Пояснительная записка в настоящее время отмечается рост числа детей, имеющих нарушения в речевом развитии. Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на психическое развитие ребенка в целом, отражаются на его деятельности



Дата07.06.2016
Размер0.6 Mb.
c:\users\сканы\2016-02-19\изображение0007.jpg

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………….. 2

1.1.Направленность ………………………………………………… 2

1.2.Актуальность ……………………………………………………. 3

1.3.Цели …………………………………………………………….3

1.4.Задачи ……………………………………………………………4

1.5.Принципы ………………………………………………………….4

1.6.Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР), и ОНР IV уровнем речевого развития ……………………4

1.7.Возраст обучающихся …………………………………………….5

1.8.Количество обучающихся ……………………………………….5

1.9.Форма и режим занятий ……………………………………… 5

1.10. Структура учебного занятия …………………………………. 5

1.11.Аттестация обучающихся ………………………………………6

1.12.Ожидаемые результаты ……………………………………… 7

2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ……………………………………… 7

2.1.Содержание программы ………………………………………….7

2.2.Методическое обеспечение программы ……………………… 9

2.3.Дидактические материалы ……………………………………….10

2.4. Условия реализации………………………………………………11

2.5.Список литературы ………………………………………………12




1.Пояснительная записка

В настоящее время отмечается рост числа детей, имеющих нарушения в речевом развитии. Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на психическое развитие ребенка в целом, отражаются на его деятельности, поведении. Дети с речевыми нарушениями составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие становится сегодня неотъемлемой целью деятельности любой образовательной системы. Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связывается с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация.

Своевременное начало коррекционно-логопедического воздействия позволяет обеспечить наилучший прогноз преодоления недостатков в речевом развитии и вторичных психических нарушений, способствует эффективности образовательного процесса в дошкольный и школьный период.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), обучение детей по коррекционно-развивающим программам в дошкольном возрасте способствует не только устранению речевых нарушений, но и формирует устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения.

Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции детей с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.


1.1 Направленность

Существующие программы по коррекции нарушений речи направлены на работу с детьми определённой возрастной категории, имеющих сходные речевые нарушения, ежедневно посещающих образовательные организации.

Так как дети, посещающие индивидуальные занятия учителя-логопеда дошкольного учреждения №4, имеют неоднородный состав по всем критериям (возраст, интеллектуальное развитие, речевое нарушение), то возникла необходимость разработки рабочей программы логопедического сопровождения детей дошкольного возраста.

Рабочая программа логопедического сопровождения детей дошкольного возраста «Говорим правильно» представляет систему занятий коррекционно-логопедической направленности.

Основой разработки программы «Говорим правильно» явились следующие коррекционно-развивающие программы:


  • программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина);

  • программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова);

  • программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении – (Л. В. Лопатина, Г. Г. Голубева, Л. Б. Баряева).

1.2.Актуальность.

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи в первую очередь дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У 16,7% будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии (Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка.

Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.
1.3.Цель подпрограммы.

Освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами и оказание специализированной консультативно-диагностической помощи родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста с нарушениями речи различного генеза.


1.4.Задачи.

  1. Обеспечение своевременного выявления детей с речевыми нарушениями.

  2. Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности.

  3. Разработка и реализация индивидуально-ориентированных планов коррекционной работы посредством организации индивидуальных занятий для детей с нарушениями в речевом развитии.

  4. Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.

  5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

1.5.Принципы

Для реализации поставленных задач следует придерживаться следующих дидактических принципов (как устойчивых требований и исходных положений для успешного обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями):

• принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

• принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

• принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

• деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.



1.6. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР), и ОНР IV уровнем речевого развития

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

К ОНР IV уровня отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.

Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.

Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и ОНР IV ур. строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФФНР и ОНР IV ур.), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

1.7.Возраст обучающихся.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста.



1.8.Количество обучающихся.

В соответствии с договорами заключенными с родителями.



1.9. Форма и режим занятий

Занятия проходят индивидуально. Курс обучения рассчитан на 70 занятий по 2 занятия в месяц с сентября по май включительно, согласно требованиям СанПиНа, длительность одного занятия от 15 до 25 минут в соответствии с возрастом детей.

Материал структурирован по уровню речевого развития детей (в зависимости от тяжести речевого дефекта, возраста, интеллектуального развития детей логопед может варьировать использование материала.

1.10.Структура занятия

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:


  • совершенствование мимической моторики.

  • совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).

  • развитие артикуляционного и голосового аппарата;

  • развитие просодической стороны речи;

  • формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;

  • уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;

  • формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

  • развитие диалогической и монологической речи.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
1.11. Аттестация обучающихся.

Результативность логопедической работы отслеживается через диагностические исследования с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, таблицах «Экран звукопроизношения» (отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка), «Мониторинг развития лексико-грамматического и фонематического строя речи».

На основании диагностики принимается решение:


  • о прекращении логопедической работы с ребёнком (речевое развитие ребёнка соответствует возрасту);

  • об изменении её характера (направление ребенка с согласия родителей на территориальную ПМПК с целью продолжения коррекционной работы;

  • о продолжении логопедической работы (рекомендации родителям о продолжении занятий на логопедическом пункте учреждения в следующем учебном году).

1.12. Ожидаемый результат.

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:



  • ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;

  • ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

  • ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу.

2.Учебно-тематический план

2.1. Содержание программы

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного с речевой патологией.

Содержание подпрограммы представляет собой целостную многоуровневую систему деятельности учителя-логопеда в рамках Дошкольного учреждения и раскрывает специфику содержания работы с детьми, имеющих различную структуру и различные механизмы нарушения речи.

В программе можно выделить III этапа коррекционной работы.


Этапы

Содержание

Исходно-диагностический

Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей речевого развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей.

Коррекционно- образовательный

Реализация индивидуально ориентированных планов коррекционной работы, организация индивидуальных занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;

Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.



Контрольно-диагностический

Внесение необходимых изменений в процесс сопровождения детей с речевым недоразвитием, корректировка условий и форм обучения.

Задачи исходно-диагностического этапа:


  1. Исследование состояния речевых и неречевых функций, уточнение структуры речевого дефекта, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте, изучение индивидуально-типологических особенностей ребенка.

  2. Разработка индивидуально–ориентированного плана коррекционной работы на каждого ребёнка.

  3. Индивидуальное консультирование родителей.

Обследование состояния речевого развития детей дошкольного и возраста в условиях Дошкольного учреждения и предусматривает использование следующих материалов:

  • методики логопедического обследования;

  • наглядного материала, используемого в ходе процедуры обследования;

  • речевой карты, позволяющей провести анализ результатов.

Для диагностики уровня речевого развития детей используется пособие О.А. Безруклвой, О.Н. Коленковой. «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста». В альбоме представлен иллюстрированный материал для обследования устной речи детей дошкольноговозраста. Пособие состоит из 6 частей: обследование звукопроизношения; фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений; слоговой структуры слов; словаря; грамматического строя речи; самостоятельной речи.

Результаты диагностики фиксируются в речевую карту (Приложение 1). В соответствии с ними разрабатывается индивидуально-ориентированный план коррекционной работы. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

Информационно – просветительская работа с родителями на этом этапе предусматривает знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения.

Задачи коррекционно- образовательного этапа:


  1. Преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности).

  2. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам речевого развития детей.

Задача контрольно-диагностического этапа:

  1. Подведения итогов коррекционно-развивающей работы.

  2. Определение дальнейших коррекционно-образовательных перспектив детей.

2.2. Методическое обеспечение программы

Нарушения в речевом развитии детей, получающих коррекционную помощь в Дошкольном учреждении, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие является следствием несформированности процессов восприятия звуков речи и, третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.

На данном этапе выделяется 3 раздела:


  • формирование произносительной стороны речи;

  • восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка и их дальнейшее совершенствование;

  • развитие самостоятельной фразовой речи.

По каждому разделу разработан примерный перспективный план, он детализируется в тематическом планировании, в зависимости от контингента детей с нарушениями речи (Приложение 3).

Характер логопедической работы с детьми с различными речевыми нарушениями может сильно отличаться, поэтому в каждом разделе отражено примерное перспективное планирование работы в зависимости от речевого диагноза: ОНР, I,II, III, уровня речевого развития, ФФН, ФД. Логопед может варьировать использование материала, исходя из уровня актуального развития.

Содержание I раздела коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР совпадает с направлениями работы с детьми с ФФН и ФД.

Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи предусмотрен II раздел коррекционного обучения.

III раздел коррекционного обучения предназначен для работы с детьми с общим недоразвитием речи и частично для детей с ФФН.

Оптимальная организация коррекционного обучения предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем, над развитием самостоятельной фразовой речи, т.е. работа, идёт параллельно по 3 разделам.

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед проводит работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания.

2.3.Дидактический материал.

На каждого ребёнка оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, полученных на занятиях. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются родителями.

Учитывая, что ребёнок занимается дома под руководством родителей, учитель-логопед использует в качестве методической помощи родителям систему карточек для автоматизации звуков.

При составлении карточек использовались методические материалы, предложенные в пособиях Богомоловой А.И., Перегудовой С., Османовой,Г.А., КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В.

Система карточек для автоматизации звуков представляет собой прономерованные специальные задания и упражнения для самостоятельной работы, в которых материал сгруппирован в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове и сложности слоговой структуры слов и звуков, вызывающих затруднения в произношении.

Материал заданий и упражнений распределен на 2 уровня сложности. В зависимости от тяжести речевого дефекта и возраста ребенка логопед, по своему усмотрению, может использовать материал как из одного уровня, так и из разных. Это позволяет организовать работу, исходя из уровня актуального речевого развития ребенка.

Система карточек используется и при развитии фонематического слуха, и при обогащении их словарного запаса. Как известно, расширение артикуляторных возможностей и лексического запаса помогают детям усвоить также и грамматический строй родного языка, морфемный состав словоформ, овладеть навыками словоизменения и словообразования.

Картотека может быть использована и для уточнения звукослоговой структуры слова, так как слова на карточках сгруппированы по степени усложнения.

В ходе работы над автоматизацией звука с использованием словосочетаний ребенку даются различные задания, в том числе по составлению предложений с данным словосочетанием. Продуктивные умения и навыки способствуют развитию связной речи и активизации словаря детей. Тексты содержат познавательный материал.

Для закрепления навыков звукопроизношения используются задания, которые выполняются ребенком совместно с родителями. Для родителей используется составленная автором картотека методических рекомендаций, направленных на формирование у детей грамматического строя речи.

Задания содержат упражнения и игры, которые можно провести с детьми для усвоения ими основных грамматических категорий русского языка. Эти задания рассчитаны, прежде всего, на тех детей, у которых возникли наиболее серьезные проблемы в усвоении грамматики. Задания даются как выборочно, учитывая те грамматические категории, при усвоении которых у детей возникли проблемы, так и подряд, но с учетом задач коррекционно-развивающей работы с ребёнком. В каждом задании приведен (в качестве примера) оптимальный объем дидактического материала. Можно предложить родителям подбирать дополнительный материал самостоятельно по аналогии.

Карточки разработаны в соответствии с тематическим планом. В них содержится материал физкульминуток, пальчиковой гимнастики, речевой материал по изучаемой лексической теме.

Карточки при необходимости могут быть размножены с помощью ксерокса или предоставлены родителям в электронном варианте.

2.4. Условия реализации программы

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать:

- экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и крупой);

— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей. Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:

1.Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.

Она представлена шкафами и стеллажами и содержит следующие разделы:


  • Материалы по обследованию речи детей;

  • Методическая литература по коррекции речи детей;

  • Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;

  • Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;

  • Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, пластиковых контейнерах, папках и конвертах).

2.Информационная зона для педагогов и родителей

Она расположена на стендах («Советы логопеда»): в коридоре, в групповых приемных обновляется регулярно. В логопедическом кабинете имеется подборка популярных сведений о развитии и коррекции речи детей.



  1. Зона индивидуальной коррекции речи.

Здесь располагаются зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеется приспособление для мобильного расположения наглядного материала, используемого на индивидуальном занятии (изображения основных артикуляционных упражнений, звуковых профилей и т.п.). По бокам зеркала располагаются металлические основы для размещения наглядности на магнитной основе (магнитная азбука, магнитные пазлы и т.п.)

Рабочая программа логопедического сопровождения детей дошкольного возраста «Говорим правильно» в рамках деятельности Дошкольного учреждения является важной составной частью комплексной психолого - медико-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей с проблемами в развитии. Результатами реализации данной программы является коррекция речевого развития ребёнка в соответствии с возрастной нормой и учетом индивидуальных особенностей, его успешная социализация в среде сверстников.

2.5.Список используемой литературы

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.:Детство – ПРЕСС, 2007.

  2. Баскакина И.В. Лынская М.И. Логопедические игры. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.

  3. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.

  4. В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.. "Гном-Пресс" М:1999

  5. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. М., 1999.

  6. Гегелия Н.А.Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. М., 2001

  7. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. "Владос" М: 1999г.

  8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
    К 74 Дидактический материал по коррекции произношения звуков : Издательство ГНОМ и Д, 2001. -48с. (Практическая логопедия.)

  9. Лопатина Л. В., Голубева Г. Г.,. Баряева Л. Б. Программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении –

  10. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи СПб.:Детство – ПРЕСС, 2004

  11. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. "Айрис-Пресс" М: 2007

  12. Перегудова С, Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков. Санкт-Петербург 2008

  13. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

  14. Сухин И. Г. Этот трудный звук «С». Чистоговорки, наоборотки, запрятки. Пособие по развитию речи. — Ярославль: Академия развития, 2007.

  15. Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для "непослушных" звуков. "Академия развития" Ярославль: 2002

  16. Успенская Л.П., М.В.Успенский Учитесь правильно говорить."Просвещение" М:1992

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008г.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница