемы, требующие длительного и комплексного решения. Данные процессы, происходящие в образовании, своеобразно отразились на деятельности нашего образовательного учреждения.

В современном сельском социуме школа становится центром развития образования на селе. Реальная социальная ситуация и особенности структурирования системы образования в сельских округах заставляют рассматривать школу как фактор развития дошкольного, дополнительного образования, как фактор развития непрерывного образования на селе (включая взрослое население). Школа должна не только испытывать внешнее влияние среды, но и, в свою очередь, участвовать в формировании этой среды в культурно-образовательном, информационном, правовом, экологическом плане. Объединение усилий учреждений культуры, дошкольного образования, учреждений здравоохранения с усилиями образовательного учреждения в этом направлении представляется перспективным и важным в свете комплексного решения проблем села. Таким образом, суть нового статуса сельской школы заключается в том, что в условиях свертывания социокультурной сферы села происходит переход от общеобразовательного учреждения к социокультурному центру.

Основополагающей идеей данной модели является интеграция культурно-образовательных ресурсов сельского поселения, как ведущего фактора при формировании благоприятной среды для всех участников образовательного процесса.

Школа создает такое пространство, в котором отдельно взятый ребенок может найти свою нишу, успешно реализовать свои умения и способности.

Деятельность школы в режиме социокультурного центра на основе сетевого взаимодействия и интеграции возможностей (кадровых, материально-технических, методических и т.д.) всех учреждений села способно разрешить многие серьезные социальные проблемы и задачи.

На базе школы создается сельский социокультурный центр для детей, молодёжи и взрослых. Направления работы: школа – инициатор и координатор социальной работы с детьми и семьёй на селе, с опорой на интересы местного сообщества.

Центр социально-педагогического образования


Информационно-просветительский центр села

ШКОЛА

Центр художественно-эстетического образования детей и взрослых

Центр патриотического воспитания на селе

Физкультурно-оздоровительный центр села


Справка о школе: достижения и анализ проблем
Муниципальное бюджетное учреждение Елнатская средняя общеобразовательная школа как и многие другие школы страны, в настоящее время работает в трудных социально-экономических условиях и остро нуждается в особом внимании и государственной поддержке. От состояния и уровня ее работы во многом зависят ценностные ориентации детей сел и деревень, качество и уровень образованности обучающихся, социокультурная ситуация на селе, стабильность сельской семьи и многое другое.

Учебный год состоит из 4-х четвертей, 35 рабочих недель. Общая продолжительность каникул (осенние, зимние, весенние) – 30 календарных дней. В первом классе дополнительные каникулы в феврале месяце – 1 неделя.

В школе преобладает традиционно – классная форма обучения.
Школьная среда по своему воспитательно-образовательному уровню возвышается над окружающей ее микросредой, она положительно влияет на культурное развитие среды, обогащает свою жизнь духовными ценностями, она работает в режиме саморазвития. Нашу школу можно рассматривать как активный фактор среды. Именно от неё идут позитивные импульсы культурной жизни, сельская семья получает помощь в воспитании и обучении детей, развитии их способностей и интересов. Она является педагогическим фактором этой среды, духовной составляющей ее социальной жизни, социокультурным центром.

Школа как социокультурный центр – это центр развития социальной и культурной жизни поселка, влияющий на культурно-образовательный уровень внешней среды через работу образовательных, досуговых, культурных, проектных, спортивных центров школы; это содружество педагогов, учащихся, родителей, общественности, партнёров; это центр развития, адаптации и социализации учащихся через деятельностные подходы к воспитанию и обучению учащихся. Она ориентирована на вывод образовательной среды общеобразовательной школы на качественно новый уровень, связанный с социокультурной практикой школьников, педагогов, родителей, жителей села. Наличие высокопрофессионального кадрового состава привело к активному поиску и внедрению новых форм работы.

Участие в конкурсной и исследовательской деятельности позволило педагогическому коллективу школы внести свой вклад в разработку теоретических и методических основ моделирования и построения воспитательной системы сельское учебного заведения, накопить опыт проектирования и осуществления инновационной педагогической деятельности по совершенствованию и обновлению практики обучения и воспитания сельских школьников. К наиболее важным результатам инновационного поиска можно отнести следующее:


  1. Ученики школы занимают призовые места в районных и областных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Большинство выпускников проявляет высокий уровень конкурентоспособности при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения.

  2. Теоретические и методические находки педагогов школы являются востребованными в педагогических сообществах района.

  3. Создание воспитательной системы школы позволило повысить и упорядочить влияние всех факторов и структур школьного коллектива на процесс развития учащихся, на формирование их интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов.

  4. Упорядочились связи в культурно-образовательной деятельности с большинством учреждений и организаций, расположенных и действующих на территории села Елнать.

  5. Растет удовлетворенность педагогов, обучающихся и их родителей жизнедеятельностью в школе, организацией и результатами учебно-воспитательного процесса.

В школе сформирован образ выпускника, и намечен план реализации формирования образа выпускника.

Ребята активно участвуют в жизни коллектива, в планировании и проведении коллективных творческих дел, в подведении итогов.

Ежегодно в соответствии с годовым планом работы в школе проводятся общешкольные мероприятия интеллектуального, общекультурного направления, по формированию здорового образа жизни профилактике негативных явлений.

Традиционными стали такие праздники, как «День Знаний», «День Матери», «День самоуправления», «Осенний бал», военно-спортивная игра «Зарница», День семьи и многие другие. Все проведенные мероприятия носят высокий воспитательный потенциал.

Работа образовательного учреждения направлена на воспитание интереса к культурному наследию села, развитие культуры, окружающей человека и содействующей его совершению, изучение истории родного края, а также на решение социальных проблем нашего общества.

Самая первая и одна из самых сложных ступеней в процессе социализации ребёнка – первый класс. Ребёнок приобретает новый социальный статус – статус ученика. С первых дней пребывания в школе дети окунаются в атмосферу, где педагоги, открывая им двери в удивительный мир знаний, руководствуются в своей работе принципами личностной, культурной и деятельностной ориентации, формируют у них потребность в здоровом образе жизни, готовность к взаимодействию с окружающим миром, желание и умение учиться. С первых дней пребывания в школе ребёнку предоставляется возможность выбора внеурочной деятельности: развивать свои способности, записавшись в различные кружки и секции. В решении проблемы занятости детей во внеурочное время важную роль играет дополнительное образование.

Внеклассная работа — важный необходимый компонент учебного процесса. Она помогает прививать интерес к предмету, расширять кругозор учащихся, формирует у них навыки самостоятельной работы.

Современная реальность такова, что на человека одновременно обрушивается множество новой информации, ему приходится адаптироваться в быстро меняющейся действительности, приспосабливаться к новой социальной роли. В школе организовано взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних. Работа осуществляется на основе плана.

Работа кружков, секций – важная составная часть воспитательной системы школы. Здесь есть широкая возможность развить способности и таланты каждого ребенка. Каждый руководитель кружка имеет программу деятельности (государственную или авторскую) и учебно-тематические планы.

Приоритетным направлением воспитательной деятельности в школе является формирование здорового образа жизни через занятия физической культурой и спортом и реализацией программы «Школьного центра здоровья «Мозаика».

Наряду с решением общеизвестных задач физического воспитания (формирование двигательных умений и навыков, развитие координационных способностей и основных физических качеств, укрепления здоровья учащихся), школа формирует устойчивую мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Каждый год учащиеся нашей школы вовлекают в творческий процесс своих родителей, близких родственников, друзей как помощников, зрителей и участников. Традиционные конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», Фестиваль семей «Вера, Надежда, Любовь», «День Матери», концертные программы делают интересной и насыщенной не только жизнь школы, но и села в целом. А это значит, что роль школы как социокультурного центра велика не только для внутришкольного пространства, но и для села. Возникает процесс сотворчества, благодаря которому и дети, и взрослые повышают свой культурный уровень, знакомятся с новыми социальными ролями.

Большое значение в деле воспитания нового поколения людей является духовно - нравственное воспитание. На базе школы открыт православный духовно- просветительский центр «Заповедь», работает клуб для детей и подростков «ПодСолнух»

Совместная деятельность взрослого и ребёнка улучшает микроклимат в семье, образовательном учреждении. А это положительно сказывается и на микроклимате села.

В сложившейся социально-педагогической ситуации целесообразности избрать курс на построение воспитательной системы социкультурного центра как благоприятной среды для становления и проявления индивидуальности сельского ребенка.
Социокультурный центр как благоприятная среда развития индивидуальности сельского ребенка
Характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей всем миром, т.е. забота о развитии ребенка лежит на плечах не только отдельных жителей поселка, будь то родители, родственники или педагоги школы, но и сельского сообщества в целом. Ребенок естественным образом связан со своими односельчанами тысячами нитей, которые как бы «пронизывают» его бытие и влияют на формирование его мировоззрения, интеллектуальных, духовно-нравственных и физических качеств. Руководителям и педагогам сельской школы необходимо, с одной стороны, учитывать данное обстоятельство, а с другой – стремиться обогащать воспитательно-развивающий потенциал этих связей и отношений. Они должны устраиваться не только спонтанно, но и преднамеренно – на основе специально организуемой деятельности. Такую деятельность целесообразно осуществлять в рамках социокультурного центра, призванного интегрировать имеющиеся в селе культурно-образовательные ресурсы и стать благоприятной средой для развития индивидуальности сельского ребенка.

Ориентация на развитие индивидуальности не является случайной. Индивидуальность – по мнению академика Е.В.Бондаревской, - это системообразующее свойство личности, придающее ей целостность. Желание стать самим собой, обрести свой образ присуще многим людям. Его можно рассматривать как мечту человека, как формулу подлинного человеческого счастья. Однако не всегда эта мечта сбывается, и многие так и не становятся самими собой. Одной и причин является недостаточно эффективная педагогическая помощь детям в развитии и раскрытии их неповторимых индивидуальностей. В то же время сельская школа обладает огромными потенциальными возможностями в поддержке и обеспечении процессов становления и проявления самобытности и уникальности ребенка. В ней надо не копировать технологии городских учреждений образования, которые часто дают сбой в малочисленных классах, а искать пути и способы индивидуальностно-ориентированного взаимодействия с учащимися.

Таким образом, моделирование и построение воспитательной системы социальнокультурного центра как благоприятной среды становления индивидуальности сельского ребенка следует рассматривать в качестве стратегического развития Елнатской средней школы.

Школа осуществляет прием детей из семи близлежащих населенных пунктов.



Теоретико-методологические основы воспитательной системы
Методологическую основу по созданию воспитательной системы социокультурного центра составляет иерархическая совокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга подходов, таких как

  • системный,

  • синергетический,

  • средовой,

  • личностно-ориентированный.

В своей работе администрация и педагоги школы опираются на научные положения о сущности, структуре и развитии социально-педагогических систем (В.А.Караковский, Ю.А.Конаржевский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова и др.), публикации о возможностях и условиях влияния среды на становление личности ребенка (В.Г.Бочарова, М.П.Гурьянова, Ю.С.Мануйлов, В.Д.Семенов и др.).

Воспитательная система образовательного учреждения развивается в соответствии с законом РФ «Об образовании», Концепцией духовно –нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Конвенцией о правах ребенка, федеральных законов в сфере образования, Устава и Программой развития школы.



Содержание воспитания


Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-предметной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство. Развитие воспитания в системе образования России в последние годы стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования России, органов управления образованием субъектов РФ, образовательных учреждений.

Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.

Воспитательная система создается и развивается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности, как воспитанника, так и педагога.

Анализ условий функционирования образовательного учреждения позволил сформулировать цель воспитательной работы.


Целевые ориентиры воспитательной системы
Цель: формирование образованного, нравственно и физически здоровой и социально активной и компетентной личности, гражданина России.

Для её достижения решены следующие задачи:



  1. Разработка и апробация нормативно-правовые и организационно-методические основы функционирования социокультурного центра.

Действия по решению этой задачи:

  • составление временного Положения о социокультурном центре;

  • выявление культурно-образовательных ресурсов социальных партнеров;

  • создание координационного совета как коллегиального органа управления жизнедеятельностью социокультурного центра;

  • разработка и реализация программы совместных действий по формированию культурно-образовательного пространства.

  1. Выявили и используем в работе педагогического коллектива школы индивидуальностно-оринтированные формы, методы и приемы обучения и воспитания учащихся.

Действия по решению этой задачи:

  • создание творческих лабораторий учителей по разработке и апробации форм и способов организации индивидуальностно-ориентированного педагогического взаимодействия;

  • организация постоянно действующего психолого-педагогического семинара «Развитие индивидуальности ребенка в процессе воспитания и обучения»;

  • проведение открытых учебных и внеучебных занятий, в процессе подготовки и проведения которых используются индивидуальностно- ориентированные педагогические средства;

  • описание и систематизация форм, приёмов и методов, способствующих формированию индивидуальности учащихся;

  • установление контактов с образовательными учреждениями и научно-методическими центрами, разрабатывающими аналогичные проблемы.

  1. Предоставление каждому ребенку, исходя из его потребностей, интересов и способностей, возможность реализовать себя и проявить сою индивидуальность.

Действия по решению этой задачи:

  • организация мониторинга для изучения потребностей, интересов и способностей школьников;

  • разработка образовательной программы, в которой будут в максимальной степени учтены образовательные запросы детей и их родителей;

  • создание кружков, клубов, секций, межвозрастных творческих объединений на базе школы и её социальных партнеров;

  • расширение культурно-образовательного пространства развития детей посредством организации на основе компьютерных технологий дистанционного дополнительного образования школьников, проведение совместных мероприятий с учащимися других школ, совершения экскурсионных поездок и туристических походов;

  • разработка годового цикла дел, направленных на выявление и развитие творческих способностей учащихся, на презентацию их личностных достижений;

  • составление программы диагностики процесса становления индивидуальности ребенка.

Базовыми принципами воспитательной работы нашей школы являются:





Принцип



Содержание

Принцип гуманности

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса, создание атмосферы заботы о физическом и нравственном здоровье ребенка.


Принцип персонификации

Персонификация понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.


Принцип природосообразности

Ясное понимание возможностей учеников, учет возрастных, психологических, физиологических особенностей детей.


Принцип культуросообразности

Человек находится в центре культуры, и сама культура является его творением, поэтому необходим учет условий, в которых находится человек, а также культуры общества.

Принцип деятельности

Развитие человека осуществляется при активном взаимодействии с окружающим миром, в деятельности, происходит нравственное становление личности, формируется отношение к окружающим людям, миру, к самому себе.


Принцип демократизма

Формирование правового пространства школы и создание эффективной системы управления, включающей учителей, учащихся родителей, общественности.

Принцип целостности

Предполагает взаимодействие всех субъектов и направлений образовательной деятельности.

Успешной реализации концепции воспитания способствует разработанная Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся среднего и старшего звена «Новое поколение», где отражены цели, задачи, направления работы, этапы и методы реализации мероприятий по развитию воспитательной системы школы; скоординированность действий всех участников образовательного процесса: администрации, классных руководителей, родителей и учащихся.

Воспитательная система – это открытая система, консолидирующая все имеющиеся социальные институты вокруг решения ее задач.

Для воспитательной системы характерны: развитие, ориентация учащихся и учителей на творчество, глубокая интеграция основного и дополнительного образования, благоприятный психологический климат, представление права выбора, поиск личностно-ориентированных технологий и форм воспитания.

К системообразующим видам деятельности можно отнести познавательную, исследовательскую, творческую и досуговую деятельность.

Воспитательная система играет существенную роль в развитии личности.

Управление воспитательной системой – это особое управление, оно глубокое и многоаспектное. Управление осуществляется системой в целом и каждым ее компонентом в отдельности с учетом его своеобразия.

  1. Система организации воспитательной работы.

Содержание воспитательного процесса структурируется через предметную, межпредметную, и внеурочную сферы.



Предметная сфера деятельности предполагает изучение предметов инвариантного, регионального и школьного компонента. Она призвана решать задачи не только по формированию знаний, умений и навыков, предусмотренных требованиями Стандарта, но направлена на решение воспитательных задач: формированию нравственных качеств, активной жизненной и гражданской позиции, чувства гордости за русскую культуру, овладение коммуникативными навыками – другими словами, предполагает всестороннее гармоничное развитие личности через предметы.

Межпредметная – предполагает воспитание гражданина через формирование базовых ценностей при преподавании всех предметов учебного плана, широкое использование межпредметных связей, интегрированных уроков.

Внеурочная сфера направлена на решение задач по формированию физически и психически здоровой личности, социализацию и профориентацию, патриотическое воспитание.

Реализуется сфера через факультативы, организацию внеурочной деятельности.



Формы, обеспечивающие доступность и открытость

информации о состоянии образования в школе

  • заседания общешкольного родительского комитета;

  • общешкольные родительские собрания;

  • стенды «Школьная жизнь», «Мозаика»

  • школьную газет «Неугомонный улей»;

  • отчет администрации школы о проделанной работе на расширенном педсовете;

  • размещение на сайте школы материалов о деятельности школьного коллектива.



Формы изучения общественного мнения:

социологические опросы, анкетирование, мониторинг по вопросам обучения и воспитания, конференции, публичный доклад школы.



Формы участия родительской общественности в управлении школой:

общешкольные и классные родительские собрания, общешкольные и классные родительские комитеты, родительские конференции, Совет профилактики, Управляющий совет.



Ученическое объединение «Школьная страна»
Школьное самоуправление – это совместная и в то же время самостоятельная жизнь ученика в школе, ученическом коллективе. Оно обеспечивает условия для индивидуального развития, полную самореализацию во внеурочной деятельности, учитывает личностные достижения ученика, стимулирует их творческую активность, формирует у учащихся сознательное и ответственное отношение к своим правам и обязанностям. Через школьное самоуправление формируется свободная, инициативная, творческая личность.

Структурным элементом управления учебно-воспитательным процессом является школьное самоуправление.

Ученическое объединение «Школьная страна» возглавляется Председателем, который избирается путем голосования школьников сроком на один год.

Высшим органом ученического самоуправления является «Ассамблея школы»



Основной задачей развития системы школьного самоуправления является вовлечение максимально возможного количества учащихся в работу органов школьного и классного самоуправления, формирование лидерских качеств, активной жизненной позиции, предоставление возможностей самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности.
Критерии эффективности воспитательной работы


  • Ценностные ориентации учащихся;

  • Уровень воспитанности;

  • Уровень обученности;

  • Уровень сохранности здоровья учащихся;

  • Степень удовлетворенности образовательным процессом всеми его участниками;

  • Достижения учащихся.

Основные принципы построения жизнедеятельности

социокультурного центра и образовательного процесса в нем
Деятельность, общение и отношения в социокультурном центре строятся на следующих основополагающих идеях-принципах:

  1. Идея направленности педагогической деятельности на обеспечение процесса поиска и постижения ребенком своего образа.

  2. Идея интеграции культурно-образовательных ресурсов в селе как решающего обстоятельства для формирования благородной среды развития индивидуальности учащихся.

  3. Идея доминанты в мотивационно - ценностной и поведенческо-деятельностной сферах бытия отдельного индивида и школьного сообщества в целом как важнейшего становления их уникальности.

  4. Идея творчества, свободы, выбора и успеха как ведущих характеристик индивидуальной совместной деятельности.


«Школа – социокультурный центр»
Таким образом, школа пытается максимально использовать возможности социокультурной среды для более эффективной реализации воспитательных задач.
Критерии, показатели и способы изучения

эффективности воспитательной системы


Критерии эффективности воспитательной системы

Показатели

Методики

изучения

1. Сформированность индивидуальности обучающегося школы

1. Самоактуализированность личности об учающегося

Дневник достижений учащихся, метод анализа личностных достижений детей

2. Нравственная направленность

Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», педагогическое наблюдение.

3. Креативность личности учащегося

Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), метод экспертной оценки продуктов творческой деятельности учащихся

4. Самоэффективность личности учащихся

Тест на определение самоэффективности (русская версия Р.Шварцера и М.Ерусалема)

II. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами воспитательного процесса

1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе

Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

2. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе.

Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в общеобразовательном учреждении»

3. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в школьном коллективе

Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой общеобразовательного учреждения»



ПРОГРАМА РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Программа воспитания представляет собой содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности педагогов по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своего Отечества, как личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, уважающего культурные и духовные традиции народа Российской Федерации.

С сентября 2010- май 2015 школа работает по программе духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся «Новое поколение».


Программа «Новое поколение» состоит из разделов:
- «Я и Мир»;
- «Святыни Отечества»;
- «Семья и школа»;
- «Живая планета»;
- «Школа- Центр здоровья»;
- «Мир творчества»;
- «Путь в профессию».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Образование может осуществляться эффективно, если станет развивающей средой для личности. В этой среде личность приобретает качества, необходимые и достаточные для успешного бытия в системе объектов мира и общества, сознательного и адекватного определения среди них себя и участия в процессах их развития.



   Концепция воспитательной работы «Школа – социокультурный центр» подразумевает, что школа создает условия для самореализации и самоутверждения учащихся, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению, культурному росту и гражданской зрелости. Ведь ребенок в процессе своей жизнедеятельности развивается не только физически, психически и т. д., но и социально. Причем все виды его развития проявляются в его социальном взаимодействии не только с окружающим социумом в школьном возрасте, но и с обществом в целом, когда он «выйдет в большую жизнь». Качество этого взаимодействия и есть результат воспитания.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница